3. Медицинская психология с элементами общей психологии / Н. Ф. Михайлова — «СпецЛит», 2009 — (Учебник для средних медицинских учебных заведений) 97 с.
4. Психология физической культуры: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Б.П.Яковлева, профессора Г. Д. Бабушкина. - Москва: изд-во Спорт, 2016 - 624с.
5. Норман Д., Линдсей П. Переработка информации у человека. Издательство: М.: Мир. 552 - с.
6. фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки материалы XII международной научно-практической конференции. 2017 Издательство: CreateSpace
7. Щербатых Ю.В. Общая психология: учеб. для вузов / Ю.В. Щербатых. -СПб.: Питер, 2008. -272 с.
8. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие /Перевод с англ.: З. Замчук, — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 928с.: ил. — (Мастера психологии).
9. Яковлев Б.П. Когнитивная психология: учебное пособие для аспирантов высших учебных заведений. - Сургут: Изд-во - СургУ, 2016. - Когнитивная психология: учебное пособие 137 с.
10. http://2dip.su/рефераты/77 342/
Ульянина О.А.
тренинговая технология подготовки компетентных специалистов в образовательных организациях мвд россии
Осознание острой необходимости формирования положительного образа сотрудника полиции в глазах общественности и выхода на качественно новый уровень профессионализма российских полицейских, соответствующий международным стандартам, обусловило неизбежность реформирования системы МВД России. Данный процесс предполагает не только реорганизацию
структурных подразделений системы, расширение и углубление критериев отбора кандидатов на службу в полицию, но и разработку, внедрение новых концептуальных подходов к морально-психологической подготовке сотрудников и создание необходимых для этого условий [2, 128]. Актуальность данной проблемы продиктована в том числе модернизацией системы высшего профессионального образования и созданием образовательных стандартов третьего поколения. в связи с этим главную роль в подготовке специалистов играет ориентация на личность и ее компетентность, что означает приобретение в процессе обучения практических навыков и умения справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание социально-психологических условий, в которых участник учебно-воспитательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъекта обучения.
в системе высшего профессионального образования мвд России активно развивается компетентностный подход, ориентированный на формирование у будущих специалистов правоохранительной системы профессиональных компетенций, обеспечивающих сближение академических знаний и практики.
в связи с этим возникает необходимость в описании качеств личности выпускника образовательных организаций мвд России в терминах компетентностного подхода и определении путей формирования этих качеств.
Профессиональная деятельность сотрудника полиции сопряжена с физическими, психическими, интеллектуальными нагрузками, с большой персональной ответственностью за выполнение служебных обязанностей; готовностью к преодолению стрессовых ситуаций. эффективное выполнение профессиональных задач требует определенных моральных и нравственных качеств личности сотрудника полиции, коммуникативной компетентности, психологической устойчивости, адаптационного потенциала, высокого уровня развития познавательных процессов. в связи с этим особую значимость в подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций мвд России имеет формирование личностной компетентности будущих специалистов.
формирование личностной компетентности курсантов и слушателей образовательных организаций предполагает ориентацию как на профессиональные знания, умения и навыки, так и на индивидуально-психологические качества личности, социальную опытность, культурные, духовно-нравственные, ценностные, мотивационные составляющие личностной компетентности, являющиеся одновременно необходимым условием как для успешного развития основных профессиональных компетенций, так и для становления полноценной личности в целом, успешно реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности современного общества [3, 119].
Личностное и профессиональное становление будущих специалистов
определятся той социальной ситуацией развития и образовательной средой, в которую они будут включены [4; 6, 172]. Важное значение имеет практико-ориентированная направленность образовательной среды, процесс формирования профессиональной компетентности в которой обусловлен в первую очередь созданием в ней адекватных целям психологических, социокультурных и педагогических условий, отражающих состояние и тенденции социального, духовно-нравственного, политического и экономического развития государства. Создание необходимых условий для развития личностной компетентности курсантов и слушателей в практико-ориентированной образовательной среде вузов системы МВД предполагает всестороннее формирование личности курсантов, согласование образовательных целей вуза и требований к специалистам на практике, использование таких современных методов и форм подготовки будущих специалистов, как социально-психологический тренинг [5].
Социально-психологический тренинг - это одна из наиболее эффективных психотехнологий, включающая в себя диагностическую, формирующую и коррекционную составляющие. Назначение, форма и методика проведения тренинга варьируются в достаточно широком диапазоне. Эта работа позволяет не только развивать необходимые компетенции у курсантов и слушателей, но и является оценочным средством формирования социальных, профессиональных компетенций и их составляющих, выявленных в процессе анализа.
Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные профессиональные, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат.
Использование методов активного социально-психологического обучения в работе практического психолога позволяет эффективно решать задачи по формированию у курсантов, слушателей профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к результативному выполнению оперативно-служебных задач.
Проведение занятий в группах интенсивного обучения оказывается особенно эффективным для курсантов 1-4 года обучения (в силу возрастных особенностей), когда они находятся на этапе активного вхождения в социум, формирования мировоззренченских позиций и жизненно важных ценностных ориентаций.
В контексте данной работы рассматриваются особенности организации и проведения социально-психологического тренинга по следующим направлениям: сплочение учебных коллективов и формирование благоприятного социально-психологического климата, межэтнической толерантности, развитие интеллектуальных возможностей, коммуникативной компетентности, социальной активности и навыков профессионального общения.
Обозначенные программы содержат ряд тренинговых упражнений различной направленности и уровня трудности. Как дидактическая и методическая единица, каждое упражнение включает стимульный материал,
функционально-логическую взаимосвязь в тренинговом упражнении. Предлагаемые упражнения апробированы тренинговой психопрактикой на базе отделения психологической работы волгоградской академии мвд России. дидактический материал предназначен для использования в практической работе психологов подразделений морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел.
Необходимость использования в практике психологов именно данной формы работы обусловлена тем, что традиционные методики подготовки оказываются недостаточными, так как усвоение социально-психологических знаний и умений связано с преодолением ряда специфических трудностей. во-первых, обычные методы обучения (лекции, семинарские занятия) недостаточны для овладения практическими навыками межличностного общения и взаимодействия в группе. во-вторых, многие неохотно признают, что их индивидуальный опыт понимания и анализа социально-психологических явлений недостаточен.
в ходе тренинга же участники имеют возможность переоценить прежние способы поведения и отработать новые, экспериментировать с ними. в группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого участника. возможность в игре пробовать новые формы поведения позволяет овладеть более эффективными приемами общения. Особенно незаменима обратная связь для анализа невербального поведения.
Предложенные в данной статье варианты программ тренингов предназначены для специальной психологической подготовки курсантов образовательных организаций мвд России, которая обусловлены спецификой обучения и будущей профессиональной деятельностью.
Тренинг по формированию и сплочению учебных групп. Работа по улучшению организации и условий учебной деятельности должна предусматривать оптимизацию взаимоотношений в коллективе. для этого необходимы целенаправленный и психологически грамотный подход к созданию в коллективе атмосферы сотрудничества, доверия и взаимопомощи, осознанная корректировка негативных явлений на начальном этапе формирования коллектива.
Практика показывает, что наряду с формальной существует психологическая структура неофициального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Неформальные связи определяют более широкий круг общения в соответствии с групповыми интересами, установками, увлечениями, ценностными ориентациями курсантов, слушателей. Именно в основе неформальной структуры лежат восприятие и понимание друг друга, взаимооценка и самооценка членов коллектива.
сила всякого коллектива заключается в его сплоченности, которая определяется наличием чувства групповой идентичности (близких отношений между ее членами), готовностью поддерживать друг друга. фактором внутригрупповой сплоченности служит также точное определение групповых целей и норм. Чем отчетливее курсанты, слушатели осознают, какого поведения
ожидает от них группа, тем с большим желанием участвуют в ее делах. Сплоченность нужна для самого существования и развития коллектива [9, 1820].
Программа тренинга по формированию и сплочению учебных коллективов направлена: на создание благоприятной атмосферы, основанной на проявлении доверия, поддержки и взаимопомощи; определение единых целей и норм; формирование чувства групповой принадлежности и готовности поддерживать друг друга.
Тренинг решает такие задачи, как формирование представления о структуре учебной и служебной деятельности и ее требованиях к личному составу; определение исходного уровня развития группы и основных социометрических показателей; развитие чувства групповой взаимозависимости и структуры взаимоотношений; корректирование негативных личностных характеристик и установок, мешающих построению конструктивного общения и взаимодействия однокурсников; сплочение учебного коллектива на основе ведущих ценностей и целей.
Тренинговая программа включает два занятия, каждое из которых в среднем занимает 3,5-4 часа и проводится на первом курсе обучения. Занятия состоят из четырех смысловых блоков, позволяющих реализовывать основные цели. Первый блок - снятие напряжения, возникающего от ожидания неизвестности; создание благоприятной рабочей атмосферы; мобилизация. Второвой блок -диагностика и коррекция социометрических показателей на этапе формирования группы; формирование и развитие навыков группового взаимодействия, сплоченности коллектива. Третий блок - достижение эффекта группового членства посредством кинестетических ощущений. Четвертый блок - развитие навыков рефлексии, обратной связи; создание новых каналов обратной связи между участниками тренинга.
Тренинг по формированию межэтнической толерантности курсантов, слушателей. Любое взаимодействие представителей различных этнических групп начинается с восприятия и построения образов друг друга, которые часто содержат в себе искаженную, эмоционально окрашенную информацию и основываются не на собственном опыте, а на уже устоявшихся в обществе представлениях - этнических стереотипах.
Таким образом, между представителями разных национальностей устанавливается своеобразная «связь» в форме знания о существовании и особенностях друг друга, а следующим этапом становления взаимоотношений является формирование оценки. Если оценка субъекта формируется на основе сложения и обобщения отдельных реальных фактов в положительный стереотип, то возникает позитивное отношение к нему, которое открывает дорогу толерантным побуждениям в адрес этого субъекта. Если оценка формируется на основе сложения и обобщения отдельных реальных фактов в отрицательный стереотип, возникает негативное отношение, характеризующееся интолерантным побуждением по отношению к субъекту. Для того чтобы снять межнациональное
напряжение, необходимо актуализировать уже имеющиеся знания, формировать терпимость к представителям другой национальности, расширять знания о других особенностях поведенческих моделей их представителей, искать более успешные способы адаптации курсантов, слушателей к поликультурной среде обучения [9, 75].
все это и определяет актуальность работы с этническими стереотипами в ходе психологического сопровождения переменного состава. Программа тренинга по формированию межэтнической толерантности направлена на актуализацию у курсантов, слушателей знаний о других этнических группах, повышение уровня толерантности по отношению к ним, снятие остроты этнических стереотипов [7].
Программа решает задачи по развитию навыков взаимопонимания у курсантов, слушателей при непосредственном общении с представителями других национальностей, навыков конструктивного межкультурного диалога; формированию общей надэтнической идентичности; осознанию групповых целей, ценностей и норм. Программа состоит из трех основных этапов: 1) диагностический - включает в себя проведение двух методик и двух форм анкет; 2) просвещения - состоит из шести занятий, продолжительность которых составляет в среднем 1,5 часа; 3) коррекционно-развивающий - представлен тремя занятиями, каждое из которых в среднем занимает 2,5-3 часа.
Программа тренинга по формированию межэтнической толерантности проводится на 2 курсе обучения.
1. Диагностический этап. Цель: определение толерантности и стереотипности восприятия представителей других национальностей, их эмоциональной окраски, возможности и характера их проявления на поведенческом уровне, а также уровня осведомленности по проблеме этнических стереотипов [7]. Средства: методика «Диагностический тест отношений» с использованием подобранных стимулов, тест агрессивности Басса-Дарки, анкеты «Что я знаю об этническом стереотипе?» и «Другая страна, другие люди - мое отношение к ним».
2. этап просвещения. Цель: актуализация у курсантов, слушателей знаний о других этнических группах; повышение уровня толерантности по отношению к ним; снятие остроты этнических стереотипов. Средства: беседа с элементами дискуссии, ролевая игра, тренинговое упражнение «все мы - люди», круглый стол, составление коллажа, проведение проективной методики «сочинение на тему...».
3. Коррекционно-развивающий этап. Цель: развитие навыков конструктивного межкультурного диалога; формирование общей надэтнической идентичности (гражданской, региональной, локальной) и этнокультурной компетентности. Средства: тренинговые упражнения - «Горец сказал ...», «Чем мы похожи?», игра «Диалог культур».
Программа имеет подобную структуру, так как на первом диагностическом этапе у курсантов, слушателей определяется уровень знаний по заявленной
проблеме. На втором этапе, опираясь на полученные результаты диагностики, курсанты расширяют знания и представления о других этнических группах, повышают уровень толерантности к ним. Снимается острота восприятия характера этнических стереотипов. На третьем этапе - коррекционно-развивающем, формируется этнокультурная компетентность курсантов как основа ведения эффективного межкультурного диалога.
Тренинг развития интеллектуальных возможностей курсантов, слушателей. эффективность профессиональной подготовки курсантов, слушателей определяется высокими показателями учебной деятельности, которая, в свою очередь, зависит от уровня интеллектуальных возможностей учащихся. В связи с этим возникает необходимость в изучении и развитии познавательных процессов курсантов в контексте их взаимодействия в учебно-тренировочной группе. Сравнительный анализ особенностей протекания процессов восприятия, памяти, мышления в двух различных условиях (при индивидуальном и совместном решении задач) свидетельствует о преимущественной продуктивности последнего. Создание оптимальных условий коммуникации для взаимного обмена информацией в процессе совместного решения задач дает курсантам возможность расширить свой интеллектуальный потенциал. Таким образом, тренинг развития интеллектуальных возможностей направлен на активизацию познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления), что способствует повышению успеваемости курсантов, слушателей. Программа тренинга решает такие задачи, как: развитие у членов группы представлений о своих интеллектуальных возможностях; обучение курсантов интеллектуальной самодиагностике; совершенствование навыков межличностного взаимодействия курсантов в решении интеллектуальных задач; освоение техник развития памяти, внимания, воображения, мышления.
Тренинговая программа включает девять занятий, каждое из которых в среднем занимает 2,5-3 часа и проводится на 3 курсе обучения. Тренинг развития интеллектуальных возможностей состоит из 4 блоков:
1. Возможности нашей памяти. Цель: коррекция и развитие представлений участников о свойствах, процессах памяти и условиях эффективного запоминания; обучение курсантов способам диагностики индивидуальных особенностей своей памяти и способам ее тренировки.
2. Обратите внимание. Цель: развитие представлений курсантов о свойствах и особенностях внимания; знакомство с процедурой диагностики внимания; определение индивидуальных особенностей внимания и способов его развития.
3. Учимся размышлять. Цель: развитие у курсантов, слушателей представлений о мышлении как отражении существенных связей и закономерностей; осознание условий эффективности коммуникативного взаимодействия в ситуации интеллектуального общения; развитие рефлексивных способностей в процессе общения при решении интеллектуальных задач; тренировка навыков подачи и приема обратной связи.
4. За гранью воображения. Цель: расширение представления курсантов,
слушателей о функциях и особенностях воображения; развитие умений и навыков, связанных с воображением; расширение возможностей самопознания участников тренинга при использовании проективных методов работы; отработка навыков подачи и приема обратной связи. в процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. в содержание занятий включены психотехнические игры и психогимнастические методики, элементы аутогенной тренировки, проективное рисование, ролевые игры, групповые дискуссии, информационные блоки, психодиагностические методики.
Тренинг развития коммуникативной компетентности, социальной активности и навыков профессионального общения у курсантов, слушателей. важнейшей стороной деятельности сотрудников полиции является взаимодействие с людьми. в процессе службы многие неосознанно вырабатывают свою собственную психологическую схему общения и воздействия на людей. Но не всегда приобретенные таким опытным путем навыки являются оптимальными, так как опыт отдельного человека в чем-то ограничен, а восприятие несовершенно.
Существуют и привычные ошибки поведения, которые человек просто не осознает. Кроме того, несформированность коммуникативной компетентности нередко становится причиной возникновения профессиональной деформации. Именно поэтому одним из ведущих направлений совершенствования профессиональной подготовки переменного состава является развитие навыков профессионального общения.
Программа тренинга развития коммуникативной компетентности, социальной активности и навыков профессионального общения направлена на подготовку курсантов к предстоящей профессиональной деятельности и формирование мотивации для дальнейшего саморазвития и самовоспитания. в процессе занятий необходимо решить следующие задачи: - выявить и скорректировать непродуктивные установки в сфере общения; - повысить профессиональное самосознание; - развить рефлексию, эмпатию; - развить навыки взаимодействия и интуицию в общении; - овладеть конкретными навыками, определяющими эффективность общения сотрудника полиции (управление контактом, оказание психологического воздействия в ходе общения, уверенное поведение, прогнозирование действий партнера, развитие «чувства партнера», навыки конструктивного поведения в конфликте, умение анализировать невербальное поведение и т. д.).
Тренинговая программа включает одиннадцать занятий, каждое из которых в среднем занимает 2,5-3 часа и проводится на 4 курсе обучения.
в представленных коррекционно-развивающих программах сочетается групповая и индивидуальная работа, учитываются возрастные, психологические возможности и особенности курсантов. в содержание тренинговых занятий включены психотехнические игры и психогимнастические методики, элементы аутогенной тренировки, проективное рисование, ролевые, деловые игры, групповые дискуссии, информационные блоки и психодиагностические методики [10].
Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Компетенции и результаты образования - это главные целевые установки в реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, интегрирующие начала «модели» выпускника. Поэтому особое внимание необходимо уделить методике наполнения содержанием форм работы на тренинге.
На базе Центра психологической работы волгоградской академии МБД России разработаны и апробированы тематические программы тренинговых занятий, направленных на формирование и развитие личностной компетентности курсантов и слушателей.Опытпроведениясоциально-психологическихтренингов свидетельствует, что специфика данного психологического воздействия позволяет успешно решать многие задачи по интеллектуально-личностному, социальному и профессиональному развитию будущего специалиста, формированию нервно-психической устойчивости, адаптивности, навыков бесконфликтного общения, гармонизации межличностной коммуникации, сплочению коллектива, установлению позитивных ролевых отношений в тренинговой группе, социально-психологической диагностике.
групповая работа проходит в экологичной (комфортной, непринужденной, эмоционально окрашенной) для курсантов и слушателей среде. Достаточно легко решается проблема мотивации участников. Таким образом, тренинг является эффективным психолого-педагогическим средством в процессе формирования личностной компетентности курсантов, слушателей образовательных организаций МвД России. Он также может стать неотъемлемой частью программы формирования компетенций выпускника, инструментом для внешней оценки и самооценки уровня развития компетентности будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. веретенникова А.Е. Коммуникативная культура сотрудников ОвД / А. Е. веретенникова // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3 (27). С. 74-76.
2. Евтихов О.в. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема / О. в. Евтихов, А. Ф. Караваев // Педагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 128-131.
3. Калинин С.В. Развитие профессиональной компетентности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / С. В. Калинин // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2013. № 1. С. 119-123.
4. Крылова М.Н. Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций / М. Н. Крылова // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 107-111.
5. Кубасов О.П. Формирование правоохранительной профессионально-специализированной компетенции у курсантов (слушателей) Казанского юридического института МВД России / О. П. Кубасов // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 1 (15). С. 77-82.
6. Мещерякова Е.И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов / Е. И. Мещерякова // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 3. С. 172-175.
7. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. № 1. С. 94-104.
8. Программа практических занятий по курсам «Оперативно-разыскная психология» и «Общение и перевоплощение»: учеб.-практ. пособие / под ред. Б. П. Смагоринского. Волгоград: ВА МВД России, 2005. 74 с.
9. Социально-психологическая работа в учебных коллективах: учеб.-метод. пособие / В. Т. Контемиров [и др.] ; под ред. Б. П. Смагоринского. Волгоград: ВА МВД России, 2006. 172 с.
10. Ульянина О.А. Формирование личностной компетентности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России посредством социально-психологического тренинга: учеб.-метод. пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2016. 212 с.