педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Попкова Алена Анатольевна, Лапшова Анна Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0070
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected]) Попкова Алена Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент Тюменский индустриальный университет (625000, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: [email protected]) Лапшова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Смена образовательных потребностей государства и общества привела к появлению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, требования которых обозначили возникновение компетентностной образовательной парадигмы. В этих рамках высшие образовательные учреждения изыскивают наиболее результативные способы формирования высококвалифицированных и конкурентоспособных бакалавров. Авторы выделяют проектировочные компетенции как одни из самых необходимых в жизни современного выпускника, поскольку через их формирование выпускник приобретает множество дополнительных навыков. Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу развития проектировочных компетенций обучающихся высших школ. На фоне необходимости сформировать у студента способность к самостоятельной, творческой деятельности, авторами раскрывается сущность проектировочных компетенций, процесс их формирования, выделяется несколько уровней их сформированности у бакалавров. Высокий уровень позволяет выпускнику лучше адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно и творчески подходить к выполнению задач. При этом авторы подчеркивают, что формирование проектировочной компетенции должно начинаться с первого курса. Для этого будущих бакалавров привлекают к различного рода исследовательской деятельности. Формирование указанных компетенций должно проходить и на лекциях в том числе, поэтому нами было предложено проведение проблемных лекций на основе проектной деятельности, где студенты из предоставленного преподавателем материала выявляют противоречия и готовят темы для будущих проектов.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, высшая школа, выпускник, Федеральный государственный образовательный стандарт, проектировочные компетенции, бакалавр, компетентностная образовательная парадигма, практика.
FORMATION OF DESIGN COMPETENCES AT BACHELORS IN THE UNIVERSITY
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street,9, e-mail: [email protected]) Popkova Alena Anatolyevna, candidate of sociological sciences, associate professor Industrial University of Tyumen (625000, Russia, Tyumen, Volodarsky street, 38, e-mail: [email protected]) Lapshova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Professional Education and Management of Educational Systems" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1. е-mail: [email protected])
Abstract. The change in educational needs of the state and society led to the emergence of federal state educational standards of a new generation, the requirements of which marked the emergence of a competence-based educational paradigm. Within this framework, higher education institutions are seeking the most effective ways to form highly qualified and competitive bachelors. The authors identify design competencies as one of the most necessary in the life of a modern graduate, because through their formation a graduate acquires many additional skills. The article is devoted to the currently relevant issue of the development of design competencies of students of higher schools. Against the background of the need to form a student's ability for independent, creative activity, the authors reveal the essence of the design competencies, the process of their formation, several levels of their formation among bachelors are highlighted. The high level allows the graduate to better adapt to changing conditions, independently and creatively approach the implementation of tasks. At the same time, the authors emphasize that the formation of design competence must begin with the first course. For this, future bachelors are attracted to various kinds of research activities. The formation of these competencies should take place at lectures as well, therefore we suggested holding problem lectures on the basis of project activities, where students from the material provided by the teacher reveal contradictions and prepare topics for future projects.
Keywords: competencies, competence approach, higher education, graduate, Federal State Educational Standard, design competencies, bachelor, competence educational paradigm, practice.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Подготовка современных выпускников с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения существенным образом изменилась [1]. Поменялись образовательные цели. В России долгое время использовалось традиционное обучение в
высших школах. Оно было нацелено на передачу студентам определенного теоретического объема знаний [2]. Практика стояла на втором месте. Потребности государства и общества стали другими, поэтому и деятельность высших образовательных учреждений стала основываться на новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Традиционное обучение
Vaganova Olga Igorevna, Popkova Alena Anatolyevna, Lapshova Anna Vladimirovna pedagogical
FORMATION OF DESIGN COMPETENCES AT BACHELORS ... sciences
теряет свою актуальность и действенность, поскольку не приносит должных результатов [3]. Теперь, главная цель высшего образования - формирование у обучающихся компетенций, профессиональных и общекультурных. Благодаря им обучающиеся легче адаптируются к рабочему процессу, поскольку за время обучения получили большое количество практики. Среди главных компетенций, формируемых в процессе получения высшего образования, на наш взгляд, стоит выделить проектировочные [4]. Овладев ими в должной степени, выпускник способен оперативно и грамотно выстроить собственную деятельность и деятельность коллектива.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Поскольку существующие формы и методы обучения все еще недостаточно приспособлены к формированию проектировочной компетенции нового уровня, востребованного в современных социально-экономических условиях, ученые продолжают исследовать этот вопрос. Вопросами формирования проектировочной компетенции занимались такие ученые как Силакова Л.В., Сазанова А.В. Веселова В.Г., Матяш Н.В., Яковлева Н.Ф., Сериков В.В, Гузеев В.В.
Формирование проектировочной компетенции должно начинаться с первого курса. Для этого будущих бакалавров привлекают к различного рода исследовательской деятельности. Преподаватели предоставляют возможность участия в научных конференциях (написание статей и выступление с ними перед аудиторией), возможность работы в научных кружках под руководством опытных преподавателей. Такая деятельность позволяет сформировать компетенции и получать новые знания в сфере проектирования. Проектная деятельность в свою очередь реализует следующие функции: преобразующую, отражательную, технологическую, программно-целевую, контрольно-регулятивную, креативную [5]. Включать студентов в проектную деятельность необходимо постепенно. Обучающиеся, участвуя в конкурсных отборах различных проектов на разных уровнях учатся генерировать инновационные решения, владеть научными основами и методами [6].
По мнению Яковлевой Н.Ф. целевой образовательный результат на практическом уровне - это проектная компетенция обучающегося [7]. Уровень ее сформиро-ванности определяется по качеству разработанного и подготовленного к презентации «эскиза проекта», который в процессе обучения будет постоянно дорабатываться и оформляться [8].
Для того, чтобы студенты смогли качественно выполнить свой проект, их необходимо ознакомить с основными аспектами теории и практики проектирования: концептуальными основаниями метода проектов, типологией проектов, методами проектирования, структурой проекта, требованиями к оформлению проектной документации, правилами проведения презентации и защиты
[9].
Формирование целей статьи (постановка задания). Изучить процесс формирования проектировочных компетенций. Решить следующие задачи:
- определить уровни сформированности проектировочных компетенций;
- установить сущность проектировочных компетенций.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На наш взгляд, в современном высшем образовании, при сокращении аудиторной нагрузки, необходимо использовать лекционные занятия, которые бы влияли на становление студентов иным образом, отличным от эффекта традиционной лекции [10]. Мы предлагаем лекции с элементами проблемности, основой которых будет выступать некий проект [11]. Проблемность позволяет 268
погрузить студентов в реальную ситуацию, которая может возникнуть в профессиональных условиях [12]. В ходе ее решения между студентами происходит активное взаимодействие, они стараются найти неизвестное в объективных связях и отношениях с известными сторонами [13].
Таблица 1 - уровни сформированности проектировочной компетенции
№ Уровень Показатели сформированности компетенции
1 Низкий - студент не готов к самостоятельному формированию целей и сроков проекта; - требуется постоянная поддержка со стороны преподавателя или тьютора; - трудности в планировании и прогнозировании собственной деятельности в рамках проекта; - отсутствие инициативы в подготовке презентации; - имеет склонность к непостоянству, трудности в выполнении групповых требований; - проявляет неорганизованность, импульсивность и раздражительность; -некритично относится к собственным действиям; - сложности в решении практических задач; - возникают сложности в установлении контактов в коллективе; - не проводит рефлексию.
2 Средний - обучающийся способен влиять на происходящую в рамках проекта деятельность; лишь частично обращается к консультациям преподавателя или тьютора; - логично выстраивает план действий, старается следовать ему; - частично прогнозирует результаты деятельности; - проявляет инициативу при подготовке презентации; - проявляет ответственность в ситуациях личной заинтересованности; - настойчив в достижении цели; - невысокая скорость решения практических задач; - проявляет готовность к совместной работе, достаточно легко устанавливает контакты в коллективе; - возникают определенные сложности в восприятии критики; - проводит рефлексию.
3 Высокий - обучающийся способен полностью самостоятельно формировать цели и сроки проекта; - самостоятельно решает большинство возникающих вопросов; - планирует и прогнозирует собственную деятельность; - активно участвует в подготовке презентации полученных результатов; -применяет свои навыки в условиях повышенной сложности; - проявляет ответственность в различных ситуациях; - проявляет настойчивость в достижении цели; - высокая скорость решения практических задач; - удачно устанавливает контакты в коллективе; - хорошо воспринимает критику, принимает к сведению, делает выводы; - активно проводит рефлексию.
Проведение таких занятий будет более результативным в формировании не только проектировочных, но и других профессиональных и общекультурных компетенций [14]. Их суть заключается в том, что студенты без помощи преподавателя должны выявить в лекционном материале противоречия и проблемы, предлагая решение в виде различных формулировок и тем будущих проектов [15]. В процессе проведения занятия студенты выстраивают общение на основе диалога [16]. Это позволяет акцентировать их внимание на самостоятельном выявлении проблем и заставляет активировать имеющийся опыт [17]. Таким образом обучающиеся повышают собственную мотивацию, а преподавателю легче контролировать процесс самостоятельной работы [18].
Сформированность проектировочной компетен-
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Попкова Алена Анатольевна, Лапшова Анна Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
ции позволяет выпускникам грамотно организовать не только собственную деятельность, но и деятельность коллектива [19]. Благодаря ей студент становится самостоятельным в принятии решений, ответственным за собственную деятельность и деятельность своих товарищей, участвующих в проекте [20].
Сформированность проектировочной компетенции определяется следующими способностями обучающегося:
- самостоятельное выявление и анализ проблем [21];
- формирование системы целей, сроков [22];
- осуществление интеграции и планирования проектной деятельности [23];
- прогнозирование ожидаемых результатов всех участников проекта;
- управление качеством и рисками проекта [24];
- организация презентации полученных результатов.
очередь, несмотря на хорошую оснащённость курса,
осуществляет обратную связь через указанные выше инструменты [25].
Для того чтобы выявить сформированность проектировочной компетенции мы считаем необходимым определить ее уровни.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Нами было изучено формирование проектировочных компетенций бакалавров высшего учебного заведения. В процессе работы мы установили, что данная компетенция является неотъемлемой частью становления высококвалифицированного и конкурентоспособного выпускника. Регулярное участие студентов в научной деятельности университета позволяет сформировать необходимые компетенции. Также нами было предложено проведение проблемных лекций на основе проектов, где студенты будут самостоятельно выявлять противоречия в лекционном материале и предлагать на их основе темы для будущих проектов. Такая схема действий, на наш взгляд окажет позитивное воздействие на скорость формирования проектных компетенций. Чем чаще студенты будут самостоятельно применять свои навыки и умения, тем адаптация на реальном рабочем месте пройдет быстрее.
По предложенным показателям сформированности проектировочной компетенции преподаватели смогут более четко определить пробелы в обучении студентов и своевременно восполнить их.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
4. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
5. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
6. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
7. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
8. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
9. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.
10. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M.,
Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
11. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
12. ПрохороваМ.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.
13. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., Ваганова О.И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 213-216.
14. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.
15. Абрамова Н. С., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Формирование коммуникативных умений магистрантов при изучении дисциплин профессионального цикла//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 17-20.
16. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды//Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. №1. С. 43-48.
17. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.
18. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
19. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.
20. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компе-тентностного подхода//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
21. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
22. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.
23. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу//Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
24. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров// Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.
25. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
Статья поступила в редакцию 09.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019