4. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296. Режим доступа: http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/55071318/#ixzz3YmG1co49 (дата обращения: 12.03.2015).
5. Реализация ФПРО в Забайкальском крае 2014 - 2015 гг. // Официальный сайт ФЦПРО на 2012 - 2015 гг. в Забайкалье. Режим доступа: http://fcprozab.ru/?p=1 (дата обращения: 12.03.2015).
6. ФГОС основного общего образования от 17 декабря 2010 г. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ до-кументы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897^ (дата обращения: 12.03.2015).
Информация об авторах:
Дагбаева Соелма Батомункуевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Забайкальского государственного университета (ЗабГУ), г. Чита, [email protected].
Soelma B. Dagbaeva - Candidate of Psychology, Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, Transbaikal State University, Chita.
Кимова Сэсэгма Зандараевна - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной и инновационной работе Института социальных наук, психологии и педагогики Забайкальского государственного университета (ЗабГУ), г. Чита, [email protected].
Sesegma Z. Kimova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Deputy Director for Scientific Innovations at the Institute of Social Sciences, Psychology and Pedagogy, Transbaikal State University, Chita.
Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.
УДК 159.922.4
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
С. Б. Дагбаева, С. Д. Намсараев
PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT THE PROCESS OF ETHNIC SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN
S. В. Dagbaeva, S. D. Namsaraev
В статье представлен содержательный анализ организации психолого-педагогического сопровождения этнической социализации учащихся по основным направлениям деятельности практического психолога образования (диагностическое, профилактическое, просветительское, коррекционно-развивающее, консультационное). Психолого-педагогическое сопровождение этнической социализации понимается как деятельность психолога по обеспечению становления у учащихся позитивной этнической идентичности, толерантности и ценностного отношения к этнокультурному разнообразию. Просветительское направление предполагает стимулирование интереса к истории и культуре своей и других этносов, повышение осведомленности в области культуры мира и толерантности, помощь в осознании межкультурного взаимовлияния и взаимозависимости и др. Консультационное направление предполагает индивидуальные и групповые консультации учеников, родителей и педагогов по вопросам этнической социализации. Диагностика направлена на выявление актуального уровня показателей этнической социализации школьника. Профилактика включает предупреждение негативной идентичности, рассогласованности системы ценностных ориентаций, интолерантности, повышение уровня позитивной оценки себя и Другого, противодействие этническому атрибутированию и т. д. Коррекционно-развивающее направление подразумевает коррекцию негативной идентичности, интолерантности, развитие навыков сотрудничества и диалога, снижение уровня предубежденности по отношению к Другим и т. д.
The paper presents a content analysis of the organization of psycho-pedagogical support of ethnic socialization of schoolchildren in key areas of practical psychology of education (diagnostic, preventive, educational, corrective developing, consulting). Psychological and educational support of ethnic socialization is understood as the activity of the psychologist to ensure the formation of students' positive ethnic identity, tolerance and valuable attitude to ethno-cultural diversity. Educational direction involves stimulating interest in the history and culture of their own and other ethnic groups, raising awareness of a culture of peace and tolerance, intercultural awareness assistance and mutual interdependence and others. Consultation area involves individual and group counseling of students, parents and teachers on ethnic socialization. Diagnostics is designed to identify the students' current level of performance of ethnic socialization. Prevention includes preventing negative identity, mismatch in the system of values, intolerance, increased positive evaluation of self and others, countering ethnic attribution, etc. Corrective developing implies correction of negative identity, intolerance, developing the skills of cooperation and dialogue, reducing prejudice towards others, etc.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, этническая социализация.
Keywords: psychological and educational support, ethnic socialization.
Востребованность психологических услуг системой образования растет с каждым годом. В новых стандартах образования, как пишет И. В. Дубровина, большое внимание уделяется вопросам психического, личностного и социального развития ребенка, его возрастным и индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его психического и психологического здоровья. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с дальнейшим развитием и укреплением психологической службы образования [6, с. 254].
Психологическая служба призвана создавать в любом учебном заведении особую культурную среду, стимулирующую личностное развитие субъектов образовательного процесса [6, с. 254]. При этом основными направлениями деятельности практического психолога образования выступают психопрофилактика, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, консультационная работа [9].
Сегодня в условиях нарастания полиэтничности общества к многочисленным функциям и задачам практического психолога образования добавилась еще одна - выступать посредником в ситуациях межкультурного взаимодействия [11, с. 58 - 67]. Для этого ему требуется, с одной стороны, высокий уровень этнопсихологической грамотности, а с другой - сензитив-ность и внимательность, чтобы корректно дифференцировать культурные и индивидуальные проявления [14]. К тому же психолог должен выступать как носитель культуры толерантности, создающей основу для конструктивного диалога между представителями различных культур и позволяющей участникам взаимодействия понять и принять друг друга [1]. Сказанное подводит нас к убеждению о том, что психологу сегодня необходимо сопровождать процесс этнической социализации школьников.
В толковом словаре В. И. Даля термин «сопровождение» определяется как «сопутствовать, идти вместе, следовать» [5]. Под психологическим сопровождением понимается «система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» [3, с. 20]. Педагогическое сопровождение процесса включения школьников в социальные отношения, по М. И. Губановой, должно быть направлено на выработку у них готовности и способности решать свои проблемы, делать жизненный выбор, опираясь на подлинные ценности [4, с. 33]. Нам близка позиция И. С. Морозовой [7, с. 18 - 31; 8, с. 270 - 283; 10], согласно которой сопровождение должно быть направлено не только на удовлетворение психологических потребностей развития личности на разных этапах онтогенеза, но и также учитывать социальные потребности той группы населения, к которой принадлежит индивид. В связи с этим И. С. Морозова настаивает на использовании термина «психолого-педагогическое сопровождение», поскольку термин «психологическое» выражает связь сопровождения с развитием личности, а термин «педагогическое» выражает связь сопровождения с социальной адаптацией и социализацией индивидуума. В основе такого сопровождения -комплексный подход к решению проблем ребенка, который осуществим только при условии тесного взаимодействия родителей, учителей и психологов. Для
обеспечения позитивных изменений в развитии ребенка психологу необходимо подготовить учителя к грамотному взаимодействию с ребенком, к его поддержке. Кроме этого, психологу нужно привлечь семью к сотрудничеству в решении как учебных, так и личностных проблем ребенка [10, с. 310].
Психолого-педагогическое сопровождение процесса этнической социализации школьников понимается нами как деятельность психолога по обеспечению становления у учащихся позитивной этнической идентичности, толерантности к Другим и ценностного отношения к этнокультурному разнообразию. Сопровождение этнической социализации в условиях общеобразовательной школы обязательно должно строиться на комплексной основе, затрагивая всех субъектов образовательного процесса и все компоненты образовательной среды.
Основные стратегии работы школьного психолога в поликультурном образовательном пространстве выделены О. В. Хухлаевой и М. Ю. Чибисовой [14] и включают: использование поликультурного материала в содержании работы; содействие формированию культуры мира, признания норм толерантного поведения, стремления к конструктивному решению конфликтов, с использованием диалога, сотрудничества, при уважении противоборствующей стороны; поддержка самораскрытия и положительного самоотношения у учащихся, которое является основой толерантности к другим; возможность обсуждать и осмыслять межкультурное взаимодействие. Как подчеркивают исследователи, данная работа должна быть направлена на практическое воплощение и не носить декларативный характер. Если дети знают, что такое толерантность, но это не находит никакого отражения в их реальной жизни, проведенная работа не эффективна.
Предупреждение ксенофобии и агрессивного национализма, по мнению О. Е. Хухлаева [12, с. 86 -95], включает следующие аспекты:
1. Борьба с «этническим атрибутированием», т. е. с объяснением поведения инокультурного ученика или родителя его национальной принадлежностью. Мероприятия проводятся за счет расширения возможностей для объяснения реальности, снятия однозначности оценки происходящего. Вопросы «Как ты думаешь, почему еще он это сделал?», «Что он этим хотел сказать?», «Какие еще возможны причины случившегося?» и т. д. нацелены на объяснение того, что национальный фактор - это одна из возможных, но отнюдь не обязательных причин. Большое значение имеют способности психолога показать пример перехода от этнического атрибутирования к всестороннему анализу причин поведения человека.
2. Создание в классе системы взаимозависимых социальных связей и включение в нее всех учеников. Данная система нацелена на удовлетворение потребности молодого человека в социальном признании, который стремится определить свое место в социуме. Как пишет О. Е. Хухлаев, превратив класс из группы детей, собирающихся ради учебы, в систему реальной взаимопомощи, мы лишим националистические группировки важного козыря. Ведь чтобы войти в националистические группы, подростку нужно будет лишиться уже имеющихся у него социальных связей, а на это пойдет не каждый. Именно психолог, способный установить личностный контакт с подростком,
может сыграть ключевую роль в предотвращении его вступления в националистическую группировку.
3. Активная работа с ценностями и смыслами школьников. Существующие в современной молодежной среде ценности очень слабо связаны с глобальными жизненными смыслами. При этом в случаях, когда подросток попадает в националистические группировки, у него возникает ощущение осмысленности происходящего, которое наполняет его энергией и дает ресурс, от которого трудно отказаться. Из этого следует очень важный вывод: психологу стоит разговаривать со своими учениками о ценностях и смысле. Как пишет О. Е. Хухлаев, главное - это не конкретные ответы, самое важное заключается в том, что психолог сам должен в это верить, чувствовать это и не бояться разговоров об этом.
4. Формирование позитивного ощущения своей эт-ничности. Содействие формированию позитивного образа своей этнической группы - важная задача для психолога и педагога. При этом, как пишет О. Е. Ху-хлаев, школьнику необходимо понимать, что он имеет непосредственное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, и это накладывает определенную ответственность на него. Также важно дать понять, что это наследие не исчезло, а существует и развивается сейчас, и от самого ученика во многом зависит, что станет с этим наследием в будущем.
5. Осознание межкультурного взаимовлияния и взаимозависимости. Как пишет О. Е. Хухлаев, важно делать экскурсы в сторону взаимовлияния и взаимозависимости культур таким образом, чтобы и мы, и наши ученики могли видеть как различия, так и систему бесчисленных взаимосвязей, объединяющих весь мир, что, безусловно, является хорошей профилактикой национализма.
В целом в образовательном учреждении должна создаваться атмосфера толерантности и ценностного отношения к этнокультурному многообразию. Если нормой образовательного учреждения будет толерантность, то и ученик скорее всего будет ориентироваться на толерантное поведение. Безусловно, данная задача может решаться только совместными усилиями всех специалистов образовательного учреждения, причем особая роль в этом процессе принадлежит педагогам, занимающимся воспитательной работой (классным руководителям и др.).
Опираясь на выше изложенные положения, мы предположили, что этническая социализация школьников будет успешной, если в образовательной среде школы реализуется программа психолого-педагогического сопровождения этнической социализации учащихся по основным направлениям деятельности практического психолога образования (диагностическое, профилактическое, просветительское, коррекци-онно-развивающее, консультационное).
Просветительское направление предполагает: ознакомление с этнокультурным многообразием; стимулирование интереса к истории и культуре своей и других этносов; формирование представлений о своей этнической и гражданской принадлежности; повышение осведомленности учащихся в области культуры мира и толерантности; повышение этнопсихологической грамотности, помощь в осознании межкультурного взаимовлияния и взаимозависимости, осознании себя в качестве субъекта межэтнического взаимодействия; по-
вышение ценностного отношения к этнокультурному многообразию; уважение традиций, правил поведения, образа жизни представителей разных культур.
Консультационное направление предполагает индивидуальные беседы с учениками по запросу, консультации родителей и педагогов по вопросам этнической социализации школьников, групповые консультации с целью установления эмоционально значимых связей между школьниками и взрослыми, содействие формированию культуры мира, признанию норм толерантного поведения.
Диагностика показателей этнической социализации предполагает: выявление актуального уровня показателей этнической социализации школьника - определение типа этнической идентичности, структуры ценностных ориентаций, уровня толерантности и гражданской идентичности школьников и отдельных участников образовательного процесса и т. д. Данное направление подразумевает исследовательскую деятельность по выявлению условий и способов повышения эффективности этнической социализации школьников, проектирование идеального уровня этнической социализации школьника.
Профилактика включает: предупреждение негативной идентичности, рассогласованности системы ценностных ориентаций, интолерантного поведения по отношению к представителям других этносов; повышение уровня позитивной оценки себя и «другого», развитие навыков сотрудничества и диалога, противодействие этнонациональному атрибутированию (объяснения поведения человека только его национальной принадлежностью) и упрощенному пониманию чужой культуры.
Коррекционно-развивающее направление реализуется посредством разработки программ, направленных на создание условий, способствующих принятию ценностей этнокультурного многообразия, становлению позитивной этнической и гражданской идентичности, толерантности личности учащихся. Данное направление подразумевает коррекцию негативной идентичности, интолерантности; формирование позитивного отношения к своему и другим народам, готовности к сотрудничеству с людьми разных национальных культур; развитие навыков общения со сверстниками, развитие толерантного поведения; поддержку самораскрытия; развитие навыков сотрудничества и диалога; снижение уровня предубежденности по отношению к представителям иных этнических групп.
При этом необходимо учитывать возрастно-пси-хологические особенности учащихся. В младшем школьном возрасте, когда идет процесс этнической самоидентификации и расширения этнокультурной осведомленности, этническая социализация будет максимально эффективной только при условии присутствия в образовательном процессе элементов игры. Поэтому в работе с младшими школьниками наиболее продуктивны игровые методы. Для подростков интерес представляют групповые методы работы (групповое обсуждение, ролевые и деловые игр, моделирование конструктивного межэтнического взаимодействия, толерантного поведения и др.). Характеристикой данного возраста является стремление «быть модным», что позволяет успешно применять призывы к этому. В связи с этим следует до них довести, что к 2020 - 2030 гг. одной из самых востребованных ком-
петенций работника будущего будет мультикультур-ность и мультиязычность как необходимое качество в наиболее перспективных, высокотехнологичных и быстрорастущих отраслях российской экономики. Так, данная компетенция указана как важный над-профессиональный навык в 76 профессиях из 162 возможных профессий, указанных в Атласе новых профессий [2]. Работа со старшеклассниками, этническая социализация которых направлена на закрепление достигнутых позитивных результатов, предполагает использование широкого спектра различных методов с опорой на рефлексивные: групповая и межгрупповая дискуссия, обсуждение и т. д.
Важным условием этнической социализации школьников является единство целей образовательного учреждения и семьи. В связи с этим одним из направлений деятельности психолога в рамках этнической социализации школьников является работа с родителями. Целью работы с родителями должно стать повышение их этнокультурной грамотности и привлечение к процессу этнической социализации учащихся. Достижение данной цели решается через постановку задач: просвещения родителей в области проблем этнической социализации, снабжения этнопсихологическими знаниями; помощь в осознании собственных этностерео-типов, активизации роли родителей в социализации их ребенка. Взаимодействие с семьей осуществляется через родительские собрания и лектории; психолого-педагогическое просвещение родителей через индивидуальные и групповые консультации; вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность через участие в работе совета школы и попечительского совета, организацию совместных школьных праздников, образовательных событий, состязаний; взаимодействие с общественными организациями родителей: родительским комитетом школы, советом школы и т. д. для организации целенаправленного процесса этнической социализации учащихся.
Другим важным направлением деятельности в рамках этнической социализации школьников является работа с педагогами. Цель работы: помощь в осознании трудностей, связанных с поликультурной средой, помощь в дифференцировании их от типичных педагогических задач. Основными трудностями педагогов при этнической социализации школьников являются: неосознавание собственных стереотипов в отношении тех или иных этнических групп; недостаток знаний о конкретных культурах (обычаях, традициях, национальных праздниках); недостаточное владение технологиями работы [13, с. 51 - 52]. По словам О. В. Хухлаевой и М. Ю. Чибисовой преодоление данных трудностей возможно посредством повышения межкультурной компетентности педагогов, которая включает четыре измерения.
1. «Преуменьшение» - это ситуация, когда педагог игнорирует влияние этнокультурных факторов на образовательный процесс, испытывает неловкость при обсуждении национального вопроса, считая открытое обсуждение этого вопроса некорректным. В данном случае перед психологом стоит задача повышения степени осознания педагогом влияния культуры на развитие и обучение ребенка, признания самого факта влияния этнокультурных различий на образовательный процесс, что позволит педагогу более гибко
реагировать на поведение ребенка и полнее удовлетворять его образовательные потребности.
2. «Абсолютизация». В этом случае национальная принадлежность ребенка рассматривается педагогом как причина практически всех сложностей, возникающих с учеником. Одной из причин выбора педагогами именно этой модели работы может являться недостаточное владение знаниями об особенностях других культур. В данном случае работа психолога может быть направлена преимущественно на формирование у учителя представления о том, что, хотя этнокультурную принадлежность ребенка изменить невозможно, вполне реально найти такие способы практического взаимодействия с ним, которые позволят преодолеть имеющиеся у ребенка трудности и оптимизируют учебный процесс.
3. «Адаптация». В этом случае педагоги, признавая наличие культурных различий, придерживаются мнения о том, что школа не является тем местом, где эти культурные различия могут предъявляться в своей полноте. Психологу важно объяснить педагогу, почему инокультурному ребенку трудно осваивать чужие правила и нормы, и ненавязчиво подвести учителя к необходимости реализовывать более гибкие, культу-росообразные педагогические стратегии, сделать свое поведение более понятным для ребенка или родителя из другой культуры.
4. «Принятие». Является оптимальной стратегией работы психолога в поликультурном образовательном пространстве, необходимо рассматривать ее как ориентир при повышении педагогической компетентности. В этом случае учитель способен гибко выбирать модель собственного поведения с учетом того, насколько оно понятно и адекватно культурным особенностям ученика. Специалисты, выбирающие данный стиль работы, не только рассматривают свою педагогическую деятельность в контексте той поликультурной среды, в которой они взаимодействуют с учащимися как представителями тех или иных этнических групп, но и признают относительность своей культурной позиции. В этом случае учителю практически не требуется помощь психолога, важно создать условия для трансляции его опыта [13, с. 51 - 52].
В целом, подводя итог сказанному, необходимо сформулировать следующие выводы.
1. Психолого-педагогическое сопровождение этнической социализации школьников определяется как система просветительских, профилактических, консультационных, диагностических, корректирующих и развивающих направлений деятельности практического психолога образования, ориентированных на создание оптимальных условий для формирования ценностного отношения к этнокультурному многообразию, позитивной этнической идентичности и толерантности школьников.
2. Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения этнической социализации являются: диагностическое, просветительское (проведение лекций, дискуссий, ознакомительных экскурсий); профилактическое (профилактика этнической интолерантности, негативной идентичности, рассогласованности системы ценностных ориентаций); коррекционно-развивающее (этнокультурный тренинг и техника повышения межкультурной сензитивности) и консультационное.
3. Психолого-педагогическое сопровождение процессе, снабжение этнопсихологическими знания-
процесса этнической социализации учащихся средней ми, осознание этностереотипов и др.) и педагогами
школы необходимо включает работу с родителями (расширение этнопсихологических знаний, помощь в
(просвещение в области проблем этнической социа- овладении культуросообразных педагогических стра-
лизации их детей, активизация их участия в данном тегий и др.).
Литература
1. Асмолов А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 3 - 15.
2. Атлас новых профессий / П. Лукша, К. Лукша, Д. Песков, Д. Коричин. М.: Агентство стратегических инициатив при Президенте РФ; Московская школа управления СКОЛКОВО, 2014. 168 с.
3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
4. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2007. № 9. С. 33 - 38
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / под ред. профессора И. А. Бодуэна де Куртенэ. М.: Рус. яз. Медиа, 2003. Т. 4. 688 с.
6. Дубровина И. В. Идеи Л. С. Выготского о содержании детской практической психологии // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3432.phtml (дата обращения: 29.11.2014).
7. Морозова И. С. Модель функционирования психологической службы // Педагогический вестник. Вып. 44. Кемерово: Научно-методический центр, 2008. 98 с.
8. Морозова И. С. Моделирование организации психологической службы в дошкольном образовательном учреждении // Постнеклассическая практическая психология: региональный опыт: коллективная монография / под ред. М. С. Яницкого, Ю. В. Пелеха. Тернополь: Навчальна книга - Богдан, 2011. 364 с.
9. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие (мультимедийное сопровождение курса в схемах и комментариях). Курган: Курганский гос. ун-т, 2001. 210 с.
10. Педагогическая психология: учебник / под ред. Н. Б. Евтуха, Ю. В. Пелеха, М. С. Яницкого. Ровно: Ассоль, 2014. 287 с.
11. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В. Ключевые компетенции ведущего межкультурных тренингов // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сборник материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции (21 - 22 ноября 2008 г., г. Москва) / ред. О. Е. Хухлаев. М.: МГППУ, 2008. 217 с.
12. Хухлаев О. Е., Хухлаева О. В. Национализм как социально-психологический феномен в молодежной среде // Этнопсихология: вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып. 2 / под ред. О. Е. Ху-хлаева. М.: МГППУ, 2009. 96 с.
13. Хухлаева О. В Психологические «барьеры» взаимодействия педагогов с учащимися в поликультурном классе // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сборник материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции (21 - 22 ноября 2008 г., г. Москва) / ред. О. Е. Хухлаев. М.: МГППУ, 2008. 217 с.
14. Хухлаева О. В., Чибисова М. Ю. Работа психолога в многонациональной школе: учебное пособие. М.: Форум, 2011. 176 с.
15. Чурекова Т. М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 262 с.
Информация об авторах:
Дагбаева Соелма Батомункуевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Забайкальского государственного университета (ЗабГУ), г. Чита, [email protected].
Soelma B. Dagbaeva - Candidate of Psychology, Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, Transbaikal State University, Chita.
Намсараев Сергей Дашинимаевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, vestnik [email protected].
Sergey D. Namsaraev - Doctor of Pedagogics, Professor at the Department of Pedagogy, Buryat State University, Ulan-Ude.
Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.