ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК 159.9
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В ПОВЫШЕННОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВНИМАНИИ
С. Н. Федотов, Т. Е. Еременко, А. В. Кравченко
В статье рассматривается вопрос о совершенствовании психологической работы с курсантами образовательных организаций МВД России, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании. Обсуждаются опыт и результаты исследования, в ходе которого выявленная динамика социально-психологического климата показывает положительное изменение в развитии социально-психологических процессов в учебных коллективах курсантов по такому показателю, как «групповое единство». Для повышения эффективности успешности служебной деятельности курсантов доказывается необходимость применения групповой психокоррекционной работы, социально-психологического тренинга «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей».
Ключевые слова: психологическая работа, курсанты образовательных организаций МВД России, группа повышенного психолого-педагогического внимания, социально-психологический климат, групповая психокоррекционная работа, успешность служебной деятельности, социально-психологический тренинг, межэтническая толерантность.
Особое место в рядах сотрудников правоохранительных органов занимают курсанты образовательных организаций, которые осуществляют учебную деятельность и выполняют большой объем служебной деятельности (несение внутренних нарядов, привлечение к охране общественного порядка на массовых мероприятиях и т. д.). Эта двойственность положения отличает курсантов от сотрудников ОВД и от студентов гражданских вузов, что зафиксировано во многих ведомственных нормативных актах
Служебная деятельность курсантов образовательных организаций МВД России (в условиях реформирования органов внутренних дел и оптимизации численности личного состава) требует совершенствования психологической работы, применения новых форм, методов и средств психодиагностики, психокоррекции и психотерапии, а также психологического консультирования.
Наш анализ специальной литературы показывает, что практически отсутствуют публикации, связанные с осуществлением социально-психологического тренинга по программе формирования и развития толерантности в межнациональных отношениях с курсантами, включенными в группу повышенного психолого-педагогического внимания, и т. д.
По нашему мнению, приведенные аргументы дают основание утверждать, что в настоящее время существует проблема совершенствования психологической работы в системе МВД России в интересах реализации программы обеспечения надежности профессиональной деятельности, ориентированной на достижение высокого уровня профессиональной, личностной и функциональной надежности сотрудника органов внутренних дел.
Мы опирались на позицию главы МВД России В. А. Колокольцева о том, что человеческий фактор всегда будет иметь основополагающее значение, а большой блок стоящих задач — это повышение дисциплины и профессиональной квалификации сотрудников. Суть дальнейшего обновления МВД России — существенно повысить средний уровень кадрового состава полиции.
Мы исходили из предположения, что личностные особенности определенной части курсантов не соответствуют требованиям, предъявляемым к служебной деятельности. Это может негативно сказываться на их личностной надежности и предполагает проведение психологической работы с ними в рамках группы повышенного психолого-педагогического внимания, включающей оценку руководящим составом подразделений (факультетов, курсов, учебных групп) успешности служебной деятельности курсантов (слушателей), мониторинг уровня развития необходимых психологических качеств, скрываемых мотивов поведения и аддикций, проведение психокоррекционных мероприятий не только по социально-психологической адаптации, но и по формированию и развитию этнической толерантности у курсантов разных национальностей.
В условиях решения проблемы качественного комплектования органов внутренних дел кадрами (в том числе в связи с обучением в образовательной организации системы МВД России) на службу все чаще принимают кандидатов (абитуриентов), уже имеющих негативные наклонности, привычки, взгляды; участников молодежных неформальных объединений асоциальной направленности, что требует проведения в отношении них
психологической работы по профилактике их девиант-ного поведения.
По мнению А. В. Мещеряковой, Я. Б. Радишевской, особенности служебной деятельности предъявляют высокие требования к профессиональной подготовленности курсанта, предполагают наличие специальных психологических качеств и умений 2.
Гипертрофированность названных профессионально важных качеств (во взаимосвязи с импульсивностью, открытой агрессивностью, депрессивными формами реагирования в экстремальных ситуациях, а также социальной отчужденностью) может сигнализировать о профессиональной непригодности курсанта. Соответственно, требуется уделять дополнительное внимание развитию его личности. С позиции организации психологической работы в конкретной образовательной организации такие курсанты должны включаться в группу лиц, «нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании» (ГПППВ) 3, где термин «нуждающиеся» является краеугольным.
Группа повышенного психолого-педагогического внимания представляет собой категорию сотрудников, у которых условия развития и воспитания, наследственные факторы, а также личностные и функциональные особенности детерминируют высокую вероятность возникновения факторов ненадежности: состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических заболеваний, асоциального (делинквентного) поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению успешности и надежности служебной деятельности, а также их профессиональной подготовки. Соответственно, в ГПППВ включаются курсанты образовательных организаций МВД России, у которых психофизиологические, интеллектуальные, индивидуально-характерологические, наследственные, конституциональные, функциональные характеристики и факторы ситуативного характера детерминируют высокую вероятность возникновения состояний дезадаптации как в напряженных (экстремальных), так и в обычных условиях несения ими службы.
Введение понятия «группа повышенного психолого-педагогического внимания» во многом связано с выделением курсантов с повышенной склонностью к возникновению факторов ненадежности: неадекватных реакций, болезненных состояний, девиантному и делинквентному поведению. Наиболее распространенные формы их внешних проявлений: агрессивное (в том числе аутоагрессив-ное) и аддиктивное (одна из форм деструктивного поведения, направленная на уход от реальности, т. е. изменение своего психического состояния за счет фармакологических средств, наркотизации, токсикомании, алкоголизации) поведение; девиация сексуального поведения.
ГПППВ — понятие динамическое: в период службы при условии успешной адаптации, а также при разрешении возникающих личностных проблем, позитивных изменений в состоянии психического здоровья курсант исключается из списка группы.
Успешное решение проблем психологического сопровождения служебной деятельности курсантов, нуждающихся в повышенном внимании, возможно лишь
в рамках реализации комплексного подхода и при наличии соответствующих психодиагностических и психо-коррекционных средств.
К числу средств, используемых при осуществлении психологической работы с курсантами, следует отнести: аппаратные и бланковые методики психодиагностики и психологического воздействия; специальное психодиагностическое и психокоррекционное оборудование; комнаты и кабинеты психологической работы (поддержки); аппаратно-программный комплекс «Мультипсихо-метр»; видеотехнику и т. д. 4
При проведении психокоррекционных мероприятий (в рамках исследования) использовались такие специально построенные в ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД России» и оснащенные соответствующей техникой кабинеты, как кабинет индивидуальной психологической разгрузки, кабинет групповой психологической разгрузки, кабинет для проведения тренинговых занятий, класс для проведения занятий по психологической подготовке курсантов.
Применяемая психокоррекционная аппаратура позволяет получить значимый результат посредством релаксации, регуляции и эстетико-терапевтического воздействия. Комплекс современных технологий предназначен для нормализации функционального состояния курсанта в оборудованных помещениях: кабинете индивидуальной релаксации, кабинете психологической регуляции, кабинете тренинговой работы. Продуманный дизайн интерьеров специализированных кабинетов обеспечивает стабильность позитивного эстетического фона 5.
В целях качественного контроля за психофизиологическим состоянием целесообразно непосредственно перед началом занятий (сеансов) по релаксации (саморегуляции) использовать методики интегральной оценки психофизиологической напряженности на основе результатов методик комплекса АППК «Мультипсихометр», устройства биологической обратной связи «Релана-Эрго» 6, прибора для системной диагностики свойств и состояний человека «Активациометр» модели АЦ-6 7.
При этом гуманизм и конфиденциальность являются необходимыми составляющими успешности психологической работы с курсантами, нуждающимися в повышенном внимании.
Психологическая работа с курсантами реализуется как в направлении формирующего воздействия (например, на этапе адаптации к служебной деятельности), так и развивающих, поддерживающих мероприятий (например, кор-рекционных, реабилитационных или психопрофилактических). В рамках психологической работы с курсантами применяются различные формы, приемы и методы 8.
Как отмечают В. Е. Петров и Н. В. Сметанина, психологический тренинг — это одна из наиболее распространенных и эффективных методик коррекционной, реабилитационной, обучающей, социально-психологической и диагностической работы психолога 9.
Поскольку в образовательных организациях МВД России обучаются курсанты, как правило, различных национальностей и вероисповедания, то в рамках обеспечения
высокой успешности их служебной деятельности и личностной надежности актуален социально-психологический тренинг на тему «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей». Программа разработанных нами (на основе обобщения предложений В. А. Белян-киной 10, Н. М. Лебедевой с соавторами п, М. И. Марьиным и В. Е. Петровым 12) тренинговых занятий «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей» включает пять блоков, каждый из которых направлен на развитие необходимых качеств и имеет свое название.
В начале каждого блока проводится вводная беседа для достижения концептуального понимания участниками тренинга понятий, изучаемых по теме, которые затем практически отрабатываются с помощью специальных упражнений, а после обсуждаются полученные результаты. Для поддержания хорошего самочувствия и позитивного настроя каждый тренинг строится таким образом, чтобы были задействованы эмоциональная, интеллектуальная и двигательная сферы курсанта.
Первый блок «Введение в тренинг межкультурного взаимодействия» направлен на создание информационно-мотивационной основы тренинга межкультурного взаимодействия, на знакомство курсантов, выработку норм и правил поведения в данной группе, проведение сравнительного анализа собственного мироощущения с восприятием членов группы.
Второй блок «Этническая „картина мира" и межкультурное общение» ориентирован на осознание курсантами культурной специфичности (эксклюзивности) картины мира и ее отражение в вербальном и невербальном поведении, а также на фольклор представителей различных национальностей (в том числе населяющих Северный Кавказ).
Третий блок «Этнические стереотипы и предубеждения» ориентирован на формирование и развитие навыков взаимопонимания в процессе межкультурного взаимодействия в контексте активизации у курсантов этнических стереотипов и предубеждений.
Четвертый блок «Язык толератности» направлен на повышение уровня этнокультурной сензитивности (чуткости) и компетентности курсанта, на формирование и развитие способности понимания курсантами жизненных ситуаций с позиций представителей чужого этноса и другой культуры.
Пятый блок «Я и народы, которые меня окружают» ориентирован на снижение тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия и формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.
На первом курсе обучения актуальна проблема их социально-психологической адаптации к условиям службы и обучения в образовательной организации МВД России. Основная цель тренинга адаптации к служебной деятельности — психологическая и социальная адаптация курсантов первого курса к обучению в образовательной организации МВД России, имеющей свою специфику. По мнению И. В. Семчук, в результате тренинга курсанты начинают самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные (в том числе профессиональные) планы 13.
Возникает проблема оценки эффективности разработанного научно-методического аппарата. В работах С. Н. Федотова выделяются такие виды эффективности, как дифференциально-психометрическая, практическая, социальная 14. Если для оценки эффективности методики прогнозирования успешности служебной деятельности курсантов целесообразно осуществлять расчет показателей дифференциально-психометрической эффективности, то для оценки эффективности социально-психологического тренинга предлагается использовать показатели социальной эффективности.
Соответственно, эффективность внедрения в практику психологической работы с курсантами предлагаемых программ социально-психологического тренинга можно оценивать посредством расчета «индекса групповой сплоченности» и «индекса группового единства» 15 перед началом социально-психологического тренинга (формирующего эксперимента) и после его завершения. В нашем случае констатирующие эксперименты были проведены в феврале и октябре 2015 г.
Необходимо помнить о мере ответственности практического психолога за результаты, полученные в процессе социально-психологического тренинга.
В рамках нашего исследования проведен анализ психологической работы с лицами (из числа переменного состава института), нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, за последние три года (2013-2015 гг.), который показал (рис. 1) снижение на 37,3% (в 1,6 раза) количества лиц данной категории в образовательной организации (по состоянию на ноябрь 2013 г. выявлено 134 человека (26% от общей численности переменного состава), в 2014 г. — 101 человек (20%), в ноябре 2015 г. — 84 человека (15%)).
Была предпринята попытка оценить успешность внедрения программы тренинговых занятий «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей» в практику психологической работы с курсантами образовательных организаций МВД России посредством измерения динамики уровня социально-психологического климата в учебных группах.
Поскольку все курсанты должны быть вовлечены в поле деятельности психолога (в соответствии с существующей нормативной базой), а лица, нуждающиеся в повышенном психолого-педагогическом внимании, имеются во всех без исключения учебных подразделениях, то выделить контрольную группу не представлялось возможным.
Поэтому нами был использован экспериментальный план, имеющий в специальной литературе название «Предварительное и итоговое тестирование на одной группе»16. В исследовании приняли участие курсанты пяти учебных групп, которые получили условное обозначение: экспериментальная группа А, Б, В, Г и Д.
Исследование уровня социально-психологического климата (СПК) по таким показателям, как «групповое единство», «групповая разобщенность» и «группповая сплоченность», до начала формирующего эксперимента и после его завершения было осуществлено при помощи методик аппаратно-программного психодиагности-
Динамика ГППВ за период 2013-2015 гг.
700
600
500
400
300
200
Увеличение в 2 раза количества психокор-рекционных мероприятий
618
Снижение в 1,6 раза количества лиц, НППВ
2013 год
2014 год
2015 год
И психокоррекционные мероприятия
□ количество лиц, НППВ
Рис. 1. Динамика численности курсантов, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (2013-2015 гг.)
ческого комплекса «Мультипсихометр»: «СП-климат-1», «СП-климат-4», «Социометрия непараметрическая-2» 17.
Анализ динамики социально-психологического климата выявил положительные изменения в развитии социально-психологических процессов в учебных коллективах курсантов.
Проведенные расчеты показали, что социально-психологический климат сменился с благоприятного, но неустойчивого на благоприятный в учебных группах «А» и «Г»; со среднеблагоприятного на благоприятный, но неустойчивый в учебной группе «Д». В учеб-
Таблица 1. Показатели групповой сплоченности в учебных группах, %
ных группах «Б» и «В» СПК по-прежнему остался благоприятным, но неустойчивым. При этом из табл. 1 видно, что в учебных группах «Б» и «В» самый низкий прирост индекса групповой сплоченности (15,4 и 4,3% соответственно).
В учебных группах «А», «Г» и «Д» наблюдается высокий прирост индекса групповой сплоченности (55,1; 28,5 и 36,5% соответственно).
Отметим еще более убедительную положительную динамику в рамках проведенного формирующего эксперимента индекса группового единства (табл. 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ группового единства в экспериментальных учебных группах, %
Дата Индекс групповой сплоченности в учебных группах
обследования группа «А» группа «Б» группа «В» группа «Г» группа «Д»
Февраль 2015 г. 0,7 23,2 10,0 19,6 11,1
Октябрь 2015 г. 55,8 38,6 14,3 48,1 46,7
Динамика индекса 55,1 15,4 4,3 28,5 35,6
Дата обследования Индекс группового единства
группа «А» группа «Б» группа «В» группа «Г» группа «Д»
Февраль 2015 г. 19,6 33,6 27,5 27,5 24,2
Октябрь 2015 г. 64,9 59,7 48,0 64,2 63,8
Динамика индекса 45,3 26,1 20,5 36,7 39,6
В учебных группах «А»-«Д» высок прирост индекса группового единства (45,3; 26,1; 20,5; 36,7 и 39,6% соответственно).
Полученная в процессе психологического обследования информация применяется в контексте прогнозирования склонности к нарушениям служебной дисциплины, требований нормативных документов и принятия решения о включении того или иного курсанта в группу повышенного психолого-педагогического внимания для проведения системы психокоррекционных мероприятий.
В ходе исследования установлено, что проведение психологической работы с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, с использованием всех видов мероприятий, в том числе специализированных тренигов по развитию межэтнической толерантности, позволяет в установленные нормативными документами сроки снизить численность ГПППВ.
В нашем исследовании (в рамках использования экспериментального плана «Предварительное и итоговое тестирование одной группы») имеет место снижение на 37,3% (в 1,6 раза) количества лиц данной категории в образовательной организации.
Анализ динамики социально-психологического климата с февраля по октябрь 2015 г. показывает, что идет положительное изменение в развитии социально-психологических процессов в учебных коллективах (экспериментальных группах) курсантов по такому показателю, как «групповое единство» (20,5-45,3%). Данный факт свидетельствует о высокой социальной эффективности социально-психологического тренинга «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей», предложенного в исследовании.
Соответственно, можно сделать вывод, что используемый в психологической работе в образовательной организации МВД России социально-психологический тренинг (в интересах формирования этнической толерантности у курсантов различных национальностей) имеет высокую социальную эффективность.
В целях совершенствования психологической работы в интересах повышения успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций системы МВД России целесообразно внедрить в деятельность психологов образовательных организаций МВД России «Программу социально-психологического тренинга с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании» в части формирования не только адаптации к служебной деятельности, но и этнической толерантности у курсантов различных национальностей.
В образовательных организациях системы МВД России при проведении групповой психокоррекционной работы рекомендуется использовать разработанную в ходе нашего исследования комплексную программу, включающую пять блоков: «Введение в тренинг межкультурного взаимодействия», «Этническая "картина мира" и межкультурное общение», «Этнические стереотипы и предубеждения», «Язык толератности», «Я и народы, которые меня окружают». К проведению данной программы могут
быть привлечены психологи отделения психологической работы отдела морально-психологического обеспечения образовательной организации системы МВД России.
Дальнейшее исследование проблемы целесообразно вести по следующим направлениям:
— разработка научно обоснованной системы психологического сопровождения карьеры;
— совершенствование методик аттестации и профессиональной психологической подготовки;
— дальнейшая апробация современных методов и средств развития личностных и деловых качеств курсантов образовательных организаций МВД России;
— разработка рекомендаций по совершенствованию современных технологий оценки показателей функциональной и профессиональной надежности сотрудников;
— совершенствование научно-методического, материально-технического, организационного, квалификационного, информационно-пропагандистского сопровождения профессиональной деятельности психологов ОВД.
Следует активнее изучать и анализировать отечественный и зарубежный опыт решения подобных проблем, организовать на постоянной основе стажировки, обмен опытом психологов образовательных организаций МВД России, совместные научные исследования.
1 Еременко Т. Е., Федотов С. Н. К вопросу о влиянии психологических факторов на успешность служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 3-7.
2 Мещерякова А. В., Радишевская Я. Б. Диагностика и психологическое сопровождение курсантов вузов МВД России, отнесенных к группе повышенного психологического внимания : метод. пособие. Ростов н/Д, 2004. 53 с.
3 Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 ; Солдатова И. Ф. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками и курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 28-29.
4 Марьин М. И., Бродченко О. И., Петров В. Е. Кабинет психологической регуляции // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 466 ; Петров В. Е. Основы дизайна комнат психологической работы (концепции создания и технологии оформления) : учеб.-метод. пособие. М., 2007. 47 с.
5 Массажное кресло us medica infinity 3D. URL: http:// relax-market.ru/kresla_massazhnye/us_medica_infinity (дата обращения: 02.02.2016).
6 Прибор биологической обратной связи «Релана». URL: http://simtmed.ru/files/relana.pdf/ (дата обращения: 02.02.2016).
7 АПК Активациометр АЦ-6К. URL: http://www. medik-dom.ru/shop/goods/pribor-aktivaciometr-ac-6-dlya-diagnostiki-psihoemocional-nogo-sostoyaniya.html (дата обращения: 02.02.2016).
8 Караваев А. Ф., Петров В. Е. Психологическое обеспечение формирования и развития личности : учеб.-метод. пособие. М., 2006. С. 26-27.
9 Петров В. Е., Сметанина Н. В. Интеллектуальный социально-психологический тренинг : учеб.-метод. пособие. М., 2010. С. 3.
10 Белянкина В. А. Этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России и их учет в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 223 с.
11 Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников : учеб. пособие для студентов психологических специальностей. М., 2004. С. 207-234, 305-307.
12 Марьин М. И., Петров В. Е. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В. Л. Кубышко. М., 2006. 309 с.
13 Семчук И. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности психологов в образовательных учреждениях МВД России : учеб. пособие. М., 2013. 108 с.
14 Федотов С. Н. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников ОВД : мо-
нография. Тверь, 2000. 152 с. ; Федотов С. Н., Муравьев Е. М. Проблема оценки эффективности системы психологического сопровождения профессиональной деятельности персонала органов управления образованием // Общество и власть : сб. науч. тр. Вып. №2. Тверь, 2003. С. 196-203 ; Федотов С. Н., Чернышова О. В. Проблема оценки эффективности процесса формирования профессиональной пригодности специалиста // Здоровье специалиста: проблемы и пути решения : мат-лы III заочной междунар. науч.-практ. интернет-конф. Омск, 1-31 октября 2012 г. / отв. ред. Е. С. Асмаковец. Омск, 2012. С. 151-159.
15 Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр» : метод. руководство. Ч. I. М., 2008. 366 с.
16 Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. М., 2012. 640 с.
17 Аппаратно-программный психодиагностический комплекс МУЛЬТИПСИХОМЕТР. URL: http://www.multipsychometr. ru/izdel/mpmmvd/ (дата обращения: 30.10.2015).