УДК 378
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ "ВИРТУАЛЬНАЯ ФИРМА"
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ
ЭКОНОМИСТОВ Пасечник Алена Сергеевна, студент (e-mail: pasechnikas@st.mininuniver.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (z.v.smirnova@mininuniver.ru)
В статье рассматривается технология проектного обучения как эффективный способ формирования компетенций выпускников высшей профессиональной школы. Приведено определение учебно-познавательного проекта. Сформулирована цель проектного обучения. Выделены основные принципы технологии проектного обучения и этапы работы над проектом. Также рассмотрены требования, необходимые для эффективного применения данной технологии. Предложен метод реализации технологии проектного обучения под названием «виртуальная фирма».
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, педагогические технологии, компетенции, проектное обучение.
В современной России активно происходят процессы модернизации политической, социальной и экономической сфер, которые оказывают непосредственное влияние на систему образования.
Уже сегодня Болонский процесс является неотъемлемой частью высшей профессиональной школы. Главной целью обновленной образовательной системы становится формирование компетентного профессионала, подготовка которого способна отвечать запросам времени в условиях инновационного развития государства [3].
Таким образом, вопрос поиска эффективных педагогических технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций выпускников вузов становится все более актуальным. Одной из таких технологий можно выделить проектное обучение.
Проект побуждает обучающегося проявлять свои коммуникативные и нравственные качества, интеллектуальные способности, демонстрировать умения, навыки, и способности к самоорганизации и самообразованию.
Широкое распространение технология проектного обучения получила в японских и американских школах.
Учебно-познавательный проект - это целенаправленное изменение системы знаний, основанное на конкретных качественных требованиях и ог-
раниченное во времени. При этом поиск решения проблемы осуществляется обучающимися самостоятельно [4].
Использованию технологии проектного обучения в системе образования посвящены работы Н.А. Барыковой, С.И. Горлицкой, И.И. Джужука, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Д. А. Слинкина, А.Ю. Уварова, М.С. Чвановой, Л.Б. Хегай и многих других.
Целью проектного обучения является овладение обучающимися общими и профессиональными умениями и способностями в рамках образовательного процесса, с упором на самостоятельную учебу в командах или группах.
Проектная технология способствует самомотивации обучающегося в рамках реализации личностно-ориентированного подхода. Содержание, формы, и характер проектов разнообразны, что является преимуществом данной технологии. Одни из некоторых форм проектов: статья, печатная работа, творческий отчет, доклад на конференцию, стенгазета и многое другое.
Технология проектного обучения базируется на следующих принципах:
- решение проблемы в сочетании коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельностей обучающихся;
- взаимодействие преподавателя и обучающегося в процессе решение проблемы;
- гуманизация - обращение образования к здоровью, природе, нравственности, устремлениям, эмоциям, духовным интересам и потребностям обучающегося, то есть учение жизнетворчеству;
- личный интерес обучающегося в исследовании темы проекта.
Выделяют пять основных этапов работы над проектом:
1) организационно-подготовительный;
2) планирование проектной деятельности;
3) разработка проекта (выполнение плана);
4) подведение итогов работы, оформление результатов;
5) презентация проекта [2].
Данные этапы написания проекта можно разделить на подэтапы - структурные элементы. Для того, чтобы более точно определить содержание по-дэтапа, необходимо ответить на соответствующий вопрос, представленный в таблице 1.
Зачастую паспорт проекта строится по такой же структуре.
Также было выявлено, что для эффективной реализации технологии проектного обучения необходимо соблюдать следующие требования:
1. Наличие значимой проблемы, требующей творческого подхода, исследовательского поиска и интегрированного знания.
2. Теоретическая, познавательная или практическая значимость планируемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) деятельность обучающихся.
4. Структурирование содержательной части (разделение этапов и определение результатов).
Таблица 1 - Структура проекта
Структурные элементы проекта Содержательные вопросы
Тема проекта Зачем собираемся собираться?
Актуальность темы Почему это необходимо?
Объект исследования Что необходимо изучить?
Предмет исследования Под каким «углом зрения» рассматривается объект?
Цель (цели) проекта Что мы получим в результате проекта?
Задачи проекта Что необходимо сделать для достижения цели проекта?
Гипотеза исследования Что будет, если...?
Описание проекта В чем заключается основная идея проекта и как она будет воплощена практически?
Участники проекта Кто будет реализовывать проект? Партнёры проекта - Кто будет помогать и поддерживать?
Целевая группа Чья жизнь изменится к лучшему? Кому нужен проект?
Этапы и календарный план реализа- Кто, когда, и что будет делать?
ции проекта
Бюджет проекта Какова стоимость материальных средств, необходимых для реализации проекта?
Ожидаемые результаты Какие изменения произойдут в результате реализации проекта?
Риски и мероприятия по их сниже- Что может помешать выполнению
нию проекта и как можно это предотвратить?
Перспективы развития проекта Какие новые направления деятельности возможны?
Авторы проекта Кто разработал данный проект?
5. Использование исследовательских методов: выявление и/или постановка проблемы, обозначение соответствующих целей и задач, выбор ме-
тодов исследования и оценки, разработка самого проекта, анализ полученных результатов, подведение итого и выводов [1].
Нами был реализован метод технологии проектного обучения «виртуальная фирма». Данный метод направлен на формирование профессиональных компетенций студентов, обучающихся на экономических направлениях.
При реализации описываемого метода проектной технологии учебная группа делится на микрогруппы по 3, 5 или 7 человек и разработывают свой проект моделируемой организации с указанием экономических, организационных и технологических характеристик, процессов, внутренних и внешних связей. В результате команда разрабатывает модель и оформляет ее в виде паспорта проекта, с указанием всех сторон деятельности фирмы -организационной, производственной и финансовой. По окончанию семестра проходит защита проектов. При оценке будут учитываться следующие критерии: обоснования методов расчетов, определения цен и тарифов, логики в построении проекта, качества презентации и ее защиты.
Предложенная технология схожа с логикой бизнес-плана: вначале выявляется потребность в товаре или услуг, затем прописываются пункты, связанные с организацией производства, рассчитываются финансовые показатели, и в заключении анализируются перспективы и стратегия развития фирмы.
Успешность организации самостоятельной работы при реализации проектной технологии обеспечивается регулярным обсуждением проектов с преподавателем, практическими заданиями по темам дисциплины с привязкой к конкретным проектам, дискуссиями в группе и конечно, контролем работы по этапам выполнения проекта.
После написания проектов студенты приобретут опыт работы в команде, распределения обязанностей, планирования не только своей деятельности, но и целой фирмы. Немаловажным станет приобретение навыка определения проблемы, постановки чёткой цели, задачи и способов решения данной проблемы.
Список литературы
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 Б01: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
2. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
3. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
4. Петровский А.М., Смирнова Ж.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.
5. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
Pasechnik Alena Sergeevna, student
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (z.v.smirnova@mininuniver.ru)
PROJECT METHOD OF TRAINING "VIRTUAL FIRM" AS A WAY OF FORMATION OF COMPETENCES OF FUTURE ECONOMISTS Abstract.
The article deals with the technology of project education as an effective way to form the competencies of graduates of higher professional schools. The definition of the educational project is given. The purpose of project training is formulated. The main principles of the project-based training technology and the stages of work on the project are highlighted. Also considered are the requirements necessary for the effective application of this technology. A method for implementing a project-based learning technology called "virtual firm" has been proposed.
Key words: personality-oriented approach, pedagogical technologies, competencies, project training.
УДК 339.1
РОЛЬ РЕКЛАМЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) Пашоликов Максим Александрович, к.э.н.
Дудаков Георгий Сергеевич, студент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В статье проведен анализ применения рекламы на рынке образовательных услуг. Представлены различные виды рекламы и способы ее применения. Показано влияние рекламы на потребителей.
Ключевые слова: реклама, университет, виды рекламы.
Реклама с момента своего появления сыграла огромную роль в становлении экономики всего мира. С помощью нее многие компании могут управлять спросом и предложением на продукт, влиять на выбор покупателя. В современном обществе реклама представлена в разных формах: рекламные баннеры на магазинах, объявления в поисковых системах, видео реклама и т.п. Изучая интернет ресурсы, можно сделать вывод, что с помощью поисковых запросов, компании «Google», «Яндекс» и др. выстраивают свою рекламу [1-6]. Например, если потребитель будет часто интересоваться перспективами поступления в вуз, то рекламные баннеры при последующих обращениях к интернет-ресурсам будут непосредственно связаны с университетами.