Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями'

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1994
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / КОМАНДА СПЕЦИАЛИСТОВ / СИСТЕМА / НАПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / КОРРЕКЦИЯ / PSYCHOLOGICAL- PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES / CHILDREN WITH DISABILITIES / TEAM OF SPECIALISTS / SYSTEM / DIRECTIONS OF MAINTENANCE / ADAPTATION / TRAINING OF PARENTS / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Е.А., Семенова Л.М.

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Показана система, направления и результаты работы с такими семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишина Е.А., Семенова Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES,HAVING CHILDREN WITH DISABILITIES

The article considers the issues of organization of psychological-pedagogical support of the families having children with disabilities. The article shows the system, directions and results of work with families, having children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями»

УДК 376.1

UDC 376.1

Е.А. МИШИНА

тарший преподаватель, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет E-mail nikolaj.mishin@bk.ru Л.М. СЕМЕНОВА

кандидат биологических наук, профессор, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет Е- mail semenova03@yandex.ru

E.A. MISHINA

Senior lecturer, Department of technology psychological-pedagogical and special education, Orel State University

E-mail nikolaj.mishin@bk.ru L.M. SEMENOVA

Candidate of biological Sciences, Professor, Department of technology psychological-pedagogical and special education, Orel State University Е- mail semenova03@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

THE PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES,HAVING CHILDREN WITH DISABILITIES

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Показана система, направления и результаты работы с такими семьями.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение семей, дети с ограниченными возможностями, команда специалистов, система, направления сопровождения, коррекция, адаптация, просвещение родителей.

The article considers the issues of organization ofpsychological-pedagogical support of the families having children with disabilities. The article shows the system, directions and results of work with families, having children with disabilities.

Keywords: psychological-pedagogical support of families, children with disabilities, team of specialists, the system, directions of maintenance, correction, adaptation, training ofparents.

В настоящее время клиницистами подчеркивается высокая частота рождения с перинатальной патологией центральной нервной системы, достигающая более 30 детей на 100 родившихся. Рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии - проблема, затрагивающая все стороны жизни, вызывающая сильные эмоциональные переживания родителей и близких родственников. В связи с состоянием ребенка искажается поведение взрослых, в семье возникают проблемы, с которыми родители не могут справиться самостоятельно: нарушается взаимодействие с социальным окружением, круг общения составляют близкие родственники, знакомые, врачи, дефектологи и учителя.

Сложное социально-экономическое и демографическое положение, сложившиеся в России в последние десятилетия, а также необходимость соответствовать общемировым тенденциям развития цивилизации требует изучения инновационных направлений, создания оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции развития и обучения детей с ограниченными возможностями. В этой связи необходимо психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время становится актуальной потребность в материальной помощи и льготах семьям с низким экономическим статусом. Большинство молодых

семей находится в факторах риска и их сочетания: безработица одного из членов семьи, неудовлетворительные материальные условия, низкий заработок. Поэтому создание системы психолого-педагогического сопровождения семьи позволит снизить риск возникновения вторичных отклонений в развитии ребенка с ограниченными возможностями. В этой связи следует начинать непрерывное комплексное сопровождение семьи с момента рождения проблемного ребенка. Эффективность мероприятий, направленных на коррекцию нарушений, определяется временем его выявления и консолидацией усилий детских поликлиник, специальных дошкольных, школьных образовательных учреждений, ППМС-центров и семьи. Такое комплексное взаимодействие команды специалистов: медиков, психологов, дефектологов, юристов и социальных работников позволит получить родителям медико-психолого-педагогическую и социальную поддержку для благополучного развития ребенка. В этой связи важной задачей сопровождения является формирование новых методов и форм психопрофилактики семьи в период воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями [4].

При этом особое внимание следует уделить возможностям инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями и их профессиональной ориентации.

© Е.А. Мишина, Л.М. Семенова © E.A. Mishina, L.M. Semenova

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (60), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 60. 2014

Какова же цель психолого-педагогического сопровождения семьи?

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, адаптироваться к социуму.

Обучение родителей коррекционным умениям и навыкам по воспитанию детей с проблемами в развитии, разработка коррекционной программы психолого-педагогической помощи, а также консультирование родителей и других членов семьи являются эффективными методами психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. [1, 2, 3].

Разработка психолого-педагогического аспекта сопровождения осуществлялась в соответствии с двумя взаимосвязанными базовыми принципами.

Во-первых, мы ориентировались на принцип системности, в соответствии с которым педагогическое сопровождение должно быть связано с психологическим и в совокупности составлять единый комплекс сопровождения семей и их детей, гармонично встроенный в основной учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.

Во-вторых, принцип взаимодополнения, констатирующий не целесообразность дублирования отдельных форм работы психолога и педагога, необходимость функционального разделения и содержательного взаимообогащения психологического и педагогического компонентов. Принцип дополнения, с учетом того, что психологическое сопровождение базируется на но-мотетическом методе, детерминирует использование идеографической концепции в качестве базовой для педагогического сопровождения.

Предлагаем систему психолого-педагогического сопровождения:

- мониторинг-скрининг, сбор информации о положении дел в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями;

- анкетирование родителей;

- определение типа семьи, психологического климата, родительско-детских и детско-родительских отношений;

- диагностика (индивидуальная и групповая) -углубленное психолого-педагогическое изучение уровня психического развития детей с ограниченными возможностями, раннее выявление отклонений и недостатков в развитии, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии;

- проведение комплекса реабилитационных мероприятий;

- консультирование - оказание помощи семьям в вопросах развития, воспитания и обучения детей, предупреждение возникновения нарушений развития вторичных дефектов, прогнозирование путей дальнейшего развития ребенка с ограниченными возможностями с

учетом возможных последствий; достижение эмоционального комфорта в семье, психотерапевтическая работа с родителями. В ходе консультирования родители получают информацию о состоянии ребенка, об особенностях его развития и обучения, определяется дальнейший образовательный маршрут каждого ребенка;

- коррекция - проведение комплекса целенаправленной работы по изменению развивающей среды ребенка в семье, адаптация ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий для преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, обучение родителей методики проведения коррекционных и развивающих занятий, игр, упражнений, направленных на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, организация коррекционно-развивающих занятий, осуществление индивидуальных коррекционно-развивающих программ раннего вмешательства;

- профилактика - обучение методикам оздоровительных и профилактических мероприятий (закаливания, элементам массажа, гимнастики для глаз, пальцев рук, физическим упражнениям, подвижным играм); создание социально организованной педагогической среды в семье;

- просвещение - повышение уровня санитарно-гигиенической компетентности и психолого-педагогической грамотности родителей, разработка памяток, информационных листков, рекомендаций для родителей;

- социализация - ранняя профессиональная ориентация и соответствующая подготовка к трудовой жизни и адаптации детей с ограниченными возможностями в социум.

Об эффективности предлагаемой системы судили по результатам работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, посещающих Учебно-методический центр «Семейный лад» при факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». Активное сотрудничество родителей с командой специалистов, использование разнообразных форм работы с родителями с учетом типологических особенностей каждой семьи помогали им осознать важность своего влияния на развитие личности ребенка, они учились содействовать его гармоничному развитию. Постепенно родители научились применять специальные игровые упражнения, овладели приемами коррекционно-педагогической работы с ребенком.

Таким образом, система мероприятий, направленных на организацию психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, позволяет выделить основные наиболее результативные направления этой работы:

- активное включение родителей в процесс психолого-педагогической реабилитации ребенка;

- применение адаптированных моделей воспитания детей с различными отклонениями;

- определение перспектив ребенка в социально-профессиональной сфере;

- повышение психолого-педагогической культуры родителей, включающей просвещение в различных формах;

- участие родителей в культурно-развлекательных

и познавательных мероприятиях: посещение концертов, театров, поездки за город, проведение утренников, спектаклей, дней рождений, праздничных чаепитий.

Библиографический список

1. АкатовЛ.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2003.

2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. Под ред. Л.В. Шапковой. М., 2002.

3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2004.

4. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М., 2000.

References

1. Akatov L.I. Social rehabilitation of children with disabilities. M., 2003.

2. The corrective action games and exercises for children with disabilities, Ed. L.V. Shapkova. M., 200.2

3. MostyukovaE.M., Moskovkina A. G. The family education of children with deviations in development. M., 2004.

4. Tkacheva V.V. Psycho-correctional work with mothers raising children with deviations in development. M., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.