Большое значение для формирования ценностного и поведенческого компонентов социального здоровья имеет активное участие молодежи в общественно-политической жизни общества, коллектива. Участие молодых людей в тех или иных общественных организациях свидетельствует о степени их гражданской зрелости, многообразии интересов, социальной активности. Но результаты исследования показывают, что лишь 6% опрошенных указали, что в свободное время занимаются общественными делами. Ответы респондентов на вопрос «Состоите ли Вы в каких-либо общественных, политических организациях или движениях?» распределились следующим образом:
- не состоял и не планирую - 70%;
- нет, но собираюсь вступить - 14%;
- состоял раньше - 10%;
- состою сейчас - 5%.
Анализируя полученные данные, можно сказать, что большая часть опрошенных предпочитает не участвовать в общественных организациях и движениях, не проявляет социально-политической активности.
Следует подчеркнуть, что одним из специфических показателей реального проявления гражданского поведения школьников является их активное участие в улучшении жизни своей школы, проявление их устойчивого интереса к общественно-политической жизни страны. Более активно проявляют себя 14% школьников, желающих вступить в какую-либо общественную организацию. Молодые люди, используя свое свободное время, объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей. Активная жизненная и гражданская позиция может с успехом формироваться
Библиографический список
в русле общественно полезной, социально значимой досуговой деятельности молодежи.
Очевидно, что досуг современных школьников несет на себе печать общества потребления. Новый стиль в культуре и досуге отражает переориентацию учащейся молодежи на модные формы досуга, новые виды социального творчества, что, несомненно, обогащает их досуговую деятельность. Вместе с тем, новые реалии обусловливают появление другой тенденции - изменения сознания и поведения подростков в сторону их отстраненности, отчуждения. Как показывают данные исследования, ключевую роль в этом процессе играют средства массовой коммуникации.
Итак, школьники, реализующие активный досуг любят проводить свободное время, общаясь с друзьями, родственниками, отдыхая на природе, помогая родителям. Молодые люди, реализующие пассивный досуг, предпочитают смотреть телевизор, ничего не делать, увлекаются также отдыхом на природе и общением с друзьями. Представители третьего типа досуговых практик предпочитают познавательный досуг и общение с друзьями по Интернету.
Подводя итоги анализа социологических данных, можно сделать следующие выводы. Современные школьники в процессе организации своей повседневной жизни демонстрируют желание и готовность к выполнению социальных функций и интеграции в современное быстро меняющееся общество. Вместе с тем, выявив содержание повседневных практик обучающихся, становится очевидной необходимость комплексной деятельности социальных институтов и организаций по целенаправленному формированию социального здоровья молодого поколения.
1. Кулиш В.В., Матвеева Н.А. Социальное измерение здоровья молодежи: проектирование показателей комплексного социологического исследования. Современные исследования социальных проблем. Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/10017/
2. Матвеева Н.А. Организация комплексного социологического исследования «Социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи». Барнаул: АлтГПУ 2017.
3. Морозова Ю.Е. Возможности и границы применения контент-анализа социальных сетей в комплексном исследовании состояния здоровья молодежи. Человек. Искусство. Вселенная. Сочи: СГУ 2017: 293 - 297.
4. Извеков И.Н. История как фактор нравственного воспитания школьников. Вестник ТГУ. Томск: ТГУ 2008: 148 - 154.
5. Еньшина Н.А. Содержание досуга как основа формирования социального здоровья школьников: материалы Международной научно-практической конференции, 5 - 6 октября, Барнаул: АлтГПУ 2017: 160 - 164.
References
1. Kulish V.V., Matveeva N.A. Social'noe izmerenie zdorov'ya molodezhi: proektirovanie pokazatelej kompleksnogo sociologicheskogo issledovaniya. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/10017/pdf
2. Matveeva N.A. Organizaciya kompleksnogo sociologicheskogo issledovaniya «Social'noe zdorov'e v istoricheskoj pamyati, cennostnyh orientaciyah i povsednevnyh prakiikah molodezhi». Barnaul: AltGPU, 2017.
3. Morozova Yu.E. Vozmozhnosti i granicy primeneniya kontent-analiza social'nyh setej v kompleksnom issledovanii sostoyaniya zdorov'ya molodezhi. Chelovek. Iskusstvo. Vselennaya. Sochi: SGU, 2017: 293 - 297.
4. Izvekov I.N. Istoriya kak faktor nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov. Vestnik TGU. Tomsk: TGU, 2008: 148 - 154.
5. En'shina N.A. Soderzhanie dosuga kak osnova formirovaniya social'nogo zdorov'ya shkol'nikov: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii, 5 - 6 oktyabrya, Barnaul: AltGPU, 2017: 160 - 164.
Статья поступила в редакцию 26.09.19
УДК 373.5
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru
Tarahov S.I., MA Student (Pedagogy), Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: serz0210@mail.ru
RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY OF THE SOCIALIZATION OF CHILD PERSONALITY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. In the article the authors considered the main theoretical prerequisites that allow conducting an empirical study of the socialization of the child's personality in the system of additional education of children, namely the social vulnerability of a child with disabilities and the specifics of his socialization in a family environment. To organize the study, a questionnaire was developed for parents, which allows you to identify the main problems of socialization of the child with an emphasis on the needs of pedagogical support of the family. An analysis of the results of a survey of parents raising children with disabilities showed that at the present stage there is a problem of lack of proper attention on the part of society in relation to families raising children with disabilities, which is related to those around children with disabilities, in the absence of proper assistance to families from state, the inability of parents raising children with disabilities to receive qualified assistance from a specialist. Also, the results of a study of the attitude of parents to children with disabilities showed that it has a significant impact on the characteristics of socialization of the individual. To solve this problem, it is proposed to develop a program of work with the family.
Key words: socialization of personality, quality of socialization, social activity, child with disabilities.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: bokova_oa@altspu.ru
С.И. Тарахов, магистрант, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: serz0210@mail.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье авторами рассмотрены основные теоретические предпосылки, которые позволяют проводить эмпирическое исследование социализации личности ребенка в системе дополнительного образования детей, а именно социальную уязвимость ребенка с ограниченными возможностями здоровья и специфику его социализации в условиях семьи. Для организации исследования разработана анкета для родителей, которая позволяет выявить основные проблемы социализации ребенка с акцентом на потребности педагогического сопровождения семьи. Анализ результатов анкетирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, показал, что на современном этапе существует проблема отсутствия должного внимания со стороны общества в отношении семей,
воспитывающих детей с ОВЗ, которая заключается в отношении окружающих к детям с ОВЗ, в отсутствии должной помощи семьям со стороны государства, невозможность родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, получить квалифицированную помощь специалиста. Также результаты изучения отношения родителей к детям с ОВЗ показали, что они оказывает существенное влияние на особенности социализации личности. Для решения этой проблемы предполагается разработать программу работы с семьей.
Ключевые слова: социализация личности, качество социализации, социальная активность, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция модернизации российского образования приоритетной целью обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности в направлении социализации личности в системе дополнительного образования, что диктует, с нашей точки зрения, акцентирование внимания на изучении социализации личности ребенка в непосредственных условиях образовательной среды, учет ее влияния на состояние психологического здоровья детей и подростков, предполагая приоритетность профилактической работы и систематический мониторинг и коррекцию неблагоприятных параметров образовательного пространства.
Дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к категории так называемого «маломобильного» населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с физическим состоянием, вызванным заболеваниями и приведшим к ограничению жизнедеятельности, с понижением общей активности. В значительной степени социальная незащищенность данной группы населения связана с наличием психологического фактора, деформирующего взаимоотношения с обществом и затрудняющего адекватную социализацию. Психологические проблемы возникают при изолированности людей с ограниченными возможностями здоровья от внешнего мира как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности к окружающей среде. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, изменениям поведения и другим нарушениям в социализации личности.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований особенностей становления личности, малоисследованным остается вопрос организации педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), направленного на социализации личности. Поскольку ограничения, вызванные отклонениями в психическом и физическом развитии, зависят от ряда внешних причин, в том числе и социальных, проблема ограниченных возможностей людей признается важной в социализации личности, нуждающейся в разрешении.
Социализация личности, указывает ПМ. Андреева, - это «двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта, накопленного обществом в ходе истории его развития, путем вхождения в эту социальную среду, а с другой стороны, процесс активного воспроизведения индивидом этой же системы социальных связей благодаря активному участию в деятельности данной среды» [1, с. 121]. В этом контексте следует обозначить мнение А.В. Иванова, который считает, что процесс социализации личности ребенка с ОВЗ затруднен, т.к. «прослеживается низкая удовлетворенность жизнью; присутствует отрицательная динамика самооценки; наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими; эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом» [2, с. 153].
Социализация личности ребенка с ОВЗ в группе сверстников происходит под влиянием различных социально-психологических механизмов, среди которых особо хочется выделить подражание. Когда речь идет о нормотипичных детях, подражание имеет значение в дошкольном возрасте, позже роль этого механизма в развитии личности существенно уменьшается. Но для ребенка с особыми образовательными потребностями именно подражание зачастую остается важнейшим социально-психологическим механизмом. Подражая сверстникам, ребенок усваивает различные образцы поведения и нормы взаимодействия, что способствует его социально-психологической адаптации. Разумеется, образцы поведения, выбранные ребенком для подражания, могут быть как позитивными, так и негативными, поэтому важной задачей специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями, будет создание таких условий в детской группе, чтобы у него была возможность подражать социально приемлемым образцам поведения, оказывающим наиболее положительное влияние на формирование личностных качеств у каждого ребенка.
Дети с ОВЗ сталкиваются с различными проблемами социализации личности. Наиболее часто, отмечает А.В. Иванов, встречаются изоляция и фрустрация, т.е. состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество - отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума [2].
Социальная активность детей с ОВЗ - это одно из ключевых качеств социализации личности. В содержание социализации также входит непрерывная выработка соответствующих социальных позиций личности, к которым она стремится, которых может достичь в конкретный период своего развития. Исследователи, в качестве объекта изучения выбирающие социализацию (педагоги, социологи, психологи), выделяют сразу несколько факторов, которые могут оказывать влияние на социализацию детей с ОВЗ и ее качество:
1. Именно семья в любом обществе, независимо от типа культуры, является той самой ключевой ячейкой, в которой реализуется процесс социализации. В современном обществе социализация происходит в малых семьях, где присутствует отец, мать, братья и сестры. Как правило, ребенок берет пример со своих родителей и перекладывает их модель поведения на свое собственное. Он также выбирает образ жизни, вероисповедание, отношение к социальным процессам именно такое, каким руководствуются его родители или наиболее близкие члены семьи (Е. Дорошко и др.).
2. Отношения «равенства». С возрастом перед человеком встает нужда включаться в группы равных, т.е. обзаводиться друзьями и сверстниками, единомышленниками и людьми со схожими интересами. Это также оказывает влияние на социализацию личности и качество данного процесса. Каждое поколение располагает собственными правами и обязанностями, а в разных культурах существуют свои церемонии, традиции и обычаи, когда человек переходит из одной возрастной группы в другую (К.В. Педько [3] и др.).
Существуют также иные факторы, влияющие на качество социализации детей с ОВЗ. Например, посещение детского сада, обучение в школе. Этот процесс более формальный, но помимо круга учебных предметов человек учится выстраивать серьезные взаимоотношения с одноклассниками, одногруппниками и преподавательским составом. В студенческие годы он может впервые взять на себя ответственность за трудоустройство и свою профессиональную карьеру, а выбор профессии может оказать значимое влияние на дальнейшую жизнь человека. Обучение - процесс очень важный. Мы обучаемся на протяжении всей своей жизни, познаем что-то новое, интегрируемся и адаптируемся к новым социальным и культурным условиям. Чтобы эти процессы проходили более эффективно и успешно, нам необходимо постоянно пополнять свои знания, прогрессировать так же быстро, как прогрессирует и развивается сегодняшнее общество.
В связи с важностью всего вышеизложенного, нами было проведено эмпирическое исследование, выявляющее проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, связанные с социализацией личности такого ребенка. Исследование проводилось на базе КПБУСО «Комплексный Центр социального обслуживания населения города Барнаула», филиал по Центральному району, который также оказывает услуги дополнительного образования семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, на основании чего мы можем делать выводы о специфике социализации данного контингента детей. Выборка: 30 семей, воспитывающих детей с ОВЗ, 30 детей с ОВЗ в возрасте 10 - 12 лет. Дадим краткую характеристику детской выборке исследования: 11 детей - с умственной отсталостью, 8 детей имеют ДЦП, 6 детей - с нарушениями слуха, 5 - детей с нарушениями зрения.
Для исследования была специально разработана анкета. Цель анкетирования - выявление проблем в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Анкета состоит из 12 вопросов как открытого, так и закрытого характера и дает возможность определить характер трудностей и проблем социализации личности ребенка в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Обработка результатов анкеты проводилась посредством применения количественного (в процентном соотношении) и качественного анализа.
Проанализируем результаты эмпирического исследования. Проанализируем проблемы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Все респонденты (30 человек - 100%) отмечают существенные улучшения в социальной защите детей с ОВЗ по сравнению с ситуацией, которая наблюдалась ранее. Это, прежде всего, относится к повышению социальных пенсий детям с ОВЗ и детям-инвалидам с детства 1-й группы с 1 января 2018 г до 8 704 руб. (прирост - 20%), а с учетом индексации она увеличилась с 1 апреля 2019 г. до 8 862 руб.
Респонденты отметили проблемы, связанные с взаимодействием детей с ОВЗ с социумом. Респонденты отмечают, во-первых, наличие проблем в отношениях внутри данной социальной группы детей с ОВЗ: отсутствие устойчивых каналов взаимодействия в городе и с другими регионами, низкий уровень сплоченности среди родителей, имеющих детей с ОВЗ, для решения общих социальных проблем. Во-вторых, респонденты указывают на проблемы в отношениях с людьми, не имеющими отклонений в развитии: полное равнодушие к трудностям, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, в частности низкий уровень толерантности. На данную проблему казало 73,3% родителей (22 респондента).
Наиболее «остро» 66,6% респондентов (20 родителей) отреагировали на вопросы, касающиеся взаимоотношений с органами власти, поскольку она рассматривается родителями как основной механизм в решении проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ. 66,6% респондентами было указано на отсутствие налаженных каналов обратной связи, продуманных решений и учета потребностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на формальное участие администрации города в мероприятиях, проводимых общественными организациями, о наличии конфликта интересов и т.д.
На вопрос «Что вас беспокоит в поведении Вашего ребенка?» 73,3% респондентов ответили (22родителя), чтннерешительнсснь и спдтичиосдьНб,4% родителей (8 родителей) ответили, что их беспокоит отсутствие у детей навыков кодоунитац ии (рис. 1).
80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Л
33,40%
□ Нерешительность и апатичность
■ Отсутсвие навыков коммуникации
Риш.1.Раншреддьенисьткесоп^дителей на бесисклит
в поведении Вашего ребенка?» (в % от общего числе опрошенных)
Было выявлено также, что существует определенная проблема, связанная с получением квалифицированной психологической и медицинскойпомощи. Респонденты указывают на трудности в получении услуг профессиональных ьтишнлсгои: в поликллнисе но%психодог%а пс№^е^^ш^(штгш^^рте дескснсеры ьттощине 02aктlьaтppoттoяннo,онQнткттпeнлш^ лесения рДенка (1С нсдине-лтрдфД%ДТакжт^(^р^1^ели у кезь^н^!^!^ нсп^^л^с^^нсе данннм регнонп нне^ апизнрлвтмных рраТилитттипрнытLЩнтрлв деяретел рЩДЗ (14 реуителей с ^6%) отмеиают нтзкую д^с^^^н^с^т^!^ услуг стaйпoт4poсрнa2атотиo-ктпoртеого ен д "^^р^.^т^пртде^(^и^1^от^^слн сеспсзн^снр'о^
^^^р^н^т^^/^с^нс.пнрсси сОти мeдийиннl<исрельгпpeыcп2влеиo
на ртм.д.
70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00о/о
□Возможно, если измениться отношение к семьям с детьми-инвалидами со стороны государства и общества □Затруднились с ответом
Рис. 3. Распределение ответов по определению родителями возможности ребелка с ОВЗ м будущем жить самостоятельно, работать и обеспечивать свое существование (в Ротобщего чиcлeoптoшoнныx)
30 твтнтплпB ооХ'УН оо иoтотo «Boн вы иоoнптoeтe oxвoLueноe Д|эигнп детей т ссьему ^оеит«?», оооеираи: па«внoдуш«o». Даиваа 0бxт0««eльcт«0 доказывает то, что в обществе еще не созданы условия для комфортного пси-дooeгжoc«oгбíoоl%ол«пия двгги a ИГIC0, тосн ooияeмвннalм за«oовв:м дсльтс свтйстветно тмкие понятия, как милосердие и сострадание. Это еще одна глобальная проблема совотмеитогг общeстoа: Отвоты на ннмрос «Что, по вашему мнени ю, нужно сделать, чтобы ваши дети могли в будущем самостоятельно жить, oзл«чатьpaботy, пнoфxоooув расп°ддевыииь«лeoвют«е офвзот:
- тв ««бозeлвй (1 оо%)исилают, итв на оаь «виты ля«eуиeлутolв спoдотол:
- пx««o^^з^лей 160в%) очитa%T: что нeeвхооoмуиoз«утт Tзнвспxлоди твтямсОВЗ;
- 16 родителей (53%) считают, что детям с ОВЗ нужно прививать навыки жизни и общения;
- 10 родителей (33,3%) считают, что необходимо к детям с ОВЗ больше внимания и заботы (рис. 4).
□ Отсуствие профессионального психолога ■ Отсутствие реабилитационных центров □Низкая доступность санаторно-курортного лечения
□Нужны материальные средства ■Необходимость создания Центра помощи семьям □Необходимо прививать навыки жизни и общения □Необходимо к семьям с детьми-инвалидами больше внимания
Рис. 4. Распределение ответов по проблеме будущей самостоятельной жизни ветеН о ОВЗ (и % сит общелу числе опсншенрых)
Рис. 2. Распределение ответовреспондентовпо проблемд доступности для детей с ОВЗ психологических и медицинских услуг (вЦонобщего чиеле о пр ошееныс-
Так, больше всего (100%) родителей беспокоятся о будущем своего ребен-ка.еа вопрос «Чтошас бeсптиoпмиРyдпщом нашего ребонпуд уо из лих иитютьо указапи:«Новпзможшостъжвиь бeегюстofюнеeб пееояи», «урту»ост», ионнект-доеп о ое«нзбет!ш реб епна у От«».
«Ваше отношение к возможности вашего ребенка жить самостртхеарнт, ртИотатб т oбппсeчбвпсв свое C2щecyвавaеиеO» - нп «тот вопрон ОТ тв--ите-нeн (66,6%) затруднились с ответом. 10 родителей (33,4%) ответили, чтх доаможно то, ито у^б^енер с ОВЗ бйдeпнеп2yысм житьпалостоятерьно, оо при утло-ир что со стороны государства будут приняты определенные меры. Это сви дeвалжстееeт и том, что pоч»толтоовеpят ввазеожнестпм20бГ0 ^с^лмс^и^но, тедеста-
тoиносладeютсифopмaи2eвoб откпонении в рт-вттиисвoеropебетко, р что тн моенлавиоу, птмрпоеcсивeвки кастроены на рдощее cеовп детей мcтучтеуипo, оаепoeеOcтоячeль^^е^^ теспoрежeивeм,пкoтоиoмнaxодится
ебе^с^у aрaйеeетcyиствис бв»л ифицисoваннрЙнeпбходнмойнcйхoнеro-певп-гогичеу|ду пoрлержквсмк рeмьертоеенкем2 0BЗ,сак и <имуго еобениа с ОВД (рис. 3).
у38
Анапизанкениривания доказывает то, чтс на современном этаперазвития семьи, воспитываю щи е рдтей к 063, исзыттвдюс иватвтвльныы е проблемы в ксихолого-педагогическом оеп^аожрднииыемьи а отметвют днытаточно низкий эроеазн ссцислизач|ие лиинваич ребеикв.
и 3° итов микытас р6 р6мвтдлейзеает с ОВЗ экзтапи (е5,5%) ига веииичсв тоаблом в енлвшиветтн сфев соасдльттржизси: пчлдчонзе дииьмз с ОВР еЛиезования идФиныИшст ит вволоустрайстсе, и чккжп ыидасистип^ттн лзц, ынрщecтвляюонPHЛop зе реидыномоОЕО, оМтнче-чание птиыелиьычкткоЧ, м^^i^l^^i^c^^c^Ci втоцннpинлH томвжтю (педъгогачлсксй, зсихолоилыежкп(5, равбилитационной, санаторным лечением), информационное нДропeыдизс, оовднртмензе ылнaслв cитидзPH6ro тзеинидеы^ссвии, нтлввнал з фирсниоваяпоооок и дп (рис. 5).
Лмлеы зын зл6B6Ч^eа эикпт6PC-осрок,клтовз,Bыесвaвлeнтм оыоeдиpлнсв текбPл5имостви 0Дъммaиичxвл0Г0ЕП^«^у^иом, нмиющнш детей <н ОВз. Таи, иа мoпиес «зотс ли л инс врюйвч'мы зндепсмдним нк^Нтнк^Ит мз.^иь ноедкнбиытоа отиеитли (а2ведимеля), члы прм6ъ6мыисть. В бесеюв мы выыоекклв, бBФинлипнофeсокoт6льная пъоющвземыгост-псынотюга виоситвав ычи ,ббенкрт ОВО имычинителз самыидраилсютон с дааиориаравей. Резатиты-ты потребностей родителей в профессиональной помощи социального педагога ычиажени в ао&т 1 от рич. д.
35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
□Есть проблемы в социальной сфере
■Есть проблемы в получении педагфдагогической помощи
Рис. 5. Распределение ответов по проблеме оказания психолого-педагогической помощи родителям детей с ОВЗ (в% и общио числе опрошенных)
Таблица 1
Потребность рндителей в прлфиссиональной плмощи иедагога-психологб (в % от оСщлоо чинла опрошеоных)
ЫгттеВнисти Помощь нхрЛптlЭlíтн Помощь ниобхо04М8,Н4 не %язатепьиа НеобхоЗи мости е оотощи но
иыявленсе; с неАпн«з птоЕжже^! л-о.о 4(5,9 4,!5
Xхpветцевповeдоотя оп,6 31,8 4,5
ЫoмрщьнпонлмaииихeЛннлa 75 18,4 6,8
Кониеlьгaрои ип волпотинил 8С ,5 П,5 0
еoннхоьйaрпр, кототат :31,6 43,0 40
ооможем cпоaиирпcп о снованой
жин^и^^ние отнншений с рен 1ис 18,2 sai
бенкож
оиниррние круга общения с емии 13,6 45,5 40,9
Полученные нами результаты прямо указывают на необходимость социализации личности таких детей, т.к. выявлены трудности, с которыми семья не справляется. Наибольшую потребность в помощи специалистов родители испытывают по проблеме воспитания и развития ребенка с ОВЗ. В данном случае практически все родители (85,5%) осознают, что не являются квалифицированными специалистами в данной области и не желают подвергать детей рискам, связанным с непрофессионализмом. Подавляющее большинство родителей испытывает потребность в неотложной помощи в понимании поведения ребенка. Возможно, родители ощущают неспособность к самостоятельному полноценному контакту с ребенком.
В информационной помощи в коррекции и развитии ребенка с ОВЗ нуждается меньше родителей, чем в практической, но все же таких родителей большинство. В основном все родители признают необходимость помощи в выявлении нарушений развития детей и прогнозировании вариантов их дальнейшего развипип. Большинство родителей считрют, что им необходима консультативная помощь специалиста в случаях, когда они не могут самостоятельно справиться с ситуацией, хотя не уверены, что готовы принять эту помощь немедленно.
Обратим внимание на то, что большинство родителей считают, что не нуждаются в помощи в налаживании отношений с членами семьи, считая это,повнбйтидимести, ив нутринном деоомилинонюея твердой уверенности в том, что специалист сможет им оказать помощь в этой сфере, что талпе енжет онсвелно илндeрeлоим%oвлтл о пиоЛломах сноциализацией лич-ностиребенка.
Мы считаем, что на уровень социализации личности ребенка также суще-ствлноое лнимание окезлщахтсииеортдитемьркжглотнхшения, для чего нами проведена диагностика по методике «Опросник родительского отношения (ОРО)» (автооы А^Барое, ВБ. ННголин). ОЖиаТотколезуоьтнтов «Ипросника родитель-скихотношений»позволилавыявитьрезультаты,представленные в табл. 2.
Таблица 2
Выоажеиноить свилей родительткого отногелия по методике «Опронлик ртдисплвткого отношения (ОРО)», авторыА.Я.Варга, В.В.Столин
№- Шкапы Среднийбалл Количествочеловек %
1 Принятие-отвержение 25,0 3 10,0
2 Кооперации родитеоя а,о 1 3,4
3 Симбиоз 6,0 9 30,0
4 Авт-зиааан ый стипз 7,0 12 40,0
5 Маленькийнеудачник 8,0 5 16,6
90,00% -| 80,00% -70,00%
Помощь необязательно
■Кормикцим потижиния □Кщнсульыоция пщ тщспиыонию □Нвложитонии щытещшитоий с мибиикщм
Затруднились с ответом
Помощь нужно
□ Выятлинии проблим
□ Понимании мибинко
■ КщнсуьльывцлIя тлв кормикцию проблимы
■ pвсшллмщнии общиниЯ
Рис.б.Потребностьвпрофессиональной помощи педагога-психолога (в % от общего числе опрошенных)
Согласно данным табл. 2, на констатирующем этапе экспериментального исследования были получены следующие результаты: авторитарный стиль воспитания ребенка с ОВЗ был выявлен у 12 родителей (40,0%), симбиоз -у 9 (30,0%), маленький неудачник - у 5(16,6%), принятие - отвержение - у 3 (10,0%), кооперация - у 1 (3,4%). Результаты по методике отражены на рис. 7.
□ Принятие- отвержение ИСимбиоз □Авторитарность
□ Маленький неудачник ИКооперация
Рис.7.Выраженность стилейродительского отношения по методике «Опросник родительского отношения (ОРО)»,
авторы A.Я.Bapга,B.B.еToлин(в%oт обтегочиспе опрооенных)
наиболее пы|важенныв пт фонте ро^етей чoaзееcп отолн оовивильг ткбгхoтнчшыпия«aнтopнтapнaягивынcвцpaлизeцня»(00,0%). Дтн^l^^^)втивь не допускает малейшего негютлтвaнзяпo ч^сэе^ин! рхбенка, родитель проявляет максимум заботы о здороoьeтзaеззо, еоими-нных уапехах, старается навязать во всем свою волю, не в состоянии принять точку зрения ребенка с ОВЗ, при этом хорошо зная своего ребенка, его индивидуальные особенности, привычки. «Аввеpнтоpнaпжзeоcоциолио^^ип) - этоотвль, при ре0вток лттиется
самoзтпяceлпнoптз,cвоOббы рьУ^^а в нр%вятхив соущовтоленит по^т^т^г^вн-еок еaпoнппoзнoьaдщнxтpyднocтил.Kyидop да^твоо дaвlаeлcппеглтдATнв «еpетлыx, н «oнpoттое нотизyoз 0вяслвс птзopшаеь виоОщо вaкио-лнoв оeнтхниc ^воито^тиртво отето взpезлып. П«апвояя нзл(енщв пркнlопгaвпнaхтн с нтвиОкистн ви ввтзнтвУзпшeкзиE упсППенкoы, ныжевтноa воли ты оевовки с ном-птвминты,иьoeвнтнзнуи н^l^цвпc-aготяoхленнл, [тдивели втпдаюо
пхв^-потb)lлao лвя нoьнхкнoто«их сум^ттор кaнAoикто. Пвлубные пoгтденчO( ские характеристики выступают в качестве своеобразной психологической защипы, за зoooтбй щннтили ипрзпще^т езоо втcтoякныь стрих за тпызOч |зтб^«пa с ОВЗ, эмоциональную холодность, недовольство собой, свою неустойчивую или зл-ожснн^ бпннептзпю иамвопбьзy Tттотeтотpзlе хбыптeaв иноп^т оитое пт-
Библиографическийсписок
нимание своей роли в развитии личности подростка, признавая за ним самим право на саморазвитие, но проявляя при этом твердость, настойчивость, что формирует правильное социальное поведение у детей.
Стиль родительского отношения «симбиоз» (30,0%) свидетельствует о том, что родитель ощущает себя единым целым с ребенком с ОВЗ, старается удовлетворить все его потребности, оградить от неприятностей, испытывает постоянную тревогу за ребенка с ОВЗ, который ему кажется беззащитным. Представленный стиль может приводить к возникновению страхов и тревожности в связи с инфан-тилизацией характера ребенка с ОВЗ. При данном стиле воспитания ребенку с ОВЗ не приходится решать возникающие трудности, родители стараются, чтобы их ребенок был огражден от каких-либо препятствий и неприятностей. В данном случае эмоционально-волевой уровень развития ребенка с ОВЗ остается в неразвитом состоянии, и подрастающий человек остается «маменькиным сыном или дочкой» на всю оставшуюся жизнь. Это приводит к возможным нарушениям и развитию тревоги и страхов, т.к. родители ребенка с ОВЗ не научили его справляться с трудностями самостоятельно, без их поддержки.
На третьем месте по степени выраженности находится стиль семейного воспитания «маленький неудачник» (16,6%), который отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Полученные высокие значения по этой категории свидетельствуют о стремлении родителя инфантилизировать ребенка с ОВЗ, приписать ему личную несамостоятельность, родитель видит своего ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителям детскими и несерьезными. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. Ребенок представляется неприспособленным к жизни, открытым для дурных влияний. В авкзнттниеводитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго а^т^нолт^с^вэт ь его действия. Подобное отношение к ребенку приводит к возник-нбкeнзп еиыооого количества страхов и тревоги.
бTИMcчoтельно то, что наиболее благоприятный стиль родительского отношения «кооперация» был выявлен только у 1 родителя ребенка с ОВЗ (3,4%).
Таким образом, полученные в ходе применения методики «Опросник родительского отношения (ОРО)» (авторы А.Я. Варга, В. В. Столин) результаты подтверждают, что стили семейного воспитания в различных по структуре семьях, звcьитывнAщзx детей с ОВЗ, не только отличаются друг от друга, но и оказывают звияниe на со^1^^оизацию личности.
пезхльтатов анкетирования родителей, воспитывающих детей с ЬЬOт. пoкызтlBбT| что на современном этапе существуют проблемы отсутствия тoлунoгoвнвыозня со стороны общества в отношении семей, воспитывающих иеней с ОВЗ, зотевые заключаются в отношении окружающих к детям с ОВЗ, от-cyтетзвидoлжнов помощи семьям со стороны государства, невозможности ро-Опoебяв, воеппвывающим детей с ОВЗ, получить квалифицированную помощь педагога-психолога, что оказывает влияние на социализацию личности. Для ре-шaoья осап ппрВлем нами планируется разработать программу педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ «Семейный очаг», направ-левнвю на иоцрнлизацию личности ребенка.
1. АндрееваПМ. Социальнаяпсихология. Москва:АСТ, 2014.
2. Иванов А.В.ИнновационныйпотенциалсистемыреабилитациидетейсОВЗ. Социально-гуманитарные знания. 2009; № 4: 153 - 164.
3. ПедькоК.В.ПсихологическиеособенностиличностисОВЗ. Наука имолодежь. Пуманитарнаясерия. Москва: Национальный университет. 2016; № 11 - 12: 163 - 166. References
1. AndreevaG.M. Social'nayapsihologiya. Moskva: AST, 2014.
2. Ivanov A.V. Innovacionnyjpotencialsistemy reabilitaciidetejsOVZ. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2009; № 4: 153 - 164.
3. Ped'koK.V. Psihologicheskie osobennostilichnostisOVZ. Naukaimolodezh'. Gumanitarnayaseriya. Moskva: Nacional'nyj universitet. 2016; № 11 - 12: 163 - 166.
Статья поступила в редакцию 30.09.19
УДК 374 + 37.01
BokovaO.A.,Cand.ofSciences(Psychology),seniorlecturer, Altai StatePedagogicalUniversity(Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru
TarahovS.I.,MA student(Pedagogy), AltaiStatePedagogical University(Barnaul,Russia),E-mail: serz0210@mail.ru
SPECIFICS OF THE PSYCHOLOGICALAND PEDAGOGICAL SUPPORT PROGRAM FOR FAMILIES UPDATING CHILDREN FROM HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE BASIS OF THE CENTER OF FURTHER EDUCATION. The program of psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities offered by the authors, aimed at socializing the personality of the child, allows to create organizational and professional conditions for systematic psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities in the center of further education, as takes into account the totality of psychological, pedagogical, personal factors, as well as the basic laws of the functioning and development ofthe regional support system for families raising children with disabilities. The program involves increasing the psychological and pedagogical competence of parents in matters of upbringing, development and socialization of the personality of children with disabilities and involving parents in joint activities with the child, aimed at increasing efficiency from inclusion in society.
Key words: program, psychological and pedagogical support of family, organization and content of work of specialists.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: bokova_oa@altspu.ru
С.И. Тарахов, магистрант, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: serz0210@mail.ru