Научная статья на тему 'Применение различных форм информационно- коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства'

Применение различных форм информационно- коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / цифровое образовательное пространство / процесс обучения / электронные курсы / information and communication technologies / digital educational space / learning process / electronic courses

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Анастасия Владимировна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важнейших факторов, оказывающих большое влияние на качество образования. Статья раскрывает формы информационно-коммуникационных технологий, которые применяются в современных высших учебных заведениях в условиях цифрового образовательного пространства. Указываются задачи применения ИКТ в образовании. Выделяется несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ, среди которых: мотивационный, содержательный, учебно-методический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Анастасия Владимировна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF VARIOUS FORMS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL SPACE

Information and communication technologies are one of the most important factors that have a great influence on the quality of education. The article reveals the forms of information and communication technologies that are used in modern higher education institutions in the digital educational environment. The tasks of ICT application in education are indicated. There are several aspects of the use of various educational ICT tools, including: motivational, informative, educational and methodical.

Текст научной работы на тему «Применение различных форм информационно- коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства»

The directions on which the practice-oriented approach should be implemented to achieve the best results are determined. We describe the approaches to the training we are considering, which are interrelated and complement each other. The end result of using a practice-oriented approach is highlighted.

Key words: practice-oriented approach, vocational education, practice, practice-oriented training, competence.

УДК 331.445

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Макеева Анастасия Владимировна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Институт пищевых технологий и дизайна, г. Княгинино, Россия

(e-mail: an.v.makeeva@yandex.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru)

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важнейших факторов, оказывающих большое влияние на качество образования. Статья раскрывает формы информационно-коммуникационных технологий, которые применяются в современных высших учебных заведениях в условиях цифрового образовательного пространства. Указываются задачи применения ИКТ в образовании. Выделяется несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ, среди которых: мотивационный, содержательный, учебно-методический.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровое образовательное пространство, процесс обучения, электронные курсы.

Введение

Информационно-коммуникационные технологии прочно закрепились во всех сферах жизни общества. Образование не стало исключением, поэтому ИКТ стали неотъемлемой частью современного процесса обучения. Положение об использовании цифровых технологий закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах. За счет их использования образовательный процесс получает ряд преимуществ, например, таких как мобильность студентов, развитие их самостоятельности. Кроме того, стоит упомянуть, что доля самостоятельной работы обучающихся увеличивается, снижается количество аудиторной нагрузки, поэтому использование

цифрового пространства как нельзя лучше организует условия для качественного обучения, поскольку преподаватель, находясь на удалённом расстоянии, может контролировать выполнение заданий и корректировать траекторию обучения каждого студента.

Методика исследования

В работе для анализа применения форм информационно-коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства мы применяли подбор и анализ соответствующей литературы.

Результаты и обсуждение

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой совокупность методов, процессов и программно-технических средств для сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах пользователей [1, 5, 10].

ИКТ нацелены на решение следующих задач:

- развитие системного мышления студентов;

- поддержка различных видов познавательной деятельности обучающихся [2, 3, 9];

- индивидуализация и сохранение целостности учебного процесса [4, 6,

7].

Формы использования бывают аудиторные и внеаудиторные.

Выделим несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

- мотивационный. У студентов проявляется больший интерес и формируется положительная мотивация за счет учета их индивидуальных возможностей и потребностей, широкого выбора форм, темпов и уровней проведения занятий [8, 11, 13];

- содержательный. Возможности ИКТ достаточно широки и могут использоваться для построения интерактивных таблиц, плакатов и других различных цифровых образовательных ресурсов, для создания тренажеров для домашней работы студентов [12, 22, 23];

- учебно-методический. Ресурсы, представленные в электронной форме могут использоваться как учебно-методическое сопровождение образовательного процесса. Например для закрепления усвоенных знаний или для контроля качества знаний через тестирование [14, 16, 20].

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важнейших факторов, оказывающих большое влияние на качество образования. Данному вопросу посвятили свои работы такие ученые как Ю.С. Брановский, А.Г. Гейн, А.П. Ершов. Педагогическими исследованиями в сфере высшего образования по данной теме занимались И.И. Пашков, М.Я. Жилина.

ИКТ мотивирует студентов к творческой учебной деятельности. Среди самых популярных форм применения информационно-коммуникационных технологий выделяют электронные курсы; организацию различных видов

занятий (лекционные, семинарские, практические) с применением современного аппаратного и программного обеспечения [15, 17]. Применяются мультимедийные лекции, виртуальные лаборатории, экскурсии [18].

Для студентов разработаны целые электронные курсы, к которым они имеют возможность обратиться в любой момент времени [19, 21]. Это является определённым преимуществом перед традиционным образованием. Дистанционное обучение дает доступ к материалам всем студентам, в том числе и тем, которые не могут присутствовать на занятиях лично [20]. Таким образом, они не теряют возможности получить качественное образование. Преподаватель, к примеру, может создать кейсовое задание на своем курсе и предложить его студентам. При этом обучающиеся могут решать его как в групповой форме, общаясь через инструменты, предоставляемые электронной платформой, на которой расположен курс, так и индивидуально. ИКТ технологии предоставляют возможность сдавать зачеты и экзамены в электронной форме. Такой процесс можно реализовать использовав Skype.

Выводы и заключение

Нами было проанализировано применение нескольких форм информационно-коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства. В результате чего мы пришли к выводу о важности их широкого использования, поскольку они представляют обучающимся специальные возможности для активации их мыслительной деятельности, развития самостоятельности и творческой составляющей.

Список литературы

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

2. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.

4. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.

5. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.

6. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

7. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

8. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

9. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

11. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В. А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

12. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегаю-щих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

13. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

14. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

15. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016.Т. № 2 (15). С. 83-86.

16. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

17. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.

18. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.

19. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

20. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Роль вебинаров в подготовке специалистов в сфере жкх: эфективный опыт обучения специалистов в сфере ЖКХ//Вестник Мининского университета. -2015. -№ 4 (12). -С. 23.

21. . Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

22. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

23. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.

Makeeva Anastasia Vladimirovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor State Educational Institution of Higher Professional Education Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Smirnova Zhanna Venediktovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia APPLICATION OF VARIOUS FORMS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL SPACE Abstract.

Information and communication technologies are one of the most important factors that have a great influence on the quality of education. The article reveals the forms of information and communication technologies that are used in modern higher education institutions in the digital educational environment. The tasks of ICT application in education are indicated. There are several aspects of the use of various educational ICT tools, including: motivational, informative, educational and methodical.

Key words: information and communication technologies, digital educational space, learning process, electronic courses.

УДК 364

СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА РЫНОК ТРУДА СТУДЕНТОВ ВУЗА Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент

(e-mail: mineevaolga@gmail.com) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: masha.proh@mail.ru)

В статье представлены результаты изучения стратегий выхода студентов вуза на рынок труда. Дано описание типов стратегий выхода на рынок труда в зависимости от активности студента, широты его интересов и уровня профессиональных притязаний. Указано распределение студентов по курсам в соответствии с выбранной стратегий выхода на рынок труда. Сделаны выводы о необходимости развития программ дополнительного образования, формирования гибких учебных планов и сотрудничества вузов с работодателями.

Ключевые слова: стратегия, рынок труда, студент, вуз, трудоустройство.

Введение

В современных условиях тенденция раннего выхода студентов, обучающихся в вузе, на рынок труда, усиливается [2, 5, 12, 17]. Для образовательных учреждений это становится фактором. Который необходимо учитывать при организации образовательного процесса, поскольку он влияет на интенсивность обучения, платежеспособность обучающихся, востребо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.