Научная статья на тему 'Родительский модуль в комплексе психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей группы риска'

Родительский модуль в комплексе психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей группы риска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
795
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЙ МОДУЛЬ / КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / PARENTAL MODULE / COMPLEX PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / CHILDREN AT RISK OF DEVIATION / LIMITED POSSIBILITY OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаповалов Л. А., Хребтова А. Ф.

Представлена деятельность по разработанной авторами системе комплексного психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей группы риска. Описана технология работы «родительского модуля» в качестве самостоятельного, основополагающего направления сопровождения. Приведен анализ четырех блоков сопровождения: организационный, информационный, просветительский, коррекционный, рефлексивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTAL MODULE IN COMPLEX PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN AT RISK OF DEVIATION

In article are presented activity authors to develop a system of psychological and pedagogical integrated support for families with children at risk of deviation. Described technology of the work «parental module» as independent and background direction of support. As support has been allocated the following units: organization, information, enlightenment, correctional and reflective.

Текст научной работы на тему «Родительский модуль в комплексе психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей группы риска»

УДК 37.018.1 ББК Ч 490.5

РОДИТЕЛЬСКИЙ МОДУЛЬ В КОМПЛЕКСЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Л.А. ШАПОВАЛОВ - МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Металлургического района города Челябинска А. Ф. ХРЕБТОВА - МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Металлургического района города Челябинска E-mail: rychkovaly@mail.ru

Аннотация

Представлена деятельность по разработанной авторами системе комплексного психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей группы риска. Описана технология работы «родительского модуля» в качестве самостоятельного, основополагающего направления сопровождения. Приведен анализ четырех блоков сопровождения: организационный, информационный, просветительский, коррекционный, рефлексивный.

Ключевые слова: родительский модуль, комплексное психолого-педагогическое сопровождение, дети группы риска, ограниченные возможности здоровья.

Современное состояние образовательной системы определяет необходимость активизации родительской позиции в воспитании, поддержке детей в процессе обучения. Семья является главным институтом воспитания детей, именно ее влияние является основополагающим в процессе формирования личности и способностей ребенка. Первая неформальная группа, в которую входит человек, и где проходит развитие, воспитание и жизнь личности - это семья. Каждая семья призвана исполнять те функции, которые не в состоянии исполнить все другие социальные институты [9,10].

В отечественной педагогике проблемой воспитания и обучения детей занимались К. Д. Ушинский, И.П. Подласый, В.С. Сухомлинский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Л.В. Занков, М.А. Данилов, Ш.А. Амонашвили [6]. Эти авторы говорят о большой ценности воспитания детей в семье. В зарубежной педагогике такую проблему изучали Б. Спок, Д. Дьюи, М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо.

Активное взаимодействие с семьей по созданию оптимальных условий для развития ребенка одно из основных направлений работы Муниципального Бюджетного Образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Данное направление работы осуществляется центром и в рамках реализации темы стажировочной площадки «Родительский сегмент в многокомпонентной матричной модели развития детей группы риска». Работа с семьей в Муниципальном центре - комплексная и многофункциональная система психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение семей - это деятельность специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов), направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность их функционирования, связанных с воспитанием и развитием ребенка группы риска.

Опираясь на достижения и разработки ведущих педагогов и психологов России И.Ю. Левченко [2], В.В. Ткачевой [2], Р.В. Овчаровой [4], И.В. Дубровиной [7,10], М.Р. Битяновой [1], нами была взята за основу комплексная система работы «Родительского модуля» с семьей, имеющих детей группы риска.

> психолого-педагогическая диагностика (определение актуального развития ребенка, его психологических и психофизиологических ресурсов);

> консультации родителей по вопросам коррекции проблемных зон ребенка;

> индивидуальные консультации родителей по выявлению проблем семейного воспитания;

> тренинги для родителей с целью обучения эффективным способам взаимодействия с детьми и оптимизации детско-родительских отношений;

> психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы детей группы риска;

> психологическая коррекция психических состояний матерей и отцов (раздражительность, тревожность и др.);

> психолого-педагогическая профилактика: различные методы просвещения (лектории, групповые консультации, круглый стол по проблеме, семинары-практикумы и др.), проводимые педагогами-психологами и учителями-дефектологами по вопросам сопровождения в семье детей группы риска.

В группу риска мы относим детей от 1,5 лет до 6 лет с ОВЗ, с педагогической запущенностью, посещающих детский сад; детей, по ряду причин, не посещающих детский сад (категория потенциального риска).

В рамках психолого-педагогического сопровождения как системы работы с семьей можно выделить направление «Родительский модуль».

Цель этого направления работы педагогов-психологов центра - способствовать созданию оптимальных условий воспитания и развития ребенка в семье.

Родительский модуль включает в себя 4 блока: 1)организационный; 2)информационный; 3)просветительский; 4)коррекционный; 4)рефлексивный. Психолого-педагогическое сопровождение родителей в «Родительском модуле» осуществляют 3 педагога-психолога и 1 дефектолог. Такой подбор специалистов позволяет всесторонне отработать проблемные темы развития и воспитания детей группы риска.

Ниже представлена технология работы «Родительского модуля» по каждому из блоков. Организационный блок предполагает сбор информации о ребенке и его семье: диагностика актуального состояния в развитии ребенка, заполнение родителями анкет для выявления особенностей родительского воспитания, позиции, и отношения.

Информационный блок «Родительского модуля» предполагает первичное информирование родителей об особенностях развития детей в тот или иной возрастной период, о поведенческих особенностях ребенка в разные периоды жизни. Предоставление родителям буклетов, памяток, дисков с информацией позволяет создать первичное представление о психологических особенностях своего ребенка. Именно на этом этапе работы педагогов-психологов с родителями формируется у последних запрос на индивидуальную работу с проблемами семейного воспитания детей в рамках консультирования.

Просветительский блок является основным в комплексе «Родительского модуля». Целью этого этапа является не только донести до родителей актуальную и необходимую информацию, но и создать мотивацию у них на обсуждение полученной информации, на формулирование собственной родительской позиции по конкретному педагогическому или воспитательному подходу.

Работа на этом этапе предполагает различные формы работы, позволяющие специалистам комплексно осветить особенности развития детей на каждом возрастном этапе, познакомить родителей с новообразованиями в развитии ребенка, определить круг проблем детей группы риска. Занятия проводятся в виде семинаров-практикумов, круглых столов, дискуссий обсуждений, презентаций по различным психолого-педагогическим темам. В рамках коррекционного блока педагогами-психологами используются мероприятия, направленные на апробацию и отработку навыков самоактивизации, саморегуляции организма взрослых и детей, эффективного взаимодействия детей и родителей, снижение конфликтного поведения в семье, тревожности и страхов у родителей и детей, психоэмоционального напряжения, проявлений гнева.

Данный блок включает в себя использование:

• дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой [15], для повышения общего тонуса организма, снятия усталости, активизации мозговой активности, повышения эмоционального фона. Данный комплекс чрезвычайно важен как для детей группы риска, так и для родителей, так как позволяет научить их элементам саморегуляции, позволяющих оптимизировать свое психоэмоциональное состояние.

• релаксационных видеороликов («Природа», «Цветы», «Океан» и т.д.), Релаксационные видеоролики с отлично подобранной музыкой и великолепным слайд шоу или видеосюжетом помогают расслабиться после напряженного дня или после напряженной ситуации, которые так часто возникают в семейной жизни.

• наборов психологических открыток Д. Кущ, Кирдий В, Е.К. Климова, Н. Огненко. Эти наборы открыток позволяют в безопасной форме с использованием сказок и притч определить актуальную скрытую проблему и проработать пути их решения.

• семинаров, с использованием элементов тренинга эффективного взаимодействия родителей с детьми [3]. Тренинг позволяет в игровой форме родителям отрабатывать те или иные поведенческие «родительские» формулы, позиции, подходы в воспитании своих детей; увидеть опыт решения проблемных ситуаций других родителей; выбрать для себя стили поведения и воспитания детей.

Рефлексивный блок является крайне важным элементом всей технологии «Родительского модуля». Организационно этот блок представляет собой комплекс «обратной связи»: анкеты, отзывы о проведенных мероприятиях, личное мнение, открыто высказанное родителями в дискуссиях, круглых столах, на практических занятиях

Технология работы «Родительского модуля» еще только разрабатывается и проходит практическую апробацию. Но уже сейчас можно говорить об эффективности комплексного подхода в отработке родительского сегмента в многокомпонентной модели развития детей группы риска.

По опросам родителей, посещающих в течение этого года занятия в модуле, 78% высказались о важности и актуальности информации, полученной на занятиях; 65% отметили, что технологии эффективного взаимодействия с ребенком помогли оптимизации детско-родительских отношений в семье; 30% родителей отметили необходимость посещения таких занятий всей семьей.

В ближайшие годы система работы «Родительского модуля» будет совершенствоваться, и развиваться с учетом пожеланий и замечаний родителей. Вся работа комплексного психолого-педагогического сопровождения семей направлена прежде всего на реализацию интересов ребенка для успешной социализации и интеграции в социум детей с проблемами психофизического развития.

Список литературы

1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.

2. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008 - 239 с.

3. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: цели, задачи, основные принципы / И.М. Марковская. - Спб.: Речь, 2000. - 150 с.

4. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.

5. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие / Р. В. Овчарова. - М.: МПСИ, 2006. - 496 с.

6. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Владос, 1999. - 574 с.

7. Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной. - Спб.: Питер, 2006. - 592 с.

8. Токарь, О. В. Детская практическая психология в кратком изложении / О. В. Токарь. -М.: Флинта, 2008. - 224 с.

9. Глухих, Л.С. Характеристика детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушением речи: дипломная работа / Л.С. Глухих.- Челябинск: ЮУрГУ, 2011.-82с.

10. Иванов, А. Политико-правовое учение Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг.): курсовая работа / А.Иванов. - http://www.bibliofond.ru

11. Ольхина, Е.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения / Е.А. Ольхина // Специальное образование. -2006. - № 7. - С. 34-39.

12. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ. -http://5psy.ru/obrazovanie.

13. Ткачева, В. В. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с тяжелыми двигательными нарушениями / В. В. Ткачева // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1 (3). - С.74-79.

14. Ткачева, В. В. Работа психолога с материями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями / В.В. Ткачева // Дефектология. - 2005. - № 1. - С. 25-35.

15. М.Н. Щетинин Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Русская национальная гимнастика - //http://www.strelnikova.ru/

PARENTAL MODULE IN COMPLEX PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN AT RISK OF DEVIATION

LA. SHAPOVALOVA - "Centre psycho-pedagogical, medical and social help" of Metallurgical region of the city Chelyabinsk A.F. HREBTOVA - "Centre psycho-pedagogical, medical and social help" of Metallurgical region of the city Chelyabinsk

Abstract

In article are presented activity authors to develop a system of psychological and pedagogical integrated support for families with children at risk of deviation. Described technology of the work «parental module» as independent and background direction of support. As support has been allocated the following units: organization, information, enlightenment, correctional and reflective.

Keywords: parental module, complex psycho-pedagogical support, children at risk of deviation, limited possibility of health.

References

1. Bityanova, M.R. The organization of the psychological work in school / M.R. Bityanova. -Moscow: Publish center «Perfection», 1998. - 298 p.

2. Levchenko, I.Y. The Psychological help family which having children with disorders / I.Y. Levchenko, V.V. Tkacheva. - Moscow: Publish center «Prosvecshenie», 2008 - 239 p.

3. Markovskaya, I.M. Training the interaction of the parents with детьми: purposes, problems, the cardinal principles / I.M. Markovskaya. - Saint Petersburg: Publish center «Speech», 2000. - 150 p.

4. Ovcharova, R.V. The Psychology of parental: school book for students / R.V. Ovcharova. -Moscow.: Publish center «Аcademy», 2005. - 368 p.

5. Ovcharova, R.V. Parental as psychological phenomenon: / R.V. Ovcharova. - school book for students / R.V. Ovcharova. - Moscow: Publish center «MPSI», 2006. - 496p.

6. Podlasyy, I.P. Pedagogic / I.P. Podlasyy. - Moscow: Publish center «Vlados», 1999. - 574 p.

7. The Practical psychology of the formation / Under editing I.V. Dubrovinoy. - Saint Petersburg: Publish center «Peter», 2006. - 592 p.

8. Tokari, O.V. The Nursery practical psychology in digests / O.V. Tokari. - Moscow: Publish center «Flinta», 2008. - 224 p.

9. Gluhih, L.S. The Feature baby-parental relations in family, having детей with breach speech: degree work / L.S. Gluhih - Chelyabinsk: Publish center SUSU, 2011. - 82 p.

10. Ivanov, A. Politician-legal teaching G.G. RUSSO (1712-1778): term paper / A. Ivanov. - http://www.bibliofond.ru

11. Olihina, E.A. The particularities baby-parental relations in family, bring up blind children / E.A. Olihina // Special education. - 2006. - № 7. - p. 34-39.

12. Psihology-pedagogical accompaniment family which having children with disorders. -http://5psy.ru/obrazovanie.

13. Tkacheva, V.V. The Psychological particularities full-grown, bring up детей with heavy motor breaches / V.V. Tkacheva // Correction pedagogy. - 2004. - № 1. - P. 74-79.

14. Tkacheva, V.V. The psychological work with women having children with disabilities / V.V. Tkacheva // Defectology. - 2005. - № 1. - p. 25-35.

15. M.N. Schetinin The respiratory athletics by A.N. Strelinikova. Russian national athletics -www.strelnikova.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.