Научная статья на тему 'Социально-экологическая модель семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Социально-экологическая модель семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2796
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОЛЬ ОТЦА / ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ / SOCIO-ECOLOGICAL MODEL OF A FAMILY / LIFE CYCLE OF THE FAMILY / CHILD WITH DISABILITIES / FAMILY EDUCATION / FATHER'S ROLE / THE FACTORS OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF FAMILY MEMBERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Московкина Алла Григорьевна

Статья посвящена исследованиям социально-экологической модели семьи, особенностей семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их психического развития в условиях семьи. Рассматривается состояние матерей, воспитывающих детей с ОВЗ в разные периоды жизненного цикла семьи, факторы их субъективного благополучия, участие в этом воспитательном процессе отца, близкого окружения супругов, проблема организации семейной системы, влияние общества в целом. Отношение родителей к нарушениям социализации детей с ОВЗ в форме родительской гипери гипопротекции. Охарактеризованы структура и взаимоотношения различных по составу семей, воспитывающих детей с ОВЗ, с их окружением, роль отца в воспитании и обучении детей с ОВЗ в семье. Приводится один из эффективных вариантов коррекционно-воспитательной работы с ребенком с ОВЗ в условиях семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Московкина Алла Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECOLOGICAL MODEL OF A FAMILY WITH A DISABLED CHILD

The article studies a socio-ecological model of the family, peculiarities of family upbringing of children with disabilities their mental development in the family context. The article examines the status of mothers raising children with disabilities in different periods of the family life cycle, factors of their subjective well-beings, father’s participation in this educational process, the inner circle of the spouses, the problem of the organization of the family system, the impact of society as a whole. The article also defines the attitude of parents in the form of parental hyper and hypo protection and describes the structure and relationships of the different composition of families raising children with disabilities with their surroundings, the father’s role in upbringing and education of children with disabilities in the family. One of the effective ways of correctional and educational work with a disabled child within the family is given.

Текст научной работы на тему «Социально-экологическая модель семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

1УДК 376.1 ББК 74

^ЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

А. Г. Московкина

Аннотация. Статья посвящена исследованиям социально-экологической модели семьи, особенностей семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их психического развития в условиях семьи. Рассматривается состояние матерей, воспитывающих детей с ОВЗ в разные периоды жизненного цикла семьи, факторы их субъективного благополучия, участие в этом воспитательном процессе отца, близкого окружения супругов, проблема организации семейной системы, влияние общества в целом. Отношение родителей к нарушениям социализации детей с ОВЗ в форме родительской гипер- и гипопротекции. Охарактеризованы структура и взаимоотношения различных по составу семей, воспитывающих детей с ОВЗ, с их окружением, роль отца в воспитании и обучении детей с ОВЗ в семье. Приводится один из эффективных вариантов коррекционно-воспитательной работы с ребенком с ОВЗ в условиях семьи.

Ключевые слова: социально-экологическая модель семьи, жизненный цикл семьи, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, семейное воспитание, роль отца, факторы субъективного благополучия членов семьи.

SOCIO-ECOLOGICAL MODEL OF A FAMILY WITH A DISABLED CHILD A. G. Moskovkina

Abstract. The article studies a socio-ecological model of the family, peculiarities of family upbringing of children with disabilities their mental development in the family context. The article examines the status of mothers raising children with disabilities in different periods of the family life cycle, factors of their subjective well-beings, father's participation in this educational process, the inner circle of the spouses, the problem of the organization of the family system, the impact of society as a whole. The article also defines the attitude of parents in the form of parental hyper - and hypo - protection and describes the structure and relationships of the different composition of families raising children with disabilities with their surroundings, the father's role in upbringing and education of children with disabilities in the family. One of the effective ways of correctional and educational work with a disabled child within the family is given.

Keywords: socio-ecological model of a family, life cycle of the family, a child with disabilities, family education, the father's role, the factors of subjective well-being of family members.

На протяжении уже долгого времени семья справедливо признается одним из первых и наиболее значимых социальных институтов, ответственных за формирование личности ребенка и его адаптацию в обществе.

Наиболее привычными определениями понятия «семья» являются такие, как «ячейка общества» или малая группа, но при этом далеко не всегда вспоминается, что это также еще место, где личность социализируется и адаптируется, обучаясь самому главному - выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

В настоящее время в отечественной науке значительно возрос интерес к развитию психической сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и факторам ее формирования в условиях семьи. Наряду с термином «психическое здоровье» стало широко использоваться понятие «социально-культурная ситуация развития», подразумевающее участие в этом процессе семьи и влияние окружения на успешность этого процесса. Необходимость заинтересованного внимания к ребенку его родителей, окружения и общества в це-

лом очевидна. Рассмотрим две категории полных семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, описанных в современной литературе: семьи с умственно отсталыми детьми (ОВЗ) младшего школьного возраста и семьи, в которых воспитываются дети с трудностями в обучении (slow learners, ЗПР), реально существующие и встречающиеся в популяциях разных регионов и разных стран семьи, воспитывающие детей с ОВЗ. Для их психолого-педагогической дифференциации может быть использован кластерный анализ, выявляющий некоторые особенности семейного функционирования и семейного воспитания данных категорий детей [1, p. 484-497].

С точки зрения теории систем семья является живой системой и состоит из независимых частей, тесно взаимодействующих друг с другом. Поэтому поведение и потребности членов семьи, и прежде всего ребенка с ОВЗ, нельзя понять, если рассматривать их изолированно от окружающей среды. Особое значение придается созданию благоприятного морально-психологического климата в семье, что может быть обусловлено усилиями близкого окружения семьи, включая родственников, друзей и знакомых, что является важной составляющей воспитательного процесса, влияющей на здоровье и психофизическое развитие воспитанников.

Удалось отметить, что показатели состояния физического и психического здоровья детей положительно коррелируют с социально-экологической ситуацией их развития. В ряде работ выявлено, что личностное развитие, состояние психического здоровья соотносится с переживанием ребенком психологического комфорта или психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт, обычно возникающий в результате фрустрации естественных потребностей ребенка, в том числе потребности в полной семье, заботе и любви родителей, признании значимости его личности, спокойной обстановке дома и др., позитивном отношении сверстников и взрослого окружения, отсутствие которых может лежать в основе возникновения школьных неврозов. Одним из важных следствий гуманистической парадигмы семейного воспитания является разработка социально-экологической модели семьи.

Социально-экологическая модель семьи объединяет биологические параметры членов семьи ребенка с ОВЗ и ее окружения с их психосоциальными характеристиками и рассматривает семью и ее окружение как единую взаимодействующую систему, в которой все взаимосвязано и даже небольшие изменения одной какой-либо ее части неизбежно ведут к изменениям в остальных.

В экологической модели существует понятие «проницаемость семейной системы» при интеграции с другими системами. Главная идея этой модели состоит в том, что качество взаимодействия человека с ОВЗ с его непосредственным окружением (семьей, близкими людьми, специалистами и др.) тесно связано со способом опосредования этого взаимодействия средствами более широкого социального окружения. То есть то, как складываются отношения ребенка с ОВЗ с его близкими, во многом зависит от того, как решается проблема инвалидности на уровне государства и общества в целом [2, с. 6-7].

В настоящее время с опорой на эвристические данные выделены неблагоприятные семейные кластеры (группы характеристик) в семьях детей с умственной отсталостью (mental retardation) (ОВЗ) и семьях детей с трудностями в обучении (slow learners, ЗПР), воспитание в которых, возможно, неблагоприятно влияет на развитие детей, что отмечается при сравнении их с семьями детей того же возраста, родители которых характеризовались как более дружные и общительные (см. кластеры: № 3-7) [1, p. 484-497].

1. Закрытые, замкнутые семьи с низкой раскрываемостью, дисгармоничные, с низким уровнем коммуникации (№ 3).

2. Наличие неактивных, недружных членов семьи с неблагоприятным семейным окружением, неуспешных, с низким моральным уровнем, ориентированных на ребенка (№ 4).

3. Экспрессивные семьи, ориентированные на достижения, с низким уровнем условий проживания и неблагоприятным окружением (№ 5).

4. Эмоциональные, с низким уровнем социально-культурных интересов, неуспешные семьи.

5. Семьи со слабой ориентацией на достижения, внешней направленностью (№ 7).

6. Полные гармоничные семьи, в которых царит согласие; здоровые дети (№ 1-2).

Во всех приведенных кластерах (№ 3-7) отмечается низкий интеллект и низкие образовательные ожидания от детей, относительно низкий показатель положительного отношения родителей к влиянию ребенка на семью. Дети характеризовались невысокой психологической и социальной адаптацией. В школе они характеризовались как недостаточно самостоятельные и потенциально малоперспективные в плане дальнейшего обучения. С другой стороны, был выявлен 12-летний мальчик с недостатком веса и гиперактивностью, но при этом самодостаточный с IQ 58.

Наши исследования показали, что дети slow learners (с ЗПР), по разным причинам не справляющиеся со школьной программой, так же, как и умственно отсталые, нередко воспитывались в неблагополучных и часто неполных семьях. Ранее был предложен целый ряд классификаций подобных семей. Рассмотрим результаты более ранних исследований, включающие следующие семь категорий семей, в которых воспитывались успешные и неуспешные в обучении дети. Наиболее прогностически важными в отношении обучения оказались следующие параметры семьи.

Проводилась оценка эффективности показателя домашнего окружения ребенка в прогнозе успешности обучения, куда входило проведение в семье стимуляции развития ребенка с помощью игрушек, игр, азбуки и др. Оценивалось качество заботы о физическом и психическом здоровье ребенка: чистоте, безопасности, привязанности к близким, любовь родителей, моделирование и поощрение социальной зрелости, вариабельность стимуляции, качество подготовки к школе, отсутствие или наличие физических наказаний. Регистрировали факторы субъективного благополучия матери, каков психологический климат в семье, межличностные отношения в семье, организационная структура семьи. Гармония дома и качество родительской заботы. Кон-кордантность в супружестве и родительстве, открытость и осведомленность, Качество места жительства и района проживания. Эти прогностические факторы коррелировали с более высоким уровнем психического здоровья детей и более низким уровнем стресса [1, p. 484-497].

В настоящее время общеизвестно, что изучение стресса, связанного с рождением здоровых детей и детей с ОВЗ в семье, и его преодоление - важная, но недостаточно изученная проблема, представление о которой до сих пор остается фрагментарным, что препятствует ее преодолению. Один из наиболее известных своими работами в области стресса ученый -Г. Селье разработал теорию и ввел понятие «общий адаптационный синдром». Согласно Се-лье, любое изменение внешней среды вызывает изменение в организме, способствующее его большей подверженности болезням. Таким образом, если придерживаться этой точки зрения, следует признать, что все события в той или иной степени являются стрессогенными, одни в большей степени, другие в меньшей. У индивидуума остается тем меньше времени для адаптации к сложившейся ситуации, чем более стрессогенными для него являются происходящие события. Это приводит к тому, что у членов семьи, в большей или в меньшей степени вовлеченных в уход за ребенком с ОВЗ на определенном этапе семейного кризиса, адаптационные процессы будут формироваться разными темпами [3].

Ранние исследования показали важность семейного окружения как фактора успешного развития ребенка. В последние годы среди специалистов и в обществе отмечается повышение интереса к семьям умственно отсталых детей. Большинство исследований сосредоточены на описании взаимоотношений в диаде «мать - ребенок с ОВЗ». Остальные аспекты жизни таких семей остаются менее изученными. Упускается из вида и другой аспект - наличие в таких семьях также и здоровых разновозрастных братьев и сестер ребенка с ОВЗ, что требует разработки индивидуализированных эффективных методов их совместного воспитания и обучения [4, с. 404-419].

Недостаточно изучена социальная адаптация родителей данной категории детей в многодетной семье. Специальные исследования показывают, что в возрасте 1 года дети с ОВЗ проводят одинаково продолжительные по времени игры с матерью, а также с братьями и сестрами, что значительно превышает время, проводимое ими с отцом. Возникает вопрос: как совместное воспитание в семье здоровых

детей и детей с ОВЗ влияет на их развитие? Можно предположить, что обеспечение этого процесса накладывает на родителей и других родственников дополнительные обязанности и требует дополнительных энергетических и временных затрат. Наблюдается и реципрок-ное влияние этой ситуации на детей. С этой точки зрения полезно рассмотреть прямое и косвенное влияние на развитие детей совместного воспитания умственно отсталых и здоровых сибсов. Специальные исследования выявили более длительные и сходные взаимодействия в игре между однополыми парами сиб-сов, чем разнополыми [5, с. 105-117].

Наше исследование подтвердило, что основу психологического здоровья человека составляют полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза: то есть во всех возрастных периодах имеется взаимосвязь психического развития детей и типа семейного воспитания, которое, в свою очередь, зависит от идеалов и принципов, по которым живет общество, к которому принадлежит семья. Стиль взаимодействия специалистов с семьей в свою очередь опосредуется культурной и идеологической парадигмой семьи. Это особенности, связанные с этническими и расовыми факторами [5, с. 105-117].

В прошлые годы в центре исследований семьи обычно находилась личность матери. В последние десятилетия интерес исследователей переместился в сторону понимания важной роли отца в стимуляции развития своих детей, как здоровых, так и с нарушениями в развитии. Подчеркивается важность роли отца в понимании и коррекции нарушений развития и воспитании ребенка с ОВЗ. Относительно недавно появились работы, посвященные изучению успешного взаимодействия отцов со своими детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ранее господствовало мнение, что отец не может влиять на развитие ребенка с ОВЗ, так как у него не хватает на это времени, терпения, сноровки, существует также мнение, что это возможно, но не прямо, а только косвенно, через мать. Он оказывает поддержку матери в ее деятельности по уходу за ребенком и в этом аспекте является не самостоятельным, а вспомогательным участником воспитательно-образовательного процесса. Хотя отец и

мать совместно ухаживают за своим ребенком, они могут выполнять разные роли. Считается, что отец в большей мере, чем мать, склонен участвовать в играх своих детей либо быть их организатором; используя развивающие элементы игры, мастерит с ними игрушки, в то время как матери играют основную роль в области ухода за ними - caregiving. Отец меньше склонен к гиперопеке при воспитании детей, чем мать. Это особенно часто случается, если ребенок ослаблен, или у него имеются дополнительные нарушения, либо мать по каким-то причинам вынуждена много работать и помощь отца особенно актуальна. Но и в этих случаях он не склонен излишне опекать ребенка. В помощь родителям разработаны рекомендации по пси-хокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемных детей [6, с. 1062-1065]. Например, ребенок хочет быть добрым, сильным благородным, смелым. Нужно постараться предоставить ему такую возможность. Для этого нужно предложить соответствующий сюжет, хвалить его, дать ему почувствовать свою значимость, научить ребенка ценить себя. Родителям необходимо чаще использовать упражнения и игры для развития эмоций малыша.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Mink I. T., Nihira K., Meyers C. E. Taxonomy of family life styles: I. Home with TMR children // American Journal of Mental Deficiency. -1983. - No. 87. - P. 484-497.

2. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под. ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Селье Г. Стресс в моей жизни: Мемуары ученого / пер. с англ. А. Лаузис. - Рига: Зинатне, 1983. - 251 с.

4. Шабенец Е. А., Хатит Ф. Р., Сельмидис Л. Ф. Факторы субъективного благополучия матерей, воспитывающих детей-инвалидов с детским церебральным параличом // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: колл. науч. моногр. Ульяновск: Зебра.

- 2016. - § 6.4. - С. 404-419.

5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. Педагогика родителям.

- М.: Педагогика, 1991. - С. 105-117.

6. Legeal C., Keogh B. Impact of mental retardation on family life // American Journal of Nursing. -1966. - P. 1062-1065.

REFERENCES

1. Mink I. T., Nihira K., Meyers C. E. Taxonomy of family life styles: I. Home with TMR children. American Journal of Mental Deficiency. 1983, No. 87, pp. 484-497.

2. Mastyukova E. M., Moskovkina A. G. Semey-noe vospitanie detey s otkloneniyami v razvitii: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. za-vedeniy. Moscow: VLADOS, 2003.

3. Selye H. Stress v moey zhizni: Memuary uche-nogo. Riga: Zinatne, 1983. 251 p. (in Russian)

4. Shabenets E. A., Khatit F. R., Selmidis L. F. Faktory subyektivnogo blagopoluchiya ma-terey, vospityvayushchikh detey-invalidov s detskim tserebralnym paralichom. In: Psikholo-go-pedagogicheskie osobennosti semyi XXI veka: koll. nauch. monogr. Ulyanovsk: Zebra. 2016. § 6.4. Pp. 404-419.

5. Mastyukova E. M., Moskovkina A. G. Oni zh-dut nashey pomoshchi. Pedagogika roditelyam. Moscow: Pedagogika, 1991. Pp. 105-117.

6. Legeal C., Keogh B. Impact of mental retardation on family life. American Journal of Nursing. 1966. Pp.1062-1065.

Московкина Алла Григорьевна, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu

Moskovkina Alla G., Professor, Preschool Defectology Department, Institute of Childhood, Moscow State University of Education e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.