Научная статья на тему 'Социальные технологии управления процессом этнической социализации в сфере государственной молодежной политики'

Социальные технологии управления процессом этнической социализации в сфере государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
267
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинурова Р. И.

В статье рассматриваются возможности конструктивной этнической социализации и реализации политики толерантности в сфере образования и государственной молодежной политики. Обосновывается мнение о целесообразности разработки тренинговых образовательных проектов с учетом социокультурного и этнокультурного опыта и традиций межкультурного взаимодействия в регионах. Анализируется «Диалог культур» — первая региональная образовательная программа, апробированная в системе кадрового обеспечения государственной молодежной политики с целью формирования навыков межкультурного диалога и продвижения идей толерантности среди российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зинурова Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Techniques of Managing Ethnic Sociolization within the Framework of State Youth Policy

The article deals with possibilities of effective ethnic socialization and implementation of principles of tolerance in youth politics and education. The necessity of developing educational training projects based on cultural, social, and ethnic interregional traditions and relations is substantiated. «The Dialogue of Cultures» regional educational programme is the first example of achieving these aims in the state cadre reproduction system.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии управления процессом этнической социализации в сфере государственной молодежной политики»

необходимо возродить общину, ценности, бывшие у русского крестьянства до 1917 г., до коллективизации — 3,54.

Не может не радовать сформированное в деревне уважение к образованию как к решающему компоненту социального капитала. Второй по значимости признается стабилизация экономической ситуации. Несомненно, только на этом фоне возможно повышение качества жизни во всех аспектах, в том числе демократизация. Следующим фактором, причем более значимым, нежели качественные перемены во власти, является формирование в деревне группы крепких хозяев, предпринимателей. Стоит обратить внимание и на то, что среди возможных моделей переноса опыта с впечатляющим отрывом лидирует мировой опыт. Ему значимо уступают обращение как к советской традиции, так и к российской до 1917 г.

Таким образом, вопреки прокламируемым некоторыми политиками стереотипам консерватизма крестьянства, при-

верженности его коллективистским нормам советского или общинного типа, мы видим ориентированность сельского населения на восприятие российского аграрного сектора как интегрированного в общемировые тенденции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Акимов А.В. Мировая продовольственная проблема: шанс для России в ХХ1 веке? М., 1999; Широков Г.К., Лунев С.И. Россия, Китай и Индия в современных глобальных процессах. М., 1998.

2 Клямкин И.М. Политическая социология переходного общества // Полит. исслед. 1993. № 4; Дилигенский Г.Г. Реформы и общественная психология // Власть. 1998. № 3.

3 См.: Алисов Д.А. Урбанизация и культура // Городская культура Сибири: история и современность. Омск, 1997. С. 14.

4 См.: Переслегин С. История: метаязыковой и структурный подходы // Макси К. Вторжение. М.; СПб., 2001.

5 Веллер М. Гонец из Пизы. СПб., 2002. С. 205—206.

6 См.: Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. М., 2000.

Поступила 30.09.04.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Р.И. Зинурова, зав. кафедрой социальной работы Академии социального образования (г. Казань), доцент

В статье рассматриваются возможности конструктивной этнической социализации и реализации политики толерантности в сфере образования и государственной молодежной политики. Обосновывается мнение о целесообразности разработки тренинговых образовательных проектов с учетом социокультурного и этнокультурного опыта и традиций межкультурного взаимодействия в регионах. Анализируется «Диалог культур» — первая региональная образовательная программа, апробированная в системе кадрового обеспечения государственной молодежной политики с целью формирования навыков межкультурного диалога и продвижения идей толерантности среди российской молодежи.

The article deals with possibilities of effective ethnic socialization and implementation of principles of tolerance in youth politics and education. The necessity of developing educational training projects based on cultural, social, and ethnic interregional traditions and relations is substantiated. «The Dialogue of Cultures» regional educational programme is the first example of achieving these aims in the state cadre reproduction system.

Для молодежной политики, как и для факторов на процесс социального разви-

социальной политики России в целом, тия и становления молодого поколения

крайне актуальны поиски средств и ме- очевидно и объективно. Однако процесс

ханизмов конструктивной этнической со- этнической социализации в определенной

циализации. Влияние этнокультурных степени управляем, и более всего это

© Р.И. Зинурова, 2004

касается институционального механизма, в рамках которого мы можем оказать социально-управляемое воздействие на данный процесс. Процесс этнической социализации может и должен привести к формированию установок толерантного поведения, веротерпимости и миролюбия.

С момента объявления ООН 1995 г. годом толерантности решение проблемы преодоления в обществе различных проявлений нетерпимости по индивидуально-психологическим, социальным, национальным, религиозным или иным мотивам стало актуальным аспектом деятельности государственных структур, общественных организаций, научной, творческой, педагогической элиты.

Толерантность воспринимается как важнейшая составляющая демократического развития каждого цивилизованного государства. Понятие толерантности стало рабочим термином в междисциплинарных исследованиях, политика толерантности получила развитие в ряде сфер и направлений, разработаны программы и механизмы ее осуществления.

Одной из сфер реализации политики толерантности является сфера образования и государственной молодежной политики. В российском научно-образовательном сообществе уже предпринимались попытки разработки образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания и профилактику экстремистских тенденций, среди них — тренинги толерантности, разработанные Научно-практическим центром психологической помощи «Гратис» (Г. Солдатова, О. Кравцова, Л. Шайгеро-ва); мастерская «Культурный ассимилятор» (Т. Стефаненко, А. Солдатенков) и др.

Существующий опыт проведения указанных программ позволяет оценить их эффективность и успешность на данном этапе профилактики экстремизма и заслуживает более широкой апробации в регионах Российской Федерации. Анализ накопленного в данной сфере опыта позволяет также высказать мнение о целесообразности разработки тренинговых образовательных проектов на местах как учитывающих социокультурный и этно-

культурный опыт и традиции межкуль-турного взаимодействия в регионах. В Республиканском учебном, научно-исследовательском центре (РУНИЦ, г. Казань) осуществлены научно-методическая и организационно-педагогическая разработка, апробация и внедрение учебно-образовательной программы «Диалог культур».

Республика Татарстан традиционно относится к регионам стабильного общественного согласия. В то же время последнее десятилетие в политической, экономической и духовной жизни республики сопровождалось явлениями, способными оказать неоднозначное влияние на развитие межэтнической, межрелигиоз-ной и межкультурной ситуации в целом на социальную стабильность в татарстанском обществе.

Учитывая тенденции межкультурно-го взаимодействия в нашем регионе и следуя Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО, мы можем согласиться с тем, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультур-ного взаимодействия.

Первостепенную роль в установлении культуры мира в нашем обществе играет социальная политика, органичной частью которой является обоснованная молодежная политика, определяющая процессы социализации молодого поколения Республики Татарстан. Среди основных направлений молодежной политики большое значение придается разработке и внедрению образовательных программ, способствующих гуманизации отношений в молодежной среде. «Диалог культур» стал первой региональной образовательной программой, апробированной в системе кадрового обеспечения государственной молодежной политики с целью формирования навыков межкуль-турного диалога.

Целевой аспект учебно-образовательной программы «Диалог культур», реализованной в форме семинара-тренинга, представляет собой продвижение

идей толерантности среди российской молодежи. Цель реализуется через постановку и решение следующих основных задач:

— расширение представлений о меж-культурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия;

— формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкуль-турном общении;

— диагностика личного уровня толерантности и интолерантности, а также коррекция собственных границ толерантности и нетерпимости;

— усвоение и отработка конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;

— формирование коммуникативных навыков ведения переговорного процесса в различных ситуациях межкультур-ного общения;

— формирование готовности и умений реализовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности и реальных жизненных ситуациях.

Содержателъный аспект учебнообразовательной программы «Диалог культур» включает состав адаптированного социального опыта, который предъявляется для усвоения слушателям.

Научно-методическая разработка программы позволила выявить важнейшие структурные дидактические элементы, раскрывающие различные стороны межкультурного диалога, из которых и были сформированы основные модули программы «Диалог культур».

1. Информационно-когнитивный модуль. Расширение представлений о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия, знакомство с культурным многообразием мира, обычаями, нормами, ценностями, стереотипами поведения окружающих народов.

2. Оценочно-аффективныгй модуль. Эмоциональная оценка различия культур, собственной толерантности и интолеран-тности, осознание и оценка границ толерантности и нетерпимости в обществе, оценка отношения к этноцентризму, ра-

сизму и другим проявлениям интолеран-тности.

3. Деятельностныгй модуль. Имитация возможных ситуаций межличностного и межгруппового общения, экспериментирование в различных стилях общения, усвоение и отработка новых, конструктивных коммуникативных умений и навыков, прогнозирование своих поступков и действий в реальных жизненных ситуациях.

4. Рефлексивныгй модуль. Обмен чувствами, мнениями, впечатлениями. Закрепление позитивных стереотипов и установок социального взаимодействия в межкультурной среде.

Содержательный аспект, таким образом, заключается в отборе и структурировании дидактических единиц программы, раскрывающих многообразные аспекты проблемы межкультурного диалога. Компоненты содержания, предложенные для усвоения участникам, в ходе реализации программы становились их личностными образованиями: знаниями, умениями, отношениями.

Реализация учебно-образовательной программы «Диалог культур» была организована в режиме тренинговой группы, которая выступила и как форма проведения занятий, и как способ специально организованного общения. Реализация ее цели включала в себя ряд этапов.

Первыгй этап — выработка чувствительности, т.е. осознание проблемы то-лерантности-интолерантности в меж-культурном пространстве.

Второй этап — анализ, т.е. обнаружение проявлений толерантности-интоле-рантности в современном российском обществе и жизни каждого участника тренинга.

Третий этап — планирование, т.е. учет последствий толерантности-интоле-рантности в практической деятельности участников тренинга.

Наиболее существенным аспектом разработки и реализации учебно-образовательной программы «Диалог культур» стали выбор и обоснование образовательных технологий, способствующих ее оптимальной эффективности. Актуальность продвижения идей толерантности

в российском обществе достаточно убедительно обоснована в Федеральной программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)». За последние несколько лет наработан большой материал, раскрывающий содержательные аспекты проблемы толерантности и меж-культурного взаимодействия. Однако открытым остается вопрос: как перевести толерантность из поля государственных документов и научно-исследовательских проектов, публицистических статей, учебников в плоскость человеческого общения?

Выбор методов обучения обусловлен прежде всего содержанием учебного материала и целями обучения, которые применительно к формированию навыков межкультурного диалога отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование практических компетенций, необходимых в повседневной практике профессиональной деятельности и межличностного общения. Поэтому в процессе овладения навыками межкультурного диалога пригодны в первую очередь те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Реализация учебно-образовательной программы «Диалог культур» была организована в режиме тренинговой группы, что обусловило активное применение интерактивных методов.

В процессе реализации программы тренинг призван выполнять следующие функции:

— предотвращать и конструктивно разрешать конфликты;

— переживать стрессовые ситуации;

— преодолевать осложняющие общение этнические стереотипы, установки в отношении представителей этнических групп;

— подвергать рефлексии привычки и манеры поведения, обусловленные культурной и этнической принадлежностью;

— отрабатывать базовые элементы профессионального поведения в полиэтнической среде;

— формировать социальную и этнокультурную компетентность участников.

Для повышения эффективности тренинга необходимо учитывать следующие составляющие научного обоснования тренинговой программы:

1) анализ потребностей в тренинге, т.е. диагностику дефицита важных способов и образцов поведения. Потребности в тренинге должны быть выражены в форме целей и составных частей тренинговой программы;

2) подбор методов и техник, наиболее соответствующих целям тренинга;

3) оценку тренинговой программы, т.е. измерение ее результатов.

Первый компонент обеспечения тренинговой программы — анализ потребностей в тренинге. Такой анализ позволяет выявить, какие знания, навыки и установки необходимы для конструктивной межкультурной, в частности межэтнической, коммуникации специалистам в области государственной молодежной политики. Выявленные посредством применения различных методик критические точки формулируются в виде конкретных задач тренинга.

Второй компонент обеспечения тренинговой программы — подбор методов и техник, наиболее соответствующих целям тренинга. Выбор оптимальной для тренинга техники зависит от многих факторов. Важнейший из них — цели тренинговой программы. Так, в нашем случае для ознакомления слушателей с основными понятиями, связанными с проблемой толерантности, с результатами социологических исследований и т.п. использовались информационные техники; для выработки умения работать в команде в атмосфере толерантности — имитационные игры или групподинамические упражнения.

Информационная техника обеспечивает нужную ориентацию слушателей

111!111Й1И1!Ш № 4,

или передачу им необходимых сведений. В рамках этой техники обычно применяются такие сопровождающиеся показом учебных фильмов, видеозаписей и привлечением других технических средств обучения методы, как лекция, инструктирование, конференция. Указанные методы позволяют за короткое время сообщить слушателям большое количество необходимой информации, хотя ограничивают возможности активного участия слушателей в процессе обучения и характеризуются слабостью обратных связей (особенно лекция). В тренинговых целях эти методы целесообразно сопровождать групповыми дискуссиями, позволяющими участникам обсудить интересующие их вопросы, высказать собственное мнение.

При реализации учебно-образовательной программы «Диалог культур» целесообразно использование следующих когнитивныгх методов: лекция-беседа, инструктирование, работа с текстом, содержащим информацию по проблемам межкультурного диалога, просмотр видеофильмов, посещение культовых учреждений ведущих конфессий, этнографических выставок, музеев народной культуры, концертов народного творчества, встречи-беседы с представителями национально-культурных общин республики, духовенством, национальной и политической элитой республики; конференции, групповые дискуссии, круглые столы, семинары.

Симуляционная техника имитирует реальную ситуацию и решаемые в процессе межкультурного общения проблемы. При этом от степени соответствия имитируемой ситуации реальному положению дел во многом (часто в решающей степени) зависят эффективность тренинговой программы, ангажированность и мотивация обучаемых, а также переносимость приобретенных способностей и навыков на повседневное общение. На симуляционной технике основывается целый ряд более конкретных методов обучения: игры по принятию решений и по разрешению типичных коммуникационных проблем, кейс-стади, ролевые и деловые игры.

Деятельно стныге упражненния (упражнения по практическому выполнению заданий) дают возможность активного и непосредственного участия в социальном процессе, например, при планировании и организации мероприятий по формированию позитивных навыков межкультурного общения в молодежной среде. В целях реализации учебно-образовательной программы «Диалог культур» целесообразно использование таких деятельностных методов, как социодрама-тические, бихевиоральные и др.

Групподинамические упражнения призваны формировать и совершенствовать социальную компетентность слушателей: культуру делового общения, слаженность действий в команде, умение предотвращать или конструктивно разрешать конфликты и т.п. Разнообразие упражнений и их специфика по сравнению с деловыми играми дают основание рассматривать их и как метод оценки и обучения, и как тренинговую технику. Групподинамические упражнения построены не столько на имитационной технике (хотя она используется при конструировании ситуации), сколько на свободной импровизации участников тренинга, их спонтанных действиях, которые могут менять ситуацию.

Рефлексивны е техники позволяют концентрировать внимание на состоянии участников обучения, работать здесь и теперь с непосредственными чувствами и ощущениями, закрепляя позитивные настроения, установки на конструктивное межкультурное общение.

В целях реализации учебно-образовательной программы «Диалог культур» целесообразно использование таких методов: упражнения на обратную связь, обмен чувствами участников, рефлексивный разбор ситуаций и действий членов группы.

Третий компонент обеспечения тренинговой программы — оценка ее эффективности, определение достигнутых результатов. Расход связанных с осуществлением тренинга материальных и человеческих ресурсов оправдан лишь тогда, когда тренинговая программа устраняет тот дефицит знаний и навыков, ко-

торый был выявлен в результате анализа потребностей в обучении. Суть оценки эффективности тренинговой программы заключается в сопоставлении по заданным параметрам состояния обучаемых до и после тренинга. Несмотря на кажущуюся простоту процедуры оценки, при ее практическом осуществлении возникает немало трудностей. Они связаны прежде всего с тем, что за время, прошедшее между начальной и итоговой оценками обучаемых, на них могли оказать как позитивное, так и негативное влияние различные факторы.

В качестве критериев оценки результативности тренинга целесообразно использовать те же показатели, которые уже применялись для определения потребности в тренинге (в нашем случае, когда тренинг используется для развития навыков межкультурного диалога в духе толерантности, это могут быть показатели, уже установленные для программы).

Выявление эффективности учебнообразовательной программы «Диалог культур» заключается в сопоставлении по заданным параметрам уровня толерантности и готовности к конструктивному межкультурному диалогу обучаемых до и после тренинга. Были использованы анкета на уровень толерантности, разработанная в Институте социологии Российской академии наук под руководством В.С. Магуна; тест на индекс толерантности, разработанный в Научнопрактическом центре психологической помощи «Гратис» (Г. Солдатова, О. Кравцова, Л. Шайгерова), а также авторские методики по определению уровня толерантного сознания и поведения в молодежной среде, разработанные в РУНИЦ.

Оценка полезности тренинга самими обучаемыми проводилась на основании анкетирования на осуществление обратной связи по окончании работы каждой тренинговой группы, а также на основании сочинений-эссе участников.

При характеристике сформированно-сти уровня толерантности в межкультур-ном взаимодействии проведение каких-либо количественных замеров довольно

сложно, а потому учитывались качественные показатели: наличие и глубина усвоения представлений о толерантности, осознанность и глубоко личностное, эмоциональное восприятие идеи ценности толерантных взаимоотношений в меж-культурном взаимодействии, готовность и умение проявлять и отстаивать свои толерантные установки и убеждения в повседневной деятельности и поведении.

Тем не менее в психолого-педагоги-ческой науке существуют общепринятые параметры оценки уровня развития личности, которых будем придерживаться и мы: когнитивный, аффективный (оценочно-регулятивный), поведенческий. Рассмотрим данные критерии применительно к целям и задачам учебно-образовательной программы «Диалог культур».

Когнитивныгй критерий: усвоение участниками тренинга представлений о толерантности в мышлении и поведении, о межкультурных различиях и психологии межкультурного взаимодействия, знакомство с культурным многообразием мира, обычаями, нормами, ценностями, стереотипами поведения окружающих народов.

Аффективныгй критерий: эмоциональная оценка различия культур, толерантности, своей и другого, отношения к проявлениям этноцентризма, экстремизма, расизма и др.

Поведенческий критерий: прогнозирование своих поступков и действий в реальных жизненных ситуациях межкуль-турного взаимодействия.

Всестороннее изучив формы и способы индивидуального проявления особенностей толерантного сознания и поведения в межкультурном взаимодействии по трем вышеуказанным параметрам, мы разделили их по степени сформирован-ности культуры межэтнического взаимодействия на пять уровней.

Идеальные личности с безупречным уровнем толерантного сознания и поведения невозможны в принципе, так как человеческие отношения настолько многообразны и сложны, что в течение жизни мы неизбежно испытываем неприязнь к определенным людям. Абсолютно нетерпимые люди среди наших слушателей

111!111Й1И1!Ш № 4,

не попадались, что также объяснимо. Профессиональная деятельность в сфере государственной молодежной политики предполагает профессиональный отбор по наличию этических личностных качеств. Поэтому исключим эти две крайние категории из описания и остановимся на высоком, среднем и низком уровнях.

Выгсокий уровень характеризуется способностью индивида беспристрастно оценивать других людей независимо от их социально-демографических и других показателей, исключать возможность насильственного разрешения конфликтов, не допускать любые проявления дискриминации по национальным, религиозным и другим особенностям человека. Человек знает и отстаивает правовые нормы равноправия людей, проявляет терпимое отношение к слабостям и недостаткам других людей. Он осознанно оперирует понятиями и суждениями о межкультурных различиях, природе эт-ничности, межкультурном взаимодействии. Он умеет применить свои знания и представления к анализу ситуаций межэтнического взаимодействия, к оценке поступков окружающих и своих собственных, отличается активной позицией и ответственностью в отстаивании идей и принципов толерантности в меж-культурном диалоге.

Средний уровень характеризуется осознанием неприемлемости демонстрации национальных, религиозных и других предрассудков, но их наличием на уровне сознания и высказываний среди близкого круга людей. Может существовать критическое отношение к слабостям других людей, которое, однако, редко проявляется в открытой форме. Мотивация толерантных поступков исходит из внешних воздействий: поощрения, страха, общественного мнения и т.п. Такие люди обычно не переходят рамок законности, не допускают призывов к насилию, дискриминации. Для них характерна ситуативная этническая идентичность, так как в случае обострения межнациональных, межрелигиозных конфликтов они могут быть втянуты в интолерантные отношения. (Такой уровень латентного экстре-

мизма в молодежной среде выявило наше исследование «Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания в молодежной среде Приволжского федерального округа».)

Низкий уровень характеризуется поверхностными представлениями о понятиях толерантности, этничности и межэтнического различия и взаимодействия; неспособностью оценивать свои поступки и поведение окружающих с позиций толерантности, нетерпимым отношением к недостаткам других людей, желанием переделать окружающих. Внешне такие люди отличаются в целом общепринятым поведением в обычных ситуациях, но эмоциональной несдержанностью и стремлением провоцировать конфликтность в экстремальных ситуациях. (В процессе тренинговых занятий это проявляется при обсуждении межэтнических конфликтов, в ролевых играх.) Данному уровню свойственна ярко выраженная этническая идентичность со склонностью к негативным этническим стереотипам о представителях других этнических групп, к этноцентризму, национализму, антисемитизму, дискриминационному поведению.

Контрольный срез, проведенный после осуществления разработанной нами программы, показал, что большая часть участников семинаров-тренингов «Диалог культур» стала глубже осознавать свою этническую принадлежность, серьезнее относиться к необходимости расширения своих знаний в области этнологии, этнопсихологии, этнопедагогики. Восприятие этнических проблем стало носить более личностный характер и основываться на глубоком понимании роли и места этнической идентичности в Я-концепции личности. Слушатели продемонстрировали значимость этнического фактора в своей жизни, уровень этнической идентичности, проанализировали индивидуальную этническую социализацию, показали свое толерантное и конструктивное отношение к межэтническому взаимодействию и пониманию.

Полученные данные сопоставлялись с результатами наблюдений, бесед с участниками тренинговых групп в процессе

проведения занятий, с анализом их поведения, мотивов и с данными других методов. Результаты обследования, проведенного на контрольном этапе эксперимента, позволили определить качественно новый уровень культуры межэтнического взаимодействия и этнической толерантности по таким показателям, как когнитивный, аффективный и проективно-поведенческий.

На завершающем этапе эксперимента участники программы представили свои мысли в эссе «Я и народы, которые меня окружают». При этом эссе выполняло функции обратной связи, оценки полезности тренинга самими обучаемыми, рефлексии по проблемам толерантности в межкультурном взаимодействии.

Внешние критерии оценки состоят в оценке риска межкультурных конфликтов в межличностном и групповом общении после прохождения обучения, но требуют дополнительных послетренинговых наблюдений за участниками и могут быть выявлены по истечении определенного промежутка времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К внешнему эффекту можно отнести готовность ряда слушателей самостоятельно проводить образовательные мероприятия с использованием элементов учебно-образовательной программы «Диалог культур».

Образовательная программа рассчитана на целевую аудиторию, участвующую в разработке и проведении государственной молодежной политики, способную стать проводником идей культуры мира в молодежной среде, имеющую реальные механизмы и ресурсы воздей-

ствия на молодежь, что значительно усиливает эффективность программы. Целевую аудиторию тренинга составили сотрудники государственных органов по молодежной политике, специалисты муниципальных органов управления — городских и районных комитетов и отделов по работе с молодежью, штатные специалисты и волонтеры, сотрудники центров молодежи, психологи, педагоги, юристы, социальные работники, лидеры молодежных общественных организаций. В программе приняли участие 67 чел. из районов Республики Татарстан, Удмуртии, Нижегородской области, Краснодарского края, Москвы.

Апробация и внедрение учебно-образовательной программы «Диалог культур» подтвердили, что введение такого фактора, как этнокультурное образование, способствует развитию этнокультурной компетентности, характеризующей уровень этнической социализированнос-ти работника сферы молодежной политики. Результаты экспериментальной работы показали, что составляющие этнокультурной компетентности можно успешно формировать и развивать в любом возрасте, в особенности если речь идет о молодых людях, имеющих опыт межэтнического взаимодействия, и присутствует позитивная установка на межэтнические отношения.

Теоретические подходы и эмпирические результаты работы можно рассматривать как часть комплексной работы по развитию этноинтеграционных тенденций в полиэтническом российском социуме.

Поступила 23.08.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.