Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра'

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3102
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С СИНДРОМОМ АУТИЗМА / РОДИТЕЛИ / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММА / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / CHILDREN WITH AUTISM / PARENTS / DIAGNOSTICS / CORRECTION / TRAINING / PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Людмила Михайловна, Мишина Елена Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра. Показаны направления работы с семьей, имеющей ребенка с синдромом аутизма, важность сотрудничества специалистов и родителей для благополучного развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Людмила Михайловна, Мишина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical support of families, having children with autism

The article considers the questions of psychological-pedagogical support parents, having children with autism. The article shoes the directions of work with families, having children with autism, the importance of cooperation between parents and professionals for successful child development.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра»

2015, том 17 [9]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Л.М. Семенова

Кандидат биологических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»,

кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования,

г. Орел, Россия

Е.А. Мишина

Старший преподаватель,

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»,

кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования,

г. Орел, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра. Показаны направления работы с семьей, имеющей ребенка с синдромом аутизма, важность сотрудничества специалистов и родителей для благополучного развития ребенка.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с синдромом аутизма, родители, диагностика, коррекция, обучение, программа.

Вопросы организационного нормативного правового обеспечения деятельности по оказании ранней помощи родителям, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра, на современном этапе приобретает особое значение.

Рассматривая аутизм как отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушения процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми, особое значение приобретает грамотно организованная ранняя коррекция дефекта, обучение и воспитание

родителей, имеющих детей с синдромом аутизма [3].

Семья аутичного ребенка, испытывающая постоянные сложности и ограничения, связанные с особым развитием ребенка, часто лишена моральной поддержки не только знакомых, но и близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте,

—-----------------------------—

~ 9 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [9]

магазине, на улице и даже детском учреждении. Прямым следствием этого становится аутизация самих родителей, прежде всего матерей — избегание контактов, ограничение выходов в общественные места, сужение круга друзей, замыкание на собственных проблемах и т.п. [1].

Семьи, воспитывающие аутичного ребенка, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие ребенка с умственной отсталостью. В специальных исследованиях американских психологов обнаружено, что стресс в наибольшей степени проявляется именно у матерей аутичных детей. Они не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы из-за сверхзависимости от своих детей, но и имеют очень низкую самооценку, считая, что недостаточно хорошо справляются со своей материнской ролью.

Отцы стараются избегать ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины и разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся задачи материального обеспечения ухода за трудным ребенком, которые обещают быть долговременными, фактически пожизненными.

В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: они тоже испытывают бытовые трудности, и родители часто вынуждены жертвовать их интересами. В какой-то момент они могут почувствовать обделен-ность вниманием, посчитать, что родители их любят меньше. Иногда, разделяя заботы

семьи, они рано взрослеют, а иногда переходят в оппозицию, формируя особые защитные личностные установки, и тогда их отчужденность от забот семьи становится дополнительной болью родителей, о которой они редко говорят, но которую остро ощущают.

Поэтому родители, имеющие детей с расстройствами аутистического спектра, нуждаются в системе обучения и психологопедагогического сопровождения.

Под сопровождением мы понимаем деятельность команды специалистов по оказанию помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем, а также подбор адекватных форм, приемов и методов воспитания и обучения ребенка с аутизмом, исходя из интересов и возможностей семьи и ребенка.

Основные цели психолого-педагогической поддержки состоят в повышении сен-зитивности (чувствительности) родителей к проблемам ребенка, снижении эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формировании у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала [2].

Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка, а также активное включение родителей в лечебный и психолого-педагогический процесс.

Кроме того, на всех ступенях развития ребенка должно осуществляться комплексное взаимодействие специалистов: невролога,

—-----------------------------—

~ 10 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [9]

психиатра, педиатра, психологов, дефектологов и социальных работников.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с расстройствами аутистического спектра, строится с опорой на приоритетные функции: диагностическую, просветительскую, консультативную, охранно-защитную, прогностическую, развивающую, учебную, воспитательную, поведенческую, коммуникативную, досуговую.

Направления работы.

Первый блок — социальный: диагностика социального статуса семьи, составление социального паспорта семьи.

Второй блок — медицинский: создание базы данных семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра; разработка программы воспитания и обучения родителей; комплексное диагностическое обследование детей; комплексное обследование индивидуальной структуры нарушений для определения степени первичного дефекта, характеристик патологических синдромов, сопутствующих заболеваний, соматического состояния ребенка; наблюдения за детьми и обучение родителей взаимодействию с детьми с синдромом аутизма.

Третий блок — психолого-педагогический: изучение семьи, внутрисемейного климата, межличностных отношений и адекватности родителями состояния своего ребенка; разработка алгоритма процедуры обследования нервно-психического развития ребенка; разработка мониторинга ранней диагностики и оценки нервно-психического развития ребенка; разработка программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка; формирование модели индивидуального

образовательного маршрута семьи; разработка программы ранней комплексной помощи ребенку и семье, имеющей ребенка с аутизмом; разработка модели взаимодействия со специальными (коррекционными) учреждениями; дифференциация методов медикаментозной коррекции и психолого-педагогических мероприятий.

Четвертый блок — коррекционный: коррекция внутреннего психологического состояния семьи; обучение родителей взаимодействию и общению с детьми с синдромом аутизма; овладение родителями специальными коррекционно-педагогическими

знаниями, умениями и навыками обучения детей с расстройствами аутистического спектра в семье; обучение детей с расстройствами аутистического спектра познавательным, коррекционно-развивающим занятиям и играм.

Создание такой системы психолого-педагогического и социального сопровождения, на наш взгляд, позволит снизить риск возникновения выраженных вторичных отклонений, а также позволит оптимизировать протекание развития каждого ребенка, что в немалой степени способствует снижению группы социального и медицинского риска. Кроме того, раннее комплексное сопровождение поможет семье адаптироваться к новым условиям жизни, создать адекватные условия ее обучения и воспитания для оптимального, гармоничного развития ребенка и предупреждение вторичных отклонений.

Таким образом, психологическая поддержка является важным звеном в системе психолого-педагогической помощи родителям детей, страдающих аутизмом. Изучение факторов и механизмов, способствующих

—------------------------------—

~ 11 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [9]

снижению риска уровня аффективной регуляции, диагностики и коррекции имеющихся отклонений у ребенка на самых ранних стадиях, как в медицинских, специальных образовательных учреждениях, так и в семье, разработка, внедрение и оценка системы обучения детей с расстройствами аутистического спектра, а также непрерывное психолого-педагогического сопровождение детей обеспечивается сотрудничеством специалистов и родителей для благополучного развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либ-линг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршат-ский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., 2008.

2. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007.

3. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. М., 2003.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGODICAL SUPPORT OF FAMILIES, HAVING CHILDREN WITH AUTISM

L.M. Semenova

PhD, Professor

E.A. Mishina

senior lecturer,

Orel State University,

Department of technology psychological-pedagogical and special education,

Orel, Russia

Annotation. The article considers the questions of psychological-pedagogical support parents, having children with autism. The article shoes the directions of work with families, having children with autism, the importance of cooperation between parents and professionals for successful child development.

Key words: psychological-pedagogical support, children with autism, parents, diagnostics, correction, training, program.

REFERENCES

1. Baenska E.R., Nicolska O.S., Libling M.M., Kostin I.A., Vedenina M.U., Arshatsky A.V., Arshat-sky O.S. Children and adolescents with autism. Psychological support. Moscow, 2008. (In Russian).

2. Mamajchuk I.I. Psychological help to children with autism. Saint Petersburg, 2007. (In Russian).

3. Peters T. Autism: from theoretical understanding to educational impact. Moscow, 2003. (In Russian).

—------------------------------—

~ 12 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.