Научная статья на тему 'Технология кейс-обучения в развитии творческих способностей обучающихся'

Технология кейс-обучения в развитии творческих способностей обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1110
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна, Чихутова Анастасия Дмитриевна, Карпова Мария Александровна

В статье рассматривается использование технологии кейс-обучения в профессиональном образовании. Разбираются особенности внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования. Авторами доказывается эффективность данной технологии при обучении будущих специалистов-профессионалов. Показан путь становления понятия «кейс-обучение», выделены основные преимущества. На основе опроса, проведенного среди студентов старших курсов и преподавательского состава, приведены доказательства того, что технология кейс-обучения помогает не только закрепить знания, но развить творческие способности личности. В статье показано, как данная технология способствует развитию креативного и нестандартного мышления, формирует навыки поведения в коллективе и умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна, Чихутова Анастасия Дмитриевна, Карпова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология кейс-обучения в развитии творческих способностей обучающихся»

УДК 331.445

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент (z.v.smirnova@mininuniver.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Чихутова Анастасия Дмитриевна, студентка (e-mail: chihutova2015@yandex.ru) Карпова Мария Александровна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (mashka_718@mail.ru)

В статье рассматривается использование технологии кейс-обучения в профессиональном образовании. Разбираются особенности внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования. Авторами доказывается эффективность данной технологии при обучении будущих специалистов-профессионалов. Показан путь становления понятия «кейс-обучение», выделены основные преимущества. На основе опроса, проведенного среди студентов старших курсов и преподавательского состава, приведены доказательства того, что технология кейс-обучения помогает не только закрепить знания, но развить творческие способности личности. В статье показано, как данная технология способствует развитию креативного и нестандартного мышления, формирует навыки поведения в коллективе и умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Ключевые слова: кейс-метод, креативное мышление, творческие способности, профессиональное обучение, специалист.

В связи с изменениями в сфере образования все больше на практике и в теории разрабатываются и применяются новые технологии. Они используются в средних, средних специальных и высших учебных заведениях. Многие работодатели требуют таких специалистов, которые станут профессионалами в своей сфере и будут идти в ногу со временем. А для этого необходимо, чтобы на стадии обучения внедрялись такие методы обучения, которые свойственны тому времени.

Современное обучение направлено на развитие потенциала личности, на повышение способности к обучению и развитие творческих способностей, чтобы во многих жизненных ситуациях иметь возможность мыслить нестандартно. В настоящее время важно развитие креативных способностей и творческих возможностей личности.

Одним из таких малоизученных, но действенных методов организации обучения является кейс-технология.

Когда мы слышим про кейс метод, в голове возникают мысли о бизнесе или экономике. На самом деле это не просто так, ведь впервые данный метод стал использоваться в Гарвардской школе бизнеса в начале XX века, а в России он внедрился в образование сравнительно недавно. Технология кейс-обучения получила широкое распространение и стала эффективной, поскольку имеет ряд преимуществ [1]. Во-первых, те теоретические знания, которые получают обучающиеся, применяются на практике. Во-вторых, метод кейсов помогает усвоить материал за счет вовлеченности и активной деятельности в процессе обучения. В-третьих, данная технология помогает получить более конкретные навыки, которые можно использовать в дальнейшем.

Повсеместное распространение технология кейс-обучения получила лишь в 70-80 гг. XX века. Старые шаблонные методы обучения, установленные ранее не давали возможности использовать новые технологии [4]. Из-за давления идеологии применяли кейс-метод крайне редко. Полноценно это возможно было сделать после того, как в конце XX века в экономической и политической сферах необходимы стали специалисты, умеющие действовать под влиянием высокого риска и тяжелых обстоятельств [2]. От них требовалось, чтобы они в кратчайшие сроки могли найти решение определенной сложной ситуации. В вузах стали проводить изменения для многих дисциплин и курсов. Разработкой и внедрением данного метода в образовательный процесс занимались Г. А. Брянский, О.В. Козлова, О. А. Овсянников и др.

В настоящее время кейс-метод внедряется в практику обучения в вузах. На современном этапе, когда происходят постоянные изменения в обществе, необходимы такие типы обучения, которые будут направлены на формирование креативности и творческой активности обучающихся. Одним из таких методов и является технология кейс-обучения.

Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения [3].

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целепо-лагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов [5].

Источником кейса могут быть различные жизненные ситуации или обстоятельства, которые наиболее часто встречаются в нашей жизни, недавние или прошедшие события в социальной и политических сферах. Материалы из художественного произведения, небольшая публикация или

фильм так же могут стать источником. Здесь уже кейс можно разыграть по ролям и дать каждому поучаствовать в решении проблемы или ситуации.

Согласно опросу, в котором приняли участие студенты старших курсов и педагогический состав, формированию креативного мышления способствуют следующие условия:

- открытость и незавершенность события;

- возможность предложить несколько ответов на вопросы и неограниченное количество решений для проблем;

- стимулирование ответственности.

Также выяснилось, что для решения проблем в поставленных ситуациях перед обучающимися опираться необходимо в первую очередь на их жизненный опыт и умение держаться в группе.

Для того, чтобы студент смог принять участие в процессе и проявить свое мышление необходимо придерживаться следующих простых правил:

- давать простые и доступные креативные задания;

- просить формулировать по-новому то, что всем было известно до этого;

- проявлять интерес к любым действиям студентов;

- поощрять их желание найти решение;

- повышать значение ответа, даже если оно ошибочное, искать в нем начало верного высказывания.

В процессе решения кейса студенты начинают взаимодействовать друг с другом, у них завязывается беседа или диалог, в котором можно проявить свои интеллектуальные и творческие способности. Саморазвитие в этом случае наталкивает студента на креативное мышление и изобретательство.

Под креативностью в учебном процессе можно понимать умение обращаться к творчеству при решении проблем, нестандартно мыслить независимо от ситуации, креативно и оригинально мыслить, отходить от традиционных схем. К критериям креативности относятся гибкость мышления, знания во многих специальных дисциплинах и мотивация к творческой деятельности.

Для того, чтобы коллектив настроить на творческую деятельность преподавателю необходимо снять эмоциональную тревожность и напряжение среди участников, настроить на позитивные мысли. Если в образовательном процессе студент сможет применить жизненный опыт, то это даст начало его личностному развитию и вызовет желание отстаивать свою позицию.

Для реализации данных условий предполагается:

- дать право каждому участнику высказывать свое мнение;

- дать стимул для развития;

- сформировать свой индивидуальный стиль деятельности.

По степени выражения своих творческих способностей студентов можно разделить на несколько уровней.

Высокий уровень занимают обучающиеся, способные с легкостью найти проблему в кейс-задаче, быстро реагировать на изменения в ней, раскрыть связь между явлениями, которые там описаны. Такие студенты проявили интерес к совместной деятельности, сосредоточенность на деле и интеллектуальную активность.

Обучающиеся, которые занимались решением лишь определенных задач, выбирали понравившуюся и не вникали в другие, относятся к среднему уровню. Их деятельность была выстроена уже по заранее известному алгоритму.

Низкий уровень заняли студенты, заинтересовать которых было крайне тяжело, они не желали вникать в суть работы и удержать их внимание было невозможно.

По процентному соотношению творческая активность напрямую зависит от творческих способностей обучающихся. Поэтому верна мысль о том, что студент лучше воспринимает информацию, которая ему нравится, интересна, не вызывает отрицательных эмоций и связана с его личным опытом.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология кейс-обучения помогает не только повысить знания студентов, но развить творческие способности, креативное мышление и развить профессиональное мышление. Это связано с активной вовлеченностью обучающихся в образовательный процесс и активизацией его умственной деятельности.

В настоящее время актуальность использования технологии кейс-обучения увеличивается, поскольку она помогает будущим специалистам теоретические знания и умения применить на практике. Учит проявлять творческую активность и нестандартное мышление, которые помогут в дальнейшем быстро адаптироваться на рабочих местах.

Список литературы

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

3. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

4. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

5. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Chikhutova Anastasia Dmitrievna, 3rd year student

Karpova Maria Alexandrovna, 3rd year student (mashka 718@mail.ru)

Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

(z.v.smirnova@mininuniver.ru).

TECHNOLOGY CASE-STUDY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

Abstract. The article discusses the use of case-study technology in vocational education. Understand the features of the introduction of the case method in the practice of higher vocational education. The article deals with the use of case-study technology in vocational education. The features of the case-method implementation in the practice of higher professional education are analyzed. The authors prove the effectiveness of this technology in training future professionals. The way of formation of the concept of "case-learning" is shown, the main advantages are highlighted. On the basis of a survey conducted among senior students and teaching staff, there is evidence that the technology of case study helps not only to consolidate knowledge, but also to develop creative abilities of the individual. The article shows how this technology contributes to the development of creative and nonstandard thinking, forms skills of behavior in the team and the ability to Express and defend their point of view.

Key words: case-method, creative thinking, creativity, professional training, specialist.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тимофеева Елизавета Александровна, студент (e-mail: tliza@list.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент кафедры Правоведения Юридического факультета Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург, Россия (e-mail: makarevichm@mail.ru)

В данной статье рассматриваются проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности на уровне субъектов Российской Федерации и возможные пути их решения.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, малый бизнес на региональном уровне.

На сегодняшний день роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства очень велика. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что у предпринимательства отсутствует универсальный механизм саморегулирования, который бы позволял успешно функционировать предприятиям в разных сферах экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.