УДК 378.6
Олег Владимирович ЕВТИХОВ,
начальник отделения психологического обеспечения отдела кадров и воспитательной работы Сибирского юридического института ФСКН России ( г. Красноярск), кандидат психологических наук
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
THE POSSIBILITIES OF INTERACTIVE METHODS IN PROFESSIONAL TRAINING OF THE CADETS AND TRAINEES AT HIGHER EDUCATIONAL LAW ENFORCEMENT INSTITUTIONS
В статье проанализированы возможности и особенности использования методов групповой дискуссии, анализа ситуации, мозгового штурма, кейс-метода, деловых и ролевых игр, психогимнастических упражнений и др. Описаны принципы, обеспечивающие успешность и эффективность использования в практико-ориентированном обучении интерактивных методов.
The possibilities and peculiarities of using methods of group discussion, situational analysis, brainstorming, case-method, business situations and role plays, psycho-gymnastic exercises and other methods are analyzed in the article. The main principles ensuring the success and effectiveness of using interactive methods in practice-oriented teaching are described.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, групповая дискуссия, анализ ситуации, психогимнастические упражнения
Keywords: interactive teaching methods, group discussion, situation analysis, psycho-gymnastic exercises.
Проблеме совершенствования методов профессионального обучения курсантов и слушателей в вузах правоохранительных органов в последнее время уделяется особое внимание. Реформирование системы правоохранительных органов и связанные с этим изменения в целях, задачах и содержании профессиональной деятельности сотрудников полиции, потребность в наличии у офицера полиции сформированной профессиональной компетентности уже на стадии окончания вуза обусловливают постановку новых задач перед педагогикой в области теории и методики
профессионального образования.1 А внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования приводит к актуализации проблемы модернизации содержания образования, совершенствования методов и педагогических технологий личностного воспитания курсантов и целенаправленного формирования их профессиональных компетенций как будущих офицеров полиции.
Формирование профессиональных компетенций тесно связано с активность самого обучаемого, так как они формируются лишь в процессе опыта, в том числе в мо-
1 Невирко Д.Д., Евтихов О.В. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов : учебно-методическое пособие. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.
делируемых ситуациях профессиональной деятельности. По мнению многих исследователей, именно опыт является основным ресурсом развития человека. Как отмечает В. Каган, декларативное знание о вреде пьянства или курения, соблюдении десяти заповедей и т.п. мало что способно изменить в жизни людей. Его логически завершенная форма - эрудиция, которую Амбруаз Паре едко назвал «пылью, вытряхнутой из книг в пустой череп». Реальное знание может ничего не знать о десяти заповедях, но руководит поведением человека в точном соответствии им. Реальное знание - это знание собственного опыта, а не информации. Поэтому в современных условиях подготовки курсантов и слушателей в вузах правоохранительных органов особая ставка делается на практико-ориенти-рованное обучение с использованием активных и интерактивных методов обучения. Однако это требует и значительных преобразований складывающейся десятилетиями профессионально-педагогической культуры, системы подготовки учебных курсов и проведения занятий.
Рассмотрим возможности использования интерактивных методов обучения. Интерактивные и активные методы имеют много общего. Интерактивный (Inter - взаимный, act - действовать) - основанный на взаимодействии, применительно к процессу обучения означает наличие обратной связи между педагогом или средством обучения и учащимся. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и
друг с другом и на доминирование активности обучаемых в процессе обучения. Схематически различие взаимодействия при активных и интерактивных методах обучения приведены на рисунке.
Практико-ориентированное интерактивное обучение особенно востребовано в рамках переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Действующие сотрудники являются носителями уникального профессионального опыта, обмен которым с обу-чаемыми-коллегами является незаменимым в образовательном процессе, поэтому процесс обучения слушателей обязательно должен опираться на имеющийся у них профессиональный опыт, не входить с ним в противоречие, а расширять профессиональные границы и возможности.
Интерактивные методы могут использоваться как на лекционных, так и на практических занятиях. Они могут встраиваться в учебное занятие фрагментарно, для активизации внимания обучаемых, постановку мотивирующей проблемы и др., использоваться комплексно на практических тренинговых занятиях, проводимых в виде интенсивного курса (погружения). Последний вариант наиболее эффективен для развития профессионально важных качеств курсантов. Как отмечает С.И. Мак-шанов, использование тренинговых технологий помогает преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве «мостика» между теоретическими знаниями и практикой. Любая информация, оставаясь
Обучающийся
Обучающий | Обучающийся
Обучав щийся
Активные методия обучения
Интерактивные методы обучения
Рис. Активные и интерактивные методы обучения
- 150 - № 1 (14) • 2014
не связанной с переживаниями от практического использования полученных знаний, более подвержена воздействию механизмов забывания, вытеснения или просто последующего непринятия.1
В числе наиболее эффективных интерактивных методов для использования в учебном процессе можно выделить следующие: групповая дискуссия, анализ ситуации, мозговой штурм, разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастические упражнения и др.
Групповая дискуссия - это свободный вербальный обмен знаниями и мнениями между участниками группы. Дискуссия позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление участников восприятию новой информации, устраняет их эмоциональную предвзятость.
На практических занятиях обычно используются следующие типы ориентации дискуссий:
1) проблемно-тематическая ориентация - обсуждение посвящается вопросам и проблемам в рамках рассматриваемой темы занятия, тематика может актуализироваться в процессе работы или планироваться заранее;
2) ориентация на взаимодействие. Этот тип дискуссии более ориентирован на групповую динамику, на отношения между участниками и проявление их взаимных реакций в складывающейся ситуации. Данный тип дискуссии можно использовать, например, для проявления типичных моделей реагирования в различных ситуациях профессионального взаимодействия.
Проведение дискуссии является эффективным способом активизации учебной группы. Полученный в ходе дискуссии эмоционально-энергетический ресурс группы преподаватель может в дальнейшем использовать, направляя его на решение других педагогических задач.
Потенциально дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, хотя во многом это зависит от выбора темы, правильности постановки вопроса и особенностей ее проведения. В некоторых случаях для активизации участников можно ознакомить их с рекомендациями организации групповой дискуссии, описанными К. Рудестамом:
а) избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически;
б) избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;
в) избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи;
г) рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.2
Мозговой штурм является одним из методов, производных от дискуссии, но с более структурированной процедурой. Главная функция мозгового штурма - обеспечение генерации идей. В основе метода лежит наблюдение, заключающееся в том, что при совместной работе группа может порождать большее количество идей и более широкого спектра, чем при индивидуальной работе ее членов. Это происходит за счет того, что большая степень взаимодействия приводит к перекрестному стимулированию и дополнению идей. Таким образом, идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силу кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной.
В процессе мозгового штурма следует соблюдать основное правило - нельзя останавливать процесс генерации идей их преждевременной субъективной оценкой. Если выдвигаемые идеи сразу сталкивают-
1 Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика : монография. СПб.: Образование, 1997. С.9.
2 Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Питер, 2008. С. 67.
ся с оценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Именно поэтому оценки позволяется высказывать только на этапе обсуждения, после того, как предложены все возможные варианты решения.
Действие может строиться следующим образом. Участникам описывается процедура мозгового штурма с соответствующими правилами. Перед участниками ставится задача, включающая первоначальные (расширенные) условия, которым должно соответствовать решение. Задачу лучше записать на флип-чарте (или листе ватмана). Все высказанные идеи - решения также записываются на флип-чарте без оценки. Завершающим этапом является обсуждение идей по критерию их соответствия первоначальным условиям и принятие наиболее эффективных из них.
Во время проведения мозгового штурма необходимо соблюдать следующие правила:
а) отсутствие критики. Критика в данном случае рассматривается в самом широком смысле. Недопустимо не только делать критические или оценочные высказывания, но и демонстрировать критическое отношение к высказанной идее другими невербальными способами;
б) поощрение идей. Необходимо сделать акцент на количестве идей, а не на их качестве и поощрять каждую новую идею;
в) равноправие участников. Каждый участник должен чувствовать, что его идея стоит рассмотрения. Один из способов предотвращения доминирования одних участников над другими - установление возможности поочередного высказывания участниками мнений. И хотя это может формализовать или замедлить процесс, но поможет включить в работу всех его участников;
г) свобода ассоциаций. Не должно быть никаких ограничений на идеи. Любая идея должна приниматься без комментариев, независимо от того, насколько несерьезной
или не относящейся к делу она может показаться;
д) запись всех идей. Запись - это не просто фиксирование важных предложений, но также возможность оттолкнуться от них в рождении новых идей. Поэтому все идеи должны записываться в авторском предложении без редактирования и на видном месте.
Анализ ситуаций. Данный метод работы также является производным от дискуссии. Ситуации для обсуждения могут быть предварительно заготовлены преподавателем или предложены самим обучаемыми. Примером групп, работающих по методу анализа ситуаций, являются Балинтовские группы, в которые собираются специалисты для обсуждения профессиональных проблем. Процедура может строиться по следующему последовательно выстроенному сценарию: 1) участник описывает ситуацию из области профессиональной деятельности; 2) остальные участники задают вопросы, направленные на уточнение ситуации; 3) каждый участник высказывает свой сценарий (способ) выхода из данной ситуации. Далее возможно организовать обсуждение всех предложенных способов и выбрать из них наиболее подходящий по мнению группы.1
Кейс-метод (Case study) - это техника обучения, использующая описание реальных или моделируемых проблемных ситуаций (от англ. case - «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией. Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить ситуацию, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при ее разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.2
1 Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2007. С.65.
2 Иоффе А.Н. Активная методика - залог успеха // Гражданское образование : материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С.10.
Кейс-метод является комбинированным интерактивным методом, включающим в себя моделирование, проблемный метод, мысленный эксперимент, дискуссию, разыгрывание ситуаций и др. Он вызывает позитивное отношение со стороны обучаемых, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала.
Психогимнастические упражнения в отличие от рассмотренных дискуссионных методов требуют от участников совершения конкретных поведенческих действий. Использование психогимнастических (тренин-говых) упражнений является важным элементов практико-ориентированного обучения. В традиционных формах профессиональной подготовки вначале специалист получает информацию и только через неопределенное время - возможность ее использования. Только тогда происходит реальная оценка субъектом применимости полученного знания и закрепление того, что еще от них осталось. При выполнении тре-нинговых процедур (упражнений, разыгрывания профессиональных ролей и т.п.) в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и актуальной деятельности. Однако это предъявляет особые требования к подготовке и проведению подобных интерактивных процедур.
Психогимнастические упражнения очень разнообразны и включают в себя совокупность различных заданий. Они могут быть направлены на отработку желаемого поведения, развитие профессионально важных качеств, расширение границ понимания и др. При этом именно выполнение упражнений является основным, а в некоторых случаях единственным средством тренировки желаемого поведения.
Классически отработка желаемых моделей поведения в моделируемых ситуациях состоит из трех последовательных содержательных этапов.
Первый этап работы носит диагностический характер и направлен на выведе-
ние из внутреннего плана во внешний модифицируемых или вновь формируемых моделей поведения, а также когнитивных стереотипов понимания и интерпретации обучаемыми этого поведения. Он направлен на формирование ответа на вопрос: «Как мы обычно поступаем в конкретной профессиональной ситуации?».
Выведение во внешний план отрабатываемого поведения происходит в процессе разыгрывания ролей, выполнения профессионально-ориентированных упражнений или в процессе вербализации (вербального описывания ситуации). На практике этот этап может реализовываться через первичное разыгрывание курсантами и слушателями ситуации в контексте профессионального взаимодействия. Например, слушателям-руководителям предлагается на основе кейс-задания разыграть ситуацию, связанную с проведением воспитательной беседы, конфликтным взаимодействием, переговорами и т.п., в которой представлен сюжет профессиональной деятельности. Это позволяет вывести во внешний план первоначальные поведенческие конструкты (шаблоны), требующие преобразования.
Второй этап работы заключается в построении во внешнем плане идеальных моделей поведения и соответствующих когнитивных конструктов. Он направлен на формирование ответа на вопрос: «Как следует поступать в конкретной профессиональной ситуации?».
Построение идеальной модели поведения осуществляется посредством группового анализа ситуации, поиска аналогов соответствующего эффективного поведения с последующим разыгрыванием данной роли. Поиск более адекватных когнитивных конструктов интерпретации событийности и поведения участников осуществляется в процессе обсуждения в группе или представляется ведущим.
На заключительном этапе происходят модификация желаемого поведения участников в сторону максимального приближения к эталону и его закрепление во внутреннем плане. Данный этап реализуется в
процессе повторного разыгрывания первоначальной ситуации и выполнения дополнительных развивающих упражнений.1
Деловая игра - это имитация деятельности, рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной профессиональной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают или могут решать в профессиональной деятельности.
Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки курсантов и слушателей. Кроме того, это дает возможность оценить: уровень владения этими навыками, особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.), уровень коммуникативных навыков, личностные качества участников.
Разыгрывание роли. В самом широком смысле ролевая игра - это метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками конкретных заранее заданных ролей. К ролевым играм можно отнести как сюжетно-ролевые игры со сложной организацией, с наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним участником. В рамках учебных занятий обычно используется процессуальная производная ролевой игры как метода - разыгрывание ролевой профессиональной ситуации. Этим данный метод отчасти схож с деловой игрой, но в нем особый акцент делается именно на роль, а не процесс (дело). В связи с этим метод разыгрывания роли в некоторых случаях также можно отнести к разряду психогимнастических упражнений. Однако от последнего его может отличать отсутствие необходимости отрабатывать, упражняться в «желаемом поведении».
На практических занятиях можно использовать следующие способы разыгрывания ситуаций в ролевых и некоторых деловых играх:
- «аквариум» - тип игры, когда одна подгруппа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним;
- «параллель» - группа делится на подгруппы, которые одновременно (параллельно) разыгрывают игровые ситуации на разных территориальных площадках;
- «ротация роли» - способ организации разыгрывания роли, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации. Но имеет определенные ограничения при использовании в больших группах;
- «обмен ролями» - способ организации разыгрывания ролей в котором участники поочередно меняются исполняемыми ролями. Способ эффективен при небольшом количестве ролей, например два активных участника и наблюдатель. В этом варианте группа разделяется на тройки, которые меняются ролями по окончании отведенного времени или по сигналу ведущего.
В завершение следует отметить, что успешность и эффективность использования в практико-ориентированном обучении интерактивных методов обусловлено соблюдением ряда принципов их организации и проведения. Наиболее значимыми в этом ряду, на наш взгляд, являются следующие:
- принцип пространственной организации - обеспечение возможности свободного расположения обучаемых в аудитории, их передвижения и объединения в микрогруппы по необходимости;
- принцип профессионального наполнения - обеспечение широкого иллюстрирования поставляемых знаний и опыта примерами из реальной профессиональной практики, их обсуждение или разыгрывание.
- принцип профессионального соответствия - максимизация подобия между профессиональной и моделируемой ситуациями;
1 Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития : монография. Красноярск : СибЮИ МВД России, 2011. С. 245.
- принцип доступности - формулировка и преподнесение информации таким образом, чтобы обучаемые без больших затруднений понимали область и способы ее применения;
- принцип конгруэнтности - передаваемые обучаемым знания и формируемые навыки и не должны входить в принципиальные противоречия с профессиональными и личностными этическими нормами.
Также следует учитывать, что важной характеристикой практико-ориентирован-ного обучения является устойчивость произведенных с помощью интерактивных процедур изменений. На устойчивость изменений во многом влияют следующие факторы:
- достаточность уровня сформирован-ности навыков для их сохранения и воз-
можности воспроизведения в соответствующих ситуациях;
- степень соответствия приобретенных знаний и опыта - профессиональной Я-кон-цепции курсантов и слушателей. Полученные в ходе интерактивных процедур знания и опыт должны быть встроены в Модель мира обучаемого, найти там соответствующее отражение. Без этого обучаемые, «освоившие» новые способы поведения, при актуализации соответствующей типичной ситуации, скорее всего, будут действовать прежними способами - неэффективными, но привычными;
- возможность практического закрепления полученного опыта в реальной профессиональной деятельности. Невостребованные знания и опыт со временем вытесняются.
Библиографический список
1. Невирко, Д.Д. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов : учебно-методическое пособие / Д.Д. Невирко, О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.
2. Иоффе, А.Н. Активная методика - залог успеха / А.Н. Иоффе // Гражданское образование : материал международного проекта. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
3. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2007.
4. Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития : монография / О.В. Евтихов. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2011.
5. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика : монография / С.И. Макшанов. - СПб.: Образование, 1997.
6. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - М.: Питер, 2008.