Научная статья на тему 'Эссе как метод формирования коммуникативных компетенций обучающихся'

Эссе как метод формирования коммуникативных компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ЭССЕ / КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Карпова Мария Александровна, Чихутова Анастасия Дмитриевна

В данной статье рассматривается влияние эссе на формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Перечислены навыки и умения, которыми студент овладевает в процессе написания работы. Проанализирована способность к когнитивной деятельности и методы эвристического обучения, дающие возможность применить свои знания и умения на практике и формирующие коммуникативные компетенции у студентов. Рассмотрены этапы написания эссе и определены формируемые навыки на каждом этапе работы. Статья направлена на обоснование актуальности и необходимости написания эссе в формировании коммуникативной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Карпова Мария Александровна, Чихутова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эссе как метод формирования коммуникативных компетенций обучающихся»

Karpova Maria Alexandrovna, 3rd year student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (mashka_718@mail.ru). Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (z.v.smirnova@mininuniver.ru).

METHODS OF IMPLEMENTATION TECHNOLOGY DISCUSSION LEARNING

Abstract. this article discusses the methods of implementation of the technology of discussion training - a group discussion, brainstorming, case-method. With the help of the method of group discussion, the exchange of views and the development of a common opinion on the issue under discussion is carried out. Brainstorming is aimed at psychological activation, in which participants are invited to Express the largest possible number of possible and even fantastic solutions. The case-method helps to learn how to make decisions, work in a team, set and solve new professional tasks. Each method has its advantages, so applying them together, they develop communicative competence: initiative, the ability to think creatively and find innovative solutions.

Keywords: discussion, method, competence, brainstorming, case-method.

УДК 37.022

ЭССЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент

(e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, доцент (z.v.smirnova@mininuniver.ru) Карпова Мария Александровна, студентка (mashka 718@mail.ru) Чихутова Анастасия Дмитриевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (chihutova2015@yandex.ru)

В данной статье рассматривается влияние эссе на формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Перечислены навыки и умения, которыми студент овладевает в процессе написания работы. Проанализирована способность к когнитивной деятельности и методы эвристического обучения, дающие возможность применить свои знания и умения на практике и формирующие коммуникативные компетенции у студентов. Рассмотрены этапы написания эссе и определены формируемые навыки на каждом этапе работы. Статья направлена на обоснование актуальности и необходимости написания эссе в формировании коммуникативной компетентности студентов.

Ключевые слова: компетенции, эссе, когнитивная деятельность, эвристические методы.

Совершенствование системы образования подразумевает развитие культуры обучающихся, оказывающей важнейшее влияние на формирование системы духовных ценностей студентов. Особую значимость в развитии культуры имеет формирование коммуникативных компетенций - это одно из основных требований, предъявляемых федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), которое предполагают способность логически и образно мыслить, предвидеть перспективу, стимулировать интуитивное мышление, умение представлять тексты в виде эссе. Жанр эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема, отражающее собственные соображения и впечатления по заданной теме, написанное в свободной форме [1]. Студенту в процессе написания эссе необходимо овладеть умениями размышлять на поставленную тему, точно выражать мысли по ней, совершенствовать и обрабатывать текст. Работа над написанием эссе развивает творческий потенциал и самостоятельность студентов.

По мнению известных ученых Архиповой Е.В, Воителевой Т.М., Дейки-ной А.Д. сформированность коммуникативных компетенций предполагает развитие умений в области основных четырех видов речевой деятельности - это говорение, слушание, письмо и чтение [3]. Но основным умением, формируемым в рамках коммуникативной компетенции, считают умение создавать, редактировать и воспринимать тексты как итог речевой деятельности. Следовательно, применение полученных знаний на практике является содержанием коммуникативной компетенции.

Формирование коммуникативных компетенций через написание эссе предполагает развитие способности к когнитивной деятельности, овладение эвристическими методами и приемами [2].

Существует когнитивная теория процесса письма, авторами которой считаются Л.Флауэр и Д.Хейс. Основными ее положениями выступают:

1. Процесс письменной речи понятен, если он рассматривается как совокупность отдельных мыслительных процессов, которыми овладевает студент во время письма. Этот процесс связан с такими этапами написания эссе, как планирование, преобразование и пересмотр. Планирование состоит из поиска идей, постановки целей и структурирования текста. Преобразование включает в себя трансформацию идей в письменную речь. Пересмотр - это этап оценивания, анализа поставленных целей. Эти этапы полностью находятся под воздействием обучающегося, потому что именно от его знаний и творческих способностей зависит результат написания эссе.

2. Написание эссе - это не линейный процесс, предполагающий переход от одного этапа к другому. Наоборот, в процессе поиска идей, оценивания и пересмотра разнообразных мыслей, студент постоянно обращается к предыдущим стадиям процесса.

3. Процесс письменной речи целенаправлен. Студенты - авторы ставят разнообразные цели, однако в процессе написания эссе они корректируются.

При написании эссе у студента развиваются когнитивные способности, к которым можно отнести: эмоционально-образные и логические способности, интуитивное мышление [4]. Основой развития когнитивных способностей является первоочередность познания студентом реальности, а не изучение уже известных фактов. Самостоятельное изучение определенного вопроса дает получение индивидуального образовательного продукта. Поэтому способность к когнитивной деятельности, бесспорно, формирует у обучающихся коммуникативные компетенции.

Формирование коммуникативных компетенций при написании эссе может осуществляться путем эвристического метода обучения, т.е. путем активного поиска решения познавательных задач, выдвигаемых в процессе обучения. Мыслительный процесс имеет продуктивный характер в виде готового эссе. Эвристический метод имеет ряд преимуществ в формировании коммуникативных компетенций при написании эссе:

- возрастает роль самостоятельного поиска решения вопроса, повышается инициативность;

- развивается положительная мотивация в процессе поиска решения вопроса;

- формируется творческий потенциал студентов.

Эвристические методы дают возможность студентам самореализоваться в процессе обучения, овладевать новыми, более полными и глубокими знаниями [5].

Мы предлагаем рассмотреть этапы написания эссе и проследить его влияние на формирование коммуникативных компетенций.

Во-первых, автор должен определиться с темой эссе, обдумать какой вопрос для него является наиболее приоритетным. Для этого стоит проанализировать и выявить ключевые слова, потому что они дают понимание того, что будет содержать в себе работа. Задача студента состоит в том, чтобы аргументированно ответить на поставленный вопрос, для этого ему необходимо отобрать нужный материал. Здесь особое внимание обращается на глубокое изучение поставленного вопроса, понимание смысла его изучения.

Далее обучающемуся предлагается провести анализ учебно-методических материалов, который поможет в написании эссе. Такой процесс состоит из следующих этапов:

- анализ вопроса, определенного выбором темы эссе.

- деление всей информации на подтемы, чтобы структурировать текст.

- выстраивание логической последовательности изложения.

На этом этапе студент формирует умение правильно понимать выбранную тему и ясно формулировать свои мысли по ней.

Структура эссе включает в себя: вступление, основную часть, заключение.

Вступление характеризуется тем, что автор представляет свою точку зрения на поставленный вопрос, объясняет, на основании каких источников собирается искать ответ. На этом этапе автор представляет свои идеи, которые будут рассматриваться, объясняет причины рассмотрения именно этого вопроса.

В основной части демонстрируются навыки отбора, организации, объяснения и анализа материалов, отвечающих теме эссе. Этот этап формирует умение логично и последовательно излагать свои мысли. Предполагается, что на этом этапе студент тщательно обдумывает все аспекты поставленного вопроса, выявляет сильные и слабые стороны аргументов и доказывает свою точку зрения.

Заключение представляет собой обобщение идей, анализируемых при написании эссе. Заключительный этап формирует умение делать обобщения и выводы.

При оценивании эссе стоит учитывать соответствие работы следующим критериям оценки:

- Соответствие содержания работы поставленной теме. Это очень важное умение студента понимать смысл выбранной темы.

- Максимальное раскрытие темы. Для соответствия этому критерию, студент должен четко формулировать необходимые тезисы, проявлять творческий подход в разъяснении своего мнения.

- Наличие в эссе собственной позиции. В эссе очень важен личный взгляд на проблему, умение выражать свое отношение к ней.

- Четкость и последовательность изложения. Структура эссе представляет собой логическое изложение мыслей без оборванных фраз, скачков с одного этапа на другой.

- Обоснование выводов. Должен быть подведен итог всей работы.

- Оформление в соответствии с ГОСТом.

Результатом когнитивной деятельности студентов и использования эвристических методов при написании эссе становится способность логически и образно мыслить, умение исправлять, улучшать и совершенствовать написанное, проявлять авторскую позицию, умение ясно формулировать свои мысли по заданной теме [4].

Таким образом, написание эссе заметно влияет на развитие культуры обучающихся, оказывающей важнейшее влияние на формирование системы духовных ценностей студентов. Мы считаем, что написание эссе является эффективным средством формирования коммуникативных компетенций обучающихся, способствует расширению кругозора, активизации мыслительной деятельности. Работа по написанию эссе развивает самостоятельность и творческие способности. Студенты овладевают способностью логически мыслить, предвидеть перспективу и стимулировать интуи-

тивное мышление, студенты размышляют на поставленную тему, точно выражают мысли по ней, совершенствуют и обрабатывают текст.

Список литературы

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

4. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

5. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogic Sciences, associate Professor Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: vaganova o@rambler.ru).

Smirnova Zhanna Venediktovna, associate Professor Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia (z.v.smirnova@mininuniver.ru). Karpova Maria Alexandrovna, 3rd year student Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia (mashka 718@mail.ru). Chikhutova Anastasia Dmitrievna, 3rd year student Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia (chihutova2015@yandex.ru)

ESSE AS A METHOD OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCES OF TRAINERS

Abstract. This article discusses the impact of essays on the formation of communicative competences of students. The skills and abilities which the student masters in the course of writing of work are listed. The ability to cognitive activity and methods of heuristic learning, giving the opportunity to apply their knowledge and skills in practice and forming communicative competence of students are analyzed. The stages of essay writing are considered and formed skills at each stage of work are defined. The article aims to substantiate the relevance and necessity of writing an essay in the formation of students ' communicative competence.

Key words: competence, essay, cognitive activity, heuristic methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.