М.Н. Хуснутдинова, канд. пед. наук, доцент, кафедра инженерной психологии и управления персоналом, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ, г. Казань, Россия, [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ
В статье рассматриваются проблемы и пути инженерно-технической подготовки в сфере коммуникативного взаимодействия. Приводится теоретический анализ понятий «компетентность» и «компетенция», основных составляющих коммуникативной компетенции. Раскрывается сущность методов и форм деятельности по формированию коммуникативной компетенции, производится анализ требований к коммуникативной компетенции, предъявляемых к инженерам за рубежом. Автором предлагается модель формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов в области техники, реализация которой должна происходить поэтапно и осуществляться с учетом выявленных автором педагогических условий. Разработанная модель предполагает использование на занятиях по дисциплинам, относящимся к коммуникации, нетрадиционных технологий обучения: мозговой штурм, защита идей, дискуссия, семинар-дискуссия, кейс-метод, эссе, деловые и дидактические игры, направленных на формирование коммуникативной компетенции, а также использование системы дистанционного обучения «В1аекЪваЫ» и проведение внеаудиторных занятий в форме дискуссионного клуба, тренинг-класса и т.д. Использование предложенной модели формирования коммуникативной компетенции, включающей четыре модуля, будет способствовать развитию профессиональной компетенции будущих специалистов в области техники, речевой грамотности и культуры общения в целом, позволит достичь высокого уровня развития коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетенция, компетентность, будущие специалисты, интерактивные методы обучения, дистанционное обучение, внеаудиторная работа, инженерно-техническая подготовка.
Общество вступило в новую фазу своего развития. И теперь все очевиднее становится тот факт, что коммуникативная ком -петенция играет значительную роль в жизнедеятельности человека. Ее формирование у будущих специалистов является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем в образовательном процессе технических вузов.
Современные условия жизни предъявляют самые высокие требования к уровню профессиональной компетентности будущих
специалистов в области техники, так как во всем мире наблюдается стремительное развитие высоких технологий. Происходящая в мире информационная революция кардинальным образом меняет прежние стереотипы профессионализма. В век технического прогресса сложно обойтись без инженерных специальностей. Широкая востребованность инженерных кадров и то влияние, которое они оказывают на процессы, происходящие в российском обществе, определили повышение требований к их подготовке, что,
в свою очередь, актуализирует вопросы формирования их компетентности, в том числе коммуникативной1.
Проблеме сущности и содержания таких понятий, как «компетентность» и «компетенция», посвящены работы многих исследователей -и отечественных, и зарубежных. Обобщая опыт зарубежных исследователей, обозначим, что компетентность американскими учеными рассматривается в большей степени как поведенческий показатель для оценки персонала на предприятиях, а европейские ученые дополнили понятие «компетентность» когнитивными и функциональными составляющими2.
Анализируя работы отечественных исследователей, также можно отметить неоднозначное понимание ими терминов «компетентность» и «компетенции» (А.А. Вербицкий, Н.Ф. Ефремова, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, А. М. Новиков, А. В. Пашкевич, В.П. Симонов). По утверждению Ю.Т. Антоновой, компетенции появляются с опытом работы3. При этом достаточно часто понятия «компетентность» и «компетенции» отождествляются.
Обобщая результаты работы ученых, Н.Ф. Ефремова приходит к выводу (и мы данное мнение полностью поддерживаем), что компетенция - это в большей степени особенности поведения, определяющие результативность работы (черты личности, характе-
ристики темперамента, уровень интеллекта, особенности мыслительной деятельности человека в сочетании установок знаний и опыта действий), а компетентность - особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в той или иной деятель-ности4.
Коммуникативная компетентность, на наш взгляд, является ключевым фактором профессионального успеха будущих специалистов в области техники. Сегодня, в соответствии с концепцией одного из самых авторитетных международных проектов CDIO Initiative в инженерном образовании, компетенции бакалавров в области техники и технологий могут быть разделены на четыре группы: дисциплинарные знания и основы инжиниринга; профессиональные компетенции и личностные качества; универсальные компетенции: работа в команде и коммуникации; планирование, проектирование, производство и применение технических систем в контексте предприятия, общества и окружающей среды5.
Требования к коммуникативной компетенции, предъявляемые при подготовке инженеров через систему сертификации ABET (США), ESIK (Великобритания), СЕАВ (Канада), IEAUST (Австралия), FEANI (Евросоюз), YABEE (Япония), представлены в таблице6.
Требования к коммуникативной компетенции, предъявляемые к инженерам за рубежом
ABET СЕАВ УАВЕЕ БЕАМ
— Работать в коллективе по международной проблеме; — эффективно общаться; — формулировать инженерные проблемы Уметь эффективно работать в команде и общаться как в рамках своей профессии, так и в обществе в целом — Обладать коммуникативными навыками, включаться в устную и письменную речь; — обладать навыками ведения дискуссий на родном языке и базовыми навыками эффективного общения на иностранном языке — Обладать коммуникативными навыками и поддерживать необходимый уровень компетенции с помощью непрерывного профессионального развития; — владеть европейскими языками на уровне, достаточном для общения при работе в Европе
Компетенция - это в большей степени особенности поведения, определяющие результативность работы, а компетентность - особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в той или иной деятельности.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
В России требования, предъявляемые к инженерному образованию, в современных условиях постоянно возрастают. Сегодня проблема модернизации отечественного инженерного образования является одной из самых острых, если не основной: от ее решения зависит будущее страны - технологическое развитие и конкурентоспособность экономики. Значимость формирования у будущих инженеров коммуникативной компетенции определяется увеличением в рыночных условиях потребности в профессиональной коммуникации, обеспечивающей участие инженера в организации взаимодействия в коллективе при решении профессиональных проблем, возможность аргументированно доказывать свою точку зрения, выбирать определенный стиль общения в различных производственных ситуациях7.
Таким образом, одним из основных требований, предъявляемых сегодня к инженерам во всем мире, является наличие сформированной коммуникативной компетенции.
В рамках российского вузовского образования коммуникативная компетенция входит в структуру общекультурных компетенций, обеспечивает возможность взаимодействия специалистов, в том числе и иностранных, способствует эффективной работе в команде и общению в рамках своей профессии в обществе в целом. О.С. Зорина в своей диссертационной работе приходит к выводу, что студенты технического вуза нередко испытывают значительные затруднения в общении, что является следствием недостаточно систематизированной работы по формированию коммуникативной компетенции будущих инженеров8.
Педагогический эксперимент, проведенный нами среди студентов 1-3-х курсов, обучающихся по направлению подготовки «Конструирование и технология электронных средств» в Казанском национальном исследовательском техническом университете, также подтвердил наличие у них сложностей в комму -
В рамках российского вузовского образования коммуникативная компетенция входит в структуру общекультурных компетенций, обеспечивает возможность взаимодействия специалистов, в том числе и иностранных, способствует эффективной работе в команде и общению в рамках своей профессии в обществе в целом.
никации: слабые навыки работы и общения в команде, слабое владение технологиями результативного профессионального общения, приемами публичного выступления и эффективной аргументации.
Особая роль в формировании коммуникативной компетенции, на наш взгляд, принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла, среди которых русский язык и культура речи, иностранный язык, психология общения и др. Анализ ФГОС по этому направлению показал, что формированию коммуникативной компетенции должно способствовать овладение следующими компетенциями: ОК-2 (способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь); ОК-3 (способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе); ОК-4 (способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность); ОК-7 (способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков); ОК-8 (способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности); ОК-9 (способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы).
Однако сегодня в учебных планах технических вузов предусмотрено недостаточное количество дисциплин, непосредственно направленных на формирование коммуникативной компетенции, на овладение обучающимися приемами эффективной аргументации, развитие у них умения работать в многопрофильной команде, способности к анализу и оценке принятых решений, на формирование других коммуникативных навыков.
На основе анализа научно-педагогической литературы, практической деятельности, педагогического эксперимента (результатов анкетирования, тестирования и наблюдения) нами была разработана следующая модель формирования коммуникативной компетенции:
1-й модуль - традиционные занятия, лекции и семинарские занятия;
2-й модуль - использование интерактивных и активных методов обучения: мозговой штурм - студенты, обмениваясь мнениями, ищут наилучшие варианты решения задачи; защита идей - до выбора идеи каждый автор идеи или микрогруппа, создавшая идею, защищает свой вариант решения задачи: аргументирует её ценность, обращаясь к разуму и эмоциям товарищей; дискуссия, семинар-дискуссия - умение правильно выражать свою мысль и отстаивать точку зрения; кейс-метод - разбор конкретных ситуаций; эссе -методика свободного письма по определенной теме, затем обсуждение, самооценка и рефлексия достигнутых результатов; деловые и дидактические игры - занятия, направленные на формирование коммуникативной компетенции;
3-й модуль - использование системы дистанционного обучения «В1аскЬоаМ»
(ВВ). Она функционирует в штатном режиме (http://bb.kai.ru/) и позволяет значительно экономить время в аудиториях с помощью системы управления обучением, которая дает возможность организовать онлайн-кур-сы, необходимые для эффективного формирования коммуникативной компетенции, с помощью мультимедиа, обеспечивает самостоятельное изучение необходимого материала с помощью электронных учебников и компьютерных программ благодаря интуитивно понятному интерфейсу платформы;
4-й модуль - внеаудиторная работа. Для работы с талантливой молодежью при Казанском национальном исследовательском техническом университете совместно с АНО «Открытый Университет Талантов 2.0» открыта «школа лидерства», в рамках которой реализуются следующие направления деятельности, также способствующие формированию коммуникативной компетенции: проект «Профориентатор» - нацелен на формирование профессиональной идентичности, способствует развитию навыков самопрезентации, умения представить себя собеседникам, аудитории (внешность, настроение, тембр речи, смысл слов и жестов); тренинг-класс - способствует овладению компетенциями, важными для профессио-
нальной самореализации, создания эффективных способов взаимодействия. На тренингах обучающиеся знакомятся с техниками активного слушания, расширяют репертуар коммуникативного поведения, учатся избегать типичных барьеров в коммуникации; диагностическая мастерская - мониторинг индивидуальных траекторий лидерских качеств и коммуникативных способностей; дискуссионный клуб «ЛИДЕР» - практикум по развитию когнитивных компетенций, умения говорить ярко, интересно, увлекательно, выразительно; практических навыков публичных выступлений; уверенности в себе во время любого общения; игротека - отработка поведенческих проявлений лидера, коммуникативных способностей. Деловые игры способствуют формированию профессиональных компетенций и дают возможность оценить уровень сформированности коммуникативной компетенции.
Реализация этой модели должна происходить поэтапно и осуществляться с учетом следующих педагогических условий:
1. Определение уровня коммуникативной компетенции, внутренней мотивации к осмысленному овладению приемами коммуникации. Должно осуществляться на первом этапе (констатирующем): анализ учебно-методических комплексов, нормативных документов, выявление отношения будущих специалистов в области техники к формированию коммуникативных компетенций, диагностика уровня сформированности этих компетенций.
2. Использование всех видов педагогического взаимодействия: «студент - студент», «студент - ВВ», «студент - группа», «преподаватель (тренер) - студент», «группа студентов - преподаватель (тренер)».
3. Создание информационно-коммуникационной образовательной среды «Blackboard».
4. Использование интерактивных методов на занятиях по дисциплинам, относя-
щимся к коммуникации, и во внеаудиторное время.
Три последних педагогических условия должны реализовываться на втором этапе (формирующем) и способствовать повышению уровня развития коммуникативной компетенции: — организационно-мотивирующий (1-2-й курсы) - использование совместно с традиционными методами интерактивных на занятиях по дисциплинам, относящимся к коммуникации: мозговой штурм, защита идей, дискуссия, семинар-дискуссия, кейс-метод, эссе, деловые и дидактические игры; использование системы дистанционного обучения ВВ, обладающей значительным обучающим потенциалом;
— деятельностно-развивающий (2-3-й курсы) - последовательное осуществление формирования коммуникативной компетенции средствами интерактивных методов обучения как на занятиях, так и во внеаудиторное время в школе лидерства (тренинг, диагностика и коррекция, игротека, дискуссионный клуб, проект «Профориентатор»).
На третьем этапе (систематизация и обобщение результатов педагогического эксперимента) осуществлялась разработка необходимых рекомендаций, устанавливались причинно-следственные связи между данными, полученными на первом и втором этапах эксперимента, анализировалась степень достижения цели разработанной модели - формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров.
Все это позволило нам сделать следующий вывод. Использование модели, включающей в себя применение на занятиях нетрадиционных технологий обучения, направленной на формирование коммуникативной компетенции, а также использование системы дистанционного обучения «В1аскЬоаМ» и внеаудиторных занятий в школе лидерства, способствует развитию коммуникативной и профессиональной компетенции будущих специалистов в области
Использование модели, включающей в себя применение на занятиях нетрадиционных технологий обучения, а также использование системы дистанционного обучения «Вlаckboаrd» и внеаудиторных занятий в школе лидерства, способствует развитию коммуникативной и профессиональной компетенции будущих специалистов в области техники.
техники, развитию их речевой грамотности и культуры общения в целом.
Мониторинг коммуникативных способностей студентов показал наличие положительной динамики: 64% учащихся овладели способностью к публичным выступлениям, ведению дискуссии; 11% студентов поступили на курсы иностранного языка; 19% участвовали в проектах АНО «Открытый Уни -верситет Талантов 2.0»; возросло количество студентов (27%), считающих коммуникативную культуру полезной для будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, данные экспериментальной работы не оставляют сомнений в том, что предложенная модель при соблюдении выявленных педагогических условий должна способствовать формированию коммуникативной компетенции будущих инженеров. Однако проведенное исследование не исчерпывает всей полноты возможных решений сложной и многосторонней задачи формирования данной компетенции. Результаты работы, безусловно, требуют дальнейшего изучения и систематизации. ^
Литература
1. Новгородцева И.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008. 259 с.
2. Панфилова О.И. Профессиональная компетенция учителя начальных классов как научная дисциплина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. СПб., 2014. С. 219.
3. Антонова Ю.Т. Формирование исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната // Дискуссия. 2016. № 6 (69). С. 103.
4. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. С. 23.
5. Чучалин А.И. Модернизация инженерного образования на основе международных стандартов СБЮ // Инженерное образование. 2014. № 16. С. 15.
6. Зорина О.С. Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2016. С. 31.
7. Там же. С. 3.
8. Там же.
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALISTS
M.N. Khusnutdinova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of engineering psychology and personnel management, Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev, Kazan, Russia, [email protected]
The article deals with the problems and ways of engineering and technical training in the field of communicative interaction. We present a theoretical analysis of the concepts of «competency» and «competence», the principal components of communicative competence. The essence of methods and forms of activity of communicative competence's formation, analyzes the requirements of the competence application to engineers abroad. The author proposes a model of communicative competence's formation of the future experts in the field of technology, the implementation of which should take place in stages and take into account identified by the author of pedagogical conditions. The developed model includes the use of the classroom in the disciplines related to the communication of non-traditional learning technologies, such as «brainstorming», protection of ideas, discussion, seminar discussion, case method, essays, business and educational games aimed at the formation of communicative competence as well as the use of distance learning Blackboard and extracurricular activities such as debating club, training class and professional navigator. Using the proposed model of the communicative competence's formation, which includes four modules, will contribute to the development of professional competence of the future in the field of technology professionals, the development of their literacy and verbal communication culture, and also it will allow achieving a high level of communicative competence.
Key words: communicative competence, competence, competence, future specialists, interactive teaching methods, distance learning, extracurricular work, engineering and technical training.
References
1. Novgorodtseva, I. V Formirovanie professional 'no-kommunikativnoi kompetentnosti budu-shchikh inzhenerov v vuze / diss. ... kand. ped. nauk [The formation of professional communicative competence of future engineers in higher education. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2008. 259 p.
2. Panfilova O.I. Professional'naia kompetentsiia uchitelia nachal'nykh klassov kak nauchnaia dist-siplina [Professional competence of primary school teachers as a scientific discipline]. Teoriia i praktika obrazovaniia v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunar. nauchn. konf [Theory and practice of education in modern world: materials of VI Intern. scientific. conf.]. St. Petersburg, 2014, p. 219.
3. Antonova Iu.T. Formirovanie issledovatel'skoi kompetentsii uchashchikhsia kadetskoi shkoly-inter-nata [Formation of research competences of pupils of the cadet boarding school]. Diskussiia - Discussion, 2016, no. 6 (69), pp. 101-109.
4. Efremova N.F. Kompetentsii v obrazovanii: formirovanie i otsenivanie [Competence in education:
formation and evaluation]. Moscow, Natsional'noe obrazovanie Publ., 2012. 416 p.
5. Chuchalin A.I. Modernizatsiia inzhenernogo obrazovaniia na osnove mezhdunarodnykh standartov CDIO [Modernizing engineering education based on international standards]. Inzhenernoe obrazovanie - Engineering education, 2014, no. 16, p. 15.
6. Zorina O.S. Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii budushchikh inzhenerov / diss. ... kand. ped. nauk [Formation of communicative competence of future engineers. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2016, 235 p.
7. Zorina O.S. Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii budushchikh inzhenerov / diss. ... kand. ped. nauk [Formation of communicative competence of future engineers. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2016, 235 p.
8. Zorina O.S. Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii budushchikh inzhenerov / diss. ... kand. ped. nauk [Formation of communicative competence of future engineers. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2016, 235 p.