Научная статья на тему 'О необходимости формирования культуры межнациональной и межконфессиональной коммуникации как профессиональногокачества сотрудника УИС'

О необходимости формирования культуры межнациональной и межконфессиональной коммуникации как профессиональногокачества сотрудника УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERETHNIC AND INTERFAITH DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Светлана Анатольевна

В статье рассматривается предложение по применению интегративного подхода к формированию этнокультурной компетентности обучающихся в условиях образовательной среды вузов ФСИН России, предлагаются методы и условия воспитания этнокультурной толерантности посредством внедрения этнокультурного компонента в различные учебные дисциплины, а также организации внеаудиторной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses a proposal to apply an integrative approach to the formation of ethno-cultural competence of cadets in terms of the educational environment of universities of FSIN of Russia. The methods and conditions of foster the ethnic and cultural tolerance through the introduction of ethno-cultural component in different subjects, as well as the organization of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «О необходимости формирования культуры межнациональной и межконфессиональной коммуникации как профессиональногокачества сотрудника УИС»

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА СОТРУДНИКА УИС

С. А. Васильева

Аннотация: в статье рассматривается предложение по применению ин-тегративного подхода к формированию этнокультурной компетентности обучающихся в условиях образовательной среды вузов ФСИН России, предлагаются методы и условия воспитания этнокультурной толерантности посредством внедрения этнокультурного компонента в различные учебные дисциплины, а также организации внеаудиторной работы.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, этническая толерантность, культура межнационального и межконфессионального общения.

Summary: the article discusses a proposal to apply an integrative approach to the formation of ethno-cultural competence of cadets in terms of the educational environment of universities of FSIN of Russia. The methods and conditions of foster the ethnic and cultural tolerance through the introduction of ethno-cultural component in different subjects, as well as the organization of extracurricular activities.

Keywords: ethno-cultural competence, ethnic tolerance, culture of in-terethnic and interfaith dialogue.

Резолюция Всероссийской конференции «О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма», состоявшейся 21 ноября 2013 г. в Федеральной службе исполнения наказаний, призывает к

консолидации усилий заинтересованных государственных структур, общественных организаций, традиционных религиозных конфессий по противодействию распространению в органах и учреждениях ФСИН России основ религиозного радикализма и экстремистской идеологии [8]. Во исполнение этого положения, с целью повышения компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) в области религиоведческой и этнокультурной грамотности перед высшим ведомственным образованием поставлены задачи совершенствования учебной и воспитательной работы, ориентированной на формирование этнической толерантности и навыков межнационального и межконфессионального общения, необходимых сотруднику УИС в будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время профессиональная подготовка будущих сотрудников УИС, направленная на формирование у них высоких морально-психологических качеств и закрепление в их сознании и поведении общественно значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов, интересов и высоких духовных потребностей, строится в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). На базе вузов ФСИН России осуществляется подготовка специалистов для подразделений и служб УИС по целому ряду специальностей и направ-

лений подготовки. Отличительной особенностью всех ФГОС реализуемых специальностей стал определенный набор требований к формированию компетенций выпускника, а именно способностей:

• использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы [3];

• понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия [4, 5, 6];

• толерантно себя вести, осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, учиться работать в коллективе, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности [4, 5, 6];

• работать в многонациональном коллективе, в кооперации с коллегами, в том числе над междисциплинарными, инновационными проектами.

Таким образом, независимо от профиля специалиста уголовно-исполнительной системы этнокультурная компетентность признается ведущей личностной и профессиональной характеристикой. Под этнокультурной компетентностью понимается степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей,

находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия.

Изложенное обусловливает необходимость поиска новых подходов к формированию этнической толерантности и профилактике распространения идеологии экстремизма в вузах ФСИН России. В свете современного понимания образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения [1] требуется интегративный подход, при котором формирование этнокультурной компетентности ведется не только в рамках учебного процесса, но и в первую очередь во внеаудиторное время. На решение поставленных задач должны быть направлены усилия как профессорско-преподавательского состава, так и сотрудников воспитательного аппарата образовательных учреждений ФСИН России.

Педагогические работники осуществляют процесс трансляции культуры в обществе, поэтому формирование этнокультурной компетентности имеет особую значимость в их деятельности. В большинстве регионов, которые направляют курсантов для обучения в вузах ФСИН России, актуально изучение родной этнокультуры. Как следствие, они являются носителями ценностей культуры своей малой родины, но не всегда могут соотнести ее с культурой российской или мировой. Главная сложность в успешном межэтническом взаимодействии курсантов состоит в том, что учащиеся часто воспринимают представителей других культур через призму своей культуры и религии. Уже на стадии вступительных испытаний и формирования учебных коллективов можно наблюдать признаки интолерантности по

следующим критериям: язык (неосознанно в разговоре друг с другом могут употреблять оскорбительные выражения и намеки); стереотипы (негативные обобщения в разговорах о религиозных и национальных группах, отличающихся от них); предубеждения; сегрегация (тенденция собираться и общаться группами, сформированными по религиозным или национальным признакам). По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей, подобные неудачи в межэтническом взаимодействии на стадии формирования любого коллектива следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» различий, а в первую очередь как отсутствие определенных знаний и умений, способствующих эффективности данного процесса и межэтническому взаимопониманию [10, с.11; 11].

Итак, можно сделать вывод о том, что эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учить. Для этого следует организовать приобретение представителями различных этнических общностей знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку навыков налаживания межэтнических контактов. Многочисленные социально-психологические исследования указывают на то, что чем лучше знают и понимают друг друга участники межэтнического взаимодействия, тем больше у них возможностей для формирования позитивных личных или деловых отношений, тем шире их потенциал в организации и осуществлении совместной деятельности.

Формирование этнокультурной компетентности личности курсанта и слуша-

теля может входить в учебный процесс преподавания широкого круга гуманитарных дисциплин: культурологии, истории, религиоведения, психологии, социологии, философии. Отдельные темы, отражающие этнокультурное своеобразие, могут быть интегрированы и в учебные дисциплины профессионального цикла. Образовательная среда должна содействовать тому, чтобы, с одной стороны, курсант осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, с другой — привить ему уважение к другим национальностям и религиям. Речь идет о введении учащегося изначально в родную этническую культуру, затем в культуру российскую и, наконец, в мировую. Трансляция разнообразной этнокультурной информации, профилактика распространения идеологии экстремизма в целях формирования навыков межэтнического и межконфессионального взаимопонимания эффективна не столько в форме лекций, сколько в разнообразных активных и интерактивных формах проведения занятий, ставших неотъемлемой частью современного процесса обучения. Во время лекционных занятий курсант получает знания в виде разнообразной этнокультурной информации, которая позднее им сопоставляется, включается в поток развития мировой культуры, тогда как личностная позиция целенаправленно формируется в организуемых учебных игровых ситуациях, проблемных дискуссиях, ролевых играх, коммуникативных тренингах и межкультурных диалогах.

Таким образом, в рамках образовательной среды вузов ФСИН России учащимся предоставляется возможность формирования, глубокого осмысления и корректировки своего отношения к

представителям иных культур, а значит, закладывается гуманитарный фундамент для формирования этнокультурной толерантности как базовой характеристики будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Однако оценить уровень сформиро-ванности этнокультурной компетентности в рамках учебных занятий, ограниченных и временными рамками, и тематическими планами, весьма затруднительно. Кроме того, дисциплины гуманитарного цикла, как правило, заканчиваются к третьему курсу. В связи с этим задача формирования у будущих сотрудников УИС навыков межнационального и межконфессионального общения становится важным приоритетом деятельности руководителей учебно-строевых подразделений и сотрудников отделов по работе с личным составом образовательных учреждений ФСИН России. Именно во внеучебной деятельности чаще наблюдаются трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, поэтому задача этнокультурного воспитания — обеспечить единство теоретических знаний и их практического освоения.

Формирование этнокультурной компетентности сотрудника УИС согласно Концепции воспитания работников УИС осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, традиций УИС, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, лучших произведений отечественной и мировой культуры [2]. Полиэтнич-ность состава учебно-строевых подразделений вузов ФСИН России диктует необходимость включения в число главных

приоритетов воспитания сплочение многонационального коллектива.

Указанные задачи в условиях вузов ФСИН России могут быть реализованы в различных организационных формах: от включения информации, демонстрирующей значимость толерантности в современном обществе, в программы общественно-политического и государственно-правового информирования до проведения специальных тре-нинговых занятий. Необходимо внедрять в работу отделов, занимающихся психологическим обеспечением учебно-воспитательной работы, существующие диагностические методики исследования толерантности [9].

Одним из направлений корректировки и противодействия негативным последствиям межкультурных отношений является разработка мероприятий, направленных на формирование этнической толерантности с использованием кросскультурных ассимиляторов, дискуссий, встреч. Примером удачного решения этих задач можно назвать опыт Академии ФСИН России по гармонизации межнациональных отношений в учебных коллективах. В академии в рамках воспитательной работы регулярно проводятся лекции ознакомительного характера на тему: «Мы — многонациональный народ России», для сплочения коллектива и улучшения взаимоотношений курсантов разных национальностей во всех учебных группах первого курса проходят социально-психологические тренинги. Функционируют научные кружки, в основе деятельности которых лежит этнический аспект. Так, исследования кружка «Духовно-нравственные аспекты в профессиональной деятельности работников УИС» охватывают про-

блемы формирования межконфессиональной толерантности и уважения этнокультурных особенностей. Руководители кружка обращают серьезное внимание на выработку умения учитывать специфику национально-культурного многообразия российского общества в работе с осужденными — представителями национальных меньшинств. Объединенная пресс-служба академии уделяет повышенное внимание событиям, посвященным национальным и религиозным праздникам или культуре той или иной этнической общности. Доброй традицией стало проведение тематических вечеров—Дней национальной культуры, Дня народного единства.

Важный фактор в профилактике распространения идеологии экстремизма — возможность обеспечить постоянное взаимодействие с уполномоченными органами государственной власти региона и правоохранительными структурами. Во многих субъектах приняты и действуют планы мероприятий по выполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, которые предусматривают активное сотрудничество органов государственной власти с образовательными учреждениями в целях укрепления межнационального и межконфессионального взаимодействия [7]. Цель совместных мероприятий — научных конференций, творческих фестивалей, встреч с представителями традиционных конфессий, общественных организаций, этнических землячеств и диаспор — профилактика экстремистских проявлений и гармонизация межэтнических и межнациональных отношений в вузе.

Таким образом, в рамках воспитательного процесса можно наблюдать или моделировать ситуации, в которых курсант демонстрирует навыки межнационального и межконфессионального общения. Знания, полученные курсантом в ходе учебных занятий, и осознанная готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей позволят ему оформить собственную позицию в сфере межкультурных отношений. Говорить о сформированности этнокультурной компетентности можно будет лишь тогда, когда курсант начинает самостоятельно действовать в предложенных ситуациях (будь то созданная искусственно ситуация, тренинг или реально проводимое мероприятие).

Результатом работы по формированию толерантности у курсантов вузов ФСИН России должно стать повышение культуры межличностного общения. У будущего компетентного сотрудника УИС будет сформировано чувство не только терпимости, но и уважения к другим, а чувство толерантности будет естественным. Формирование интереса к национальной культуре, традициям, повышение религиоведческой грамотности и профессионального уровня будущих сотрудников УИС должно привести к повышению эффективности создаваемой в настоящее время системы противодействия распространению в исправительных учреждениях радикализма и религиозного экстремизма.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации : Фе-дер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

2. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555.

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобрнауки России от 8 декабря 2009 г. № 709.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист») : приказ Минобрнауки России от 17 января 2011 г. № 67.

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») : приказ Минобрнауки России от 14 января 2011 г. № 20.

6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») : приказ Минобрнауки России от 14 января 2011 г. № 19.

7. План мероприятий по выполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013- 2018 годы в Рязанской области : утв. решением антитеррористической комиссии Рязанской области от 27 августа 2013 г. № 39.

8. О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма : резолюция Все-рос. конф. (Москва, 21 нояб. 2013 г.). — Режим доступа: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ Ю=111459&8рЬ|га8е_1<^=655184

9. Блинникова И.В., Савченко Т.Н., Сочивко Д.В. Научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 1. — С. 201-213.

10. Датий А.В., Казберов П.Н. Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от «А» до «Я» (под общ. ред. Д.В. Со-чивко) // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 3. — С. 193.

11. Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. — 2014. — № 1. — С. 111-112.

12. Пестриков Д.В. Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 2. — С. 86-96.

13. Психодиагностика толерантности личности : практ. пособие / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шай-геровой. — М. : Смысл, 2008. — 172 с.

14. Смирнова Е.О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности : труды по социологии образования. — Т. 8. — Вып. 14 / под ред. В.С. Собкина. — М. : Центр социологии образования РАО, 2003. — С. 11-13.

15. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоко-ленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. — 2009. — № 3. — С. 185-194.

16. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 2. — С. 8-18.

17. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 3. — С. 24-40.

18. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности — толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2. — С. 28-36.

19. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности — толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 3. — С. 16-25.

20. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 4. — С. 8-20.

21. Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований : сб. науч. ст. / под науч. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегород-цевой. — Ярославль : Изд-во Яросл. гос. пед. ин-та, 2011. — 357 с.

22. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. — 2014. — № 1. — С. 118-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.