УДК 37.022
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДИСКУССИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Карпова Мария Александровна, студентка (mashka_718@mail.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (z.v.smirnova@mininuniver.ru)
В данной статье рассматриваются методы реализации технологии дискуссионного обучения - это групповая дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод. С помощью метода групповой дискуссии осуществляется обмен мнениями, выработка единого мнения по поводу обсуждаемого вопроса. Мозговой штурм направлен на психологическую активизацию, при которой участникам предлагается высказывать как можно большее количество возможных и даже фантастических вариантов решения. Кейс -метод помогает научиться самостоятельно принимать решения, работать в коллективе, ставить и решать новые профессиональные задачи. Каждый метод имеет свои возмоности, поэтому применяя их в совокупности, они развивают коммуникативную компетентность: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Ключевые слова: дискуссия, метод, компетенция, мозговой штурм, кейс-метод.
В современной России стоит проблема дефицита людей, способных проявлять инициативу в принятии ответственных решений. Наиболее ценными качествами в людях становится быстрая адаптация к изменяющимся условиям, способность осваивать новые формы деятельности [3]. Эту задачу решает одна из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия - технология дискуссионного обучения, которая повышает действенность учебного процесса за счёт активного вовлечения обучающихся в коллективный поиск решения проблемы.
Наиболее популярными и часто используемыми в педагогической практике дискуссионными методами обучения являются групповая дискуссия, метод мозгового штурма и кейс-метод [2].
Метод групповой дискуссии организует совместную деятельность для продуктивного и интенсивного решения поставленных задач. Данный метод обычно применяется при обсуждении трудных теоретических проблем. Основной задачей, решаемой данным методом является обмен мнениями между участниками дискуссии, уточнение, согласование точек зрения, вы-
работка единого мнения по поводу обсуждаемого вопроса. Групповая дискуссия помогает сформировать, закрепить и расширить знания [1]. К тому же, с помощью этого метода формируются следующие умения и компетенции:
- способность применять основы теоретических знаний в разных сферах деятельности;
- коммуникативная способность при решении задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способность к самоорганизации и самообразованию;
- способность анализировать проблемы.
Метод мозгового штурма является оперативным методом решения проблемных вопросов за счёт стимулирования творческой деятельности. Такой метод направлен на психологическую активизацию, при которой участникам мозгового штурма предлагается высказывать как можно большее количество возможных и даже фантастических вариантов решения [3]. Своеобразный дух соревнований повышает мыслительную активность обучающихся.
«Мозговой штурм» формирует творческие умения, стимулирует познавательную активность. Обучающиеся развивают умения выражать собственную точку зрения, слушать и слышать оппонентов, а также рефлексивные умения [4].
Метод кейсов является не менее действенной техникой обучения, при которой описываются реальные социальные ситуации, а перед обучающимися стоит задача проанализировать ее, разобраться в сути проблемы, предложить решение и выбрать наиболее удачное [1].
Современная система образования построена таким образом, что работодатель всё чаще предъявляет к работнику требования, относящиеся к профессиональным компетенциям - это самостоятельно принимать решения, умение работать в коллективе, ставить и решать новые профессиональные задачи. Овладеть этими компетенциями возможно в результате активной самостоятельной деятельности студента по решению противоречий в предложенных ситуациях [5].
Таким образом, методы дискуссионного обучения являются отличным способом формирования компетенций. Использование таких методов, безусловно, дает возможность подготовить компетентного специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, осваивать новые формы деятельности, готового к открытому и конструктивному диалогу.
При изучении дисциплины «Педагогические технологии» на практических занятиях студенты учатся проектировать содержание занятий, используя методы реализации технологии дискуссионного обучения. Например, по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» может быть реализован разработанный авторами практикум на тему «Педагогическая
деятельность В.А. Сухомлинского» с использованием метода групповой дискуссии, кейс-метода и метода мозгового штурма.
Перед проведением практического занятия студентам рекомендуется ознакомиться с биографией выдающегося педагога Сухомлинского В.А., прочитать несколько глав его художественного произведения «Сердце отдаю детям», а именно «Наши путешествия в мир труда», «Учение-частица духовной жизни», «Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении». Ко всему этому рекомендуется ознакомиться с педагогической системой В. А. Сухомлинского, а также составить по два-три вопроса, которые им интересны из педагогической жизни деятеля.
Рассмотрим пример использования методов реализации технологии дискуссионного обучения.
В ходе подготовки к дискуссии студентам предложено написать слова-ассоциации к следующим словам: педагогическая система, педагог, труд, принцип.
Определяются три главных вопроса для обсуждения:
1) Каковы особенности педагогической системы, созданной В. А. Сухомлинским?
2) На каких принципах основывалась педагогическая система?
3) Какую роль автор отдавал трудовому и нравственному воспитанию в жизни ребенка?
Во время организационного момента студенты делятся на группы, которые рассаживаются по кругу. Участники самостоятельно формулируют вопросы для обсуждения. Обучающиеся выбирают лидера в группе, который будет представлять точку зрения всей группы. При формулировании вопросов студенты используют слова-ассоциации, подготовленные дома вопросы, либо формулируют свои вопросы.
В начале дискуссии преподаватель просит лидеров групп собраться, чтобы высказать и защитить точку зрения своей группы. Другие участники в этот момент не имеют права высказываться. На выступление отводится 15 минут.
Логика выступления строится за счёт деления основного вопроса на подвопросы, которые студенты должны составить.
Например, к вопросу «Каковы особенности педагогической системы, созданной В. А. Сухомлинским?», студенты подготовили 2 подвопроса:
1) Что лежит в основе педагогической системы?
2) Какое место занимает такое качество человека, как гуманность?
Студенты отвечают на вопросы, которые сами сформулировали.
В продолжение дискуссии лидеры групп вступают в обсуждение со всеми студентами. Обучающиеся сами поднимают волнующие их вопросы, пытаются обосновать их и сформулировать. Преподаватель может помогать группам, предлагая им свои подвопросы. Например:
1. Согласны ли вы с мнением В.А. Сухомлинского, что «Без любви к природе невозможно воспитать нравственного человека»?
2. Как постоянное взаимодействие с природой поможет детям улучшить свои образовательные навыки?
3. Чему уделял В.А. Сухомлинский более внимание при процессе обучения?
4. Исчерпаны ли его педагогические достижения?
5. Почему профессию учителя В.А. Сухомлинский называет человековедением?
Завершается дискуссия тем, что педагог предлагает найти то общее, что все же объединяет все вопросы, которые были заданы участниками дискуссии (речь идет о трех главных вопросах). Учащиеся выслушивают мнения друг друга.
Как итог со студентами проводится рефлексия, которая направлена на обсуждение следующего вопроса:
Что нового вы для себя открыли, благодаря изучению педагогических идей и принципов В. А Сухомлинского?
Таким образом, с помощью методов дискуссионного обучения студенты овладевают умениями быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, осваивать новые формы деятельности, учатся коллективно приходить к общему выводу, формулировать свою позицию. В связи с современной ситуацией общественного развития происходит формирование учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях.
Список литературы
1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.
2. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
3. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
4. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
5. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
(e-mail: vaganova_o@rambler.ru).
Karpova Maria Alexandrovna, 3rd year student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (mashka_718@mail.ru). Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (z.v.smirnova@mininuniver.ru).
METHODS OF IMPLEMENTATION TECHNOLOGY DISCUSSION LEARNING
Abstract. this article discusses the methods of implementation of the technology of discussion training - a group discussion, brainstorming, case-method. With the help of the method of group discussion, the exchange of views and the development of a common opinion on the issue under discussion is carried out. Brainstorming is aimed at psychological activation, in which participants are invited to Express the largest possible number of possible and even fantastic solutions. The case-method helps to learn how to make decisions, work in a team, set and solve new professional tasks. Each method has its advantages, so applying them together, they develop communicative competence: initiative, the ability to think creatively and find innovative solutions.
Keywords: discussion, method, competence, brainstorming, case-method.
УДК 37.022
ЭССЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент
(e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, доцент (z.v.smirnova@mininuniver.ru) Карпова Мария Александровна, студентка (mashka 718@mail.ru) Чихутова Анастасия Дмитриевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (chihutova2015@yandex.ru)
В данной статье рассматривается влияние эссе на формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Перечислены навыки и умения, которыми студент овладевает в процессе написания работы. Проанализирована способность к когнитивной деятельности и методы эвристического обучения, дающие возможность применить свои знания и умения на практике и формирующие коммуникативные компетенции у студентов. Рассмотрены этапы написания эссе и определены формируемые навыки на каждом этапе работы. Статья направлена на обоснование актуальности и необходимости написания эссе в формировании коммуникативной компетентности студентов.
Ключевые слова: компетенции, эссе, когнитивная деятельность, эвристические методы.