Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность в этнической социализации школьников'

Внеурочная деятельность в этнической социализации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ETHNIC SOCIALIZATION / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагбаева Соелма Батомункуевна, Кимова Сэсэгма Зандараевна

В статье поставлена проблема организации внеурочной деятельности с целью этнической социализации школьников. Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, ценностных ориентаций и толерантности. Авторы акцентируют внимание на том, что согласно новым ФГОС внеурочная деятельность призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и социализацию учащихся посредством организации экскурсий, конференций, диспутов, круглых столов; создания кружков и факультативов, школьных научных обществ, научных исследований и др. При этом образовательное учреждение самостоятельно определяет формы организации внеурочной деятельности. В связи с этим педагогическое проектирование и организация внеурочной деятельности приобретает важное значение в контексте этнической социализации учащихся. В работе показано, что проектирование программ внеурочной деятельности в этнической социализации учащихся требует разработки конкретных целей; содержания изучаемого материала; применения инновационных методов и средств обучения и воспитания и т. д. Приводятся принципы реализации программ внеурочной деятельности, а также ее методические основы, апробированные в региональных моделях школы коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN ETHNIC SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN

The paper poses the problem of the organization of extracurricular activities for the purpose of ethnic socialization of schoolchildren. Ethnic socialization of the individual is understood as a process of formation of ethnic identity, values and tolerance. The authors emphasize that under the new GEF extracurricular activities are designed to provide spiritual and moral development and socialization of students through the organization of excursions, conferences, debates, round tables; creating clubs and elective classes, school scientific societies, research and others. The educational institution determines the forms of organization of extracurricular activities. Therefore, instructional design and organization of extracurricular activities is important in the context of ethnic socialization of students. It is shown that the design of extracurricular activities programs in the ethnic socialization of students requires the development of specific objectives, the content of the studied material; the application of innovative methods and means of training and education etc. The paper provides the guidelines for implementing the program of extracurricular activities, as well as its methodological foundations, approved in the regional model of School of communication.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность в этнической социализации школьников»

Литература

1. Карнышев А. Д., Винокуров, М. А. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии. М.: Институт психологии РАН, 2010. 480 с.

2. Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия: монография / науч. ред. А. Д. Карнышев. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 319 с.

3. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика: монография. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2004.

4. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невструевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. Т. 1. С. 147 - 159.

5. Яницкий М. С. Ценностные ориентации как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 214 с.

Информация об авторе:

Володина Елена Павловна - старший преподаватель кафедры психодиагностики и практической психологии педагогического института Иркутского государственного университета, [email protected].

Elena P. Volodina - Senior Lecturer at the Department of Psychodiagnostics and Practical Psychology, Pedagogical Institute, Irkutsk State University.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

УДК 152.32

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

С. Б. Дагбаева, С. З. Кимова

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN ETHNIC SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN

S. B. Dagbaeva, S. Z. Kimova

В статье поставлена проблема организации внеурочной деятельности с целью этнической социализации школьников. Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, ценностных ориентаций и толерантности. Авторы акцентируют внимание на том, что согласно новым ФГОС внеурочная деятельность призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и социализацию учащихся посредством организации экскурсий, конференций, диспутов, круглых столов; создания кружков и факультативов, школьных научных обществ, научных исследований и др. При этом образовательное учреждение самостоятельно определяет формы организации внеурочной деятельности. В связи с этим педагогическое проектирование и организация внеурочной деятельности приобретает важное значение в контексте этнической социализации учащихся. В работе показано, что проектирование программ внеурочной деятельности в этнической социализации учащихся требует разработки конкретных целей; содержания изучаемого материала; применения инновационных методов и средств обучения и воспитания и т. д. Приводятся принципы реализации программ внеурочной деятельности, а также ее методические основы, апробированные в региональных моделях школы коммуникации.

The paper poses the problem of the organization of extracurricular activities for the purpose of ethnic socialization of schoolchildren. Ethnic socialization of the individual is understood as a process of formation of ethnic identity, values and tolerance. The authors emphasize that under the new GEF extracurricular activities are designed to provide spiritual and moral development and socialization of students through the organization of excursions, conferences, debates, round tables; creating clubs and elective classes, school scientific societies, research and others. The educational institution determines the forms of organization of extracurricular activities. Therefore, instructional design and organization of extracurricular activities is important in the context of ethnic socialization of students. It is shown that the design of extracurricular activities programs in the ethnic socialization of students requires the development of specific objectives, the content of the studied material; the application of innovative methods and means of training and education etc. The paper provides the guidelines for implementing the program of extracurricular activities, as well as its methodological foundations, approved in the regional model of School of communication.

Ключевые слова: этническая социализация, внеурочная деятельность.

Keywords: ethnic socialization, extracurricular activities.

Обеспечить благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно в условиях значимых изменений современного общества. Одним из направлений национальной инициативы «Наша новая школа» в рамках модернизации российского образования является переход на новые образовательные

стандарты [2]. Отличительной особенностью нового ФГОС выступает включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». В соответствии с новым ФГОС внеурочная деятельность должна обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,

становление их гражданской и этнической идентичности, приобретение навыков толерантного поведения [6]. Указанные в ФГОС личностные результаты, а именно этническая идентичность, ценностное отношение к этнокультурному разнообразию, толерантность к Другим, являются психологическими эффектами процесса этнической социализации школьников [1]. В настоящее время проблема обеспечения успешной этнической социализации учащихся средствами внеурочной деятельности нашла отражение в теории, но тем не менее она еще не получила необходимого решения в практике средних образовательных учреждений. В связи с этим организация внеурочной деятельности, обеспечивающей успешную этническую социализацию учащихся средних общеобразовательных школ на основе формирования гармоничной, толерантной личности с позитивной этнической и гражданской идентичностью выступает как настоятельное практическое требование.

Целью настоящей статьи является изложение теоретического обоснования и методических разработок организации внеурочной деятельности школы в контексте этнической социализации учащихся.

Вопросы определения теоретических основ проектирования программ внеурочной деятельности, определения содержания, форм и методов реализации занимают важное место в общем образовании [4]. Систематичность, ресурсоёмкость задач проектирования, современные тренды общего образования, их влияние на социальную стратификацию и самоинден-тичность человека свидетельствуют об актуальности новых образовательных практик социализации подрастающего человека.

ФГОС, являющийся отражением социального заказа, рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

В условиях реализации мероприятий ФЦПРО в 2011 - 2013 гг. по лоту № 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» в Забайкальском крае разработана и осуществлена комплексная программа по реализации региональных моделей Школы коммуникации. Школа коммуникации представляет собой институциональный проект, определяющий стратегию развития современной школы в регионе. С учетом поликультурности и поликонфессиональности среды и исторически сложившейся ситуации транс-граничья Забайкальского края с Китаем и Монголией образовательные учреждения реализуют модели межкультурной коммуникации, интеграции личности, способствующие социализации молодежи в современном мире. Методологическое обоснование региональной модели Школы Коммуникации разработано учеными Забайкальского государственного университета (С. З. Кимова и др.) [5].

Этническая социализация учащихся в экспериментальных школах достигалась через разработку

единой содержательной линии, интегрированной во все школьные предметы. Основным документом, направленным на повышение качества образования в школе и на этническую социализацию учащихся, являлась Программа развития школы. Она предусматривает разнообразные формы, методы и приемы деятельности членов педагогического коллектива, методических объединений, методического совета школы и администрации. Программа строится с учетом наработанного педагогическим коллективом опыта, имеющихся достижений и выявленных проблем в образовательной деятельности. На основании Программы развития школы составлялся Учебный план школы, его вариативная часть, в том числе направления дополнительного образования. При этом внеурочная деятельность обучающихся может осуществляться как в одновозрастных, так и разновозрастных объединениях по интересам (студия, клуб, группа, секция, ансамбль, секция, театр, творческое объединение и другие). Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение самостоятельно. В связи с этим рекомендуем для организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении создать творческую группу. Следует выделить такие формы организации внеурочной деятельности, как экскурсии, олимпиады, поисковые и учебные исследования, круглые столы, конференции, соревнования, общественно полезные практики, конкурсы, выставки, деловые игры, экспедиции и другие.

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности разрабатываются на 35 учебных недель. В программе количество часов теоретических занятий не должно превышать 50 % от общего количества часов.

Необходимо отметить, что вопросы педагогического проектирования внеурочной деятельности разрабатываются в психолого-педагогической литературе и представлены достаточно. Применительно к практике проектирования программ внеурочной деятельности актуально следующее понимание: педагогическое проектирование - это деятельность по совершенствованию образовательного процесса с целью создания оптимальных условий обучения и развития человека [3].

Быстро меняющиеся контексты современного мира, возрастающая конкурентоспособность, мобильность объективируют задачи определения теоретических конструктов программ внеурочной деятельности. Определение теоретического конструкта программы внеурочной деятельности требует некоего базиса: требования, принципы, которые в свою очередь определяют структуру и алгоритм реализации.

Проектирование программ внеурочной деятельности в контексте этнической социализации строилось с учетом следующих требований: последовательная дидактическая разработка целей обучения, воспитания; распределение содержания учебного ма-

териала по модулям, соответственно целям обучения; комплексное применение дидактических, технических, в том числе и электронных средств обучения и воспитания; возможность обратной связи обучения и воспитания.

Реализация программ внеурочной деятельности осуществлялась с учётом нижеизложенных принципов:

1) системность, проектирование содержание материала как множества упорядоченных элементов: цели, содержания учебного материала и результатов обучения и воспитания.

2) структурированность, распределение содержания учебного материала как иерархия элементов системы целей, содержания, методов, средств, форм, условий обучения, направленное на реальное функционирование модели внеурочной деятельности;

3) целостность, представление учебного материала как взаимосвязанных компонентов обучения и воспитания, обеспечивающая в целом социализирующую роль обучения, ориентирующего обучающегося в окружающем мире;

4) целенаправленность как нацеленность всего процесса обучения на формирование универсальных учебных действий и приобретение личностного опыта в творческих видах деятельности;

5) дидактическое обеспечение учебного процесса (технологическая карта учебного процесса, карта знаний, карта интересов обучающегося и т. д.), предполагающее поэтапную фиксацию и коррекцию процесса социализации;

6) интенсивность обучения, включение в образовательный процесс разнообразных форм интерактивных занятий, предполагающий перевод обучающегося в субъектную позицию.

Выделенные требования и принципы позволили создать базовую схему внеурочной деятельности (рис.).

ПОНИМАНИЕ

вызов

РЕФЛЕКСИЯ

ОСМЫСЛЕНИЕ

Рис. 1. Базовая схема внеурочной деятельности

На этапе вызова актуализируются знания и представления об изучаемом объекте. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы позволяет обучающимся строить акты социального взаимодействия, формировать личный интерес, определять цели изучения темы.

На этапе понимания ученик вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Он получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы, соотносить знания с полученными прежде. Происходит выстраивание собственной позиции.

Этап рефлексии характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с

тем, чтобы включить в них новые понятия. У обучающегося формируется отношение к изучаемому материалу, что является одной из направляющей процесса социализации.

Этап осмысления связан с «присвоением» нового знания и формированием на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом объекте.

Алгоритм реализации программы внеурочной деятельности предполагал следующие шаги.

Шаг первый. Диагностика. Проведение входного контроля, который позволяет выявить уровень сфор-мированности интереса и мотивации, первоначальных знаний и умений. Это позволяет скорректировать содержание материала и формы деятельности учащихся.

Шаг второй связан с разработкой программы внеурочной деятельности. Проектирование содержания программ, дидактических материалов строится с учетом диагностики; по каждому модулю программы определяется комплекс дидактических и технических средств, указываются формы творческой самореализации ученика и формы организации самостоятельной работы.

Структура программы внеурочной деятельности может включать несколько разделов: организационно-методический; требования к результатам освоения; содержание дисциплины (тематические разделы, практические занятия, внеаудиторная работа, самостоятельная работа); учебно-методическое и информационное обеспечение.

В организационно-методическом разделе помимо традиционных рубрик (цели и задачи) указывается междисциплинарное поле знаний, ключевые понятия. Пункт «Междисциплинарное поле знаний» и ключевые понятия позволяет очертить проблемное поле собственно курса программы внеурочной деятельности и выявить поля взаимодействия с учебными предметами.

В разделе «Требования к результатам освоения дисциплины» помимо компетенций включена диагностическая карта дисциплины, в которой показаны ожидаемые результаты. Один из вариантов приведен в таблице 1. Уровень формирования универсальных учебных действий (далее УУД) раскрывается на трёх уровнях, а каждый уровень имеет три подуровня. Это позволяет учителю представить ожидаемые результаты как иерархию уровней сформированности УУД.

В пункте «Практические занятия» раздела «Содержание дисциплины» помимо тематики занятий желательно указать интерактивную форму деятельности ученика. В пункте «Самостоятельная работа» описать виды и формы самостоятельной работы и содержание материала, выносимого на самостоятельное рассмотрение (таблица 2).

Раздел «Учебно-методическое и информационное обеспечение» раскрывает возможности электронно-образовательных ресурсов (IRBIS, библиотека on-line и т. д.), базы данных, информационно-справочных и поисковых систем.

В разделе «Форма контроля» показывают систему оценки, образцы материалов текущего, модульного контроля, примерный перечень тем и видов творческих работ.

Таблица 1

Ожидаемые результаты (диагностическая карта дисциплины)

№ п/п Уровень освоения учебного материала Уровень сформи-рованности УУД

1 Знание и понимание Пороговый Стандартный Эталонный

2 Применение и анализ Пороговый Стандартный Эталонный

3 Синтез и оценка Пороговый Стандартный Эталонный

Шаг третий. Содержание деятельности на данном этапе связан с уточнением и конкретизаций материала, выносимого на самостоятельное рассмотрение и формы его представления. Выбор формы представления определяется самим обучающимся. Таким образом, обеспечивается возможность развития творческой индивидуальности ученика. Определение внеаудиторных форм работы (экскурсия, практика, дискуссия, круглый стол и т. д.), содержание выносимого материала определяется интересами ученика. Внесение изменений в учебную программу обусловлены только новациями в системе образования. Внеурочная деятельность направлена на открытое, ответственное взаимодействие, на раскрытие творческого потенциала обучающегося.

Таблица 2

Организация самостоятельной работы

№ п/ п Наименование раздела Содержание материала, выносимого на самостоятельное изучение Форма самостоятельной работы

1 2 3 4

Шаг четвертый. Промежуточный контроль в виде дискуссии, круглого стола и т. д. (форма промежуточного контроля жестко не регламентируется, её выбор детерминируется как содержание материала программы, так и ведущей формой обучения) рекомендуется проводить после каждого модуля с целью выявления точек напряжения в усвоении учебного материала у учеников (проходит по цепочке - контроль, взаимоконтроль, самоконтроль); по итогам которого конкретизируется образовательная траектория ученика. Этот этап предполагает разнообразие дидак-

тического материала, позволяющего оценить уровень усвоения материала.

Шаг пятый. Формы итогового/рубежного контроля разнообразны: наряду с традиционным опросом (устный или письменный) проводится защита творческих работ, презентация образовательных продуктов учащихся и т. д. Для этого учителю нужна достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности обучающихся, чтобы наиболее полно оценить работы учеников. Как правило, приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к конкретным задачам программ внеурочной деятельности. Одной из форм оценивания могут быть регистрационные бланки, матрица знаний, карта знаний. Интересной является и методика ранжирования «ценности», где и определяется тесная взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.

Реализация задач воспитания предполагает работу по созданию ситуации успеха, обеспечивающего выявление потенциала обучающегося в различных видах деятельности (учебной, творческой, исследовательской, волонтерской, трудовой, спортивной и др.).

Таким образом, изложенное выше позволяет нам сформулировать следующие выводы.

1. Современная социокультурная ситуация требует психолого-педагогического обеспечения этнической социализации учащихся, которая понимается как процесс становления этнической идентичности, ценностных ориентаций и толерантности к другим.

2. Важное значение в этнической социализации школьников приобретает в свете модернизации образования внеурочная деятельность, которая согласно новым ФГОС призвана содействовать духовно-нравственному развитию и социализации учащихся, становлению их гражданской и этнической идентичности, приобретению навыков толерантного поведения.

3. Педагогическое проектирование внеурочной деятельности в средней школе предстает как деятельность по совершенствованию образовательного процесса с целью создания оптимальных условий обучения и развития человека. Проектирование программ внеурочной деятельности в этнической социализации учащихся требует разработки конкретных целей; распределения изучаемого материала по модулям; применения инновационных методов и средств обучения и воспитания; обратной связи.

4. Необходимыми принципами реализации программ внеурочной деятельности выступают системность, структурированность, целостность, целенаправленность, дидактическое обеспечение, интенсивность. Методические основы определяют конструкт программы внеурочной деятельности, её структуру и алгоритм реализации.

Литература

1. Дагбаева С. Б. Сущность, содержание, психологические механизмы и эффекты этнической социализации личности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. (Серия: Педагогика и психология). 2014. № 5(58). С. 110 - 116.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 г. Режим доступа: ЫфУ/минобрнауки.рф/документы/наша новая школа (дата обращения: 12.03.2015).

3. Кимова С. З. Педагогическое проектирование предметных образовательных программ в современной школе: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2002. 199 с.

4. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296. Режим доступа: http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/55071318/#ixzz3YmG1co49 (дата обращения: 12.03.2015).

5. Реализация ФПРО в Забайкальском крае 2014 - 2015 гг. // Официальный сайт ФЦПРО на 2012 - 2015 гг. в Забайкалье. Режим доступа: http://fcprozab.ru/?p=1 (дата обращения: 12.03.2015).

6. ФГОС основного общего образования от 17 декабря 2010 г. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ до-кументы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897^ (дата обращения: 12.03.2015).

Информация об авторах:

Дагбаева Соелма Батомункуевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Забайкальского государственного университета (ЗабГУ), г. Чита, [email protected].

Soelma B. Dagbaeva - Candidate of Psychology, Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, Transbaikal State University, Chita.

Кимова Сэсэгма Зандараевна - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной и инновационной работе Института социальных наук, психологии и педагогики Забайкальского государственного университета (ЗабГУ), г. Чита, [email protected].

Sesegma Z. Kimova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Deputy Director for Scientific Innovations at the Institute of Social Sciences, Psychology and Pedagogy, Transbaikal State University, Chita.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

УДК 159.922.4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

С. Б. Дагбаева, С. Д. Намсараев

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT THE PROCESS OF ETHNIC SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN

S. В. Dagbaeva, S. D. Namsaraev

В статье представлен содержательный анализ организации психолого-педагогического сопровождения этнической социализации учащихся по основным направлениям деятельности практического психолога образования (диагностическое, профилактическое, просветительское, коррекционно-развивающее, консультационное). Психолого-педагогическое сопровождение этнической социализации понимается как деятельность психолога по обеспечению становления у учащихся позитивной этнической идентичности, толерантности и ценностного отношения к этнокультурному разнообразию. Просветительское направление предполагает стимулирование интереса к истории и культуре своей и других этносов, повышение осведомленности в области культуры мира и толерантности, помощь в осознании межкультурного взаимовлияния и взаимозависимости и др. Консультационное направление предполагает индивидуальные и групповые консультации учеников, родителей и педагогов по вопросам этнической социализации. Диагностика направлена на выявление актуального уровня показателей этнической социализации школьника. Профилактика включает предупреждение негативной идентичности, рассогласованности системы ценностных ориентаций, интолерантности, повышение уровня позитивной оценки себя и Другого, противодействие этническому атрибутированию и т. д. Коррекционно-развивающее направление подразумевает коррекцию негативной идентичности, интолерантности, развитие навыков сотрудничества и диалога, снижение уровня предубежденности по отношению к Другим и т. д.

The paper presents a content analysis of the organization of psycho-pedagogical support of ethnic socialization of schoolchildren in key areas of practical psychology of education (diagnostic, preventive, educational, corrective developing, consulting). Psychological and educational support of ethnic socialization is understood as the activity of the psychologist to ensure the formation of students' positive ethnic identity, tolerance and valuable attitude to ethno-cultural diversity. Educational direction involves stimulating interest in the history and culture of their own and other ethnic groups, raising awareness of a culture of peace and tolerance, intercultural awareness assistance and mutual interdependence and others. Consultation area involves individual and group counseling of students, parents and teachers on ethnic socialization. Diagnostics is designed to identify the students' current level of performance of ethnic socialization. Prevention includes preventing negative identity, mismatch in the system of values, intolerance, increased positive evaluation of self and others, countering ethnic attribution, etc. Corrective developing implies correction of negative identity, intolerance, developing the skills of cooperation and dialogue, reducing prejudice towards others, etc.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, этническая социализация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: psychological and educational support, ethnic socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.