Научная статья на тему 'Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели'

Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ТРАНСМЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / TRAINING METHODS / TRANSMETHODOLOGY-BASED MODEL / TRANSPERSONAL PSYCHOLOGY / PERSONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Татьяна Вячеславна

Статья посвящена эффективности использования в образовательных организациях МВД России тренинговых форм работы с курсантами как метода развития личностных компетенций. В статье анализируются механизмы и результаты группового тренингового воздействия в русле интегративной трансметодической модели и практик трансперсональной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальцева Татьяна Вячеславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transpersonal psychology practices in training students as a part of transmethodology-based model

The article is concerned with the effectiveness of training techniques used as a method of personal competence development with the students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article analyzes the mechanisms and the results of group training applied in transmethodology-based model and transpersonal psychology practices.

Текст научной работы на тему «Практики трансперсональной психологии в тренинговых формах работы с курсантами в русле интегративной трансметодической модели»

УДК 159.9 ББК 88.6

ПРАКТИКИ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ТРЕНИНГОВЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ

В РУСЛЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТРАНСМЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВНА МАЛЬЦЕВА,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: mtv-psy@mail.ru

Научная специальность 19.00.03 — психология труда; 19.00.06 — юридическая психология;

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена эффективности использования в образовательных организациях МВД России тренинго-вых форм работы с курсантами как метода развития личностных компетенций. В статье анализируются механизмы и результаты группового тренингового воздействия в русле интегративной трансметодической модели и практик трансперсональной психологии.

Ключевые слова: тренинговые методы, интегративная трансметодическая модель, трансперсональная психология, личностная и коммуникативная компетенции.

Annotation. The article is concerned with the effectiveness of training techniques used as a method of personal competence development with the students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article analyzes the mechanisms and the results of group training applied in transmethodology-based model and transpersonal psychology practices.

Keywords: training methods, transmethodology-based model, transpersonal psychology, personal and communicative competence.

Одним из ведущих принципов государственной политики в области образования Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] провозглашен «приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения» (ст. 3. п. 1.). Закон также определяет, что воспитание должно быть направленно «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося» (ст. 2. п. 2.).

Оценку подготовленности профессионала с позиции его компетенций в профессиональной деятельности и в социально-личностном плане предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Тренинговые формы работы как метод развития личностных компетенций у курсантов и позитив-

но-развивающего воздействия на личность в целом являются актуальными для образовательных организаций МВД России. Эффективность групповых форм психологической работы вообще и тренингов в частности показана во многих научных работах [2, 3, 4, 9, 13, 16, 17].

Эффективность тренинга детерминируется, во-первых, концепцией воздействия, во-вторых, мотивацией участников, в-третьих, компетентностью психолога-тренера. Существует множество концепции, на которых строится работа в тренинговом процессе, например, гештальт-подход (Ф. Перлз), личностно-центрированный подход (К. Роджерс), телесно-ориентированный подход (В. Райх, И. Ролф, А. Лоуэн и др.), трансперсональный подход (А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер, В.В. Козлов, В.В. Майков и др.).

Как показывает десятилетняя практика ведения тренинговой работы с курсантами, наиболее удачно она проходит в рамках разработанной интегратив-ной трансметодической модели психологической помощи [11, 12], в основе которой лежит субъектно-соучаствующая методология [14, 15] и концептуальный синтез идей из разных теоретических систем психотерапии, психокоррекции и психоконсультирования, готовность быстро и гибко менять подход, стремление к органичному использованию методик из различных направлений психологической помощи. Данная модель выходит за пределы отдельных подходов. Она подразумевает согласованность основных теоретических направлений на основе субъектно-соучаствующей методологии, обеспечивающей взаимодополняемость методов психологической помощи из различных направлений и подходов, но при субъект-субъектном взаимодействии психолога — клиента или психолога — группы-от-дельного участника группового процесса и с учетом «зоны ближайшего развития» каждого участника тренинга. Интегративная трансметодическая модель позволяет использовать в работе такие средства, методы и приемы, которые приводят к наиболее эффективному результату, оптимально подходят для решения конкретных проблем в конкретной ситуации, соответствуют индивидуально-психологическим особенностям личности как клиента, так и специалиста-психолога, индивидуальным особенностям и профессиональным возможностям.

В процессе ведения тренинга в русле интегра-тивной трансметодической модели необходимо гармонично сочетать весь имеющийся у психолога-тренера инструментарий групповой работы из различных концепций и подходов, чтобы упражнение или этюд из одной парадигмы проведения тренинга плавно и логично переходили в другую. Критерием адекватности используемых средств, методов и приемов является эффективность тренингового группового воздействия сразу в двух ракурсах: результативность и приемлемость для конструктивного развития личности участника тренинга.

Самым жестким ограничением развивающего группового воздействия тренинга выступает мотивация участника, которая состоит из следующих компонентов: что он хочет получить от работы в тренинговом процессе; готовность к изменениям в

личности и работе над собой; уровень актуализации данной мотивации. Последнее предполагает признание у себя недостатков или проблемных зон, над которыми придется не только работать, но и обсуждать их с другими членами группы. Снять такое ограничение бывает достаточно сложно, и в тре-нинговой группе возникает тормозящий процесс — балласт — независимо от уровня компетентности психолога-тренера. Данное ограничение, как показала практика ведения тренингов, достаточно легко убирается посредством трансперсональных методик, которые способствуют созданию доброжелательной и доверительной атмосферы, условий для максимального принятия друг друга членами тре-нинговой группы и понимания между ними.

На сегодняшний день спектр практик и методик трансперсональной психологии весьма широк и достаточно хорошо описан в научной литературе [5, 6, 8]. Данные психотехнологии представляют собой систему методов целостного (холистического) преобразования. Это потенциальный резерв для духовного и личностного развития, расширения мировосприятия, развития креативности и внутренней целостности. Они работают как механизм, раскрывающий внутренние ресурсы организма на различных уровнях: физическом, психическом и духовном, ведущий к самоисцелению, к глубинным структурам психики.

Однако трансперсональные практики имеют одну особенность, которая, с одной стороны, настораживает специалистов-психологов ведомственных вузов, а с другой стороны, является мощным ресурсным средством. Особенность эта заключается в том, что трансперсональные практики работают, во-первых, с трансовым опытом, который сугубо индивидуален в каждом конкретном случае, во-вторых, имеют большое количество видов (так называемых модальностей) и форматов, в-третьих, базой для работы выступает измененное состояние сознания.

Развитие и совершенствование личностных компетентностей участников тренинга посредством трансперсональных техник обеспечивается за счет аналитической работы на принятие себя и всех своих сторон характера, повышение конгруэнтности, снижение интенсивности защитных искажений, уменьшение чрезмерных зависимостей в отношениях, выстраивание личностных границ и пр.

Весьма удачно проявили себя трансперсональные методики после проведения в начале тренин-гового процесса телесно-ориентированных техник, направленных на снятие «зажимов» у членов группы. Немаловажным является и процесс группового обсуждения (шеринг)1 по окончании проведения любой трансперсональной методики. Именно в данном процессе возрастает уровень групповой сплоченности членов группы, обнаруживается некоторое сходство в личностных трудностях и переживаниях. Таким образом, как пишет Д. Кори, «после эффективного шеринга у протагониста не должно остаться мыслей о том, что он одинок в этой враждебной вселенной. Он получает базовое чувство принятия и обратную связь от других членов группы, которая укрепляющее действует на его готовность продолжать исследование внутреннего содержания и беспокоящих мыслей и чувств» [7, с. 294—296].

Групповая работа в рамках тренинга дает мощную поддержку каждому ее члену, что повышает самооценку, уверенность членов группы в себе и своих силах, помогает осознанию неуникальности и неисключительности своих проблем, усиливает эмпатию и интерес к другим людям.

Динамика показателей самоотношения и использования тра1

В течение пяти лет осуществлялась до- и после-тренинговая диагностика участников с помощью «Тест-опросника самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, а также анализ субъективных феноменологических откликов участников тренинга. Для оценки статистической значимости полученных изменений в личностных структурах использовался ^критерий Стьюдента, для зависимых выборок критерий Фишера.

Таким образом, удалось сравнить средние личностные показатели до- и послетренинговой работы, а также аналогичные показатели после введения в тренинговый процесс трансперсональных техник (далее — ТПТ) (см. диаграмму). В эксперименте принимали участие курсанты с первого по пятый курс (126 человек) в возрасте от 17 до 21 года. Тренинговые формы занятий проводились в рамках учебных дисциплин «Начальная профессиональная подготовка» (1 курс), «Психология» (2 курс), «Психология в деятельности следователя (Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел)» (3 и 4 курсы), «Практикум по психологии общения» (5 курс) и в рамках научного кружка кафедры «Прикладные аспекты психологии».

Диаграмма

| результатам тренингового воздействия терсональных техник

Как видно на диаграмме, выявляются значимые изменения в позитивную сторону всех параметров самоотношения после тренинга, а при введении ТПТ наблюдается более значительные результаты личностных преобразований.

После работы в тренинговом процессе уровень глобального самоотношения у испытуемых повысился в среднем на 12%, а при использовании ТПТ повышение составило 24%, исследуемый признак стал ярко выражен, что свидетельствует о положительной динамике в личностных изменениях. Таким же образом прослеживается повышение среднего уровня по показателям самоуважения (16% и 38% при ТПТ), аутосимпатии (21% и 32%при ТПТ), самоинтереса (25% и 42% при ТПТ), самоуверенности (18% и 33% при ТПТ), самопринятия (27% и 37% при ТПТ). По всем показателям наблюдается положительная динамика. Средний параметр уровня самообвинения в ходе тренинга понижается на 14% и на 36% при использовании ТПТ. Это свидетельствует о снижении выраженности в личности уровня самообвинения, что также является положительной динамикой личностных изменений.

Анализ данных субъективных откликов участников тренингов показывает, что тренинговый процесс повышает самоуверенность, понимание и принятие других, помогает организации открытого и легкого общения, повышает осознавание себя, принятие себя, способствует эмоциональной регуляции, уменьшает самообвинение и помогает развитию аутосимпатии.

Нельзя не сказать и о положительном влиянии тренинговой работы на развитие коммуникативной компетенции курсантов. Как известно, в учебной группе существует внутренняя система отношений между обучающимися, которая может выступать дополнительной трудностью при проведении тренинга. Курсантам бывает трудно предъявить для анализа свои проблемы, переживания перед одно-группниками. Такая трудность существует в любой реальной группе. Однако если группа совместно переживает организованный психологом-тренером трансперсональный процесс, в ней образуются более откровенные, доверительные и доброжелательные отношения, в которых легко ведется диалог по реальной проблемной ситуации кого-либо из членов

группы. Таким образом, в процессе тренинга прорабатываются внутригрупповые отношения и ситуации, связанные с межличностными проблемами как внутри группы, так и вне ее (руководство курсов, профессорско-преподавательский состав, родители и т.д.). Курсанты обучаются анализу конфликтных и фрустрирующих ситуаций общения, оценке своего поведения в них, тем самым повышая свою коммуникативную компетентность.

Полученные в процессе тренинговой работы знания и понимание своих личностных особенностей, особенностей своего поведения в межличностном взаимодействии, выработка умений презентовать свое видение ситуации, понимать позицию другого, спорить и принимать выводы других, отработка навыков общения с людьми с различными индивидуально-личностными особенностями и личностными проблемами формируют социально-личностные компетенции курсантов.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что использование психологических тренингов в процессе профессионального обучения курсантов с целью развития социально-личностных компетенций представляется в высокой степени эффективной формой развития и формирования личности будущего сотрудника правоохранительных органов. Особая эффективность группового воздействия проявляется при организации тренингового процесса в русле интегративной трансметодической модели, а также при использовании техник трансперсональной психологии.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http:// минобрнауки. рф/ документы/2974 (дата обращения: 25 января 2015 г.).

2. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: Практ. рук-во. М.,

1999.

3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учебное пособие. М.,

2000.

4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб.: Питер, 2002.

5. Козлов В.В. Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. М., 2004.

6. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.: Издательство Института психотерапии, 2005.

7. Кори Д. Теория и практика группового консультирования. М.: «Эксмо», 2003.

8. Лабковская Г.С. Интенсивные интегратив-ные психотехнологии, трансперсональная психология и духовное целительство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения: 25.01.2015) и др.

9. Макаренко Ю.Б. Особенности профессионального самоопределения курсантов вуза МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. № 1. 2013.

10. Мальцева Т.В. Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: Учебное пособие. Руза: МОФ МосУ МВД РФ, 2012.

11. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: Монография. М.: Московский университет МВД России, Изд-во УРАО, 2005.

12. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

13. Петров В.Е. Филипенкова Н.Ю. Особенности работы с сотрудниками полиции, нуждающимися в дополнительном внимании со стороны психолога: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.

14. Поздняков В.М. Пенитенциарная психология в России: генезис и перспективы: Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2000.

15. Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении: научно-практическое пособие. М: ВНИИ МВД России, 2005.

16. РудестамК. Групповая психотерапия. СПб: Питер, 2006.

17. Уразаева Г.И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе про-

фессионального обучения // Вестник Казанского юридического института МВД России. № 2 (8). 2012.

References

1. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». Rezhim dostupa: http:// minobrnauki.rf/ dokumenty/2974 (data obrashcheniya: 25.01.2015).

2. Aivi A.E., Aivi M.B., Saimen-Dauning L. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie i psikhoterapiya. Metody, teorii i tekhniki: Prakt. ruk-vo. M., 1999.

3. Bondarenko A.F. Psikhologicheskaya pomoshch': teoriya i praktika: Uchebnoe posobie. M., 2000.

4. Gledding S. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie. SPb.: Piter, 2002.

5. Kozlov V.V Maikov VV Osnovy transpersonal'noi psikhologii. Istoki, istoriya, sovremennoe sostoyanie. M., 2004.

6. Kozlov V.V. Psikhotekhnologii izmenennykh sostoyanii soznaniya. M.: Izdatel'stvo Instituta psikhoterapii, 2005.

7. Kori D. Teoriya i praktika gruppovogo konsul>tirovaniya. M.: «Eksmo», 2003.

8. Labkovskaya G.S. Intensivnye integrativnye psikhotekhnologii, transpersonal'naya psikhologiya i dukhovnoe tselitel'stvo [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.terton.ru/biblioteka.html (data obrashcheniya: 25.01.2015) i dr.

9. Makarenko Yu.B. Osobennosti professional>nogo samoopredeleniya kursantov vuza MVD Rossii // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. № 1. 2013.

10. Mal'tseva T.V. Vnutrilichnostnye konflikty i puti ikh preodoleniya: Uchebnoe posobie. Ruza: MOF MosU MVD RF, 2012.

11. Mal'tseva T.V. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie kursantov i slushatelei vysshikh obrazovatel'nykh uchrezhdenii MVD Rossii v situatsiyakh vnutrilichnostnykh konfliktov professional'nogo stanovleniya: Monografiya. M.: Moskovskii universitet MVD Rossii, Izd-vo URAO, 2005.

12. Mal'tseva T.V., Reutskaya I.E. Professional'noe psikhologicheskoe konsul'tirovanie. M.: YuNITI-DANA, 2012.

13. Petrov VE. Filipenkova N.Yu. Osobennosti raboty s sotrudnikami politsii, nuzhdayushchimisya v dopolnitel'nom vnimanii so storony psikhologa: uchebno-metodicheskoe posobie. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2011.

14. Pozdnyakov VMPenitentsiarnaya psikhologiya v Rossii: genezis i perspektivy: Diss. ... d-ra psikhol. nauk. M., 2000.

15. Pozdnyakov V.M., Reutskaya I.E. Problemy v professional'no-lichnostnom roste rukovoditelei organov vnutrennikh del i psikhologicheskaya pomoshch' pri ikh razreshenii: nauchno-prakticheskoe posobie. M: VNII MVD Rossii, 2005.

16. Rudestam K. Gruppovaya psikhoterapiya. SPb: Piter, 2006.

17. Urazaeva G.I.Strategiya psikhologicheskoi podgotovki sotrudnikov politsii v protsesse professional'nogo obucheniya // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. № 2 (8). 2012.

1 Шеринг (от англ. to share — делиться) на тренинге обычно происходит после упражнения или в начале / конце тренировочного дня. Поочередные высказывания участников тренинга о пережитом в процессе упражнения или всего тренинга с целью осознания своих чувств и происходящих внутренних процессов, анализирования и закрепления опыта, постановки целей на будущее.

УДК 159.9 ББК 88.4

РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ УСТАНОВОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СНИЖЕНИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ РИСКОВ

МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА КУТЕПОВА,

кандидат биологических наук, начальник кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: kytepova.marina@yandex.ru Научная специальность 19.00.03 — психология труда

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье делается анализ профессиональной деятельности и установок (мотивационных, коммуникативных и перцептивных) профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов, которые позволяют оценить адекватность поведения граждан и сослуживцев в критических ситуациях служебной деятельности. Выводы об установках сознания в понимании суицида как серьезной проблемы делаются на основании социального опроса сотрудников правоохранительных органов, где они дают самооценку знаний о признаках суицидального поведения, а также возможностей и характера применения этих знаний в отношении суицидентов.

Ключевые слова: неадекватное состояние, суицид, суицидальное поведение, причины суицида, перцепция.

Annotation. The article analyzes police officers' professional conduct and attitudes (motivating, communicative and perceptual) that help assess the adequacy of citizens and colleagues' behavior in critical situations. Police officers' professional attitude survey shows that ability to understand the gravity of suicide problem is caused by particular mindset. The respondents to the survey assessed their knowledge of suicidal behavior cues as well as opportunities and mode of application of such knowledge with the suicides.

Keywords: inadequate behavior, suicide, suicidal behavior, suicide causes, perception.

Служебная деятельность сотрудников полиции имеет ряд принципиальных особенностей, которые определяются спецификой современного раз-

вития общества, его социальных институтов, она ориентирована на выполнение государственного заказа в современных реалиях. Сотрудник право-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.