Smirnova Zhanna Venediktovna, associate Professor (e-mail:z.v.smirnova@mininuniver.ru) Ekaterina E. Gruzdeva, master's degree student
Nizhegorodsky state pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University, Nizhny Novgorod, Russian Federation (e-mail: gru1234@yandex.ru)
STRATEGIC PLANNING OF URBAN DEVELOPMENT OF NIZHNY NOVGOROD
Abstract. This article reveals the development of urban planning in Nizhny Novgorod on the example of strategic planning and the implementation of a master plan for the city. Keywords: planning, urban planning, enterprise, strategic planning.
УДК 331.445
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент (e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Макеева Анастасия Владимировна, к.п.н., доцент
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Институт пищевых технологий и дизайна, г. Княгинино, Россия
(e-mail: an.v.makeeva@yandex.ru)
Статья рассматривает технологию организации проектной деятельности студентов. Основываясь на требованиях компетентностного подхода, современные высшие школы должны выстраивать процесс обучения так, чтобы приблизить условия вуза к реальным профессиональным условиям. Поэтому в статье акцентировано внимание на проектном обучении как на одном из элементов, необходимых для формирования самостоятельного выпускника, готового к профессиональной деятельности. Предложены условия, способствующие формированию навыков проектной деятельности. Определены методы преподавания, которые необходимы в организации проектной деятельности.
Ключевые слова: высшая школа, проектная деятельность, выпускник, студент, компетентностный подход.
Введение
Современное высшее образование реагирует на потребность общества в высококвалифицированных кадрах, хорошо подготовленных к осуществлению профессиональной деятельности сразу после выпуска, не требующих переобучения. Поэтому новая образовательная парадигма, основывающаяся на компетентностном подходе, заставляет изыскивать высшие
школы продуктивные способы формирования самостоятельных, творческих, конкурентоспособных выпускников, способных осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне [4, 5, 7]. Применение проектной деятельности, отвечающей всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, способно решить вопрос качественной подготовки студентов.
Методика исследования
В процессе работы для рассмотрения технологии организации проектной деятельности студентов нами была проанализирована специальная литература по теме.
Результаты и обсуждение
Неотъемлемым элементом высшего образования является компетентно-стный подход, благодаря которому высшие учебные заведения выстраивают обучение, приближая аудиторные условия к реальным профессиональным [1, 2, 3]. Выполнение студентами проектов в этих условиях заставляют их мыслить самостоятельно, творчески, обеспечивая конкурентоспособность будущих выпускников на рынке труда [6, 8, 10]. Однако заметим, успех от выполнения проектной деятельности зависит от грамотного ее построения.
Современная педагогика представляет проектную деятельность направленной не только на приобретение фактических знаний, но и на их применение [9, 14]. Сегодня высшие учебные заведения занимаются поиском возможностей построения и проектирования такой системы деятельности, которая бы формировала в студентах желание самореализации личностного потенциала [11, 12, 15].
Среди условий, которые будут способствовать формированию навыков проектной деятельности мы выделяем следующие:
- принятие во внимание психофизиологических особенностей обучающихся;
- создание педагогом предпосылок для внутренних мотивов к изучению дисциплины, потребности в получении новой информации [13, 16, 17];
- разнообразие тем проектов, соответствующих потребностям студентов [18, 20, 23];
- формирование у обучающихся умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции;
- поступательное усложнение требований к реализуемым проектам.
Методологическая основа проектной деятельности представляет собой
развивающую концепцию личностно-ориентированного обучения.
Идеи, являющиеся фундаментом проектной деятельности выступают как технология обучения, основанная на сочетании различных видов деятельности. Проектной деятельности необходимо придавать проблемный характер для выработки студентами навыков решения задач нестандартным способом и принятия на себя ответственности за собственную деятельность.
Для формирования конструктивного грамотного мышления у обучающихся необходимо комплексное использование разнообразных методов преподавания, таких как:
- проблемное изложение;
- исследовательские методы;
- частно-поисковые;
- дедуктивные [19, 21, 22].
Данные методы формируют самостоятельность студентов как в аудиторных, так и внеаудиторных условиях.
К компонентам проектной деятельности как дидактического метода следует отнести: наличие социально-значимой проблемы; планирование действий по ее решению; поиск информации; наличие готового продукта как результата работы; его презентация.
Выводы и заключение
Проектная деятельность способствует наибольшей эффективности обучения, дает возможность самостоятельного и творческого решения задач. В результате чего учебное заведение формирует грамотного выпускника, готового к осуществлению профессиональной деятельности сразу после выпуска. Соблюдение указанных нами условий для организации проектной деятельности будет способствовать наилучшему усвоению обучающимися материала, увеличению качества подготовки студентов.
Список литературы
1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.
2. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.
4. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.
5. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
6. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
7. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
8. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
9. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechan-
ics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
11. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В. А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
12. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегаю-щих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.
13. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
14. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
15. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К. А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016.Т. № 2 (15). С. 83-86.
16. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
17. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.
18. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
19. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
20. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Роль вебинаров в подготовке специалистов в сфере жкх: эфективный опыт обучения специалистов в сфере ЖКХ//Вестник Мининского университета. -2015. -№ 4 (12). -С. 23.
21. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
22. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
23. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.
Smirnova Zhanna Venediktovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Makeeva Anastasia Vladimirovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
State Educational Institution of Higher Professional Education Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia TECHNOLOGY OF THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS
The article considers the technology of organizing students' project activities. Based on the requirements of a competence-based approach, modern higher education institutions should build the learning process in such a way as to bring the conditions of the university closer to the real professional conditions. Therefore, the article focuses on project training as one of the elements necessary for the formation of an independent graduate, ready for professional activity. Proposed conditions conducive to the formation of skills of project activities. Defined teaching methods that are needed in the organization of project activities.
Key words: high school, project activities, graduate student, competence approach.
УДК 330.1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия (e-mail: suvorova_sd@mail.ruj Теванян Анна Михайловна, аспирант Дипломатическая академия Министерства иностранных дел
Российской Федерации (e-mail: ladyanna4@yandex.ru)
В статье рассмотрены особенности современного общества в период становления «экономики знаний» сучетом возрастания роли интеллектуальных ресурсов в общественном производстве. Авторами раскрыты содержание, структураи особенности интеллектуальных ресурсов, выявлено их влияние на развитие современной экономики,а также проведен сравнительный анализ их традиционной и интеллектуальной экономической формы.
Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы; знания; информация; интеллектуальный капитал.
В эпоху индустриального развития общества для создания любой продукции необходимо наличие физических ресурсов: сырья, комплектующих, энергии и др., чем и определяется ее созданная стоимость[1]. Сегодня современное производство представляет собой преимущественно нематериальное воздействие на материальные ресурсы [2], и его основной характеристикой является использование интеллектуального потенциала. Как следствие, традиционное материальное производство становится вторичным по отношению к производству, базирующемуся на информации и знаниях.