Научная статья на тему 'Организация открытого образовательного пространства в вузе'

Организация открытого образовательного пространства в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«OPEN SPACE» / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ / “OPEN SPACE” / FORMS OF ORGANIZATION OF CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

В статье рассматривается вопрос о значимости открытого образовательного пространства в вузе. «Open space» это открытое образовательное пространство, связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение с учетом ландшафтного дизайна помещения. В статье обосновывается применение образовательных пространств на примере вуза: представлены цели, задачи, формы организации занятий в рамках основной профессиональной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF OPEN EDUCATIONAL SPACE IN THE UNIVERSITY

The article addresses the issue of the significance of open educational space at a higher educational institution. ";Open space" is an open educational space associated with the development and study of situations, conditions, scenarios and facilities that ensure successful learning, taking into account the landscape design of the room. The article substantiates the use of educational spaces on the example of a university: presents the goals, objectives, forms of organization of classes in the framework of the main professional educational program.

Текст научной работы на тему «Организация открытого образовательного пространства в вузе»

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Shkunova Anzhelika Arkadevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Labazova Anastasia Vasilievna, student, Belousova Ksenia Vladimirovna, student Bulganina Anastasia Evgenievna , student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS ONLINE EDUCATION Abstract. The article describes the features of the technology of blended learning and the possibilities of its implementation using the LMS MOODLE tools. The description of the essence of the technology of blended learning, its main characteristics, features of building online courses using this educational technology is presented. The capabilities of LMS MOODLE elements for the implementation of blended learning technology have been systematized. Disclosed pedagogical conditions for the implementation of blended learning technology in practice. Described the approximate structure of the course using the technology of blended learning. Conclusions about the opportunities and prospects for the use of blended learning technology in educational practice.

Keywords: blended learning, LMS MOODLE, tools, facilities, technology, education

УДК 378.046.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: losalgiris@mail.ru) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университетим.

К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

В статье рассматривается вопрос о значимости открытого образовательного пространства в вузе. «Open space» это открытое образовательное пространство, связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение с учетом ландшафтного дизайна помещения. В статье обосновывается применение образовательных пространств на примере вуза: представлены цели, задачи, формы организации занятий в рамках основной профессиональной образовательной программы.

Ключевые слова: «Open space», формы организации занятий.

Выбор индивидуальных образовательных траекторий личностно-профессионального развития становится ведущим направлением в организации учебного процесса [6,9]. Но современные образовательные технологии не всегда делают процесс обучения интересным, радостным, разнообразным и неформальным. Очевиден и тот факт, что выстроить собственную траекторию развития является для обучающихся трудным, долгим и сложным процессом. В условиях быстрых потоков получения информа-

ции, предпочтение отдается интенсивным, непродолжительным, но в тоже время рациональным формам проведения занятий, которые найдут свое практическое применение в будущей профессиональной деятельности [10].

Термин «Open space» это технология открытого пространства, которая в большей степени применима к области менеджмента, используется как элемент организации труда персонала, как средство формирования организационной культуры. Современный менеджмент «рабочего места» предполагает возможности переключаться на разные виды деятельности в организации в условиях одного пространства. Таким образом, можно зонировать места для частных переговоров, пространства для проведения совещаний, определять зоны отдыха и т.д. Считается, что эргономика пространств позволяет совместное решение вопросов и проблем и позволяет быстро решать поставленные задачи, при этом иметь позитивное отношение к работе, мотивацию и высокую производительность сотрудников [1,3].

В рамках организации образовательного процесса, «Open space» это открытое образовательное пространство, связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение с учетом ландшафтного дизайна помещения [5].

Технологии отрытых пространств получили свое признание, в качестве образовательных площадок в ведущих европейских университетах, в шведской модели образования, в России во многих учебных центрах, гимназиях и даже в детских садах [5,7].

Также в последнее время все больше набирают популярность развлекательные центры для детей созданные по принципу «Open space». Суть этих центров в том, что в рамках определенной территории для детей создается пространство и условия максимально копирующие условия взрослой социальной жизни. Как правило, подобные центры позиционируют себя как "детский город" или "город для детей". Обычно в них за основу игрового процесса берется освоение различных профессий, которые чаще всего встречаются во взрослой жизни. Данные проекты носят как правило коммерческий характер и в большей степени направлены на развлечение детей. Главной задачей в них видится создание внешних факторов и в гораздо меньшей степени учитываются действительно образовательные или развивающие моменты игры [7].

Например, более динамичное изменение образовательных отношений наблюдается в области дополнительного образования: от классических художественных и спортивных школ до студий мюзикла, интерактивных парков, центров семейной анимации, воркаута (массовых занятий на уличных спортплощадках) и паркура (мастерства преодоления препятствий). Для каждого вида деятельности проектируется определенное пространство.

В качестве современных лабораторий используются и образовательные пространства в учебных центрах. На базе образовательного центра «Сириус» планируется создание инженерно - математических классов, лаборато-

рий химии и физики, что позволит более углубленно изучать эти предметы.

Рисунок 1. Вариант образовательного пространства в образовательном центре «Сириус». Составлено по материалам сайта [https://socliisirius.ru/]

Рисунок 2. Вариант образовательного пространства в образовательном центре «Сириус». Составлено по материалам сайта [https://sochisirius.ru/]

«Open space» используется так же в общеобразовательных школах, где у каждого учащегося свой индивидуальный план, по которому он учится [5].

В НГПУ им. К Минина в рамках проектной линии планируется создание инновационной образовательной среды, состоящей из дизайн-решений современного образовательного пространства, теоретического и методического обеспечения проектно-ориентированного обучения при использовании инструментария цифровой педагогики.

На рисунках представлены две функциональные зоны одного образовательного пространства, которая позволяет совмещать разные виды деятельности в процессе обучения.

Цель использования образовательного пространства - это организация образовательных отношений инновационного типа, в процессе построения которых обучающиеся открыто высказывают личностные предпочтения, проявляют субъективную эмоциональную реакцию на полученный опыт.

Рисунок 3. Зона 1 «Open space» Корпус 7.

Рисунок 4. Зона 2 ««Open space» Корпус 7.

Чтобы работать в таком пространстве преподаватель должен решать следующие профессиональные задачи:

- составление образовательного сценария; -организация мероприятий в рамках учебного плана;

- разработка кейс ситуаций;

Данное образовательное пространство очень лаконично подходит для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы по многим дисциплинам ОПОП 38.03.02 Менеджмент [6,9].

Например, в качестве образовательной ситуации может быть подготовка публичного выступления на деловом совещании в рамках изучения курса «Персональный менеджмент». Данное образовательное пространство само по себе может быть бизнес-кейсом, где дизайн помещения практически

идентифицирует ситуацию реального офиса [1,10]. Разработка условий и ресурсов внутри самого сценария предполагает выбор различных типов организационного поведения в коллективе офиса : индивидуальной работы и командной работы или совмещения двух форм взаимодействия. Современный менеджер должен одновременно работать в разных пространствах офиса, сейчас это одно из современных требований к HR менеджерам [1,3].

Данные образовательные пространства можно использовать непосредственно в процессе обучения по любым направлениям подготовки, для проведения профориентационных мероприятий, а также для проведения занятий по программам дополнительного образования.

Целевой аудиторией использования данного образовательного пространства могут быть обучающиеся любого направления подготовки, абитуриенты, которые посещают различные мастер классы в рамках профори-ентационных мероприятий, а также лица, желающие расширить круг своих профессиональных компетенций, участвуя в программах дополнительного образования, а также лица с ОВЗ.

Использование образовательных пространств, происходит при помощи эдьютейнмента [7]. Понятие «эдьютейнмент» возник из сочетания английских слов education (образование) + entertainment (развлечение), означающее возможность сочетать учебу и приятное времяпрепровождение. Во многих европейских университетах часть занятий проходит в виде деловых игр или коллоквиумов, с приглашением гостей и завершается просмотром научного фильма или даже музыкальным сопровождением, но в рамках изучения темы.

Преимущества данного типа обучения:

Акцент на увлечение. Важным для образовательного процесса становится интерес обучающего, который при грамотном развитии, приведет к накоплению знаний.

Мотивация через развлечение. Позитивный настрой, который получают обучающиеся, является основой для осознания собственных мотивов в профессиональной деятельности.

Игра как важнейший принцип. Эта форма обучения особенно популярна среди обучающихся, так как в её основе заложено свободное общение с преподавателем.

В рамках использования образовательного пространства «Open space», по направлению 38.03.02 Менеджмент, профилю подготовки Управление человеческими ресурсами рекомендуется проведение следующих форм занятий:

- формат «Учебное событие»: (согласно учебному плану) лекция, которая сочетается с просмотром кинофильма или с ситуациями, которые могут инсценировать обучающиеся (согласно образовательному сценарию преподавателя).

- формат: «Практическое занятие»: цикл семинаров посвященный, заранее запланированной теме в рамках направления обучения.

- формат: «Встречи в работодателями»: приглашаются представители из различных организаций (работодатели) и обсуждаются известные классические теории в области менеджмента в рамках современного управления организацией.

- формат: «Тренинг» (согласно учебному плану) в рамках дисциплины проводит преподаватель.

Необходимые ресурсы для проведения занятий: образовательные сценарии по каждому формату, дополнительные методические средства разработанные преподавателями, оснащенность средствами мультимедиа, доступом в сеть интернет, WI FI, электронные информационные ресурсы, видео конференции.

Таким образом, применяя возможности образовательного пространства, организуя открытую образовательную среду, формируется исследовательское поведение и методичность мышления, образовательный процесс становится динамичным и интересным. Все это работает на конечную цель -выбор индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.

Список литературы

1. Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Технологии адаптации персонала современной ком-пании//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (59). С. 1568-1572.

2. Самоменеджмент : учебное пособие / под ред. В.Н. Парахиной. - Москва : Ди-рект-Медиа, 2014. - 498 с. - ISBN 978-5-4458-5146-2 ; То же [Электронный ресурс]. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233957 (31.03.2019).

3. «Менеджмент пространства» Открытый доступ. [https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=53AOvvpyvb0 ]

4. Образовательный центр «Сириус». Открытый доступ. [https://sochisirius.ru/]

5. «Open space» в гимназии №2 г. Саров. Открытый доступ [https://www.youtube.com/watch?v=Sm4OtEDOp6Y]

6. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015: Монография / Нижний Новгород, 2015.

7. Понятие «эдьютейнмент» в педагогике Открытый доступ https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-edyuteynment-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-pedagogike

8. Кибанов А. Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: Учебник/Под. ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 284с.

9. Кабанова Л.А., Шкунова А.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА. 2018. Вып.59. Ч.3, с.499. С.339-343.

10. Шкунова А. А., Плешанов К. А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).

Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: losalgiris@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ORGANIZATION OF OPEN EDUCATIONAL SPACE IN THE UNIVERSITY

Annotation. The article addresses the issue of the significance of open educational space at a higher educational institution. "Open space" is an open educational space associated with the development and study of situations, conditions, scenarios and facilities that ensure successful learning, taking into account the landscape design of the room. The article substantiates the use of educational spaces on the example of a university: presents the goals, objectives, forms of organization of classes in the framework of the main professional educational program.

Key words: "Open space", forms of organization of classes.

УДК 371.3

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Юрина Виктория Михайловна, студент

(e-mail: yurinavm@st.mininuniver.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им.

К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (z.v.smirnova@mininuniver.ru)

В статье обосновывает актуальность реализации технологии педагогической поддержки в профессиональном образовании, создания условий для развития индивидуальных способностей обучающихся. На основе идей Олега Семёновича Газмана раскрывается механизм технологии педагогической поддержки студентов в образовательном процессе. Идея педагогической поддержки направлена на развитие способности студента решать свои жизненные проблемы, самому делать выбор в отношении сложностей своей жизни, тема свободы начинает приобретать смысл развития субъектности обучающегося в отношении к своей жизни. Предлагаются этапы педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся, реализация которых способствуют повышению уровня готовности к профессиональному самоопределению обучающихся в условиях профессионального образования. Сделан вывод о том, что технология педагогической поддержки оказывается тем фактором, который благоприятствует как личностному росту обучающегося, так и его успешности, она необходима для самообразования и раскрытия личного потенциала обучающихся, а также для повышения уровня профессиональной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.