Научная статья на тему 'Об интерактивных формах проведения занятий по английскому языку в Ростовском юридическом институте МВД России'

Об интерактивных формах проведения занятий по английскому языку в Ростовском юридическом институте МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СЦЕНАРИЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / INTERACTIVE FORMS OF LEARNING / THE ENGLISH LANGUAGE / SCENARIO OF A ROLE-PLAYING / LEGAL LEXIS / METHODS OF TEACHING ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазнева Юлия Александровна

Для решения воспитательных и учебных задач на занятиях по английскому языку в институте широко используются следующие интерактивные формы: круглый стол, мозговой штурм, презентации, дискуссии, конкурсы практических работ с их обсуждением, практические групповые и индивидуальные упражнения, обсуждение специальных видеозаписей, групповые работы с авторскими пособиями и иллюстративными материалами, деловые и ролевые игры. Деловая игра это средство моделирования условий профессиональной деятельности, имитирующее разные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Метод деловых игр представляет собой специально организованную деятельность по актуализации знаний, полученных при изучении профильных дисциплин, активизации теоретических знаний, по их переводу в деятельностный контекст, формированию коммуникативной компетенции. Сценарий ролевой игры «Детективы», представленный на обсуждение, является базовым элементом и основным документом для ее проведения, позволяет рассмотреть практически все этапы уголовного судопроизводства. Представленные интерактивные методы проведения занятий предполагают активное участие каждого курсанта в учебном процессе и повышают уровень профессионального владения английским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазнева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Interactive Forms of English Lessons at the Rostov Law Institute of the Russian MIA

To tackle educational and learning tasks at the English lessons at the institute the following interactive forms are widely employed: “round table”, brainstorm, presentations, discussions, contests of practical works and their discussions, practical group and individual exercises, discussion of special videos, group work with the original manuals and illustrative materials, business and role games. Business game is the means of modelling various conditions of professional activity imitating different aspects of human activity and social interaction. Business game method is a specially organized activity aiming to implement the knowledge gained when studying profile subjects, promote the obtained theoretical knowledge, transform it in the activity-based context, develop communicative competence. The scenario of the role-play “Detectives” presented for discussion is a basic element and the main document for its performing and ensures consideration of nearly all the stages of criminal proceedings. The interactive methods under study presume active participation of every cadet in the learning process and increase the level of professional command of English.

Текст научной работы на тему «Об интерактивных формах проведения занятий по английскому языку в Ростовском юридическом институте МВД России»

теория и методика профессионального образования

УДК 005:37 © Ю. А. Мазнева, 2017

Об интерактивных формах проведения занятий по английскому языку в Ростовском юридическом институте МВД России

Юлия Александровна Мазнева,

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры иностранных языков

Ростовского юридического института МВД России Ростов-на-Дону, Россия. e-mail: [email protected]

Для решения воспитательных и учебных задач на занятиях по английскому языку в институте широко используются следующие интерактивные формы: круглый стол, мозговой штурм, презентации, дискуссии, конкурсы практических работ с их обсуждением, практические групповые и индивидуальные упражнения, обсуждение специальных видеозаписей, групповые работы с авторскими пособиями и иллюстративными материалами, деловые и ролевые игры. Деловая игра — это средство моделирования условий профессиональной деятельности, имитирующее разные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Метод деловых игр представляет собой специально организованную деятельность по актуализации знаний, полученных при изучении профильных дисциплин, активизации теоретических знаний, по их переводу в деятельностный контекст, формированию коммуникативной компетенции. Сценарий ролевой игры «Детективы», представленный на обсуждение, является базовым элементом и основным документом для ее проведения, позволяет рассмотреть практически все этапы уголовного судопроизводства. Представленные интерактивные методы проведения занятий предполагают активное участие каждого курсанта в учебном процессе и повышают уровень профессионального владения английским языком.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, английский язык, сценарий ролевой игры, юридическая лексика, методика преподавания английского языка.

Для цитирования: МазневаЮ. А. Об интерактивных формах проведения занятий по английскому языку в Ростовском юридическом институте МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 45-50.

В последнее время активно происходят процессы, связанные с модернизацией образования и интеграцией образовательного пространства разных стран. Обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2016 г. , В . В . Путин отметил, что для хорошего образования нужна профессиональная, мотивированная работа педагога, прорывные новые обучающие технологии 1 . Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта является реализация основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста) с учетом использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в целях формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Количество занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, во многих направлениях подготовки они не должны превышать 20% . Согласно документам кафедры иностранных языков (планы прак-

тических занятий и рабочие программы дисциплины «Английский язык» для курсантов очной формы обучения по направлениям подготовки 40.05. 01 Правовое обеспечение национальной безопасности и 40 05 02 Правоохранительная деятельность) количество практических занятий с использованием интерактивных методов составляет 30%

Мы проанализировали труды российских и зарубежных авторов, в которых изучаются вопросы, связанные с:

— проблемой формирования профессиональных коммуникативных умений студентов — работы Л. В . Аб-драхмановой, О . Ю Левченко, М . ВЫоск [1-3];

— применением интерактивных форм в неязыковом вузе — работы М . В . Конышевой, М. П . Нечаева, В. Г. Павленко [4-6];

— трудностями оценивания студентов на занятиях [7];

— поиском путей активизации познавательной деятельности студентов [8-11].

1 URL: http://2016-god.com>....presidenta-federalnomy-sobraniyu-na... (дата обращения: 02.03.2017).

Характерной чертой почти всех зарубежных исследований является рассмотрение инновационных методов преподавания как способов повышения мотивации к изучению английского языка — средства мировой коммуникации с другими языками и культурами [12-14].

На основе анализа методического материала можно утверждать, что интерактивные формы обучения английскому языку в неязыковом высшем образовательном учреждении не рассматриваются в контексте будущей современной профессиональной деятельности сотрудника полиции

Социальная значимость и недостаточная изученность проблемы интерактивного обучения будущих офицеров полиции в высшем образовательном учреждении определили выбор темы данной статьи

Считаем целесообразным рассмотреть интерактивные формы и методы обучения, обеспечивающие развитие познавательных мотивов и активизацию мыслительной деятельности курсантов и слушателей Ростовского юридического института

Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении Преподавателю недостаточно знать свой предмет и обучить курсантов произношению и интонации, лексике, грамматике, аудированию, монологической речи, диалогической речи, чтению, письму Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу Интерактивные методы обучения нацелены на активное взаимодействие курсантов не только с преподавателем, но и друг с другом Преподаватель перестает быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс, дает задания, отвечает на вопросы, формулирует цели занятия, контролирует время, процесс усвоения материала и выполнения поставленной задачи. Цель интерактивного обучения заключается в создании благоприятных условий, при которых обучаемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Достижение данной цели осуществляется посредством следующих задач: повышения мотивации к обучению; эффективного усвоения учебного материала; самостоятельного поиска учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, ответов на сложные теоретические вопросы; умения работать в команде, формирования жизненных и профессиональных навыков .

Для решения воспитательных и учебных задач на занятиях по английскому языку в Ростовском юридическом институте МВД России широко используются следующие интерактивные формы: круглый стол, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, презентации, дискуссии, конкурсы практических работ с их обсуждением, практические групповые и индивидуальные упражнения, обсуждение специальных видеозаписей, групповая работа с авторскими пособиями и иллюстративными материалами

При подготовке занятия педагог определяет тему и форму интерактивного занятия, которая может быть эффективной для конкретной учебной группы, учитывая возраст участников занятия, их интересы, будущую

специальность. Определив цель занятия, преподаватель готовит программу занятия, раздаточные материалы, презентацию, материал для аудирования.

Рассмотрим подробно основные интерактивные методы, применяемые в указанном вузе на занятиях по английскому языку

Круглый стол, дискуссия, дебаты Круглый стол — метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая расширить знания, а также закрепить и систематизировать полученные ранее знания, сформировать умение решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии, повысить интерес к изучению английского языка, развивать логическое мышление и быстроту реакции, воспитывать трудолюбие, активность

Основные цели проведения круглого стола — выработка у обучающихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения 2.

При проведении круглого стола важно, чтобы курсанты не ограничивались докладами, обзорами, а высказывали свое мнение, используя доказательства, аргументы, наглядные материалы (схемы, диаграммы, презентации, видеозаписи, фотодокументы) .

При проведении круглого стола необходимо расположить парты в виде круга, чтобы процесс коммуникации происходил глаза в глаза Психологами доказано, что расположение участников лицом друг к другу приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, повышает мотивацию курсантов Важно, чтобы преподаватель располагался внутри круга как равноправный член группы В таком случае участники круглого стола адресуют свои высказывания друг другу, а не преподавателю, как это происходит в условиях обычного практического занятия, когда преподаватель обращен к курсантам, а они смотрят в затылок друг другу

Круглый стол целесообразно проводить на завершающем этапе работы над темой или разделом (юнитом) и организовать следующим образом:

1 Преподаватель, учитывая интересы курсантов, формулирует вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему Например, на первом курсе при изучении юнита «Подготовка офицеров полиции» курсанты знакомятся с историей создания Полицейской академии в США, с особенностями профессиональной подготовки полицейских в США, с требованиями, предъявляемыми к абитуриентам, желающим обучаться в полицейской академии Курсанты знакомятся также с системой профессиональной подготовки офицеров полиции Великобритании и России. Трое наиболее подготовленных курсантов выступают по данным темам и отвечают на вопросы слушателей

2 Вопросы, затрагивающие разные аспекты подготовки офицеров полиции Великобритании, США, России, распределяются по подгруппам и раздаются участникам

2 URL: magistr. tstu. ru>upload/29_12_2012-13_42_00 . doc (дата обращения: 10.03. 2017).

для целенаправленной подготовки В первую очередь вопросы адресуются выступающим, но ответить на них может любой слушатель, если он относится к другой подгруппе В дискуссии принимают участие все курсанты

3 . Для освещения и разъяснения некоторых вопросов в качестве экспертов могут быть приглашены преподаватели кафедр криминалистики, теории государства и права, уголовного права, уголовного процесса Отметим, что обсуждение вопросов на английском языке может усложнить понимание озвученной информации преподавателями, приглашенными с других кафедр В помощь гостям преподаватель назначает из числа наиболее подготовленных курсантов «переводчика»

4 . В ходе занятия вопросы раскрываются в заданной последовательности. Курсанты рассказывают о подготовке офицеров полиции США, Великобритании, а потом об образовании в России На примере Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации курсанты повествуют о направлениях подготовки офицеров полиции, о структуре учебного заведения, о его научном потенциале, представляя сравнительную характеристику программ подготовки будущих офицеров полиции в данных вузах

При проведении круглого стола в форме дискуссии курсанты воспринимают не только новую информацию, мнения коллег, но и речь, а также поведение преподавателя Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми должен обладать организатор

1 Высокий профессионализм, хорошее знание материала по обсуждаемой теме

2 Речевая культура, свободное владение английским языком

3 Наличие коммуникативных умений, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому курсанту, проявляя требовательность и педагогический такт

4. Умение анализировать и корректировать ход дискуссии

5 Прогностические способности, позволяющие предусмотреть все трудности усвоения материала, результаты педагогического воздействия, последствия своих действий

Круглый стол в виде дискуссии формирует у курсантов необходимые навыки для ведения диалога: организационные и аудитивные, развивает коммуникативную культуру, критическое мышление Мозговой штурм

Мозговой штурм (брейнсторм) — это оперативный способ решения проблемы, при котором участникам обсуждения предлагается высказать максимальное количество вариантов решения проблемы, даже фантастичных. Считаем, что мозговой штурм — один из популярных способов стимулирования не только творческой активности, но и дедукции — логического мышления курсантов Например, на занятиях по внеаудиторному чтению курсантам предлагается прочитать детективную историю,

повествующую о тщательно спланированном ограблении Отметим, что текст не представляет для курсантов языковых трудностей и прост для понимания Преподаватель предлагает раскрыть преступление, т е найти ключ к разгадке и ответить на вопрос: что пошло не так и почему главный герой рассказа (преступник) был арестован и признан виновным? Поставленный вопрос ненадолго озадачивает курсантов . Через мгновение мы слышим в ответ некоторые гипотезы, предположения, иногда звучат неожиданные и даже шокирующие умозаключения и идеи. Но в итоге самые внимательные, выслушав и проанализировав все мнения, «раскрывают преступление», выстраивая логическую цепочку из фактов и рассуждений .

Данный метод позволяет курсантам расслабиться и пофантазировать, получить высокую оценку своих способностей, что повышает их активность и мотивацию к обучению.

Деловые и ролевые игры В образовательном процессе Ростовского юридического института МВД России важное место занимают деловые и ролевые игры. Деловая игра — это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, имитирующее различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности При этом каждый решает свою задачу, исполняя роль, приближенную к будущей практической деятельности. Это достигается путем использования в играх моделей реальных социально-экономических отношений

По методологии проведения деловые игры делятся на ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, инновационные, ансамблевые

Метод деловых игр представляет собой специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, по переводу их в деятельност-ный контекст 3 . Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности Активизация познавательной и творческой деятельности курсантов, повышение их заинтересованности обеспечивается благодаря использованию в игре вспомогательного наглядного материала: образцов документов, видеоматериалов, фотографий, игровых инструкций

В Ростовском юридическом институте МВД России на занятиях по английскому языку регулярно проводятся обучающие ролевые игры . Цель подобных занятий — проверить уровень подготовленности курсантов в определенном виде профессиональной деятельности, актуализация знаний, полученных при изучении профильных дисциплин, формирование коммуникативной компетенции

Сценарий деловой игры является базовым элементом и основным документом для ее проведения

Предлагаем рассмотреть структуру ролевой игры «Детективы»

Сюжет данной игры — расследование преступления, совершенного в уединенном месте, где присутствует определенное количество персонажей Никого постороннего

3 URL: magistr.tstu. ru>upload/29_12_2012-13_42_00 . doc (дата обращения: 10.03.2017).

в этом месте быть не может, следовательно, преступление совершается одним из присутствующих участников . Дополнительное психологическое напряжение достигается за счет того, что преступником может оказаться кто-то из товарищей, не вызывающих подозрений

Цель ролевой игры «Детективы» — обучение монологической речи на ситуативной основе с использованием аутентичного образца устного монологического сообщения, обучение диалогической речи посредством создания ситуаций общения

Ход игры

1 Сбор в аудитории, где проводятся практические занятия по английскому языку Объяснение правил ролевой игры, прав и обязанностей участников (10 мин.).

2 Отбор главных действующих лиц: детектива, следователя, полицейских (10 мин. ) . Свидетели, жертва преступления и преступник определяются в процессе игры

3 . Чтение преподавателем детективной истории. Звучит фоновая музыка В этот момент детектив, следователи и полицейские выходят за дверь Они не знают, что происходит в аудитории, какое преступление совершается Они приглашаются после совершения преступления (5 мин .).

4. Остальные участники быстро перемещаются по кабинету, на время игры он превращается в городской сквер в ночное время Преступление происходит в 10 м от кафе, находящегося в этом сквере (Свет выключен, звучит тревожная мелодия ) Никто, кроме одного курсанта, играющего роль убийцы, не знает, кто же выступает в роли преступника Преподаватель заранее сообщает ему о его функциях (5 мин. ).

5 . Преступник незаметно дотрагивается до жертвы . Внезапно раздается крик, жертва падает на пол . Орудие убийства тоже падает на пол (5 мин )

6 . Преступник остается почти незамеченным. Начинаются диалоги между свидетелями Они вызывают скорую помощь, полицию В это время входят по очереди доктор, полицейские, криминалисты, следователи, эксперты, оперуполномоченные (10 мин . ).

7. Беседа полицейских со свидетелями. Составление протокола о составе преступления (5 мин )

8 . Опрос свидетелей следователями, выявление подозреваемых (10 мин . ).

9 . Выявление преступника. Допрос преступника следователями (10 мин )

10 Выступление криминалистов, экспертов, оперуполномоченных следственного комитета Предъявление обвинения преступнику Арест преступника (10 мин )

11 Выступление преподавателя с научным обобщением Подведение итогов Выставление оценок (10 мин )

Логическим продолжением данной ролевой игры может быть предложено рассмотрение представленного уголовного дела в суде Проводить игру рекомендовано на заключительном этапе изучения таких тем, как «Работа прокурора», «Работа адвоката», «Работа участкового» В одной игре в пределах двух академических часов рассматриваются практически все этапы уголовного судопроизводства

В целях обеспечения иноязычной коммуникативной компетенции и оптимизации процесса обучения

будущих сотрудников полиции рекомендовано воспользоваться следующим сценарием и ролевыми репликами-клише . Последние могут быть изменены и дополнены курсантами в ходе игры

Script (Сценарий)

Scene 1. Сцена 1.

Teacher. — Good afternoon, cadets! Nice to see you! Today we have an unusual lesson . I offer you to play the game, which is called "Detectives". After casting you will get card with your role . In this card you will see words, set expression, juridical terms and questions, phrases which can help you to play your role . You have the right to add your phrases, questions, to help your partner to ask or to answer the questions, to dream . You mustn't interrupt each other and criticize .

We need divide class into some groups: 5 men to present an operative group, 2 persons will be doctors, 4 cadets will play witnesses, 1 of you has a role of killer, 1 of you will be the victim of a crime, but it is a secret . Now let's cast roles . Imagine that you are in the city park and it is getting dark You hear the sound of music wafting from café which was located ten meters away from the crime scene

Scene 2. Сцена 2.

The policemen, the investigators, the operatives of the investigation department, the criminologist, the expert leave the classroom

The narrator (cadet or teacher) tells the story.

Russia, Moscow city, 2016, Gorky Park. In the spring, especially during May holidays, the Park attracts many people . Couples with children and young people have fun in I. But some people come to cafes to drink alcohol, discuss plans, meet someone, to track down and overhear someone's conversation. Some of them are drug addicts, thieves, rapists and even serial killers It was getting dark when I heard cries for help against the background of I's music.

Scene 3. Сцена 3.

The cadets move around the class, suddenly the victim cries "Help" and falls on the floor.

Witness 1. — (Asking the victim). Oh? Are you o' key? Quickly call an ambulance . The man is bad .

Witness 2. — I call the police . She is injured.

Witness 3. — Look there is knife in the blood near the body Is she dead?

Witness 4. — Is she murdered? But who has killed her?

Scene 4. Сцена 4.

A doctor, policemen, criminalists, investigators, experts and officers of the criminal investigation department enter the classroom

Officers of the Criminal investigation department. —

Excuse me, we are to cordon off the area.

Policeman 1. — Good evening, a police captain Petrov. (Interviewing witnesses) Who are you? How did you get here? What happened? What did you see? What have you heard? When did this happen?

Policeman 2. — Now I fill in the Protocol of inspection of the scene . Please introduce yourself. I write a witness. . , registration address, actual address, passport details So 10 meters from the café, "Fantasia", located in Gorky Park, you saw a woman, who screamed and suddenly fell to the ground

when you passed by. The knife was next to the woman, smeared with liquid that looked like blood. This happened between 20.00 and 20.30 PM . Thank you all recorded.

Scene 5. Сцена 5.

Criminalist 1. — Good evening, let me introduce myself, police major Sidorenko. I am in the direction of the Investigative Committee . Let me see . Does anyone know this woman? Is this her bag? Did anyone see the criminal? Who can identify the murderer? Whose knife is this? I'll take a photo, I take samples of blood, the knife- the murder weapon.

Criminalist 2. — At survey of a scene on the sidewalk a spot of fluid of size 3 cm to 4.5 cm was discovered, that looked like blood. I see stains like blood on one of the witnesses The knife consists of a handle and blade, between which there is a focus-fuse and the separation ring. Along the entire length of the blade, there are layers of substance of brown color This substance is seized on the gauze that is packed in envelope №1. The sample of the gauze was packed in the envelope № 2. Envelopes are supplied with tags with explanatory inscriptions, signatures of the investigator and the witnesses and the impressions of the seals of the Prosecutor's office All the subjects will be sent for the examination

Scene 6. Сцена 6.

Investigator 1. — Lieutenant Colonel Surkov. (The conversation with the suspect Trusovym Sergeem Valeryevi-chem.) You are suspected of the murder. Do you know the victim? Why did you come to the park this evening?

The suspect: "I know the new citizen two years. We have lived with her for six months She was unfaithful to me, left for another man I watched her and when I saw her with him decided to kill".

Investigator 2. Your fingerprints were discovered on the knife . A drop of blood on your clothes belong to the victim.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Expert. Fingerprint examination was conducted. As a result of examination it was established that the fingerprints belong to a previously convicted citizen N. Trusovu, the native of the city Mytisci .

Investigator 2. Did you kill her?

The suspect. — She had to die It was me who killed her

The operatives of the investigation department. — You're under arrest on suspicion of murder and you will be delivered to the police Follow me

Scene 7. Сцена 7.

The teacher. — For centuries it was customary to assume that the killings because of suspicions of sexual infidelity do mostly chronic alcoholics and the mentally ill; but recent studies have shown that among those who have committed such crimes, alcoholics and crazy make up only about 25%, and the vast majority of "pathological jealous" otherwise in good health. Unfortunately, every fifth murder in Russia takes place because of jealousy. According to reports, about 20% of all domestic murders are committed because of jealousy The main instrument of domestic murder today is an ordinary kitchen knife, which, as a rule, is always at hand. To reduce the level of murders and prevent crimes, you future police officers, the precinct police officers must pay attention to couples in which quarrels often occur, to pay attention to the women who are frightened by the behavior of their jealous husbands, to conduct interviews with their husbands

Метод творческих заданий

Рассмотрим подробно существующий в педагогике интерактивный метод творческих заданий.

Творческое задание представляет собой основу любого интерактивного метода. Получая творческое задание, курсант наделяется возможностью создать фундамент для сотрудничества и для самообучения, найти свое правильное решение, основанное на собственном профессиональном опыте, опыте друга При изучении модуля «Полицейские организации США, Великобритании, России» курсанты знакомятся с историей создания, структурами, реформами, проводимыми в организациях разных стран. На заключительном этапе изучения данных тем курсанты делятся на малые группы и получают творческое задание для самоподготовки Например, рассказать о состоянии преступности в США, Великобритании, России, сравнить статистические данные трех стран и подготовить бизнес-план на 2017 г. , поставить ключевые задачи, внести свои предложения по снижению преступности Во время подготовки к выступлению каждая подгруппа готовит доклад, презентацию, иллюстративные материалы

Резюмируя сказанное, отметим, что интерактивные методы пробуждают у обучающихся интерес, поощряют активное участие каждого в учебном процессе, повышают мотивацию к обучению и уровень профессионального владения английским языком

Список литературы

1. Абдрахманова Л. В. Формирование коммуникативных умений у курсантов технического вуза в процессе реализации профессионально-дискуссионной игровой технологии (на примере предметной области «Иностранный язык») : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 200 с.

2. Левченко О. Ю. Обучение иноязычному профессионально-значимому диалогическому общению на основе аутентичных социальных контактов (Английский язык, неязыковой вуз) : дис ... канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 190 с .

3. Blalock M. Why good communication is good business, from University of Wisconsin? URL: http://www. bus . wisc . edu/ update/winter05/ business_communication. asp (дата обращения: 07.01.2017).

4. Конышева М. В. Игровые технологии как средство профессиональной подготовки будущего специалиста // Образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. М. , 2016. С. 56-61.

5 . Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. М. , 2016. 208 с.

6. Павленко В. Г. Интерактивные технологии обучения иностранному языку // Уральский научный вестник. 2016 . Т. 6 . № 2 . С. 3-4.

7 . Конышева М. В. Виды интерактивной работы в аудитории Образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития : мат-лы межвуз . науч . -практ. конф. М. , 2016. С. 52-56.

8 . Лицманенко Т. Н. Моделирование профессионально-направленной подготовки юристов средствами английского языка в условиях вуза на основе учебно-ролевых игр : дис . канд пед наук Тамбов, 2002 202 с

9 . Шаханова Н. А., Прокудина Ю. Б. Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях англий-

ским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза // Педагогика высшей школы . 2016. № 3 .1. С. 214-217.

10 . Эм М. В., Хазраткулова А. В. Использование интерактивных методов при изучении иностранных языков в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2016. № 7. 2 . С. 109-111.

11. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения : учеб . -метод . пособие . Минск, 2013. 224 с .

12 . Blair R. Innovation approaches to language teaching. New York, 2010. 252 p.

13 . Gural, S., Mitchell P. Development of Professional Discourse on the Basis of Interactive language teaching // Language and culture. 2008. № 4, P. 5-10 .

14. Mitchell P. StoryLine Method in foreign language teaching: history and major principles // Language and culture. 2013 . № 2(24), P. 101-109 .

On Interactive Forms of English Lessons at the Rostov Law Institute

of the Russian MIA

Mazneva Yu. A.,

Candidate of Sciences (Philology), Lecturer at the Department of Foreign Languages,

the Rostov Law Institute of the Russian MIA Rostov, Russia. e-mail: [email protected]

To tackle educational and learning tasks at the English lessons at the institute the following interactive forms are widely employed: "round table", brainstorm, presentations, discussions, contests of practical works and their discussions, practical group and individual exercises, discussion of special videos, group work with the original manuals and illustrative materials, business and role games. Business game is the means of modelling various conditions of professional activity imitating different aspects of human activity and social interaction. Business game method is a specially organized activity aiming to implement the knowledge gained when studying profile subjects, promote the obtained theoretical knowledge, transform it in the activity-based context, develop communicative competence. The scenario of the role-play "Detectives" presented for discussion is a basic element and the main document for its performing and ensures consideration of nearly all the stages of criminal proceedings. The interactive methods under study presume active participation of every cadet in the learning process and increase the level of professional command of English.

Keywords: interactive forms of learning, the English language, scenario of a role-playing, legal lexis, methods of teaching English.

Citation: Mazneva Yu. A. On Interactive Forms of English Lessons at the Rostov Law Institute of the Russian MIA. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(70). 2017. P 45-50.

УДК 378.095 © М. И. Гараев, 2017

Моделирование формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции

Марсель Имамутдинович Гараев,

преподаватель Казанского юридического института МВД России Казань, Россия. e-mail: [email protected]

В статье обосновывается актуальность формирования профессионально-этической компетентности у будущих бакалавров в образовательном процессе вуза юридического профиля, обусловленная внедрением концепции обучения и совершенствованием подготовки компетентных специалистов. Проведен теоретический анализ научных подходов к формированию профессионально-этической компетентности у бакалавров юриспруденции. Представлена авторская модель формирования профессионально-этической компетентности как теоретическая основа, направленная на получение новых предметных знаний посредством взаимопроникновения содержания традиционных учебных дисциплин в целях создания единого морально-нравственного потенциала образовательного процесса в юридическом вузе, охарактеризованы ее компоненты и блоки. На основе опытно-экспериментальной работы выявлены критерии эффективности формирования профессионально-этической компетентности у будущих бакалавров-юристов, позволяющие определить уровень ее сформированности: низкий (аморфный), средний (локально-ситуативный) или высокий (автономный).

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, модель, структурные компоненты, теоретические подходы, профессионально-этическая компетентность.

Для цитирования: ГараевМ. И. Моделирование формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 50-54.

Современное мировое развитие отмечено рядом факторов, влияющих на сферу высшего образования, среди которых выделяются следующие:

— глобализация, характеризующаяся новыми принципами организации важнейших сфер общественной жизни, их взаимодействия и взаимного влияния;

— ускорение развития технологий, в значительной мере спровоцированное развитием информационных и коммуникационных технологий;

— непредсказуемость общественного развития, сопровождающаяся кризисными явлениями и угрозами окружающей среде, обострившимся столкновением культур;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.