Научная статья на тему 'Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности'

Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая работа / группа повышенного психолого-педагогического внимания / профессиональная надежность / межэтническая толерантность / psychological work / group of increased psychological and pedagogical attention / professional reliability / interethnic tolerance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергей Николаевич Федотов, Александр Владимирович Кравченко

Рассматривается вопрос совершенствования психологической работы с курсантами образовательных организаций МВД России, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании. Доказывается необходимость применения социально-психологического тренинга «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей» в интересах повышения показателей личностной и профессиональной надежности с высокой социальной эффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сергей Николаевич Федотов, Александр Владимирович Кравченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological work with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the interests of increasing reliability indicators

The question of improving the psychological work with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which require increased psychological and pedagogical attention, is being considered. It is proved that the need to apply the socio-psychological training «The formation of tolerance among cadets of different nationalities» in the interests of improving the indicators of personal and professional reliability, with high social efficiency

Текст научной работы на тему «Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1/159.9 ББК 88

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ФЕДОТОВ,

ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» Е-таН: fedotovsn@rambler.ru; АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ КРАВЧЕНКО, ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» Е-таН: ugurrost@rambler.ru

Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается вопрос совершенствования психологической работы с курсантами образовательных организаций МВД России, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании. Доказывается необходимость применения социально-психологического тренинга «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей» в интересах повышения показателей личностной и профессиональной надежности с высокой социальной эффективностью.

Ключевые слова: психологическая работа; группа повышенного психолого-педагогического внимания; профессиональная надежность, межэтническая толерантность.

Annotation. The question of improving the psychological work with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which require increased psychological and pedagogical attention, is being considered. It is proved that the need to apply the socio-psychological training «The formation of tolerance among cadets of different nationalities» in the interests of improving the indicators of personal and professional reliability, with high social efficiency.

Keywords: psychological work; group of increased psychological and pedagogical attention; professional reliability, inte-rethnic tolerance.

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) в условиях реформирования системы МВД России и оптимизации численности личного состава требует совершенствования психологической работы, применения новых форм, методов и средств психодиагностики, психокоррекции и психотерапии, а также психологического консультирования.

Особое место в рядах сотрудников ОВД занимают курсанты образовательных организаций, которые, с одной стороны, осуществляют учебную деятельность, а с другой стороны выполняют большой объем служебной деятельности, связанной с несением внутренних нарядов, привлечением к охране общественного порядка на массовых мероприятиях и т.д. Эта двойственность положения отличает курсантов от их коллег по правоохранительной деятельности.

Анализ литературы показывает, что практически отсутствуют публикации, связанные с осуществле-

нием социально-психологического тренинга по программе формирования и развития толерантности в межнациональных отношениях с курсантами, включенными в группу повышенного психолого-педагогического внимания и т.д.

По нашему мнению, приведенные аргументы дают основание утверждать, что в настоящее время существует проблема совершенствования психологической работы в органах внутренних дел в интересах реализации программы обеспечения профессиональной и личностной надежности сотрудника органов внутренних дел.

При этом мы исходили из предположения, что, несмотря на введение нового механизма профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД, личностные особенности некоторой части курсантов не в полной мере соответствуют требованиям служебной деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Это несоответствие предполагает проведение дополнительных мероприятий психологической работы с ними в рамках группы повышенного психолого-педагогического внимания (ГППВ) для недопущения негативного влияния на их личностную и профессиональную надежности.

Группа повышенного психолого-педагогического внимания представляет собой категорию сотрудников, у которых условия развития и воспитания, наследственные факторы, а также личностные и профессиональные особенности детерминируют высокую вероятность возникновения факторов ненадежности: состояний дезадаптации как в напряженных (экстремальных), так и обычных условиях несения ими службы, способствующих развитию нервно-психических заболеваний, асоциального (делинквентного) поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению значений показателей профессиональной и личностной надежности, в качестве которых, как правило, выступает успешность служебной деятельности.

При этом следует отметить, что успешное решение проблем психологической работы с курсантами образовательных организаций МВД России, расположенных в южном федеральном округе, возможно лишь при учете национальных особенностей обучаемых и межнациональных отношений.

В связи с тем, что в образовательных организациях МВД России курсанты, как правило, различных национальностей и вероисповедания, то в рамках психологической работы по обеспечению их высокой успешности служебной деятельности, личностной и профессиональной надежности очень актуальным является социально-психологический тренинг на тему «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей». Программа тренинговых занятий, разработанная под руководством С.Н. Федо-

това [3, с. 243—249; 7, с. 70—75], включает в себя пять блоков, каждый из которых направлен на развитие необходимых качеств и имеет свое название: «Введение в тренинг межкультурного взаимодействия», «Этническая «картина мира» и межкультурное общение», «Этнические стереотипы и предубеждения», «Язык толератности», «Я и народы, которые меня окружают» [7, с.70—75].

Для оценки эффективности социально-психологического тренинга «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей» использовались такие показатели социальной эффективности [6, с. 151—159], как «индекс групповой сплоченности» и «индекс группового единства».

В исследовании приняли участие курсанты пяти учебных групп, которые получили условное обозначение экспериментальная группа А, Б, В, Г и Д.

В экспериментальных группах исследовался уровень социально-психологического климата(СПК) по таким показателям, как «групповое единство», «групповая разобщенность» и «группповая сплоченность» до начала эксперимента и после его завершения. Показатели оценивались при помощи методик аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр»: «СП-климат-1», «СП-кли-мат-4», «Социометрия непараметрическая-2» [1].

Анализ уровней социально-психологического климата в учебных коллективах курсантов показал положительную динамику развития социально-психологических процессов; так, климат в учебных группах «А» и «Г» с благоприятного, но неустойчивого положительно изменился на благоприятный, а в учебной группе «Д» со среднеблагоприятного на благоприятный, но неустойчивый. В учебных группах «Б» и «В» уровень СПК не изменился и остался благоприятным, но неустойчивым.

Сравнительный анализ групповой сплоченности в экспериментальных учебных группах

Таблица I

№ п/п Период обследования Индекс групповой сплоченности (в %)

Учебная группа «А» Учебная группа «Б» Учебная группа «В» Учебная группа «Г» Учебная группа «Д»

1. Начало формирующего эксперимента 0,7 23,2 10,0 19,6 11,1

2. Завершение формирующего эксперимента (через 8 месяцев) 55,8 38,6 14,3 48,1 46,7

3. Динамика индекса 55,1 15,4 4,3 28,5 35,6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 1. Динамика групповой сплоченности в экспериментальных учебных группах

При этом очень хорошо видно из табл. 1, что для учебных групп «Б» и «В» имеет место самый низкий прирост индекса групповой сплоченности (15,4 и 4,3% соответственно).

В тоже время, в учебных группах «А», «Г» и «Д» имеет место достаточно высокий прирост индекса групповой сплоченности — 55,1; 28,5 и 36,5% соответственно (рис. 1).

Следует отметить еще более убедительную положительную динамику в рамках проведенного формирующего эксперимента индекса группового единства (табл. 2).

Анализ данных табл. 2 показывает, что в учебных группах «А» — «Д» имеет место высокий прирост индекса группового единства (45,3; 26,1; 20,5; 36,7 и 39,6% соответственно).

Достаточно наглядно это видно на графике, представленном на рис. 2.

Следует также отметить, что проведенный нами количественный анализ мероприятий психологической

работы с лицами переменного состава, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании за три года их обучения показал снижение на 37,3% (в 1,6 раза) количества лиц данной категории в образовательной организации (первый год обучения — выявлено 134 человека (26% от общей численности переменного состава), второй год обучения — 101 человек (20%), третий год обучения — 84 человека (15%) (рис. 3).

Таким образом, в ходе исследования установлено, что:

♦ уровень социально-психологического климата за период трехлетнего обучения показывает положительную динамику развития социально-психологических процессов в учебных коллективах (экспериментальных группах) курсантов по такому показателю, как «групповое единство» (20,5—45,3%) что свидетельствует о высокой социальной эффективности социально-психологического тренинга «Формирование толерантности у курсантов различных национальностей»;

Таблица2

Сравнительный анализ индекса группового единства в экспериментальных учебных группах

№ п/п Период обследования Индекс группового единства (в %)

Учебная группа «А» Учебная группа «Б» Учебная группа «В» Учебная группа «Г» Учебная группа «Д»

1. Начало формирующего эксперимента 19,6 33,6 27,5 27,5 24,2

2. Завершение формирующего эксперимента (через 8 месяцев) 64,9 59,7 48,0 64,2 63,8

3. Динамика индекса 45,3 26,1 20,5 36,7 39,6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

н н

е ч о л п с

«

о в о п

п

у

д н

к

70 60 50 40 30 20 10 0

Учебная группа «А» Учебная группа «Б» Учебная группа «В» Учебная группа «Г» Учебная группа «Д» Начало формирующего эксперимента Щ Завершение формирующего эксперимента (через 8 месяцев)

Рис. 2. Динамика группового единства в экспериментальных учебных группах

♦ проведение мероприятий психологической работы с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, с использованием программы тренинга по развитию межэтнической толерантности позволил снизить численность ГПППВ (рис. 3);

♦ полученная в процессе психологического исследования информация позволит прогнозировать склонности курсантов к нарушениям служебной дисциплины, требований нормативных документов и принимать решения о включении их в группу лиц, нуждающихся в повышенном психолого-педагогиче-

ском внимании или исключении из нее, а также способствует составлению индивидуальной психокор-рекционной программы.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что используемый в исследовании социально-психологический тренинг по формированию этнической толерантности у курсантов различных национальностей характеризуется высокой социальной эффективностью и его программу целесообразно внедрить в деятельность психологов образовательных организаций системы МВД России для совершенствования психологической работы с курсантами, нуждающимися в

700

1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения

| Психокоррекционные мероприятия | Количество лиц, НППВ

Рис. 3. Динамика численности курсантов, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании 302 -Вестник Московского университета МВД России - № 6 / 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

повышенном психолого-педагогическом внимании, с целью повышения успешности их служебной деятельности, личностной и профессиональной надежности.

Литература

1. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс мультипсихометр (для МВД) // URL: http ://www.multip sychometr.ru/izdel/mpmmvd/

2. Еременко Т.Е., Федотов С.Н. К вопросу о влиянии психологических факторов на успешность служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1 (64). С. 3—7.

3. Еременко Т.Е. Психологические факторы успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2016.

4. Кравченко А.В. Системно-ситуативный анализ (ССА) учебной деятельности обучающихся высших учебных заведений опасных профессий в системе обеспечения профессиональной надежности персонала: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. «Россия и мир: столкновения цивилизаций в XXI в.». М., 2016.

5. Федотов А.Ю. Системно-ситуативный подход в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1. С. 3—7.

6. Федотов С.Н., Чернышова О.В. Проблема оценки эффективности процесса формирования профессиональной пригодности специалиста // Здоровье специалиста: проблемы и пути решения: Мат. III заочной Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Омск, 1— 31 октября 2012 г. / Отв. ред. Е.С. Асмаковец. Омск, 2012. С. 151—159.

7. Федотов С.Н., Еременко Т.Е., Кравченко А.В. О психологической работе с курсантами образовательных организаций МВД России, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внима-

нии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67). С. 70—75.

References

1. Apparatno-programmnyy psikhodiagnostiches-kiy kompleks mul'tipsikhometr (dlya MVD) // URL: http://www.multipsychometr.ru/izdel/mpmmvd/

2. Eremenko T.E., FedotovS.N. K voprosu o vliyanii psikhologicheskikh faktorov na uspeshnost' sluzhebnoy deyatel'nosti kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2016. № 1 (64). S. 3—7.

3. Eremenko T.E. Psikhologicheskie faktory uspesh-nosti sluzhebnoy deyatel'nosti kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii: Diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2016.

4. Kravchenko A.V. Sistemno-situativnyy analiz (SSA) uchebnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya vy-sshikh uchebnykh zavedeniy opasnykh professiy v sisteme obespecheniya professional'noy nadezhnosti personala: Mat. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Rossiya i mir: stolknoveniya tsivilizatsiy v KhKhl v.». M., 2016.

5. FedotovA.Yu. Sistemno-situativnyy podkhod v professional'noy podgotovke sotrudnikov OVD // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2015. № 1. S. 3—7.

6. FedotovS.N., Chernyshova O.V. Problema otsenki effektivnosti protsessa formirovaniya professional'noy pri-godnosti spetsialista // Zdorov'e spetsialista: problemy i puti resheniya: Mat. III zaochnoy Mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf. Omsk, 1—31 oktyabrya 2012 g. / Otv. red. E.S. Asmakovets. Omsk, 2012. S. 151—159.

7. Fedotov S.N., Eremenko T.E., Kravchenko A.V. O psikhologicheskoy rabote s kursantami obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii, nuzhdayushchimisya v povys-hennom psikhologo-pedagogicheskom vnimanii // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2016. № 4 (67). S. 70—75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.