УДК 331.445
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Юрина Виктория Михайловна, студент
(e-mail: yurinavm@sy.mininuniver.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (z.v.smirnova@mininuniver.ru)
Исследование данной статьи посвящено одной из актуальных тем в настоящее время - технологии проектной деятельности. В статье рассматривается понятие технологии, а также определена цель включения проектной деятельности в образовательный процесс. Выделены особенности реализации проектной технологии в изучении дисциплины «Педагогические технологии» на тему «Обучение через игру». Сделан вывод о том, что технология проектов необходима для самообразования и раскрытия творческого потенциала личности, а также для повышения уровня профессиональной подготовки и формирования ключевых компетенций у бакалавров профессионального обучения.
Ключевые слова: технология проектной деятельности, профессиональное образование, компетенции, методы, этапы проектной деятельности
В настоящее время для того чтобы стать конкурентоспособным педагогом профессионального обучения недостаточно обладать лишь теоретическими знаниями, так как постоянно развивающая наука приводит к их скорому устареванию. На рынке труда конкурентная способность, прежде всего, зависит от деятельности будущего педагога профессионального обучения, его инициативности, разностороннего мышления, способности и готовности к совершенствованию новых знаний, умений и навыков. Умение удачно подстраиваться под стремительно меняющуюся жизнь - это одна из основ успеха, как раз в этом нам помогает образовательное учреждение. Перед учреждениями профессионального образования появился ряд проблем по выполнению требований, которые были введены в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [2].
В числе этих проблем выделяют проблему использования методов и технологий обучений, посредством которых можно было сформировать у студентов универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Поскольку в практике педагогической деятельности выдви-
гается множество различных технологий для формирования компетенций у обучающихся, среди таких технологий является метод проектов. Технология проектной деятельности даёт возможность решать проблему, связанную с формированием у студентов тех компетенций, который устанавливает ФГОС [1].
Данная технология не является абсолютно новой в современной педагогике, так как берёт своё начало ещё во второй половине 19 века. Основоположником метода проектов является американский педагог Джон Дьюи, который предлагал организовывать процесс обучения на активной основе вследствие рациональной деятельности обучающихся с помощью их собственных целей и интересов.
Российские педагоги начали изучать проектную технологию только в начале 20 века. С.Т. Шацким в 1905 году была организована мини-группа, которая попыталась применить проектную деятельность на практике. В скором времени были выделены элементы данной технологии, которые включали в себя: опыт обучающегося, организованный опыт, готовые знания и упражнения для получения новых знаний.
Целью проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) является организация практической и когнитивной деятельности; умение обучающихся разрабатывать проекты, которые развивают познавательный интерес; сформировать у обучающихся такие навыки, как коммуникативность и ответственность; способность высказывать свою точку зрения, отстаивать личную позицию в том или ином вопросе; реализация творческих способностей в продуктивной деятельности и исследовательской [4]. Изучив опыт выдающихся деятелей в проектной деятельности, мы можем сделать вывод о том, что технология проектов обеспечивает возможность для усовершенствования методики её реализации.
Для обучающегося проект является возможностью раскрытия своего творческого потенциала и средством самореализации. Проектная деятельность помогает проявить себя самостоятельно или в группе, испробовать свои силы, применить знания и умения. А для педагога проект - это способ обучения, воспитания и развития, посредством которого у обучающихся формируются навыки в создании проекта
Поэтому, чтобы создать какого-либо рода проект, следует пройти следующие этапы. Первый этап - подготовительный. Он основывается на формирование творческих мини-групп, выбора темы проекта и его смысла, а также обозначение целей и задач. На данном этапе педагог помогает выявить ту проблему, которая была бы интересна для студента. Следующим этапом является реализация проекта, которая включает в себя выбор методов исследования, индивидуальную работу обучающихся над проектными заданиями, выбор жанра, стиля и оформление окончательного материального продукта или текста. Далее следует презентация в мини-группах, когда каждый обучающийся демонстрирует свои проекты в виде поделок,
таблиц, презентаций и схем. Обязательным условием проекта является его публичная защита или ещё её называют «громкая» презентация. В это время студенты показывают конечный результат проделанной работы, а потом защищают свои проекты в различных формах, жанрах, а педагог, в свою очередь, выступает в качестве эксперта, оценивая работу и выступление обучающихся. После того как проект будет завершён нужно провести рефлексию. Обучающимся нужно составить отчет о проделанной работе, о проблемах, которые возникли и способах их решения. Также участникам рекомендуется завершить проектную работу созданием тематического портфолио.
Например, рассмотрим разработанный авторами сценарий занятия с использованием технологии проектной деятельности в рамках изучения дисциплины «Педагогические технологии на тему «Обучение через игру». Проект предполагает включение обучающихся в совместную исследовательскую, познавательную, творческую деятельность, целью которой является повышение уровня профессиональной подготовки будущих педагогов. Целью данного проектного задания является повышение профессиональной компетентности будущих педагогов путем исследования игровой формы обучения как эффективного средства повышения учебной мотивации и познавательной активности учащихся. Проектная деятельность студентов - это одно из условий формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций будущего педагога, так как она предполагает:
- самостоятельный поиск информации через проработку проблемы (УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач);
- ориентацию на практический результат, проведение обобщающего анализа знаний из разных предметных областей, поиск путей решения проблемы, представление результатов в ходе публичной защиты доказательств и изучение опыта применения (УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений);
- обучение совместному труду (ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ) [5].
В ходе выполнения задания ожидается получить следующие результаты: повысить стимул студентов к самосовершенствованию и самообразованию в профессии; увеличить уровень профессионализма студентов; пополнить опыт обучающихся различными формами и методами педагогической деятельности.
Участники проекта полагаются на такие принципы деятельности, как: принцип открытости (в создание проекта нужно прислушиваться к мнению каждого участника); принцип свободы (студенты должны иметь право на
личный выбор заданий с учетом способностей и интересов); принцип привлекательности (в реализации будущего проекта участники должны рассчитывает на положительный эффект планируемой деятельности); принцип ответной реакции (обучающиеся в заключение каждого этапа должны проводить рефлексию, т.е. обсуждать, что им удалось достигнуть, а над чем ещё следует поработать); принцип успеха (нужно определять значимость каждого из участников, отмечать их вклад в создании проекта, а также заслуженно оценивать результат работы студентов [3].
В ходе выполнения проектного задания студенты были разделены на творческие группы для обсуждения, обмена мнениями и поиска информации по теме. Далее группам были предложены темы для создания презентации и выступления, например, «Игровые формы начала урока», «Игровые формы постановки цели и задач урока», «Игровые формы открытия новых знаний», «Игровые формы закрепления изученного материала», «Игровые формы рефлексии». Потом обучающиеся работали над созданием и защиты макета «Педагог 21-го века». Для закрепления знаний по теме студентам предлагается поучаствовать в методическом брейн-ринге. В заключении педагог вместе со студентами проводит тренинг- рефлексию «Мой личностный рост в процессе участия в проекте».
Высшее профессионально-педагогическое образование активно апробирует технологии, которые способствуют развитию общих и профессиональных компетенций будущего педагога профессионального обучения. Современные требования федерального государственного образовательного стандарта предполагают обязательное развитие у будущих педагогов профессионального обучения умений осуществлять проектную деятельность для любого вида занятий с обучающимися.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение современных технологий, а именно технологии проектной деятельности - это совершенно новый путь для формирования высококвалифицированных специалистов с ключевыми компетенциями, которые необходимы им для дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 Б01: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
3. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
4. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
5. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
Yurina Victoria Mikhailovna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia(e-mail: vaganova o@rambler.ru).
Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
(z.v.smirnova@mininuniver.ru).
OPPORTUNITIES OF PROJECT ACTIVITY TECHNOLOGY IN THE PREPARATION OF FUTURE BACHELORS OF VOCATIONAL TRAINING
Abstract. The study of this article is devoted to one of the current topics at the present time - the technology of project activities. The article discusses the concept of technology, and also defines the goal of including project activities in the educational process. The features of the implementation of project technology in the study of the discipline "Pedagogical technologies" on the topic "Learning through the game." It is concluded that the technology of projects is necessary for self-education and the disclosure of the creative potential of the individual, as well as to improve the level of professional training and the formation of key competencies among bachelors of vocational training.
Key words: technology of project activity, professional education, competence, methods, stages of project activity