СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Корашвили Нино Шалвовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и профессиональной деятельности (ПРиПД), факультет психологии и философии (ФПФ), Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Адамова Асият Рабадановна, магистр кафедры ПРиПД, ФПФ, ДГУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 03.02.2017г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Nino Sh. Korashvili, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of Development of Psychology and Professional Activity (DPPA), the faculty of Psychology and Philosophy (PP), Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Asijat R. Adamova, master, the chair of DPPA, the faculty of PP, DSU, Makhachkala, Russia; e-mail: asiyat.adamova. [email protected]
Received 03.02.2017.
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 002:372.8
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями психического развития аутистического спектра
© 2017 Мамаев Д. М. 1 Гаджиева Н. М. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Центр лечебной педагогики, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Определить роль будущих педагогов-психологов в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде и создании доступности в получении образовательных услуг. Методы. Рассмотрена методика и способы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а также психоконсультирование родителей и учителей в инклюзивном образовательном пространстве. Результаты. Включение в профессиональную подготовку педагогов-психологов специальных знаний и практических навыков, обеспечивающих эффективную организацию психолого-педагогического сопровождения детей в условиях совместного обучения различных категорий развития и особенно с аутистическими расстройствами. Вывод. Включение в систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями психического развития аутистического спектра педагогов-психологов будет обеспечивать взаимодействие между специалистами дефектоло-гами, родителями и управленцами инклюзивной школы.
Ключевые слова: дети с нарушениями психического развития аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивная образовательная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детский аутизм, психологическая помощь семье.
Формат цитирования: Маллаев Д. М., Гаджиева М. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями психического развития аутистического спектра // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 9-14.
Psycho-Pedagogical Support for Children with Mental Development Disorders of Autistic Spectrum
© 2017 Dzhafar M. Mallaev 1 Napisat M. Gadzhieva 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Centre of Clinical Pedagogy, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. The aim of the article is to determine the role of the future educational psychologists in support for the children with disabilities in inclusive educational field and creation of availability in getting the learning services. Methods. The authors of the article consider the methods and means of organization the psycho-pedagogical support for children with disabilities, and psychological consultation of the parents and teachers in inclusive educational environment. Results. Inclusion of special knowledge and practical skills in pedagogues-psychologists' vocational training provides the effective organization of the psycho-pedagogical support for children in the co-education conditions of different categories development, particular with the autistic disorders. Conclusion. Inclusion of pedagogues-psychologists in the system of psycho-pedagogical support for children with mental development disorders of autistic spectrum will ensure the cooperation between the experts of defectology, parents and regulators of inclusive school.
Keywords: children with mental development disorders of autistic spectrum, psycho-pedagogical support, inclusive educational environment, children with disabilities, childhood autism, psychological support for the family.
For citation: Mallaev D. M., Gadzhieva N. M. Psycho-Pedagogical Support for Children with Mental Development Disorders of Autistic Spectrum. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 9-14. (In Russian)
Введение
Согласно среднестатистическим данным, представленным в зарубежных и отечественных источниках, аутистический спектр нарушений психического развития обнаруживаются в 15-20 случаях на 10 тысяч. В настоящее время констатируется постоянное, но неуклонное распространение проявлений аутизма. Демонстрируемая им тенденция к росту, согласно мнению исследователей, не зависит от национальных, расовых, географических и других факторов. Тем самым следует признать не локальный, а общечеловеческий характер этого нарушения психики. Соответственно, данная область нарушений психического развития, попадая в сферу профессиональных интересов психолога, требует пристального изучения [2].
Аутизмом в самом общем виде обозначают проявления субъектом явной необщительности, его стремление уйти от коммуникативных контактов и жить в своем собственном мире, замкнутом от постороннего вмешательства.
Сам термин «аутизм» был введен в научный оборот более ста лет назад (в
1912 г.) Э. Блейлером с целью обозначить особый вид мышления, мало зависимый от реальной действительности и регулируемый, преимущественно, эмоциональными потребностями человека.
Исследуемая нами проблема, особенно с принятием "Нового Закона об образовании" предусматривает становление и развитие инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ, а также основных положений проекта концепции федерального образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова) и концепции специального федерального государственного стандарта начального образования детей с аутизмом (О. С. Никольская).
В связи с этими положениями, отраженными в вышеуказанных документах, выделяются основные направления профессиональной деятельности педагогов-психологов в психолого-педагогическом сопровождении аутичных детей в начальной школе: построение индивидуального образовательного маршрута с опорой на
адекватные возможности и способности аутичного ребёнка; психологическая помощь семье ребёнка, её поддержка в окружающем социуме, организации общего режима, эмоциональной устойчивости; взаимодействие с учителями, развитие коммуникаций, создающих условия к активным контактам с окружающим миром и дальнейшей интеграции.
Важнейшим фактором при этом является психолого-педагогическое сопровождение и детей с аутистическими расстройствами в условиях общего обучения, так как для многих детей оно может стать тяжелым испытанием, вызвать серьезные психологические стрессы. Поэтому основным в начале общего обучения является сглаживание проблем поведения и трудности коммуникации, которые отрицательно влияют на организацию процесса обучения и на освоение социальных навыков. Результатом этого является недостаточная разработанность концептуально-методологических основ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ всеми специалистами вкупе, обеспечивающих равные и адекватные условия для получения образования. Наиболее сложной проблемой является сопровождение категории детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В сопровождении аутичного ребёнка выделяются четыре направления деятельности: сопровождение детей, обеспечение адекватного возрасту и образовательным потребностям психического и личностного развития, создание соответствующих образовательных условий и разработка педагогически целесообразных средств помощи по преодолению трудностей, возникающих в инклюзии; сопровождение учителей, которое определяется педагогическими потребностями в разработке и внедрении технологий коррекции расстройств аути-стического спектра у детей; сопровождение родителей представляет собой систему мер по оказанию помощи родителям в воспитании аутичного ребёнка и оказания им специальной консультационной и психологической помощи; сопровождение взаимодействия всего педагогического коллектива инклюзивной школы тьютором для оказания им организационно-методической помощи и обеспечения адекватной доступной среды всего образовательного социума. Сложность заключается в том, что для таких детей необходимо создавать до-
ступную среду в системе обучения и воспитания.
Доступная среда требует, чтобы в обучении и воспитании детей с аутизмом наряду со специальными педагогами и психологами принимали активное участие и педагоги-психологи. Инклюзия или включение таких детей в общий социум требует оказания психолого-педагогической помощи родителям, детям, учителям и воспитателям, социальным работникам. Значительное время в подготовке педагогов-психологов мы уделяли методике взаимодействия семьи, имеющих детей с аутистическими расстройствами и специа-листами-дефектологами. Такой подход обеспечивал им доступность инклюзивного образования и успешную социализацию в учебно-воспитательном процессе.
Исследования (Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой, А. Н. Магомедовой) подтверждают эффективную роль семейного воспитания детей с ОВЗ и особенно в их социализации. Одним из первых этапов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является семья и семейное воспитание. Благоприятная семейная среда в дальнейшем обеспечивает эффективность сопровождения педагогами-психологами детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде [4].
Особенно важно, что именно психические нарушения аутистического спектра сопровождают на раннем этапе ранний детский аутизм. Поэтому, в процессе подготовки специалистов по профилю "Педагог-психолог", очень важно закладывать основы знаний и понимание о психолого-педагогическом сопровождении таких детей.
Применительно к детям, психические нарушения развития аутистического спектра обычно изучают как феномен раннего детского аутизма, проявления которого одним из первых описал Л. Каннер (1943 г.). Отметим, что независимо от Л. Каннера синдром детского аутизма был несколько позднее описан также Г. Аспергером (1944 г.) и С. С. Манухиным (1947 г.).
В настоящее время под термином «аутизм» понимается комплекс характерных для человека симптомов, включающий, по К. С. Лебединской, отрыв от действительности, сопровождающийся уходом «в себя», отсутствие или парадоксальность реакций, обнаруживаемых в ответ на
внешние раздражения, достаточную пассивность или повышенную ранимость при осуществлении контактов с внешней средой [6].
Авторы отмечают, что аутизм в качестве симптома встречается в достаточно многих психических расстройствах. Вместе с тем, наибольший интерес для профессионального вмешательства психолога вызывают случаи его раннего появления, сопровождающиеся принятием данным нарушением ведущей роли в построении клинической картины и тяжелым негативным влиянием на весь процесс психического развития ребенка.
Обсуждение результатов
Содержательный анализ показателей аутизма позволяет выделить несколько направлений профессиональной деятель -ности психолога, работающего с нарушениями развития психики аутистического спектра. В их состав включается социальное, эмоциональное, коммуникативное и поведенческое направление воздействия на психическое развитие ребенка.
Социальное направление работы психолога с детьми, обладающими нарушениями психического развития аутистического спектра, обусловлено обнаруживающимися у них проблемами в построении социального взаимодействия. Эти проблемы могут вызываться широким спектром причин от обладания психическим расстройством и до хронического недостатка общения в силу социальной изоляции ребенка в младенческом возрасте (тяжелый госпита-лизм).
Таким образом, в задачи психолога, работающего с детьми с нарушениями психического развития аутистического спектра, может входить всестороннее стимулирование их социального взаимодействия со сверстниками и наполнение его продуктивным развивающим потенциалом с использованием средства психологической практики [1].
Следующее, не менее значимое, направление работы психолога с детьми с нарушениями аутистического спектра, относится к эмоциональной стороне их психического развития.
Эмоциональная сфера рассматриваемых детей характеризуется бедностью, однообразием и неспособностью участвовать в регуляции социального взаимодействия. Чаще всего эмоции, особенно в раннем
возрасте, обнаруживаются на уровне примитивных аффектов удовольствия в сочетании с улыбкой или неудовольствия, раздражения, сопровождающегося монотонным плачем или слабо выраженным беспокойством общего характера.
Существенной проблемой в эмоциональном развитии детей с рассматриваемыми нарушениями выступает их чрезмерная ранимость, трудность в выражении своих эмоций и понимании эмоций других людей, эмоциональное равнодушие, отсутствие способности переживать радость оттого, что другие люди счастливы [6].
Слабое развитие эмоциональной сферы детей с психическими нарушениями, относящимися к аутистическому спектру, снижает успешность процессов их саморегуляции как в предметной, так и в социальной сфере. Оно неблагоприятно отражается на состоянии внутрипсихической и межличностной конфликтности детей.
Немаловажным следствием выступает снижение для них возможности использовать эмоциональную сферу для повышения эффективности игровой и учебной деятельности. Результатом является замедление темпов социализации детей с рассматриваемым типом нарушения психического развития. Таким образом, эмоциональное направление их развития образует одну из важнейших сфер практической деятельности психолога.
Коммуникативное направление работы психолога с детьми, обладающими нарушениями психического развития аутисти-ческого спектра, обусловлено наличием у них проблем в построении вербальной и невербальной коммуникации [6].
Наиболее очевидной особенностью рассматриваемой категории детей является недостаточное развитие или полное отсутствие потребности в общении с окружающими людьми. Это выражается не только в нежелании инициировать общение с человеком, но и в нежелании поддерживать уже начавшийся разговор. Включаясь в разговор, ребенок может не отвечать на вопросы или делать значительные паузы, приводящие к утрате «нити разговора».
Выводы
Существенную трудность для построения общения с ребенком с нарушением психического развития, относящимся к аутистическому спектру, является отсутствие у него интереса к звучащей речи. В
силу этого он не фиксирует взгляд на говорящем человеке и не склонен отвечать на обращение в свой адрес.
Соответственно, проблемы в коммуникативной сфере детей, обладающих нарушениями в психическом развитии аути-стического спектра, можно сгруппировать следующим образом: познавательные, мо-тивационные и поведенческие. Познавательные проблемы рассматриваемой категории детей сводятся к незнанию элементов ритуального общения, непониманию средств невербальной коммуникации (используемой мимики, жестов). Мотиваци-онные нарушения в коммуникации состоят в отсутствии интереса к общению, в не-сформированности желания его инициировать и поддерживать. Поведенческие нарушения в коммуникации детей с признаками аутистического спектра состоят в несформированности умения реализовы-вать вербальную и невербальную формы общения, использование стереотипного языка, идиосинкразической речи.
Достаточная «весомость» рассмотренных нарушений коммуникативного плана у детей, характеризующихся нарушениями в психическом развитии аутистического спектра, делает работу над ними значимым направлением практической деятельности психолога.
Столь же важным нам рассматривается и поведенческое направление работы психолога с детьми, обладающими нарушениями психического развития аутистического спектра. Необходимость данного направления обусловлена значительными нарушениями в поведенческой сфере рассматриваемой категории детей, которые сводятся к реализации стереотипных, повторяющихся и однотипных интересов, форм поведения и деятельности.
Для детей, обладающих нарушениями психического развития аутистического спектра, характерна реализация поведенческой активности по одному или нескольким стереотипным и ограниченным типам интересов. При этом данная активность является нарушенной или по своему направлению, или по интенсивности.
Одним из крайних нарушений для рассматриваемой категории детей может явиться недостаточность развития двига-
1. Абрамова И. В., Пушкова И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования //
тельной сферы. На уровне крупной моторики, это может обнаруживаться в неуверенной неуклюжей походке, в которой зачастую отсутствует содружественность движений. На уровне мелкой моторики проблемы выражаются слабой дифферен-цированностью движении [7].
У них также затруднено формирование произвольности поведения. В силу этого многие обычные для детей с психическим развитием в пределах нормы умения и навыки поведения у детей с нарушениями аутистического спектра могут отсутствовать. В частности, зачастую, для них характерна значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания.
Заключение
Таким образом, диапазон поведенческих нарушений детей с нарушениями психического развития аутистического спектра достаточно широк. Он может обнаруживаться, начиная с несформированности отдельных движений, и простираться вплоть до утраты целесообразности комплекса движений и поведения. Это делает проблемы в поведенческой сфере таких детей еще одним немаловажным направлением профессионального вмешательства со стороны педагога- психолога.
Подводя итоги сделанного анализа проблемы, отметим, что отмечаемые у детей с психическими нарушениями аутистиче-ского спектра проблемы развития позволяют выделить в поле профессиональной работы педагога-психолога с ними несколько направлений, обозначенных нами как социальное, эмоциональное, коммуникативное и поведенческое. Целенаправленное воздействие со стороны педагога-психолога на компоненты нарушений в развитии детей с аутистическими проявлениями позволяет их в большей или меньшей степени скомпенсировать. Несмотря на невозможность полного искоренения аутистических черт, остающихся на уровне характерологических акцентуаций, оптимальным результатом профессиональной работы в психолого-педагогическом сопровождении с такими детьми может считаться достижение ими достаточно высокого уровня социальной адаптации.
Гуманитарные науки и образование. 2011. № 1. С. 30-33.
Литература
2. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М. : Теревинф, 2011. 167 с.
3. Баенская Е. Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы // Дефектология. 2014. № 2. С. 23-33.
4. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Магомедо-ва А. Н. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. М. : Асас1ета, 2008. 144 с.
5. Маллаев Д. М., Бажукова О. А. Развитие психологических ресурсов и адаптационного потенциала детей с ограниченными возможно-
1. Abramova I. V., Pushkova I. V. Specialists training for inclusive education. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanitarian Sciences and Education]. 2011. No. 1. Pp. 30-33. (In Russian)
2. Appe F. Vvedenie v psikhologicheskuyu te-oriyu autizma [Introduction to psychological theory of autism]. Moscow, Terevinf Publ., 2011. 167 p. (In Russian)
3. Bayenskaya E. R. Correction of child autism as disorders of affective sphere. Defektologiya [De-fectology]. 2014. No. 2. Pp. 23-33. (In Russian)
4. Mallaev D. M., Omarova P. O., Magomedo-va A. N. Rol' sem'i v sotsializatsii detey s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The role of family in socialization of the children with disabilities]. Moscow, Academa Publ., 2008. 144 p. (In Russian)
5. Mallaev D. M., Bazhukova O. A. Development of psychological resources and adaptational
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Маллаев Джафар Михайлович, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Гаджиева Написат Магомедрасуловна, аспирант, ДГПУ; директор, Центр лечебной педагогики, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 25.10.2016 г.
стями развития / Психология человека в условиях здоровья и болезни // Материалы 3-й Международной конференции. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина. 2013. С. 87-93
6. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 4-е, стер. М. : Теревинф, 2007. 288 с.
7. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Т. Питерс / Пер. с англ. М. М. Щербаковой; под науч. ред. Л. М. Ши-пициной, Д. Н. Исаева. М. : ВЛДДОС, 2003. 240 с.
potential of the children with disabilities. Psikhologiya cheloveka v usloviyakh zdorov'ya i bolezni. Materialy 3-y Mezhdunarodnoy konfer-entsii [Human psychology in the conditions of health and sickness. Proceedings of 3d International Conference]. Tambov, G. R. Derzhavin TSU Publ., 2013. Pp. 87-93. (In Russian)
6. Nikolskaya O. S., Bayenskaya E. R., Libling M. M. Autichnyy rebenok. Puti pomoshchi [Autistic child. Ways of help]. 4th edition, ster. Moscow, Terevinf Publ., 2007. 288 p. (In Russian)
7. Piters T. Autizm: ot teoreticheskogo ponimaniya k pedagogicheskomu vozdeystviyu. Kniga dlya pedagogov-defektologov. [Autism: from theoretical understanding to pedagogical influence. Book for the pedagogues-pathologists]. T. Piters. Transl. from English by M. M. Sherbakova; under scient. edit. L. M. Shipitsina, D. N. Isaeva. Moscow, VLADOS Publ., 2003. 240 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Affiliations
Dzhafar M. Mallaev, corresponding member, Russian Academy of Education (RAE); Doctor of Pedagogy, professor, the head of the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Napisat M. Gadzhieva, postgraduate, DSPU; director, Centre of Clinical Pedagogy, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 25.10.2016.
References