Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2019 УДК 316.43
Л. В. Оринина, И. В. Кашуба, И. В. Самарокова
Формирование психолого-педагогической компетентности студентов вуза средствами тренинговой работы
В данной статье рассмотрены механизмы и способы формирования психолого-педагогической компетентности студентов вуза средствами тренинговой работы. Кроме того, в статье раскрыт феномен ключевых понятий: «компетентность», «психолого-педагогическая компетентность», «психолого-педагогическая компетентность студентов вуза», освещены феноменологические особенности понятий «тренинг», «тренинговые формы работы», «механизмы проведения тренинга», «группа», «групповое взаимодействие». Авторы подробно рассматривают феноменологические особенности процесса психолого-педагогической компетентности обучающихся, представляя структурно-содержательный анализ входящих в данное определение дефиниций, раскрывают и теоретически обосновывают условия, способствующие повышению уровня психолого-педагогической компетентности студентов технического университета средствами тренинговой работы. В статье изучаются основные правила, формы и этапы проведения социально-психологического тренинга, а также приводится авторская методика разработанного кейса тренинга по командообразованию и самоорганизации личности студента вуза. Также в статье представлены инновационные тренинговые технологии, активно используемые в педагогическом процессе современных вузов и рассматриваемые авторами как эффективный инструмент повышения психолого-педагогической компетентности обучающихся с учетом изменения стандартов и требований к организации образовательного процесса в России.
Ключевые слова: компетентность, психолого-педагогическая компетентность, студенты вуза, тренинг, группа, тренинговые формы работы, формирование психолого-педагогической компетентности студентов.
Ссылка для цитирования:
Оринина Л. В., Кашуба И. В., Самарокова И. В. Формирование психолого-педагогической компетентности студентов вуза средствами тренинговой работы // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 316-326. сМ: 10.32744^.2019.1.23
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 4 December 2018 Published: 28 February 2019
L. V. Orinina, I. V. Kashuba, I. V. Samarokova
Formation of psychological and pedagogical competence of university students by means of training work
This article discusses the mechanisms and methods of forming the psychological and pedagogical competence of university students by means of training work. In addition, the article reveals the phenomenon of key concepts: "competence", "psychological and pedagogical competence", "psychological and pedagogical competence of university students", highlights the phenomenological features of the concepts "training", "training forms of work", "mechanisms for conducting training", "group", "group interaction". The authors examine in detail the phenomenological features of the process of psychological and pedagogical competence of students, presenting a structural and informative analysis of the definitions included in this definition, reveal and theoretically substantiate the conditions conducive to improving the level of psychological and pedagogical competence of technical university students by means of training work. The article examines the basic rules, forms and stages of socio-psychological training, as well as the author's methodology of the developed case study on team building and self-organization of the student's personality. The article also presents innovative training technologies that are actively used in the pedagogical process of modern universities and are considered by the authors as an effective tool for improving the psychological and pedagogical competence of students taking into account changes in standards and requirements for the organization of the educational process in Russia.
Key words: competence, psychological and pedagogical competence, university students, training, group, training forms of work, the formation of psychological and pedagogical competence of students.
For Reference:
Orinina, L. V., Kashuba, I. V., & Samarokova, I. V. (2019). Formation of psychological and pedagogical competence of university students by means of training work. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 37 (1), 316-326. doi: 10.32744/pse.2019.1.23 (In Russ., abstr. in Engl.)
_Введение
возрастающие требования к педагогической культуре специалиста в любой сфере деятельности нашли отражение в таких его характеристиках, как «конкурентоспособность» и «профессиональная компетентность» [4, с. 231]. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности, системообразующими являются, по мнению Жук А.И., являются следующие: четкость личных целей и ценностных ориентации; высоко развитые организаторские и коммуникативные умения; открытость новациям, творческое отношение к делу; способность к риску; независимость; способность к непрерывному саморазвитию и самообразованию; стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда [3, с. 147].
Компетентность как личностная характеристика не сводится только к уровню овладения личностью определенными знаниями и умениями. Компетенция - это способность, основанная на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения. Она выражается в мобилизации личностью полученных знаний и опыта в конкретной ситуации. Быть профессионально компетентным человеком означает способность мобилизовать себя, собственные знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности и складывающейся ситуации [1, с. 32].
_Психолого-педагогическая компетентность студента вуза
Остановимся более подробно на определении понятия «психолого-педагогическая компетентность студентов вуза», под которым мы понимаем сложное интегратив-ное качество, определяющее способность к овладению профессионально значимыми компетенциями, а также высоким уровнем профессиональной и психологической культуры и грамотности, способствующих построению эффективных межличностных отношений применительно к любой социальной группе или профессиональной организации. Значимыми психологическими характеристиками, влияющими на повышение у студентов вуза уровня психолого-педагогической компетентности, мы считаем педагогический такт, гибкость, наличие адаптивных копинг-стратегий, культуру межличностного общения, низкий уровень конфликтности, толерантность, социальную активность и коммуникабельность, а также профессиональную мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическую грамотность, высокую степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности. Коротко остановимся на рассмотрении ключевых дефиниций, фигурирующих в структуре вышеприведенного определения [2, с. 312]. Основу общей педагогической культуры специалиста составляют следующие знания и умения выпускника вуза: знание предмета педагогики, ее научных разделов, основных категорий, отраслей педагогических знаний, методологических подходов педагогики и ее методов исследования, педагогических явлений и закономерностей, понимание и учет их в жизни и деятельности; понимание зависимости собственного жизненного успеха, самореализации и самоутверждения в жизни от собственного уровня образованности, воспитанности, обу-ченности и развитости; знание педагогических основ воспитания и развития детей в семейной жизни; знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового
образа жизни, репродуктивного здоровья, подготовки к поведению в экстремальных жизненных ситуациях; умение осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, производственных ситуаций и оценивать уровни образованности, воспитанности, обученности и развитости конкретного человека; знание и умение использовать основные методы обучения и воспитания, приемы педагогического такта и техники, осуществлять основные педагогические действия в работе и общении с детьми и взрослыми (педагогическое наблюдение и анализ фактов, разработку проекта педагогической деятельности, педагогический контроль и оценку, коррекцию, рефлексию); умение осуществлять самовоспитание и самообразование, саморазвитие творческих способностей, профессиональное самосовершенствование [1, с. 217].
Профессионально-педагогическую культуру специалиста наряду с вышеуказанными знаниями и навыками определяют понимание зависимости эффективности процесса труда и его результатов от сформированности ряда педагогических способностей всех участников производственного процесса; знание педагогических основ управления и повышения качества производства; понимание и управление педагогическими возможностями различных условий трудовой деятельности, умение их учитывать при решении профессиональных задач и выполнении управленческих функций; умение использовать педагогический инструментарий (средства, методы, приемы, технологии) для решения производственных задач, проведения учебных занятий и семинаров с персоналом по профессиональным проблемам [2, с. 2249].
Выше представленная совокупность знаний и умений характеризует психолого-педагогическую культуру специалиста любой отрасли [7, с. 56]. Она формируется посредством освоения студентами системы социально-гуманитарных предметов, в том числе психолого-педагогических дисциплин, среди которых первостепенное место отводится курсам «Основы психологии и педагогики» (ступень бакалавриата), «Педагогика и психология высшей шкоды» (ступень магистратуры). Средством эффективного формирования у студентов психолого-педагогической компетентности выступает реализация личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных, проектно-исследовательских форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, а также стимулируют их к саморазвитию и самосовершенствованию. Важными факторами развития психолого-педагогической культуры студентов являются комплексное воздействие на них учебных и внеаудиторных форм и методов обучения, активное включение их в социально значимую работу (волонтерские бригады, клубы по интересам, летние отряды и др.), которые направлены на формирование у будущих специалистов ценных социально-педагогических умений и навыков. Изучение курсов психологии и педагогики в системе профессионального образования на разных ступенях не может быть абсолютно стандартным и должно осуществляться дифференцирование. Содержание психолого-педагогической подготовки студентов определяется, прежде всего, требованиями их будущей профессиональной деятельности. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно им четыре основных вида педагогической подготовки студентов. Первый вид - обязательная минимальная психолого-педагогическая подготовка. Второй вид - углубленная психолого-педагогическая подготовка. Третий вид - дополнительная образовательная психолого-педагогическая подготовка. Неотъемлемой составной частью их образования должна стать серьезная психолого-педагогическая подготовка, которая осуществляется через усвоение
студентами на ступени магистратуры обязательного курса «Педагогика и психология высшей школы», а также через получение будущими специалистами дополнительного педагогического образования. Четвертый вид - основное (базовое) психолого-педагогическое образование [15, с. 46]. При этом, обозначая ключевое противоречие в решении заявленной проблемы, стоит отметить, что в настоящее время практически во всех вузах, в том числе гуманитарной направленности, учебный план составлен по принципу минимизации часов, запланированных на проведение практических занятий, а значит, направленных на отработку практических навыков в рамках тренинго-вых видов деятельности. Кроме того, из учебных планов по некоторым гуманитарным и инженерным направлениям подготовки вообще исключены дисциплины психолого-педагогического блока, что, соответственно, существенным образом влияет на качество базовой подготовки обучающихся - будущих выпускников вузов и потенциальных работников крупных предприятий и организаций на рынке труда РФ [7, с. 25]. В этой связи разработка кафедрой педагогического образования и документоведения совместно с Центром семейной психологии программы социально-психологического тренинга «Эффективное командообразование: путь к успеху!», базирующейся на рабочей программе курса «Технология командообразования и самоорганизация» и составленной в соответствии с новыми утвержденными учебными планами, может рассматриваться как один из способов разрешения заявленной нами проблемы.
Необходимо отметить, что средствами формирования психолого-педагогической компетентности могут быть как отдельно взятые педагогические методы, так и целые технологии. Данные средства будут индивидуальными и зависеть от педагогического контекста, цели и задач педагогического эксперимента, а также основного объекта педагогического процесса и его возрастных характеристик. В данной статье мы ставим своей целью описание механизмов тренинговой формы работы студентов и преподавателя как фактора формирования психолого-педагогической компетентности студентов применительно к образовательным и социокультурным особенностям университета [14, с. 33]. Для определения уровня сформированности ППК студентов вуза нами была проведена первичная диагностика, в результате которой нами было установлено, что уровень сформированности ППК студентов - средний с тенденцией к низкому: студенты в недостаточной степени владеют как базовыми знаниями, так и навыками психолого-педагогического общения. А также в недостаточной степени сформированы такие личностные психологические характеристики, как эмпатия, рефлексия, гибкость, конгруэнтность, коммуникабельность. Все это, в свою очередь, определило необходимость внедрения в структуру образовательного процесса (практических занятий) тренинговых форм деятельности как одного их эффективных методов педагогического взаимодействия. Поэтому в следующем структурном блоке статьи мы обратимся к рассмотрению особенностей организации и проведения социально-психологического тренинга, а также к его феноменологическим характеристикам применительно к условиям образовательного процесса вуза.
_Социально-психологический тренинг в вузе
Группа - это общность людей находящиеся в постоянном взаимодействии друг с другом, и таким образом, оказывают влияние друг на друга [5, с. 85]. Групповые тренинги - это форма обучения в группе в виде ролевых и деловых игр, упражнений, дис-
куссий, направленная на освоение моделей успешного и эффективного поведения, формирование новых специальных навыков и умений, необходимых для решения конкретных задач. С помощью группы участники получают уникальную возможность увидеть себя глазами других, получить новый коммуникативный опыт, сформировать новое представление о своих сильных и слабых сторона [6, с. 783].
Основными принципами организации тренинговой работы в вузе являются следующие: "здесь и теперь"; принцип искренности и открытости, принцип активности, принцип конфиденциальности, принцип активности.
Преимущества групповой формы психологической работы
• опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
• группа дает возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения;
• возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
• в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;
• в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения;
• взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;
• группа облегчает процессы самораскрытия, самоиследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны [8, с. 378].
Таблица 1
Структура тренинга
№ Название структуры компонента Характеристика
1 Ритуал приветствия-прощания Это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего этапов жизни.
2 Разминка Является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
3 Рефлексия прошлого занятия Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо -было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
4 Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание) Введение в тему текущего занятия может быть осуществлено еще раньше, на этапе тематической разминки.
5 Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия Это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего.
6 Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу Помогает создать преемственность процесса общения между этапами.
7 Ритуал прощания (пункт 1)
Наглядным примером внедрения тренинговых видов деятельности в структуру образовательного процесса университета может служить разработка кейса социально-
психологического тренинга «Эффективное командообразование: путь к успеху!» Кратко приведем содержание его основных структурных блоков [8, с. 345].
Проблема (описание ситуации):
В настоящее время человеческий капитал и человеческие ресурсы находятся на первом месте по приоритетности вложений в общий банк экономического развития страны. Практически у всех работодателей возникает запрос на включение в команду активных, инициативных, амбициозных работников с высоким уровнем креативности, при этом гибких, адаптивных и неконфликтных, способных к эффективному командо-образованию и успешной реализации не только личных, но и общекомандных целей.
В то же время государство заинтересовано в формировании руководителей новой формации, способных не только предлагать и внедрять в производственный процесс новые идеи и новые технологии, но и эффективные стратегии личностного и командного роста. Именно на реализацию всех вышеуказанных целей направлена система грантов РФФИ и развитие института молодых предпринимателей.
При этом, обозначая ключевое противоречие в решении заявленной проблемы, стоит отметить, что в настоящее время практически во всех вузах, в том числе гуманитарной направленности, учебный план составлен по принципу минимизации часов, запланированных на проведение практических занятий, а значит, направленных на отработку практических навыков в рамках тренинговых видов деятельности [9, с. 192]. Кроме того, из учебных планов по некоторым гуманитарным и инженерным направлениям подготовки вообще исключены дисциплины психолого-педагогического блока, что, соответственно, существенным образом влияет на качество базовой подготовки обучающихся- будущих выпускников вузов и потенциальных работников крупных предприятий и организаций на рынке труда РФ. В этой связи разработка кафедрой педагогического образования и документоведения совместно с Центром семейной психологии программы социально-психологического тренинга «Эффективное командообразование: путь к успеху!», базирующейся на рабочей программе курса «Технология командообразования и самоорганизация» и составленной в соответствии с новыми утвержденными учебными планами, может рассматриваться как один из способов разрешения заявленной нами проблемы [10, с. 234].
Краткая формулировка задачи:
Изучив специфику заявленной проблемы и имеющиеся в психолого-педагогической литературе теории по данному вопросу (теория командных ролей, теория личности, теория психотипов, теория потребностей и т.д.) разработать концепцию и структуру социально-психологического тренинга «Эффективное командообразование: путь к успеху!».
Пошаговое выполнение задачи:
1. проанализировать имеющую по данной проблематике литературу междисциплинарного характера, выбрав по принципу необходимости и достаточности те литературоведческие источники, которые понадобятся при разработке пошагового алгоритма тренинга;
2. провести первичную психодиагностику на определение уровня сформированности стратегий совладающего поведения, адаптивности в коллективе, доминирующего психотипа и определение ведущей командной роли каждого участника программы;
3. разработать структурно-содержательную схему-модель программы организации и проведения социально-психологического тренинга «Эффективное командообразование: путь к успеху!»;
4. разработать пошаговый алгоритм организации и проведения тренинга
5. провести социально-психологический тренинг;
6. провести повторную психодиагностику, направленную на выявление динамики положительных сдвигов после проведения тренинга [11, с. 358].
Ожидаемый результат:
1. Аннотация заявленной программы социально-психологического тренинга «Эффективное командообразование: путь к успеху!»
2. Результаты психодиагностики, систематизированные в сводные таблицы обобщающего характера.
3. Разработка и проведение социально-психологического тренинга «Эффективное командообразование: путь к успеху!».
4. Презентация в любом удобном формате (PowerPoint и т.п.), в которой будет представлен подробный проект-описание программы.
5. Отчет о ходе работы над кейсом, в котором будут детально описаны все проделанные командой действия (форматное);
6. Проморолик, представляющий команду и описывающий ход работы над проектом (формат - ссылка на youtube.com).
Требования к решению кейса:
1. Решение должно основываться на результатах психологического мониторинга: проведенного тестирования, анкетирования, элементов личной беседы и индивидуального психологического консультирования [12, с. 134].
2. Решение должно иметь исключительно прикладной характер и быть реализовано в рамках вуза - на базе МГТУ им. Г.И. Носова (возможно, с привлечением обучающихся школ города и колледжей);
3. Решение должно иметь аналитические данные по результатам проведенных мероприятий и активностей, основанные на анализе психологического мониторинга.
4. Решение, в том числе, должно быть предоставлено в виде программы социально-психологического тренинга, оформленной в виде текстового документа.
5. Проведенные мероприятия должны иметь полноценные фото и видео отчеты с освещением данного мероприятия в анонсе программы телепередач.
6. В рамках решения кейса должны быть созданы методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования у обучающихся 1 курса МГТУ стратегий эффективного командообразования, а также сформулированных психолого-педагогических условий, влияющих на данный процесс.
7. Отчет-презентация по кейсу, содержащий описание команды, цели и задачи проекта, план и ход работы, результаты выполнения различных этапов, итоги, перспективы, отзывы и рефлексия собственной деятельности. Объем - не более 20 слайдов, формат - ppt, prezi или любой удобный формат;
8. Проморолик, представляющий команду и описывающий основные этапы работы над проектом, результат деятельности. Длительность - не более 10 минут, формат .mp4 или .avi. [13, с.167].
Состав команды:
1. Руководитель проекта (координация работы);
2. Маркетолог (разработка стратегии разработки и продвижения проекта);
3. Аналитик (составление и проведение опросов, сбор и обработка данных);
4. Специалист по связям с общественностью (коммуникация и работа с соцсетями);
5. Технический редактор - создание презентаций, съемка видео, монтаж;
6. Ведущие тренинга: ^епег и со-^епег;
7. Помощник ведущих по организационно-техническим вопросам: студент старшего курса кафедры ПО и Д.
8. Итого: 8 человек.
Этапы решения кейса:
Этап 1. Теоретическая подготовка и первичный анализ.
• Формулировка запроса;
• Изучение передового российского и зарубежного опыта по вопросам командоо-бразования
• Мини-лектории по поиску эффективных моделей построения команды;
• Проведение психодиагностики: тестирование, анкетирование, интервью [14, с. 33].
Этап 2. Планирование, разработка.
• Разработка концепции;
• Составление плана работы;
• Разработка визуальной концепции;
• Разработка и распространение рекламной продукции;
• Разработка модели проведения тренинга;
• Составление плана пошагового алгоритма тренинга;
• Работа над тайм-менеджментом программы тренинга (разбивка этапов по минутам);
• Составление техническо-материальной базы;
• Оформление проекта как документа.
Этап 3. Реализация.
• Проведение всех запланированных мероприятий и активностей;
• Запуск стратегии продвижения;
• Отчет - составление отчетных материалов (отчета, презентации и видеоролика) в соответствии с задачами кейса;
• Сбор обратной связи и обработка полученных данных.
Какие школьные предметы будут полезны: обществознание, история, литература.
Использование результатов решенного кейса:
Решение кейса войдёт в структурно-содержательный блок рабочей программы курса «Технология командообразования и самоорганизация», составленной в соответствии с новыми утвержденными учебными планами и читаемой на 1 курсе студентам гуманитарных направлений подготовки, а также будет учтено в дальнейшем при разработке концептуальных положений других учебных модулей [15, с. 47].
Заключение
Таким образом, в качестве выводов по проблеме данного исследования хотелось бы заключить, что тренинговые формы работы, в частности, разработанный нами кейс по тренингу командообразования и самоорганизации, могут рассматриваться в качестве эффективного инструмента педагогического воздействия и являться фактором, способствующим повышению уровня психолого-педагогической компетентности студентов университета применительно к его социокультурным условиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аракчеева З.В. Профессиональная ответственность как фактор психоэмоционального выгорания педагога/ З.В. Аракчеева, С.С. Великанова, И.В. Самарокова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 2-2. С. 29-34.
2. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Экономический патриотизм студентов технического университета: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 2. С. 2248-2252.
3. Жук А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов : учеб. Пособие для системы повышения квалификации и переподгот. Кадров образования / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. 2-е изд. Минск: Аверсэв, 2004. 336 с.
4. Жук А.И. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации. Минск: Аверсэв, 1996. С. 146-147.
5. Кашуба И.В. К вопросу о формировании эмпатической компетенции обучающихся технического университета в условиях гуманитаризации технического образования//В сборнике: Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практикаматериалы международной научно-методической конференции. Отв. Ред. Л.Л. Мехришвили . Тюмень, 2018. С. 84-89.
6. Makhmutova M.V. Training of it-specialists within the university information-educational environment/ M.V. Makhmutova, L.Z. Davletkireeva, Yu.S. Laktionova, I.D. Belousova, Yu.A. Savinova, I.V. Samarokova // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. 2017. Т. 8. № 2. С. 753-761.
7. Оринина Л.В. Формирование социокультурной среды технического университета средствами гражданско-патриотического воспитания: монография. Магнитогорск: Изд.-во Магнитогорского гос. техн. ун.-та. 2014. 89 с.
8. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. М.: Эксмо, 2007. 416 с. (Образовательный стандарт ХХ1).
9. Романова М.В. Стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности педагога / М.В. Романова, Е.П. Романов, И.В. Самарокова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 190-195.
10. Романова М.В. Обеспечение непрерывности взаимодействия процессов развития и саморазвития научно-исследовательской культуры педагога / М.В. Романова, Е.П. Романов, И.В. Самарокова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 233-236.
11. Романова М.В. Актуализация потребности самовозвышения в культуре научно-педагогического творчества / М.В. Романова, Е.П. Романов, И.В. Самарокова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 356-360.
12. Самарокова И.В. Формирование эмоциональной культуры будущего учителя: монография. Магнитогорск: МаГУ. 2005. 205 с.
13. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2004. 253с.
14. Andreeva S. The risk-based thinking in managing documents as assets / S. Andreeva, S. Velikanova, N. Kozhushkova, I. Samarokova, Z. Arakcheeva, O. Chernykh // International Journal of Economic Perspectives. 2017. Т. 11. № 2. С. 33.
15. Bakholskaya N.A., Orinina L.V., Kashuba I.V., Ovsyannikova E.A., Vedeneeva O.A. Formation of civil competence of students in a multicultural environmen // В сборнике: The european proceedings of social & behavioural sciences International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University. 2017. С. 43-50.
REFERENCES
1. Arakcheeva Z. V. Professional responsibility as a factor of psycho-emotional burnout of a teacher / Z.V. Arakcheeva, S.S. Velikanova, I.V. Samarokova. Modern research of social problems (electronic scientific journal), 2018, vol. 9, no. 2-2, pp. 29-34. (in Russian)
2. Verbitskaya N.O., Orinina L.V. Economic patriotism of technical university students: a system-phenomenological approach. Fundamental research, 2014, no. 2, pp. 2248-2252. (in Russian)
3. Zhuk A.I. Active teaching methods in the system of advanced training of teachers: a manual for the system of advanced training and retraining of education personnel / A.I. Zhuk, N.N. Koshel. 2nd ed. Minsk, Aversev Publ., 2004. 336 p. (in Russian)
4. Zhuk A.I. Problems of professional competence of education personnel: content and certification technologies. Minsk, Aversev Publ., 1996. pp. 146-147. (in Russian)
5. Kashuba I.V. On the formation of empathic competence of students of a technical university in the context of humanitarization of technical education. In the collection: Humanitarianization of engineering education: methodological foundations and practical materials of the international scientific and methodological conference. Ed. L.L. Mehrishvili. Tyumen, 2018. pp. 84-89. (in Russian)
6. Makhmutova M.V. Training of it specialists within the university information-educational environment / M.V.
Makhmutova, L.Z. Davletkireeva, Yu.S. Laktionova, I.D. Belousova, Yu.A. Savinova, I.V. Samarokova. International Journal of Advanced Biotechnology and Research, 2017, vol. 8, no. 2, pp. 753-761. (in Russian)
7. Orinina L.V. Formation of the socio-cultural environment of a technical university by means of civil-patriotic education: monograph. Magnitogorsk, MGTU Publ., 2014. 89 p. (in Russian)
8. Psychology of training work: Content, organizational and methodological aspects of a training group / I.V. Vachkov. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 416 p. (in Russian)
9. Romanova M.V. Stimulation of creative activity and cognitive independence of a teacher / M.V. Romanova, E.P. Romanov, I.V. Samarokova. Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 59-4, pp. 190-195. (in Russian)
10. Romanova M.V. Ensuring the continuity of the interaction of the development and self-development processes of the teacher's research culture / M.V. Romanova, E.P. Romanov, I.V. Samarokova. Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 60-1, pp. 233-236. (in Russian)
11. Romanova M.V. Actualization of the need for self-exaltation in the culture of scientific and pedagogical creativity / M.V. Romanova, E.P. Romanov, I.V. Samarokova. Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 60-4, pp. 356-360. (in Russian)
12. Samarokova I.V. Formation of the emotional culture of the future teacher: monograph. Magnitogorsk, MAGU Publ.. 2005. 205 p. (in Russian)
13. Fopel K. Psychological groups: working materials for the facilitator. Moscow, Genesis Publ., 2004. 253 p. (in Russian)
14. Andreeva S. The risk-based thinking in managing documents as assets / S. Andreeva, S. Velikanova, N. Kozhushkova, I. Samarokova, Z. Arakcheeva, O. Chernykh. International Journal of Economic Perspectives, 2017, vol. 11, no. 2, pp. 33.
15. Bakholskaya N.A., Orinina L.V., Kashuba I.V., Ovsyannikova E.A., Vedeneeva O.A. Formation of civil competence of students in a multicultural environmen. In the collection: The european proceedings of social & behavioural sciences International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University, 2017, pp. 43-50.
Информация об авторах Оринина Лариса Владимировна
(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]
Information about the authors
Larisa V. Orinina
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogical Education and
Documentation Studies Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]
Кашуба Инесса Валерьевна
(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]
Inessa V. Kashuba
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogical Education and
Documentation Studies Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]
Самарокова Ирина Владимировна
(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]
Irina V. Samarokova
(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogical Education and
Documentation Studies Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]