© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?.
Тимофеева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, начальник организационно-научного и
редакционно-издательского отдела ФКОУ ВПО «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Самара.
443022, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в.
Тел.: (846) 205-67-13.
Столярова Наталья Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФКОУ ВПО «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Самара.
443022, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в. Тел.: (846) 205-67-28. E-mail: [email protected]
Тимофеева Е.А., Столярова Н.В.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Сфера образования является важнейшей составной частью как культуры в целом, так и различных ее форм, в том числе правовой культуры. Она заключает в себе процессы наследования, сохранения, распространения и освоения общественных ценностей, приобщения к ним человека, формирования его как субъекта культуры.
Привитие человеку высокой правовой культуры, навыков юридического общения осуществляется в процессе правового воспитания, целью которого является формирование сознательного правомерного поведения - повсеместного, постоянного, добровольного и полноценного.
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание обязательно предполагает формирование определенного набора знаний, а обучение всегда имеет тот или иной воспитательный эффект. Границу здесь можно провести, но весьма условную - по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону
сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на обучаемого.
Однако знания сами по себе еще не обеспечивают правомерного поведения. Даже в том случае, когда человек поступает в соответствии с правовой нормой, мотивы действий могут быть различными (например, если главным стимулом законопослушности является избежание неблагоприятных последствий, то в ситуации уверенности в том, что нарушение останется безнаказанным, человек не обратит внимания на правовые нормы, хотя знает их). Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, хотя и декларируются [2, с. 88-91].
Цель данной статьи - рассмотреть опыт правового воспитания обучающихся в юридическом вузе (далее - институте)1 с использованием активных и интерактивных форм обучения.
Логика образовательного процесса обусловливает последовательность выявления педагогических возможностей правового воспитания в пределах его структурных элементов: целей, задач, содержания, а также форм и методов.
Пути и возможности правового воспитания в процессе преподавания различных учебных дисциплин предлагается рассмотреть на конкретных примерах.
Отметим, что ряд учебных дисциплин имеет целевые установки, содержание которых может быть направлено на правовое воспитание курсантов и слушателей. Наиболее значимыми в плане решения заявленных задач являются такие предметы, как «Пенитенциарная психология и педагогика», «Оперативно-розыскная деятельность», «Уголовно-исполнительное право», «Уголовное право и криминология», «Философия», «Культурология», «Социология», «Политология», «Педагогика и психология в деятельности сотрудника УИС», «Профессиональная этика и служебный этикет», «История отечественного государства и права», «История политических и правовых учений», «Основы воспитательной работы с личным составом», «Религиоведение», «Введение в
1 Статья написана по материалам Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний. Институт готовит специалистов для службы в уголовно-исполнительной системе (УИС) России по основной образовательной программе «Юриспруденция». - Прим. авт.
специальность» и т.д. Материал перечисленных дисциплин предоставляет богатые возможности для формирования у курсантов и слушателей ценностных, гражданственных основ, мотивов профессиональной деятельности, поднимает вопросы о роли и назначении юриста в современном обществе, его ответственности и компетентности.
Современные требования государственных стандартов высшего профессионального образования предусматривают широкое использование в учебно-воспитательном процессе вуза активных и интерактивных форм обучения1. Среди них: обсуждение в микрогруппах, семинар-практикум, семинар-диспут, дискуссия, проблемный семинар, сократический диалог, круглый стол, межпредметный, монографический, реферативный семинар и др.
В практике института прочно утвердились несколько из приведенных форм. В частности, разработан и внедрен в практику проблемный семинар в рамках дисциплины «Пенитенциарная психология и педагогика» по теме «Проблема формирования гражданского самосознания в педагогической теории и практике». Данное занятие способствует ценностному осмыслению курсантами и слушателями генезиса педагогических и психологических идей, выделению общего и частного в представлениях о правовых нормах, целях и ценностях, лежащих в основе воспитательных и образовательных концепций в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.
В ходе семинара перед обучающимися ставятся следующие учебные задачи: выявить значение и цели правового воспитания в наследии отечественной и зарубежной педагогики; определить характер взаимоотношений государства и системы образования в России (в правовом и историко-педагогическом ракурсах); раскрыть противоречие между продекларированными целями и ценностями в государственной образовательной политике и действительным состоянием дел в образовании в прошлом и в настоящее время; дать оценку эмоционально-ценностного отношения педагогов прошлого к Отечеству;
1 Под активной формой обучения понимается организация учебного процесса, мотивирующего обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению материала в процессе познавательной деятельности. Интерактивная форма - это обучение в сотрудничестве, взаимодействии участников образовательного процесса, когда происходит обмен информацией, совместное решение проблем, в том числе воспитательных, моделирование различных ситуаций. Целью как активного, так и интерактивного обучения является повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов обучения и воспитания. - Прим. авт.
отобрать в общественном опыте то ценное, что сохранилось и может быть использовано в современном юридическом образовании.
В наследии педагогической мысли в плане правовых и гражданственных аспектов воспитания представляется перспективным изучение курсантами трудов зарубежных (Аристотель, Платон, Ж-Ж. Руссо, Д. Локк, А.В. Дистервег, Г. Кершенштейнер и др.) и отечественных (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.) писателей и ученых [2]. При изучении педагогического наследия появляется возможность проследить изменения в эмоционально-ценностном отношении к Отечеству, стране, праву на разных исторических этапах. Курсанты, проанализировав высказывания классиков в области воспитания и образования, приходят к выводу о том, что во все времена жизнь каждого человека ставилась в прямую зависимость от судьбы страны. Основываясь на работах русских классиков, на понимании и толковании ими понятий «гражданственность», «патриотизм», «патриот», «Отечество», обучаемые приходят к осознанию важности чувств гражданственности и патриотизма как нравственной основы личности. Большое значение для правового воспитания имеет рассмотрение проблемы взаимоотношений государства и системы образования в России (в историко-педагогическом аспекте). Богатый материал на эту тему представляют труды Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, В.Я. Стоюнина и др.
Межпредметный семинар формирует у курсантов умение комплексно применять знания из различных областей для решения оперативных задач. Так, при преподавании педагогики и психологии в контексте деятельности сотрудника УИС в основу занятий положена общая модель ориентации обучаемых на юридическую профессию, которая включает в себя такие воспитательные элементы, как осознание социальной значимости выбранной профессии, мотивация профессионального выбора, активная учебная деятельность.
На начальном этапе преподавания дисциплин специализации с аудиторией проводится деловая игра «Профессия правоведа: путешествие в историю и современность». Основной структурной единицей игры являются микрогруппы, созданные для выявления, обобщения требований, предъявляемых к представителям юридической профессии в различные исторические эпохи. Цель
игры состоит в том, чтобы актуализировать знания участников в области права, литературы, истории, религии и т.п., имеющие воспитательную направленность в аспекте конкретных требований к профессии. В ходе занятия делаются выводы о детерминированности профессионального уровня правоведов общественным строем, уровнем жизни в стране.
На первом этапе игры создаются микрогруппы по 5-7 чел. Содержанием их деятельности является выявление требований к юристам в различных исторических социальных системах: Древней Греции, Средневековой Европе, обществе Возрождения, в России Петровской эпохи, в наши дни. Главная задача этапа - сформировать группы единомышленников, наиболее хорошо разбирающихся в отдельных системах. Ведущий ориентирует участников на использование правовых, литературных, исторических источников, произведений искусства.
Второй этап - конструктивный анализ в микрогруппах возникших идей, использование метода «мозгового штурма», выработка моделей-требований. В каждой микрогруппе продумываются не только требования, но и стратегия их обоснования на всеобщем совете.
Третий этап представляет собой всеобщий совет (сбор микрогрупп), на котором в игровой форме публично оглашаются сформированные мнения.
Четвертый этап - обсуждение моделей-требований, коллективное выявление в них общих закономерностей, тенденций и в соответствии с этим -корректировка позиций микрогрупп. Ведущая роль принадлежит педагогу -организатору игры. При подведении итогов обсуждается адекватность представлений участников о специфике юридической профессии в ту или иную историческую эпоху.
Большими возможностями в плане правового воспитания обладает дисциплина «История государства и права России», в рамках которой предусмотрен круглый стол: «Военно-патриотическое воспитание как составная часть духовной жизни русского народа». При подготовке к занятию перед курсантами ставится задача рассмотреть этапы развития военного патриотизма, его исторические корни, научные источники, выявить преемственность в этой сфере и сделать выводы о практических возможностях ее развития на современном этапе.
В ходе работы круглого стола обучаемые обсуждают изменения, происходившие в структурах власти, в армии. Курсанты должны проследить, как эти процессы отражались на военно-патриотическом воспитании нации, ее гражданском самосознании.
Работа круглого стола начинается с краткого рассмотрения основных военных реформ в истории Российского государства: от первых военных реформ великого московского князя Ивана III до реформ, востребованных к жизни русско-японской войной.
Разрабатывая проблему воспитания защитника Отечества, курсанты обсуждают требования основателя русской школы военной педагогики М.И. Драгомирова к офицеру для достижения целей патриотического воспитания. Среди них: твердость основ патриотического воспитания; умение воспитывать в подчиненных такие качества, как преданность Родине, самопожертвование; истинная любовь к военному делу; готовность разделить с солдатами тягости службы [1, с. 24].
Далее рассматривается вопрос о развитии военного патриотизма в России послереволюционного периода. Курсанты рассматривают особенности государственного подхода к патриотическому воспитанию, анализируют взгляды на эту проблему, отраженные в исторической литературе. Следует отметить, что этот период очень интересен для изучения проблем правового воспитания молодого поколения, т.к. в то время они имели большую значимость, был разработан ряд новых подходов к их решению.
Внимание уделяется рассмотрению становления и совершенствования правового воспитания офицерского корпуса как в Красной Армии, так и в военных формированиях противников Советской власти. Анализируя исторический опыт властных структур, государственных органов и общественных организаций по правовому воспитанию военнослужащих, курсанты должны прийти к выводу о том, что высокие результаты в данной сфере достигались, прежде всего, благодаря успешному системному воздействию на сознание и поведение военнослужащих с целью формирования у них ценностных ориентаций, мотивов и установок, побуждающих в любой жизненной ситуации действовать в соответствии с нормами и законами военной службы. Анализ многочисленных примеров героизма, отваги, мужества, проявленных советскими воинами во время Великой Отечественной войны,
также должен показать, что источником высокого морального духа была именно любовь к Родине.
Заключительная часть круглого стола посвящена проблемам современности. При этом учитывается, что нынешнее время находится в диалектической зависимости от предыдущих исторических этапов. Обучающиеся должны определить ценности, которые, с их точки зрения, являются приоритетными в военно-патриотическом воспитании. Так, в ходе прошедшего круглого стола курсанты выделили следующие духовно-нравственные ценности:
- гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность;
- общенациональность в государственном масштабе;
- приоритет общественно-государственных интересов над личными;
- принятие основ государственного и общественного строя, существующей политической системы;
- патриотизм;
- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных сил РФ;
- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
При проведении практических занятий преподавателями также используются деловые и ролевые игры, тренинги, занятия с использованием метода «мозгового штурма», практикумы и другие активные и интерактивные формы обучения. Посредством драматизации содержания изучаемого предмета обучаемые под руководством преподавателя решают проблемы, с которыми, возможно, они столкнутся в профессиональной деятельности. В игре, особенно ролевой, получившей большое распространение в институте, курсанты имеют возможность моделировать тот или иной вид профессиональной деятельности или жизненной ситуации.
Основой деловой игры служит сценарий, разрабатываемый преподавателем, в котором представлена требующая разрешения жизненная ситуация (фабула) в виде искового или иного заявления, материалов проверки исполнения законов, уголовного дела и т.д. Обычно действия разворачиваются в
строгом соответствии со сценарием, определяющим примерный состав участников, процедуру тех или иных действий, а также последовательность анализа. В случае необходимости вводятся дополнительные роли. Возможно также дублирование ключевых ролей (руководителя учреждения, органа, председателя суда, прокурора и т.д., исполняющего служебные обязанности, ведущего заседание, совещание, слушание, судебный процесс и др.). При небольшой численности учебной группы состав ролей может быть сокращен либо объединены две группы. Назначаются также два эксперта для всесторонней оценки действий и поведения участников.
Профессорско-преподавательским составом кафедр практикуются деловые и ролевые игры с участием не только курсантов, но и работников оперативных подразделений и отделов безопасности, а также психотехнические тренинги, позволяющие моделировать ситуации, максимально приближенные к профессиональной практике. Так, ежегодные оперативно-тактические учения, организуемые в вузе с участием сотрудников правоохранительных органов, сопровождаются деловой игрой «Установление правопорядка в исправительном учреждении», способствующей выработке у курсантов и слушателей правовых алгоритмов поведения в экстремальных условиях. В зависимости от содержания в игре предполагается исполнение ролей командира взвода, работника правоохранительных органов, руководителя регионального органа, государственного служащего, депутата, участника судебного процесса и др.
В практику обучения также вошла деловая игра «На суде», которая строится на материале реальных современных и исторических событий, литературных произведений и т.д. Заранее назначенные (и, соответственно, подготовленные) обучаемые выступают в роли прокурора, адвоката, обвиняемых, потерпевших, судей, присяжных заседателей, свидетелей и т.д. С разных, а порой -противоположных, позиций они исследуют проблему, получая мощный интеллектуальный заряд и определенный эмоциональный настрой. Данная игра позволяет отрабатывать у обучаемых навыки рационального решения профессиональных проблем.
«Мозговой штурм» (мозговая атака) является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. В институте она получила распространение в виде игры «Моя служебная карьера», направленной на расширение диапазона профессиональных интересов участников. Мероприятие проводится на втором
курсе в группах численностью от 5 до 25 чел. В ходе «мозгового штурма» обсуждаются трудности, связанные с выбранной профессией, и пути их преодоления, а также выдвигается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипности мышления и отобрать наиболее продуктивные пути решения проблемы. Никакая критика высказываемых мыслей не допускается. Группы записывают свои идеи цветными фломастерами на плакатах и в финальной, пленарной, фазе поочередно представляют аудитории наиболее удачные варианты. Игра позволяет выработать такие решения проблем, которые в будущем могут быть ценными в ситуациях профессиональных затруднений, возникающих как перед коллективом в целом, так и перед отдельными специалистами.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию имеющихся знаний, а на их применение и приобретение новых (в том числе путем самообразования). Эта технология активизирует совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Активное включение в ситуацию создания тех или иных проектов дает возможность обучаемым осваивать новые способы деятельности в профессиональной и социокультурной среде. Проект может быть текущим или итоговым. Метод проектов, прежде всего, групповой - он позволяет воспитывать качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К ним относятся умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение, умение анализировать результаты. Тематика проектов может быть чрезвычайно разнообразной, а итоговым продуктом -видеофильм, журнал, альбом, доклад и т.д.
Игра «Проект высшей юридической школы будущего» имеет многоцелевой характер: она предоставляет курсантам возможность обсудить сложные проблемы образовательного процесса в юридическом вузе, а также приобщиться к культуре ведения дискуссии. Как и в предыдущей игре, аудитория разбивается на микрогруппы (по интересам, совместной увлеченности предметом и т.д.), которые продумывают свой образовательный проект. Его презентация может иметь, например, театрализованную форму, подкрепленную использованием декораций, эскизов, костюмов и т.п. После проработки проекта микрогруппа представляет на суд зрителей свои идеи по созданию образовательной системы. Далее в ходе дискуссии компетентные эксперты (остальные участники игры)
обсуждают качество проекта. В завершение игры подводятся общие итоги, анализируется культура дискуссии, проявленная участниками.
После изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» с курсантами проводится игра-дискуссия под названием «Общеюридическая профессиограмма». Ее цель - проанализировать, обобщить знания по предмету, сведения о профессии юриста, предъявляемые к ней требования, сформировать ценностные ориентиры будущей профессиональной деятельности. Игра не требует дополнительной подготовки. По предложению ведущего участники разбиваются на группы по 5-7 чел. - творческие лаборатории. Их задача - составить по 10-15 вопросов, адресуемых современному абитуриенту юридического института для определения целесообразности его зачисления в вуз. Во время работы участников ведущий создает свой небольшой «отдел», состоящий из типичных «портретов» абитуриентов, - набора профессиографических характеристик. «Сотрудники отдела» принимают на себя роли, очерченные профессиограммами, и готовятся ответить на вопросы, предложенные лабораториями.
После составления опросников проходит процедура «приема в институт». Дается изначальная установка, что вступительные экзамены сданы успешно. По окончании собеседования лаборатории по очереди задают вопросы и, получив ответы, принимают аргументированные решения о приеме в институт. По завершении «испытаний» участники обсуждают ход игры, точность используемых формулировок, смысловую нагрузку отдельных вопросов, направленных на характеристику профессии юриста в целом. Обсуждение представляет собой свободную дискуссию, организуемую ведущим (необязательно преподавателем), который затем подводит итоги игры.
Занятия такого типа способствуют выявлению и осознанию курсантами собственных ценностных правовых, гражданственных ориентиров, идеалов в избранной профессии, формированию у них высокого уровня правовой воспитанно сти.
В заключение отметим, что приоритетными направлениями работы педагогического коллектива в указанной сфере являются:
- воспитание уважения к законам и конституционным нормам, отношения к ним как к ценностям;
- формирование и развитие социально и профессионально значимых ценностей;
- формирование у обучаемых гражданственности, патриотизма на основе раскрытия перед ними исторических ценностей и роли России в судьбах мира, традиционных ценностей народа;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- совершенствование культуры межличностных отношений;
- воспитание чувства долга перед Отечеством, готовности к защите Родины;
- воспитание толерантности, веротерпимости;
- воспитание чувства дружбы, взаимопонимания, интернационализма, уважения к иной культуре;
- формирование эмоционально-ценностного осмысления научного, правового знания, представлений о личности, о собственном «Я»;
- формирование целостного представления о правах и обязанностях гражданина, офицера, сотрудника УИС, юриста;
- воспитание этических и правовых норм поведения в профессиональной деятельности и межличностном общении.
Изучение деятельности юридического вуза ФСИН России в рамках системы правового воспитания курсантов и слушателей позволяет сделать обобщающий вывод, что в учебных дисциплинах заложен достаточно большой потенциал для решения задач правового воспитания курсантов и слушателей. Необходимо только, чтобы учебный материал не подавался разобщенно, бессистемно, нецеленаправленно. При этом, по нашему мнению, оптимальным является способ проектирования и организации образовательного процесса с применением активных и интерактивных форм обучения, благодаря которым курсант или слушатель выступает как субъект деятельности аналогично фигуре преподавателя, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
* * *
1. ДрагомировМ. И. Подготовка войск в мирное время. Киев, 1996.
2. Тимакина Е.А. Формирование правовой культуры будущих юристов УИС в процессе вузовской подготовки: монография. Самара, 2005.