Согласно данным табл. 2, на констатирующем этапе экспериментального исследования были получены следующие результаты: авторитарный стиль воспитания ребенка с ОВЗ был выявлен у 12 родителей (40,0%), симбиоз -у 9 (30,0%), маленький неудачник - у 5(16,6%), принятие - отвержение - у 3 (10,0%), кооперация - у 1 (3,4%). Результаты по методике отражены на рис. 7.
□ Принятие- отвержение ИСимбиоз □Авторитарность
□ Маленький неудачник ИКооперация
Рис.7.Выраженность стилейродительского отношения по методике «Опросник родительского отношения (ОРО)»,
авторы A.Я.Bapга,B.B.еToлин(в%oт обтегочисле опрооенных)
наиболее пы|важенныв пт фонте ро^етей чooзееcп отолн от/ивил^ ткбгхoтнчшыеия«aнтopнтapнaягивынcвцpaлизтцня»(00,0%). Дтн^l^^^)втивь не допускает малейшего негютлтвoнтяпo ч^сэе^нн! ребенка, родитель проявляет максимум заботы о здороoьeтз0етзо, еоша^ьн1^е еапехах, старается навязать во всем свою волю, не в состоянии принять точку зрения ребенка с ОВЗ, при этом хорошо зная своего ребенка, его индивидуальные особенности, привычки. «Аетертарненнее^:оциолио^^ип) - этоствль. ери ре^ток лстиется
oамoзтдяcрл«yoyтз,cвоOыыы рьУ^^а в ннтвятхив соущовтыленит по^т^т^г^вн-«ын зaпoннпoзнoьaдщнxтpyднocттл.Kyидop да^твоо дaвlаeлcннеглтдетхнв етреилых, н «oнpoотое хотитyoз (гаяелсе нттopшась ¡юоОща вакиа-лн0!/ ое.ихних ^воито^тартво отеш взpезлып. П«анвпяя нзл(ыхщв пркнцтпгaвпнoхтн с невиОкбстн ви вветневетдшeкзиE еeПенкoы, ннжевтнхс вяли ты ^ееовки с мом-нтвминтlоиьoeвнтyзхеи отгоядыны нртцессоготкроохеннл, .оои^^ли сесдаюх пхe^-потb)lлao лвя yoьникнoто«ие сым^ттор кoхAoикто. По/^еоные погеденчое ские характеристики выступают в качестве своеобразной психологической защипы, за зoooсый ео«нтили исрзпые^т езоо втcтoякныь отрих за тyдт0ч |зтб^«пa с ОВЗ, эмоциональную холодность, недовольство собой, свою неустойчивую или зл-ожснн^ ыпннепттy(т иамвопбьзy Xсвoтeтетpтlе хыдпхeoв иноп^т оетоссо пе-
Библиографическийсписок
нимание своей роли в развитии личности подростка, признавая за ним самим право на саморазвитие, но проявляя при этом твердость, настойчивость, что формирует правильное социальное поведение у детей.
Стиль родительского отношения «симбиоз» (30,0%) свидетельствует о том, что родитель ощущает себя единым целым с ребенком с ОВЗ, старается удовлетворить все его потребности, оградить от неприятностей, испытывает постоянную тревогу за ребенка с ОВЗ, который ему кажется беззащитным. Представленный стиль может приводить к возникновению страхов и тревожности в связи с инфан-тилизацией характера ребенка с ОВЗ. При данном стиле воспитания ребенку с ОВЗ не приходится решать возникающие трудности, родители стараются, чтобы их ребенок был огражден от каких-либо препятствий и неприятностей. В данном случае эмоционально-волевой уровень развития ребенка с ОВЗ остается в неразвитом состоянии, и подрастающий человек остается «маменькиным сыном или дочкой» на всю оставшуюся жизнь. Это приводит к возможным нарушениям и развитию тревоги и страхов, т.к. родители ребенка с ОВЗ не научили его справляться с трудностями самостоятельно, без их поддержки.
На третьем месте по степени выраженности находится стиль семейного воспитания «маленький неудачник» (16,6%), который отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Полученные высокие значения по этой категории свидетельствуют о стремлении родителя инфантилизировать ребенка с ОВЗ, приписать ему личную несамостоятельность, родитель видит своего ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителям детскими и несерьезными. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. Ребенок представляется неприспособленным к жизни, открытым для дурных влияний. В авозноАнныводитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго а^т^нолт^с^вэт ь его действия. Подобное отношение к ребенку приводит к возник-ныкeнтп еиюоого количества страхов и тревоги.
[Tсимтчoтельно то, что наиболее благоприятный стиль родительского отношения «кооперация» был выявлен только у 1 родителя ребенка с ОВЗ (3,4%).
Таким образом, полученные в ходе применения методики «Опросник родительского отношения (ОРО)» (авторы А.Я. Варга, В. В. Столин) результаты подтверждают, что стили семейного воспитания в различных по структуре семьях, твcьхтывнAщтx детей с ОВЗ, не только отличаются друг от друга, но и оказывают твиях«e на со^1^^оизацию личности.
Анооит ^«.льтатов анкетирования родителей, воспитывающих детей с ЬЬOт. «oкызтlвыT| что на современном этапе существуют проблемы отсутствия тoлунoгoвпвыозхя со стороны общества в отношении семей, воспитывающих иеней с ОВЗ| зотегые заключаются в отношении окружающих к детям с ОВЗ, от-cyт<гттвидoлж«ое помощи семьям со стороны государства, невозможности ро-О«oеыяв, поснсвывающим детей с ОВЗ, получить квалифицированную помощь педагога-психолога, что оказывает влияние на социализацию личности. Для ре-шсоия хсап первоем нами планируется разработать программу педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ «Семейный очаг», направ-левнею на тдцpнлизацию личности ребенка.
1. АндрееваГМ. Социальнаяпсихология. Москва:АСТ, 2014.
2. Иванов А.В.ИнновационныйпотенциалсистемыреабилитациидетейсОВЗ. Социально-гуманитарные знания. 2009; № 4: 153 - 164.
3. ПедькоК.В.ПсихологическиеособенностиличностисОВЗ. Наука имолодежь. Гуманитарнаясерия. Москва: Национальный университет 2016; № 11 - 12: 163 - 166. References
1. AndreevaG.M. Social'nayapsihologiya. Moskva: AST, 2014.
2. Ivanov A.V. Innovacionnyjpotencialsistemy reabilitaciidetejsOVZ. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2009; № 4: 153 - 164.
3. Ped'koK.V. Psihologicheskie osobennostilichnostisOVZ. Naukaimolodezh'. Gumanitarnayaseriya. Moskva: Nacional'nyj universitet. 2016; № 11 - 12: 163 - 166.
Статья поступила в редакцию 30.09.19
УДК 374 + 37.01
BokovaO.A.,Cand.ofSciences(Рsychology),seniorlecturer, Altai StatePedagogicalUniversity(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
TarahovS.I.,MA student(Pedagogy), AltaiStatePedagogical University(Barnaul,Russia),E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF THE PSYCHOLOGICALAND PEDAGOGICAL SUPPORT PROGRAM FOR FAMILIES UPDATING CHILDREN FROM HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE BASIS OF THE CENTER OF FURTHER EDUCATION. The program of psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities offered by the authors, aimed at socializing the personality of the child, allows to create organizational and professional conditions for systematic psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities in the center of further education, as takes into account the totality of psychological, pedagogical, personal factors, as well as the basic laws of the functioning and development ofthe regional support system for families raising children with disabilities. The program involves increasing the psychological and pedagogical competence of parents in matters of upbringing, development and socialization of the personality of children with disabilities and involving parents in joint activities with the child, aimed at increasing efficiency from inclusion in society.
Key words: program, psychological and pedagogical support of family, organization and content of work of specialists.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
С.И. Тарахов, магистрант, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предложенная авторами программа психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленная на социализацию личности ребенка, позволяет создать организационные и профессиональные условия для системной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей детей с ОВЗ в центре дополнительного образования, т.к. учитывает совокупность психологических, педагогических, личностных факторов, а также основные закономерности функционирования и развития региональной системы поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Программа предполагает повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, направленную на повышение эффективности их включения в общество.
Ключевые слова: программа, психолого-педагогическое сопровождение семьи, организацию и содержание работы специалистов.
В современном мире ограниченные возможности здоровья понимаются как феномен, отражающий в каждом конкретном случае проблемы со здоровьем, приводящие к ограничению жизнедеятельности и возникновению средо-вых, социальных барьеров, окружающих человека с ОВЗ. Поскольку ограничения, вызванные отклонениями в психическом и физическом развитии, зависят от ряда внешних причин, в том числе и социальных, проблема ограниченных возможностей людей признается социальной проблемой, нуждающейся в разрешении.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований особенностей становления личности, малоисследованным остается вопрос организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), направленного на социализацию личности детей данной категории.
Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленного на развитие личности ребенка. Как правило, дети с ОВЗ помимо основного дефекта развития имеют множество психологических отклонений, обусловленных определенными социальными и другими условиями жизнедеятельности. Так, указывает Ю.А. Белополова, детям с ОВЗ характерно повышенное состояние тревожности, проявление агрессии, низкий уровень сформированности социальных навыков и т.д., что в целом проявляется в недостаточной социализации личности [1]. Испытывают определенные сложности и родители, воспитывающие детей с ОВЗ, т.к. именно они знают все особенности развития своего ребенка, знают, какая помощь ему необходима. Несмотря на это, значительная часть родителей сталкивается со специфическими проблемами в воспитании детей с ОВЗ, что требует неотложного вмешательства специалиста. Такая помощь оказывается в форме сопровождения.
- будут учтены проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- сопровождение будет строиться на основе индивидуального подхода к каждой семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
- будут созданы специальные условия для оказания помощи семье по личностному развитию детей с ОВЗ.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 10 - 12 лет, имеющие трудности в социализации личности и их родители.
Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, направленную на повышение эффективности из включения в общество.
Задачи программы:
1. Сформировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития.
2. Познакомить родителей с эффективными методами родительско-дет-ского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для эффективной социализации личности ребенка.
3. Формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами Центра дополнительного образования, направленную на социализацию личности.
4. Способствовать включению детей с ОВЗ в общество на основе продуктивной социализации личности.
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Процесс реализации программы состоит из трех этапов, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Этапы реализации программы «Семейный очаг»
Направление деятельности Сроки. Ответственные исполнители Форма отчетности/срок ее предоставления
Организационный (подготовительный) 2 недели. Педагог-психолог Предупредительный контроль. В течение 20 дней
Практический (основной) Долгосрочный, бессрочный. Специалисты, педагог-психолог тьютор Текущий контроль. В течение всего периода программы
Итоговый (аналитический) В конце каждого отчетного года. Педагог-психолог, тьютор По завершении деятельности. В течение 10 дней
Анализ имеющихся в настоящее время систем сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, показывает, что все существующие в России подходы к построению образовательной практики сопровождения (Е.И. Казакова [2], О.Е. Кучерова [3] и др.) развиваются в парадигме содействия. Это предполагает, во-первых, деятельностную организацию службы сопровождения; во-вторых, своих профессиональных целей специалист системы сопровождения достигает только в совместной деятельности с ребенком, педагогом, родителем (содействие). Сам процесс организации такого совместного действия обладает большим развивающим эффектом, учит ребенка или его родителя сотрудничеству, ответственности и самостоятельности, позволяет окунуться в проблему другого человека, почувствовать ее и помочь решить. Ведущую роль в сопровождении авторы концепций отдают психологам, таким образом, речь идет о процессе психологического сопровождения.
В психолого-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих детей с ОВЗ, ключевыми направлениями являются такие как консультирование, выявление и анализ проблем в семьях данной категории посредством диагностики; планирование работы по созданию условий для успешной интеграции детей с ОВЗ в общество здоровых сверстников и т.д.
Результаты диагностики родителей послужили основанием для разработки Программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ «Семейный очаг». Мы считаем, что психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленное на социализацию личности ребенка, будет эффективным, если:
Этапы реализации Программы «Семейный очаг»:
1. Организационный (подготовительный) - 2 недели. В ходе данного этапа предполагается осуществить разработку программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленную на развитие личности ребенка:
- сбор информации о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- составление банка данных семей с детьми с ОВЗ, участвующих в программе;
- ведение журнала регистрации обращений (запросов) родителей (законных представителей), обратившихся за помощью.
2. Практический (основной) этап реализации программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленной на развитие личности ребенка. Практическая работа по созданию взаимосвязанной системы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленной на развитие личности ребенка. Проведения занятий, тренингов, консультаций, экскурсий, выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ОВЗ и здоровых детей.
3. Итоговый этап реализации программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленной на развитие личности ребенка. В конце каждого отчетного периода, в ходе которого необходимо обобщить опыт работы педагога-психолога, сопровождающего семью, тьютора, педагогов, специалистов, родителей, направленной на развитие лично-
сти ребенка, и наметить перспективы и пути дальнейшего развития данной программы.
В табл. 2 - 3 представлены формы и методы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленные на развитие личности ребенка.
Таблица 2
Формы работы (групповые и индивидуальные)
Групповые: Индивидуальные
тренинги, консультации, встречи со специалистами, круглый стол, игры, экскурсии, посещение игровых комнат, выставок; выезд всей семьей на природу; участие в кружке «Дизайн студия», в театральном кружке «Мир сказок», в танцевальной группе «Радуга» занятия с педагогом-психологом, беседы, консультации, кор-рекционные занятия
Многообразие методов работы в Центре дополнительного образования с участниками программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленной на развитие личности ребенка, позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и вооружиться новыми знаниями и приемами грамотного общения с ребенком, а детей с ОВЗ - обучать приемами конструктивного общения со сверстниками, что способствует социализации личности.
Таблица 3
Методы работы
Организационные Практические Итоговые
информирование населения о новой форме психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и способах адаптации детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников; формирование группы;разработка перспективных планов, расписания занятий, мероприятий, совместные встречи, консультаций, круглый стол и т.д.; привлечение городских организаций, учреждений в мероприятиях клуба; привлечение волонтеров и спонсоров анкетирование; работа с родителями, семьями и специалистами: психологом, логопедом, дефектологом; оформление помещений; репетиция. групповые и индивидуальные занятия; беседы; кружки; мастер-классы; праздники, развлечения; театрализованные постановки; соревнования; выставки; концерты; выезды.
Программа раскрывает организацию и содержание работы специалистов с детьми ограниченными возможностями здоровья. Работа строится по формированию нескольких видов социализации личности:
- психолого-педагогической;
- организационной.
Все мероприятия проводятся во второй половине дня в связи с тем, что в первой половине у детей идет учебный процесс. Программа «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с планом мероприятий, представленном в табл. 4. Отметим, что план мероприятий вариативен, т.е. может быть изменен в зависимости от обстоятельств.
Таблица 4
План мероприятий Программы «Семейный очаг»
№ Название мероприятия Сроки
1 Встреча «Давайте встречаться» июнь
2 Участие в акции «Мой папа самый» июнь
4 Посещение танцевального кружка «Радуга» июль
5 Участие в кружке «Дизайн студия» июль
6 Участие в первой встрече театрального кружка «Мир сказок» июль
7 Посещение танцевального кружка «Радуга» август
8 Выездное мероприятие «Веселые старты» август
9 Участие в театральном кружке «Мир сказок» август
10 Участие в кружке «Дизайн студия» август
11 Встреча «Школа желаний» сентябрь
12 Участие в кружке «Дизайн студия» сентябрь
13 Посещение танцевального кружка «Радуга» сентябрь
14 Участие в театральном кружке «Мир сказок» сентябрь
15 Выход с социум «Посещение музея» октябрь
16 Участие в кружке «Дизайн студия» октябрь
17 Посещение танцевального кружка «Радуга» октябрь
18 Посещение театрального кружка «Мир сказок» октябрь
19 Игровой тренинг « Я среди людей», ноябрь
20 Участие в кружке «Дизайн студия» ноябрь
21 Посещение танцевального кружка «Радуга» ноябрь
22 Посещение театрального кружка «Мир сказок» ноябрь
23 Выездное мероприятие «встреча с волонтерами в ДК». декабрь
24 Посещение театрального кружка «Мир сказок» декабрь
25 Посещение танцевального кружка «Радуга» декабрь
26 Участие в кружке «Дизайн студия» декабрь
27 Встреча за круглым столом «Мои друзья» январь
28 Участие в кружке «Дизайн студия» январь
29 Посещение танцевального кружка «Радуга» январь
30 Посещение театрального кружка «Мир сказок» январь
31 Постановка детского спектакля «Я и мои друзья», февраль
32 Посещение танцевального кружка «Радуга» февраль
33 Участие в кружке «Дизайн студия» февраль
34 Концерт для мам «Подарок маме». март
35 Участие в кружке «Дизайн студия» март
36 Посещение танцевального кружка «Радуга» март
37 Арт-терапия «Волшебный мир» апрель
38 Участие в кружке «Дизайн студия» апрель
39 Посещение танцевального кружка «Радуга» апрель
40 День именинника май
41 Участие в кружке «Дизайн студия» май
42 Посещение танцевального кружка «Радуга» май
Алгоритм подготовки и проведения встреч согласно содержанию Программы «Семейный очаг» выглядит следующим образом:
1. Опрос родителей и детей.
2. Разработка и конспект занятий, памяток для родителей и детей.
3. Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.
4. Привлечение городских средств массовой информации.
5. Информирование родителей и участников о занятиях через приглашения и объявления.
6. Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству родителей и детей, участвующих в мероприятии).
7. Основные акценты подготовки мероприятия можно определять по следующим позициям:
- название мероприятия;
- на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников);
- цель его проведения;
- продолжительность;
- оргкомитет (инициативная группа, благотворительные организации) и ход его (ее) работы;
- виды и формы деятельности;
- краткое описание содержания;
- условия успешности проведения.
Мероприятия проводятся 3 - 4 раз в месяц, время проведения: в учреждении от 1 часа до 1,20 минут, вне учреждения - от 1,30 минут до 2 часов.
Третья модель предполагает профессиональные действия педагога-психолога, сопровождающего семью тьютора и специалистов по социальной работе:
- предоставление информации в виде консультирования по вопросам психосоциальной защиты семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- оказание помощи в решении социально-правовых и социально-бытовых вопросов;
- оказание помощи в решении психологических проблем, возникающих в воспитании детей с ОВЗ.
В данном модуле организуется совместная досуговая деятельность, предполагающая реализацию её различных форм для родителей детей с ОВЗ.
Психолого-психологическое сопровождение семьи с ребенком с ОВЗ, направленное на социализацию личности ребенка, происходит достаточно длительное время, т.е. на всех этапах личностного и социального взросления ребенка. Однако работа планируется на год. Затем, после того как проделанная работа проанализирована, выявлены проблемы и запросы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, составляется план работы на следующий год.
План работы клуба рассчитан на календарный год и включает:
1. Создание банка данных о семьях, имеющих детей с ОВЗ (январь).
2. Информационно-методическое обеспечение (в том числе разработка теоретических и практических занятий) (февраль).
3. Проведение занятий по знакомству участников сопровождения и их подготовке к различным видам деятельности, проведение индивидуальной работы с родителями (март - апрель).
4. Проведение совместных досуговых мероприятий (май - сентябрь).
5. Организация групповых встреч участников сопровождения для обмена опытом и впечатлениями (октябрь - ноябрь).
6. Анализ и подведение итогов работы, составление отчётов (декабрь).
Предусматривается три вида контроля.
1. Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение - заранее проверить план, конспект, содержание мероприятий, встреч. Проанализировать материально-техническое обеспечение, подготовку к мероприятиям кадрового состава, привлечение спонсоров, волонтеров, наглядное и практическое оснащение.
2. Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом программы, сроком исполнения; разработка рекомендаций, пожеланий для дальнейшей успешной работы по программе.
3. Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленной на развитие личности ребенка. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации по распространению и обобщению опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методические пособия.
Целевые индикаторы Программы «Семейный очаг» представлены в табл. 5.
Библиографический список
Таблица 5
Целевые индикаторы реализации программы
№ Значение индикатора (Показателя) 1-е полугодие 2-е полугодие
1 численность детей с ОВЗ, участвующих в программе
2 общая численность взрослых (родителей, опекунов, попечителей), принимающих участие в программе
3 число специалистов
4 количество мероприятий по программе
5 число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы
6 число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах
Нами представлено содержание программы «Семейный очаг» для психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, направленной на развитие личности ребенка. Отметим, что данная программа, направленная на социализацию личности ребенка, позволяет создать организационные и профессиональные условия для системной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей детей с ОВЗ в Центре дополнительного образования, т.к. учитывает совокупность психологических, педагогических, личностных факторов, а также основные закономерности функционирования и развития региональной системы поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
После реализации представленной программы, нами будет проведено повторное анкетирование родителей и изучение социализации личности детей с ОВЗ.
1. Белополова Ю. Основные направления психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами. Молодой ученый. 2016; № 2; 296 - 299.
2. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015: 45 - 48.
3. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности. Известия Академии педагогических и социальных наук. 2015. № 2: 174 - 178.
References
1. Belopolova Yu. Osnovnye napravleniya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya semej s det'mi-invalidami. Molodoj uchenyj. 2016; № 2; 296 - 299.
2. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka s oVz. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya rebenka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet pedagogicheskogo masterstva, 2015: 45 - 48.
3. Kucherova O.E. Stanovlenie Cheloveka i osnovnye kanony pedagogicheskoj podderzhki lichnosti. Izvestiya Akademiipedagogicheskih i social'nyh nauk. 2015. № 2: 174 - 178.
Статья поступила в редакцию 30.09.19
УДК 373.1
Bokova O.A., Cand. of Sciences psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Tarahov S.I., MA student (Pedagogy), Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: MODERN THEORETICAL BACKGROUND OF THE STUDY. The article discusses modern approaches to the psychological and pedagogical support of students in the educational environment of the school, including children with special educational needs. Psychological and pedagogical support of students in the educational environment is considered, on the one hand, as a subject of professional activity of a teacher, psychologist, psychologist, social educator, and, on the other hand, as a tool for providing psychological, social, and pedagogical support. The authors examined the basic principles of support, the approaches of various scientists to this issue, a meaningful description of approaches to support normative and deviant development. The main substantive components of the activity of the teacher-psychologist in accompanying students are disclosed.
Key words: psychological and pedagogical support, educational process, scientific paradigm, educational assistance.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
С.И. Тарахов, магистрант, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье рассмотрены современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в образовательной среде школы, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательной среде рассматривается, с одной стороны, как предмет профессиональной деятельности педагога, психолога, педагога-психолога, социального педагога, и, с другой стороны, как