Научная статья на тему 'Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе'

Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТАКТНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВЫПУСКНИК / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / MOODLE / CONTACT INDEPENDENT WORK / HIGHER SCHOOL / GRADUATE / COMPETENCE-BASED APPROACH FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCES / SUBJECT-SUBJECT INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешугина Елена Анатольевна, Кутепова Любовь Ивановна, Белоусова Галина Александровна

Статья посвящена изучению вопросов организации контактной самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Несмотря на то, что с изменением требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования доля самостоятельной работы увеличилась и роль преподавателей в жизни обучающихся изменилась необходимость во взаимодействии преподавателей и студентов осталась прежней. Однако на сегодняшний день это взаимодействие имеет особую специфику и поэтому возникла потребность в создании новых условий для их поддержания и развития. Авторы статьи предлагают несколько технологий, наилучшим образом воздействующих на подготовку выпускников во взаимодействии с преподавателями. Среди них в первую очередь выделены электронные технологии, требования об обязательном использовании которых включает Федеральный государственный образовательный стандарт. Также отмечены технологии проблемного и проектного обучения, реализация которых способствует более успешному формированию самостоятельности студентов. Благодаря анализу научной литературы мы выявили положительные стороны использования указанных технологий для организации контактной самостоятельной работы в высшей школе, отметили принципы для достижения поставленных целей и отметили структуру контактной самостоятельной работы. Взаимодействие представленных технологий способствует интенсивному формированию компетенций у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешугина Елена Анатольевна, Кутепова Любовь Ивановна, Белоусова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF THE ORGANIZATION OF CONTACT INDEPENDENT WORK IN HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the study of the organization of contact independent work of students of higher educational institutions. Despite the fact that with the change in the requirements of the Federal State Educational Standards for Higher Education, the share of independent work has increased and the role of teachers in the lives of students has changed the need for interaction between teachers and students remains the same. However, today this interaction has a special specificity, and therefore there is a need to create new conditions for their maintenance and development. The authors of the article offer several technologies that best influence the training of graduates in collaboration with teachers. Among them, first of all, there are electronic technologies, the mandatory use of which includes the Federal State Educational Standard. The technologies of problem and project training were also noted, the implementation of which contributes to a more successful formation of students' independence. Thanks to the analysis of scientific literature, we identified the positive aspects of using these technologies for organizing contact independent work in higher education, noted the principles for achieving our goals, and noted the structure of contact independent work. The interaction of the presented technologies contributes to the intensive formation of competencies in students.

Текст научной работы на тему «Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе»

педагогические науки

Алешугина Елена Анатольевна, Кутепова Любовь Ивановна, Белоусова Галина Александровна ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТАКТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0066

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТАКТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В ВУЗЕ

© 2019

Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: [email protected]) Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Белоусова Галина Александровна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов организации контактной самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Несмотря на то, что с изменением требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования доля самостоятельной работы увеличилась и роль преподавателей в жизни обучающихся изменилась - необходимость во взаимодействии преподавателей и студентов осталась прежней. Однако на сегодняшний день это взаимодействие имеет особую специфику и поэтому возникла потребность в создании новых условий для их поддержания и развития. Авторы статьи предлагают несколько технологий, наилучшим образом воздействующих на подготовку выпускников во взаимодействии с преподавателями. Среди них в первую очередь выделены электронные технологии, требования об обязательном использовании которых включает Федеральный государственный образовательный стандарт. Также отмечены технологии проблемного и проектного обучения, реализация которых способствует более успешному формированию самостоятельности студентов. Благодаря анализу научной литературы мы выявили положительные стороны использования указанных технологий для организации контактной самостоятельной работы в высшей школе, отметили принципы для достижения поставленных целей и отметили структуру контактной самостоятельной работы. Взаимодействие представленных технологий способствует интенсивному формированию компетенций у обучающихся.

Ключевые слова: контактная самостоятельная работа, высшая школа, выпускник, компетентностный подход Федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, субъект-субъектное взаимодействие, Moodle.

TECHNOLOGIES OF THE ORGANIZATION OF CONTACT INDEPENDENT WORK IN HIGHER EDUCATION

© 2019

Aleshugina Elena Anatolievna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of foreign languages N. Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya Street, 65, e-mail: [email protected]) Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Belousova Galina Aleksandrovna, undergraduate Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev St., 9, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the study of the organization of contact independent work of students of higher educational institutions. Despite the fact that with the change in the requirements of the Federal State Educational Standards for Higher Education, the share of independent work has increased and the role of teachers in the lives of students has changed - the need for interaction between teachers and students remains the same. However, today this interaction has a special specificity, and therefore there is a need to create new conditions for their maintenance and development. The authors of the article offer several technologies that best influence the training of graduates in collaboration with teachers. Among them, first of all, there are electronic technologies, the mandatory use of which includes the Federal State Educational Standard. The technologies of problem and project training were also noted, the implementation of which contributes to a more successful formation of students' independence. Thanks to the analysis of scientific literature, we identified the positive aspects of using these technologies for organizing contact independent work in higher education, noted the principles for achieving our goals, and noted the structure of contact independent work. The interaction of the presented technologies contributes to the intensive formation of competencies in students.

Keywords: contact independent work, higher school, graduate, competence-based approach Federal State Educational Standard, competences, subject-subject interaction, Moodle.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное высшее образование строится на требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов, которые были подвержены существенным изменениям в результате смены потребностей государства и общества. На сегодняшний день в действие введен компетентностный подход, в рамках которого находятся все высшие образовательные учреждения Российской Федерации. Данные подход ознаменовал практико-ори-ентированную направленность обучения. Теперь студент должен уметь грамотно применять свои знания на практике и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям. За рубежом компетентностный подход в сфере образования действует много лет, и данная проблема ис-

следуется долгое время. Поэтому контактная самостоятельная работа организована достаточно хорошо [1]. В нашей стране, с динамично изменяющимися условиями в сфере образования, формированию самостоятельности студента с привлечением такого вида работы уделяется все большее внимание, привносится все больше современных нововведений [2]. Существует множество технологий, за счет которых обучающиеся приобретают набор компетенций и вместе с большим количеством практики становятся более самостоятельными, готовыми к нестандартному решению возникающих задач. Каждая из технологий приносит свой результат, а их совокупное воздействие улучшает образовательный процесс в целом, поэтому необходимо выявить самые действенные технологии путем анализа организации контактной

Aleshugina Elena Anatolievna, Kutepova Lyubov Ivanovna, Belousova Galina Aleksandrovna pedagogical

TECHNOLOGIES OF THE ORGANIZATION OF CONTACT INDEPENDENT ... sciences

самостоятельной работы в высшей школе [3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросами самостоятельной работы в рамках компетентностного подхода занимались такие ученые как И.А. Зимняя, П.И. Пидкасистый, В.С. Сенашенко. Опираясь на их воззрения, под самостоятельной работой мы будем понимать учебную деятельность особого рода, которая осуществляется в процессе непосредственного и опосредованного взаимодействия студентов и преподавателя на основе разработанного им дидактического обеспечения, включающего систему специальных знаний, ориентированных на освоение и развитие приемов самообразовательной деятельности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Анализ технологий организации контактной самостоятельной работы в высшей школе. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

- установить определение понятия «Самостоятельная работа»;

- выявить структуру контактной работы студента с преподавателем;

- установить сущность контактной работы в современных образовательных условиях.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Цель организации контактной работы обучающихся с преподавателем - обеспечение качества подготовки выпускников высших школ, позволяющее им осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, обладать компетенциями, способствующими их востребованности и конкурентоспособности на рынке труда [4].

Контактная работа студента с преподавателем (в том числе и с применением дистанционных технологий) включает в себя:

- занятия лекционного типа;

- занятия семинарского типа [5];

- групповые консультации [6];

- индивидуальные консультации [7].

Самостоятельная работа студента ведется по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями [8]. Контроль осуществляется в виде тестов, контрольных работ, отчетов. Весь объем самостоятельной работы должен быть подтвержден заданиями, требующими от студента ежедневной самостоятельной работы [9]. Содержание самостоятельной работы должно быть отражено в рабочей программе и в силлабусе дисциплины, если таковой имеется [10].

Современные ФГОС предусматривают обязательное использование в образовании электронных технологий в рамках компетентностного подхода, поэтому часть занятий проходит на электронных платформах, где расположены курсы, разработанные преподавателями [11]. Они содержат лекционный материал, задания и инструменты для осуществления обратной связи (чат, личные сообщения, форум) [12]. Зачастую высшие школы используют систему Moodle. Гибкая система управления и простота использования - факторы, которые позволяют Moodle выходить на первое место среди других образовательных платформ [13].

Преподаватель предоставляет информацию, используя инструменты платформы по своему усмотрению. Главное, чтобы студент смог понять для чего конкретная дисциплина и каким образом подходить к выполнению заданий [14]. Будущие выпускники, таким образом, получают полную осведомленность о дисциплине и о компетенциях, которые они могут приобрести после ее прохождения [15]. Педагог, в свою очередь, несмотря на хорошую оснащённость курса, осуществляет обратную связь через указанные выше инструменты. 254

Новостной форум

Цели задачи и образовательные результаты дисциплины С/ I Рабочая программа "м\ III - ППД I; Рабочая программа ОиПП -ЗУ Pi Инструкции по работе с ЭУМК

Индивидуальный лист учета рейтинговых баллов студента

Методические рекомендации го выполнению все* видов л форм учебной деятельности Входная анкета у* Тест для входного контроля '■'j Глоссарий Чат в рамках дисциплины

Рисунок 1- Инструменты, с помощью которых осуществляется взаимодействие между преподавателем и студентом на платформе Moodle

В рамках курса по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» преподаватель предложил студентам воспользоваться новостным форумом и чатом, но кроме этого студенты имеют возможность обратиться за консультацией к педагогу в личных сообщениях [16].

Как мы уже сказали выше, контроль со стороны преподавателя через систему Moodle осуществляется через тестирование [17]. Это наиболее распространённый способ проверки усвоенного материала. После автоматической проверки тестов преподаватель видит результаты и оперативно реагирует, обращая внимание студента на существующие пробелы в его знаниях [18]. При этом педагог и обучающийся - равноправные субъекты обучения, педагог представляет собой партнера, координатора и советчика в процессе обучения и только потом он выступает как лидер [19]. Особенность современного контактной самостоятельной работы состоит именно в таком отношении преподавателя к своим студентам.

В рамках электронных технологий часто используется технологии проектного и проблемного обучения. Самостоятельная работа студентов приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, так как стимулирует обучающихся к работе с необходимой литературой, помогает выработать навыки принятия решений [20]. В этих условиях перспективным становится решение одного большого задания коллективом из нескольких студентов [21]. Коллективный проект подразумевает распределение ролей между участниками. Каждый из них выполняет свою функцию и активно участвует в процессе решения задания. Проектные технологии обеспечивают включенность каждого обучающегося в процесс познания, помогает выработать ответственное отношение к выполнению работы, поскольку от действий каждого зависит коллективный результат [22]. На электронном курсе существует возможность обмена файлами [23]. Студенты могут сами разрабатывать план действий при поддержке преподавателя, присылая ему наработанный материал в Moodle [24-27].

Для достижения поставленных целей при организации контактной самостоятельной работы необходимо придерживаться следующих принципов:

- системности (соответствие содержания, форм, методов и средств осуществления самостоятельной работы студентов изначально поставленным целям, результаты должны отслеживаться по специальным, заранее разработанным критериям);

- модульности (содержание самостоятельной деятельности должно быть разбито на относительно самостоятельные модули, выделенные в учебной дисциплине);

- деятельности (каждый элемент самостоятельной работы должен включать студента в активную деятельность);

- управляемости (несмотря на равноправные взаимоотношения преподавателей и студентов, роль педагога остается ведущей в осуществлении управления само-

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Алешугина Елена Анатольевна, Кутепова Любовь Ивановна, Белоусова Галина Александровна ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТАКТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...

стоятельной работой. В процессе реализации каждого модуля самостоятельной работы педагог выполняет основные управленческие функции:

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В процессе работы нами были рассмотрены технологии для организации контактной самостоятельной работы в вузе. Прежде всего, мы сделали акцент на электронных технологиях, которые должны использоваться высшими учебными заведениями в обязательном порядке по требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. На их основе взаимодействие преподавателей и студентов при осуществлении самостоятельной работы последними, позволяет сохранять особую роль педагога как наставника, партнера. Контактная самостоятельная работа выходит на новый уровень. Субъект-субъектное взаимодействие предоставляет студентам широкие возможности для развития самостоятельности при достаточном для сохранения качества образования контроле со стороны педагога. Проектные и проблемные технологии с применением электронных технологий создают те самые необходимые условия для организации хорошей самостоятельной работы, давая студентам нужные инструменты для формирования общих и профессиональных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

2. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

3. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

4. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

5. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.

6. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

7. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

8. АбрамоваН. С., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Формирование коммуникативных умений магистрантов при изучении дисциплин профессионального цикла//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 17-20.

9. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.

10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

11. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

12. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

13. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

14. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

15. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.

16. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training

of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

17. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., Ваганова О.И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 213-216.

18. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.

19. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды//Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. №1. С. 43-48.

20. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

21. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.

22. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компе-тентностного подхода//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

23. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

24. Kobernyk O.M., Stetsenko N.M., Boichenko V.V., Pryshchepa S.M. Improving professional and pedagogical training of future teachers by Moodle platforms (on the example of the course "pedagogy") // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 53-58.

25. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы Moodle в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.

26. Кочеткова И.С., Терская Л.А. Опыт использования системы электронного обучения (Moodle) в общенаучных и специальных дисциплинах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 93-97.

27. Kapsargina S.A. The use of LMSMoodle to intensify the independent work of students in teaching a foreign language in a non-linguistic university //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 120-122.

Статья поступила в редакцию 09.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.