УДК 378.6:351.74
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Для цитирования
Ульянина, О. А. Методологические подходы к формированию личностной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России / О. А. Ульянина // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 2 (43). -С. 26-33.
Аннотация. В статье актуализируется значимость подготовки компетентных сотрудников органов внутренних дел, обусловленная преобразованиями современного общества, модернизацией системы высшего профессионального образования и реформированием Министерства внутренних дел России. Цель работы - обосновать концептуальные и методологические подходы к построению программы психологического сопровождения подготовки компетентных специалистов правоохранительных органов. В работе использовались методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения содержания отечественных и зарубежных исследований, описывающих теорию и практику применения компетентностного подхода в системе высшего образования. В контексте поиска новых ресурсов для решения данной проблемы выделяется категория личностной компетентно-
© Ульянина О. А., 2018
О. А. Ульянина
сти и анализируются особенности ее формирования на этапе обучения курсантов в образовательных организациях МВД России. В рамках реализации комплексной программы психологического сопровождения формирования личностной компетентности курсантов описываются фундаментальные методологические подходы и принципы ее построения. Среди наиболее значимых методологических подходов выделяются следующие: личностно-ориентиро-ванный, синергетический, компетент-ностный. Основополагающими принципами построения психологической работы с курсантами являются: принцип системности, субъектности, толерантности, принцип саморазвития и самореализации, принцип единства сознания и деятельности, принцип приоритетов в шкале ценностей. Автор убежден, что реализация комплексной программы психологического сопровождения становления личности обучаемых в образовательных организациях Министерства внутренних дел России позволит повысить эффективность профессиональной подготовки и будет способствовать самореализации будущих специалистов и успешности в их карьерном развитии.
Ключевые слова: личностная компетентность, курсанты, образовательные организации Министерства вну-
тренних дел России, психологическое сопровождение.
Становление личности курсантов в ведомственном вузе основано на самопознании, самооценке своих способностей, практическом опыте и связано с готовностью к учебной, служебной деятельности и внутриличност-ным изменениям. Личностная компетентность специалиста, безусловно, является неотъемлемым элементом структуры личности в целом и тех процессов развития и становления, которые ее затрагивают на различных возрастных этапах.
Формирование личностной компетентности курсантов представляет собой противоречивое переплетение двух взаимосвязанных процессов -развития личности курсанта и его профессионального развития.
Развитие личности - внутренне детерминированный процесс актуализации обучаемым своего потенциала, совершенствование свойств, преобразуемых в последующем в личностно, профессионально и социально значимые качества. В основе этого процесса -собственная активность курсанта, реализующаяся с учетом внешних условий.
Таким образом, развитие личности -это процесс становления социально значимых качеств личности, ее взглядов, убеждений, способностей, черт характера. По мере становления личности накапливается новый потенциал ее дальнейшего развития, процесс которого является бесконечным.
Протекающее во взаимосвязи с развитием личности курсанта профессиональное развитие - процесс и результат повышения уровня самоорганизации курсанта, его самоутвержде-
ния и самореализации в учебной, научной, творческой, спортивной, служебной деятельности; средство и условие формирования профессиональных компетенций.
В профессиональном развитии курсанта реализуются его мотивы, цели, задачи и потребности. Такое развитие осуществляется на основе реализации собственной активности курсанта, направленной на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и навыков во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса.
В психологии и педагогике сложились различные подходы к личностному и профессиональному развитию будущих специалистов. Рассмотрим основные из них в аспекте формирования личностной компетентности обучающихся как интегральной характеристики двух выше обозначенных процессов.
Личностно-ориентированный подход в формировании личностной компетентности курсантов предполагает обязательную субъективную активность и самостоятельность, обучающийся выступает в роли творца, создателя себя и собственной деятельности. Главный вектор личностно-ориентиро-ванного образования - поворот к личности, ее индивидуальному сознанию и творческому потенциалу, жизненному опыту и, как следствие, развитие рефлексии, системы ценностей, формирование смысла деятельности и личной позиции.
В ходе учебно-воспитательного процесса и целенаправленного психологического воздействия личность признается главной ценностью и целью, развивается индивидуальность, творческий потенциал, стимулируется
поиск личностных смыслов жизни, самостоятельный подход к решению жизненных и профессиональных проблем, существенной является ориентация на нравственные ценности [4].
Для реализации этого подхода в процессе взаимодействия с курсантами важно создавать атмосферу доброжелательности, поощрять у них творчество и инициативность; осуществлять дифференциацию содержания и форм психологического сопровождения с учетом интересов, потребностей и возможностей обучаемых.
Личностно-ориентированная среда должна соответствовать принципам вариативности, гибкости, открытости. И. С. Якиманская признает обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса, а педагоги, психологи, воспитатели должны создать оптимальные условия для саморазвития будущих специалистов. Таким образом, личностно-ориен-тированный подход строится на принципе субъектности [9].
Реализация личностно-ориентиро-ванного подхода предусматривает формирование ответственности, способности к волевой регуляции, развитие творчества. Для этого необходимо, чтобы курсанты получали опыт проявления свойств личностной компетентности.
Синергетический подход к формированию личностной компетентности курсантов проявляется в использовании социокультурных факторов, основополагающее значение среди которых играет индивидуальная система ценностей. Активность курсантов направлена на раскрытие индивидуальных способностей, реализацию своих жизненных планов и задач. Источником активности является внешняя среда, поскольку молодые люди, адапти-
руясь к изменяющимся условиям, накапливают полезную информацию и получают необходимый в дальнейшем опыт, тем самым повышают уровень своей внутренней психологической организации и развиваются.
Своеобразным инструментом построения индивидуальной системы ценностей выступает рефлексия. Переосмысление своего прошлого жизненного опыта и отношений проявляется в сомнениях курсантов по поводу своего места в учебном коллективе, в обществе в целом, принадлежности к определенным социальным группам. Возникают сомнения в том числе по поводу собственных возможностей и дальнейших профессиональных перспектив. Таким образом, в сознании курсантов вырисовывается карта возможностей и потенциальных путей развития [5].
Молодые люди способны упорядочить свою жизнь, только пережив на уровне личностного понимания богатство путей и решений, которые предлагает им социокультурная и образовательная среда, в которую они погружены. В процессе перестройки ценностей происходят внутриличностные изменения курсантов - их идеалов, жизненных планов и целей, а за счет этого и овладение новыми областями деятельности. При этом формируется мотивация к достижению успеха в различных видах деятельности, а следовательно, повышается уровень интеллектуально-психического развития в целом.
Опора на идеи синергетического подхода в контексте формирования личностной компетентности позволяет ответить на вопрос об источниках и причинах активности молодого человека, показать альтернативность путей его эволюции, раскрыть механизм
преодоления кризисных состояний посредством способности переживать происходящее и роль ценностей в этом процессе.
Синергетический подход находит свое воплощение и в поиске решения ситуаций неопределенности, которые возникают в учебной, служебной деятельности и, как правило, носят проблемный характер, требуют нахождения нестандартного творческого решения. Такие ситуации могут моделироваться целенаправленно в ходе проведения социально-психологических тренингов, проектной деятельности, решения проблемно-ситуационных задач и т. д. В этом случае как раз и проявляется основная доминанта личности - направленность, а своеобразным механизмом выбора выступает рефлексия. Формирование личностной компетентности, основанной на творческом саморазвитии (К. Роджерс, А. Маслоу), развивает идею самореализации обучающихся как условия их полноценного функционирования в социуме. Современные авторы рассматривают саморазвитие, как процесс творческого самосозидания [10].
Психологическое сопровождение формирования личностной компетентности курсантов должно быть ориентировано на стимулирование всех видов самости: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самореализацию. Творческое саморазвитиетребует активности самих обучающихся, потому важно развивать у них мотивацию, стремление к самосовершенствованию. Будущие специалисты, способные к творческому саморазвитию, в большей степени отвечают требованиям профессии и запросам современного общества. Именно такие выпускники становятся
наиболее успешными в трудовой деятельности.
Компетентностный подход предполагает рассмотрение и определение психологических и педагогических путей формирования личностной компетентности сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) в русле профессиональной и социальной востребованности, а также способности ориентироваться во всем многообразии современного мира.
Рассматриваемый подход акцентирует внимание не столько на сумме усвоенной обучаемыми информации, сколько на способности выпускника учебного заведения самостоятельно действовать в различных (профессиональных, социальных, бытовых и т. д.) проблемных ситуациях. Он выступает как метод моделирования результатов образования,позволяетусиливать практическую ориентированность обучения, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивая роль опыта реализации деятельности и решения задач на основании полученных знаний.
На основании обозначенных подходов процесс формирования личностной компетентности курсантов предполагает индивидуализированное становление личных и деловых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование субъектом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новой организации жизнедеятельности и творческой самореализации в профессии и жизни.
Формирование личностной компетентности - это целостный динамически развертывающийся во времени процесс от момента выбора будущей специальности до полной реализации себя в деятельности.
Личностная компетентность - это психологическое образование, которое включает в себя знание предмета и объекта деятельности; умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности; умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия. При этом реализация личностной компетентности предполагает не столько исполнение функциональных обязанностей, сколько организацию собственной деятельности и системное понимание значимых проблем, связанных с этой деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем.
Высокая социальная значимость деятельности ОВД определяет необходимость оптимизации основных форм, подходов и технологий профессионального обучения курсантов ведомственных образовательных организаций МВД России. Современные исследования подтверждают, что профессиональное развитие личности сотрудников правоохранительных органов обусловлено значительным числом причин и факторов, которые нуждаются в специальном изучении.
Одной из приоритетных задач повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов является создание последовательной структурированной всесторонне ориентированной программы психологического сопровождения обучения курсантов в образовательных организациях МВД России. Реализация данной программы в виде основных направлений деятельности психологической работы позволит связать воедино практический опыт служебной де-
ятельности и знания, умения, навыки, полученные в ходе освоения учебных дисциплин.
В данном случае наиболее целесообразно использование в качестве основы организации психологической работы стратегии личностно-ориенти-рованного обучения, модели совместной продуктивной и развивающей деятельности психолога с курсантами [13].
Целью психологического сопровождения учебной, служебной деятельности курсантов является формирование их личностной компетентности как базовой характеристики личности. Образом данной цели выступает подготовка мобильных, социально адаптированных, активных и успешных специалистов, способных самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития.
В рамках общей стратегической цели выделим ее частные составляющие:
1) формирование правосознания, нравственных убеждений, личностной значимости будущей специальности, способность к самомотивированию в решении сложных задач;
2) формирование социальной целостности и социальной зрелости личности;
3) формирование навыков эффективной коммуникации;
4) развитие когнитивной саморегуляции, интеллектуальной лабильности и способность к рефлексивному мышлению;
5) развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной зрелости личности, волевой регуляции поведения.
Ведущими методологическими принципами психологического сопровождения профессиональной подготовки курсантов выступают:
- принцип системности (П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, Л. М. Аболин) [1; 2; 6]. Применительно к нашему вопросу он определяется следующим образом: если рассматривать личностную компетентность как базовое психологическое образование специалиста, характеризующееся единством ценност-но-мотивационных, интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых и деятельностных компонентов, то в основе ее формирования будут лежать не отдельные, изолированные условия, действия и операции, а некоторая последовательность и взаимосвязь перечисленных компонентов;
- принцип субъектности (С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков) [11; 12] -субъектность как рефлексивное и творческое преобразующее отношение курсантов к профессиональным, социальным и иным сферам своей жизни;
- принцип толерантности (Л. М. Попов) [8] - терпимо-уважительное отношение к окружающим, способность выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную деятельность с учетом комплекса этнокультурных, национальных, социальных и индивидуально-психологических особенностей партнеров по взаимодействию;
- принцип саморазвития и самореализации (А. Маслоу, К. Роджерс) [10] -бесконечное и непрерывное развитие в процессе жизни, реализация субъектом своего внутриличностного потенциала, способностей и возможностей;
- принцип единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) [3; 11] - признание неразрывной взаимосвязи психики (сознания) и деятельности (поведения);
- принцип приоритетов в шкале ценностей: приоритет общечеловече-
ских ценностей для всех людей любой нации, языка, расы, вероисповедания при соблюдении ценностей национальной культуры (М. И. Махмутов) [7].
Программа психологического сопровождения профессиональной подготовки курсантов реализовывается посредством моделирования новых деятельностных форм, методов, психотехнологий, использования как коллективных, так и индивидуальных форм работы, осуществления динамического контроля и оценки личных достижений курсантов. Психологическая работа проводится комплексно, системно, последовательно, непрерывно на протяжении всего периода обучения курсантов и включает в себя следующие направления деятельности:
- психологическая поддержка про-фориентационной работы (информационно-развивающий аспект);
- занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава;
- разновидности социально-психологического тренинга;
- специальная психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях (в том числе обучение психологии личной безопасности);
- психологическое просвещение курсантов, повышение психологической культуры, пропаганда психологического знания;
- психопрофилактика кризисных состояний курсантов;
- повышение эффективности групповой деятельности, коррекция группового поведения, профилактика и разрешение конфликтов в учебных коллективах [14];
- разработка и реализация программ индивидуального развития в
рамках психологического консультирования и коррекции;
- психодиагностические срезы по оценке сформированности структурных компонентов личностной компетентности курсантов.
На современном этапе развития общества в целом и реформирования системы МВД России в частности происходят автоматизация и компьютеризация производства, внедрение новых технических средств и технологий, смена монопрофессионализма на полипрофессионализм. Сотрудникам ОВД в процессе их карьерного пути нередко приходится менять сферу профессиональной деятельности внутри системы. Это приводит к тому, что профессиональный мир нуждается в мобильных специалистах, способных находить себя и успешно реализовы-вать в изменяющихся социально-экономических и трудовых условиях.
Специалист правоохранительной сферы должен быть готов к переменам, уметь делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять теоретические решения с практикой, вести переговоры, оперативно находить информацию и использовать ее для решения проблем.
Усложняющиеся содержание и условия деятельности сотрудников ОВД повышают требования не только к их профессиональной подготовке, но и к формированию моральных и личностных качеств, ключевым из которых выступает личностная компетентность. Формирование личностной компетентности специалистов ОВД осуществляется в период обучения курсантов в образовательных организациях МВД России, где необходимо выстроить комплексную систему психологической работы, обеспечивающую под-
готовку компетентных специалистов, отличающихся личностной зрелостью, профессиональной мобильностью и способностью находить оптимальные решения в различных жизненных и служебных ситуациях.
Успешное профессиональное образование будущих специалистов правоохранительных органов возможно только при условии раскрытия потенциала каждой личности, высоком уровне ее компетентности, включая способность к самоорганизации и самоуправлению, интеллектуальность, адекватную самооценку, чувство собственного достоинства. В первую очередь речь идет о формировании способности у курсантов самостоятельно найти пути самореализации. Именно эти составляющие могут рассматриваться как предпосылки профессиональной мобильности сотрудника ОВД, позволяющей ему адаптироваться, проявлять конструктивную активность, прогнозировать и проектировать ситуацию гармоничного взаимодействия с внешней средой.
Библиографический список
1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987. 262 с.
2. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. 400 с.
3. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев и др. М., 2005. 352 с.
4. Кабанова Т. Н., Шмакова Е. В., Са-утова Л. Н. Психологические особенности принятия решений у сотрудников силовых структур // Прикладная юридическая психология. 2017. № 3(40). С. 25-32.
5. Князева Е. Н. Расширенный экологический подход: сети жизни, познания, разума и коммуникации //
Philosophy of Education. 2016. № 1(18). С. 163-188.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 446 с.
7. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975. 370 с.
8. Попов Л. М., Насибуллов К. И., Устин П. Н. Проблемы российской психологии и пути их решения // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 115-118.
9. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов / И. С. Якиманская и др. Оренбург, 2015. 124 с.
10. Роджерс К., Маслоу А., Мэй Р. Гуманистическая, трансперсональная
и экзистенциальная психология. М., 224 с.
11. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2012. 224 с.
12. Слободчиков В. И. Психология становления и развития человека в образовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2016. № 1. С. 100.
13. Тучкова Т. В. Проблема психологической безопасности образовательной среды в современных социокультурных условиях // Психология обучения. 2013. № 5. С. 4-17.
14. Шатохина Л. В., Кириллова Т. В., Тюгаева Н. А. Условия реализации психолого-педагогического контроля межличностных отношений курсантов // Прикладная юридическая психология. 2017. № 4(41). С. 73-82.