Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01 (075.32)
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-76-82
Перспективы развития интегрированного и инклюзивного пространства в российском образовании - методологические аспекты и практика
© 2018 Маллаев Д. М., Бажукова О. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail :[email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. В статье представлен анализ социально значимой проблемы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), это проблема взаимодействия трёх уровней образования: общего, специального (дефектологического) и инклюзивного. Методы. Ретроспективный и эмпирический анализ, анкетирование, наблюдения, беседы с различными представителями социума, лицами с ОВЗ, родителями, гражданами, студентами-волонтерами факультетов специального дефектологического образования, студентами различных профильных вузов, педагогами, учителями и дефектологами. Результат. Рассмотрены перспективы развития интегрированного и инклюзивного пространства в российском образовании и некоторые аспекты и практика организации. Вывод. Полученные в исследовании результаты позволили предложить систему работы и рекомендации по формированию коммуникативной культуры у населения и особенно у родителей, имеющих нормотипичных, одаренных и детей с ОВЗ, а также будущих педагогов, посвятивших себя работе с лицами данной категории и инвалидами в едином образовательном пространстве.
Ключевые слова: коммуникативная культура в инклюзии, совместная инклюзивная деятельность, интегрированное и инклюзивное образовательное пространство, лица с ОВЗ, инвалидностью, доступная среда, нормотипичные и девиантные дети.
Формат цитирования: Маллаев Д. М., Бажукова О. А. Перспективы развития интегрированного и инклюзивного пространства в российском образовании - методологические аспекты и практика // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 76-82. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-76-82_
Perspectives of Development of Integrated and Inclusive Space in Russian Education -Methodological Aspects and Practice
© 2018 Dzhafar M. Mallaev, Oksana A. Bazhukova
Dagestan State Pedagogical University,
Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The article presents an analysis of socially significant problem for persons with disabilities, it is a problem of interaction of three levels of education: general, special (defectological) and inclusive. Methods. Retrospective and empirical analysis, questioning, observations, conversations with various representatives of society, persons with disabilities, parents, citizens, students-volunteers of faculties of special defectological education, students of various specialized universities, pedagogues, teachers and special education teachers. Result. Prospects of development of the integrated and inclusive space in Russian education and some aspects and practice of the organization are considered. Conclusion. The results obtained in the study made it possible to offer a system of work and recommendations for the formation of communicative culture of population and especially of parents with normal, gifted and children with disabilities, as well as future teachers who have devoted themselves to working with persons of this category and disabled people in a single educational space.
Keywords: communicative culture in inclusion, joint inclusive activity, integrated and inclusive educational space, persons with disabilities, disability, accessibility, normotypical and deviant children.
For citation: Mallaev D. M., Bazhukova O. A. Perspectives of Development of Integrated and Inclusive Space in Russian Education - Methodological Aspects and Practice. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical. 2018. Vol. 18. No. 3. Pp. 76-82. DOI: 10.31161/1995-0659-201812-3-76-82 (In Russian)
Введение
Современная образовательная среда, как показывает эмпирический анализ исследования, выявила проблемы в организации инклюзии в общей школе, взявшей на себя решение задач внедрения системы инклюзивного образования в массовом
образовательном пространстве, где в обучение включены одновременно все категории школьников: норматипичные, девиантные и одаренные дети и различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды.
Организация обучения такого разного контингента детей, включённого в образовательный социум, начинается в массовой начальной школе. Реализация такого подхода в общей школе выдвигает множество проблем, требующих решения. Это создание интегрированного обучения в обычной школе (положительный опыт этого отмечался ранее - коррекционные и коррекционно-развивающие классы), дифференцированного и инклюзивного обучения для каждой категории детей. Все это требует организации адекватного сопровождения: нормативно-правового, учебно-методического обеспечения, создания специальных условий, технической обеспеченности доступной среды, требующей серьезного финансирования. Одной из самых сложных проблем является подготовка педагогов и специального учебного персонала, тьюторов для выстраивания особой логистики учебного процесса специальными адекватными
коммуникативными, диагностическими, коррекционными средствами,
обеспечивающими равные условия для всех категорий детей, включённых в эту разновидную образовательную среду. Еще одна проблема для сопровождения этой среды и образования - возникает
необходимость подготовки,
переподготовки и повышения
квалификации для всех участников процесса: педагогов, психологов, детей и родителей массовой школы для принятия детей различных категорий развития, с ОВЗ и инвалидов.
Первые результаты, полученные с помощью методов анкетирования, анализа поведения учащихся при взаимодействии друг с другом, наблюдений, бесед выявили проблему необходимости развития
коммуникативной культуры в инклюзивном социуме. С этой целью нами была разработана система включения в инклюзию всех участников социума: разработана тематика бесед с родителями и детьми о правилах общения и приемах коммуникации друг с другом, необходимости проведения просветительской работы среди населения по вопросам инклюзии в образовании специалистами,
дефектологами, так как практически 60 % респондентов не знали, что такое инклюзия в образовании и лишь около 40 % объяснили это понятие как «все включено» (при оформлении зарубежной турпутёвки).
Российский опыт массового создания инклюзивных школ на базе общеобразовательных, выявил
проблему отсутствия понимания коммуникативной и общей инклюзивной культуры, наиболее значимой сегодня, проблему организации инклюзии. Это отсутствие инклюзивной
коммуникативной культуры у массового населения в окружающем социуме: родителей, имеющих детей с норматипичным развитием, педагогов и учителей, которые в своей педагогической деятельности не имели опыта взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и
предполагали, что их обучение возможно лишь в специальных образовательных организациях, медико-педагогических и социально-реабилитационных центрах. Наши волонтеры из числа студентов факультета специального
(дефектологического) образования проводили мониторинг по выявлению принятия инклюзии гражданами, то есть выявления отношений и коммуникации окружающего социума к детям и лицам с ОВЗ в детских клубах, центрах культуры и других учреждениях массового посещения населения.
Результаты мониторинга выявили ряд проблем: отсутствие у граждан знаний о взаимодействии, о средствах
коммуникации с лицами с ОВЗ: глухими, незрячими, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра, ментальными нарушениями. Отсутствие знаний о логистике выстраивания доступной среды у разных специалистов: архитекторов, строителей, управленцев, которые должны создавать новую или реконструировать старую архитектуру зданий и условия для отдыха, досуга, перемещения по городу и развлечений для массового населения.
Во всех перечисленных организациях современного инклюзивного социума, отсутствует специфика и адекватное решение с учётом каждой категории лиц с ОВЗ, что ограничивает возможности их мобильности и препятствует включению их в активное участие со всеми группами населения. Было выявлено, что многие родители не хотят, чтобы их норматипичные дети участвовали или находились с детьми с ОВЗ в одном общем пространстве: игровом, учебном, культурно-досуговом. Нами было установлено, что у населения отсутствует необходимый уровень сформированной коммуникативной инклюзивной культуры и это отрицательно сказывается на развитии всего инклюзивного пространства в социуме. Понимание инклюзивной культуры и её трактовка у исследователей происходит по-разному,
от широкого понимания до узкого. Некоторые, рассматривают инклюзивную культуру, как отношение к лицам с ОВЗ и инвалидам в широком смысле слова, охватывая все уровни взаимоотношений, или в узком смысле межличностных взаимодействий в инклюзивном пространстве образовательной
организации или в семье. Мы рассматриваем проблему формирования коммуникативной и общей инклюзивной культуры в целостном её понимании, где она присуща каждому человеку и его культура отношений не зависит или не ограничена рамками какого-то социума конкретного общества или
образовательной организации,
региональной политики. Общая инклюзивная культура она есть и должна быть сформирована у каждого человека, независимо от места проживания, образовательной организации или работы, или в целом социума. И эта культура есть уровень воспитанности, проявления морали, нравственности и духовности к лицам с ОВЗ и инвалидам. Лица с ОВЗ и инвалиды не терпят жалости, чрезмерной гиперопеки или гипоопеки, их необходимо принимать на равных, уметь вступать с ними во взаимоотношения, используя для этого доступные информационные и специальные коммуникационные
технологии, что является для них основой для социальной адаптации и интеграции в социум в широком смысле слова.
Поэтому нами была разработана методика формирования общей инклюзивной культуры у всех слоёв населения, начиная с раннего возраста на всех уровнях воспитания человека, признавая, что лицо с ОВЗ, такое же, как и все, но ему сложнее осваивать окружающий мир и получать знания, а в остальном он такой же, как и все окружающие его люди. Необходимо понимать, что процесс преодоления трудностей способствует более длительному по времени развитию его как личности, но при этом создание адекватной образовательной, культурной и воспитательной среды становится
определяющим для его становления и раскрытия творческих сил и возможностей, иногда превосходящих развитие норматипичных людей. Этот процесс адекватно влияет на окружающих их людей и, особенно на развитие моральных и духовно нравственных чувств, проявляющихся в уважении к принятию лиц с ОВЗ и инвалидов на равных со всеми и во всем. Например, не только в образовательной сфере, но и в спортивной, производственной, в системе отдыха и туризма, например, организация условий отдыха и туристического сервиса, требует создания приемлемых и адекватных условий для доступности и восприятия окружающего мира, культурных и исторических памятников, принятия традиций и обычаев народов своей страны а также других стран мира.
Мы наблюдали как в Республике Дагестан, где проживают представители разных этносов, культур, народных промыслов, традиций и обычаев, слепоглухие люди участники проекта, организованного вместе с Фондом "Со-единие" и специалистами
дефектологами, студентами-
волонтерами Дагестанского
государственного педагогического
университета, успешно и с большим интересом познавали и с радостью открывали для себя новые знания, ещё об одном из уникальных уголков страны, где они проживают. Почему люди, имеющие сложные и многочисленные нарушения зрения, слуха речи смогли адекватно воспринимать окружающий и новый для себя мир, а потому, что люди, которые организовывали этот проект и многочисленные волонтеры, пройдя длительное обучение дактильной и жестовой речи, смогли обеспечивать необходимую коммуникацию, но, самое главное, что все участники процесса владели спецификой и инклюзивной культурой в общении с данной категорией лиц с ОВЗ. Именно это служило основой для успешной организации отдыха и разработки туристских маршрутов для изучения исторических и культурных памятников,
традиций и обычаев народов и уникальной природы Кавказских гор, Каспийского моря, уникального в Европе бархана Сары-кум и многих других достопримечательностей Республики Дагестан. Владение соответствующим уровнем инклюзивной культуры участниками и волонтерами позволяло успешно организовать и реализовать проект со слепоглухими людьми не только с учетом и реализацией гендерного подхода, но и с учётом специфики контингента. Такой подход помогал и сформировать необходимые умения в дифференцированном общении со сложными лицами с ОВЗ, имеющими три основные нозологии зрения, слуха и речи, и таком же дифференцированном отношении к самому себе. Это требовало от участников, взаимодействующих в инклюзивном пространстве постоянного контроля, прежде всего, к себе. При реализации задач в вопросах обеспечения системы формирования инклюзивной культуры, главным принципом являлась комплексность, когда все участники процесса инклюзии: водители транспорта, обслуживающего персонала, пищеблока, населения пунктов, где встречали слепоглухонемых, были просвещены предварительно в специфике принятия и культуры общения с ними с тифлосурдопереводчиками, сопровождающими данную категорию лиц с ОВЗ. Данная работа способствовала развитию основных элементов, составляющих инклюзивную культуру и формировала мотивацию активного взаимодействия с данным контингентом лиц со сложными дефектами здоровья.
Методы
В исследовании, проведенном нами в детских клубах, центрах культуры, в транспорте и в условиях образовательного социума для выявления состояния практики и возможностей для организации инклюзивного образования, нами использовался ретроспективный анализ психолого-педагогической и специальной литературы, исторического опыта
сложившейся практики и опыта зарубежного и российского, и особенно в вопросе формировании общей инклюзивной культуры у всех участников этого процесса. Следующим методом исследования был метод собеседования с участниками инклюзии - педагогами, психологами и с теми, кто решил работать с детьми с ОВЗ и инвалидами в условиях инклюзивного
образовательного пространства, а также метод наблюдения внутри социума, где спонтанно возникали процессы инклюзии. Исследованием было охвачено более 1029 респондентов -участников проекта Фонда президентских грантов Северо-Кавказского ресурсного центра инклюзивного образования "Созвездие". Среди респондентов были воспитатели, педагоги, учителя, родители, дети с ОВЗ и норматипичные дети. Был выявлен ряд факторов, подтверждающих необходимость
решения исследуемой проблемы: отсутствие социального просвещения населения об инклюзии, социальной адаптации детей в инклюзивной среде, отсутствие знаний о возможностях коммуникации взрослых и детей в норме с детьми с ОВЗ и инвалидами в социуме и специально организованном инклюзивном пространстве, навыков сотрудничества и взаимодействия всех субъектов инклюзии: взрослых и детей, родительской общественности,
сотрудников детских клубов, различных центров и других детских учреждений. Студентами-волонтерами (в ходе бесед с родителями, имеющими детей с различными нозологиями) были выявлены случаи агрессивного поведения взрослых к детям с ОВЗ и непринятия их в общий социум для совместного участия в различных видах деятельности. Выявленная практика негативных отношений социума к детям с ОВЗ и инвалидам подтверждает то, что в обществе отсутствуют инклюзивные нравственные ценности и
гуманистические отношения
сотрудничества. Все то, что составляет эффективные основы, определяющие новые инклюзивные ценности, участники
инклюзивных образовательных
организаций перенесут в повседневную жизнь и окружающий социум, тем самым послужат примером для всех участников гражданского сообщества,
формирующего основы овладения практикой и навыками инклюзивной культуры.
Анализ литературных источников, показывает, что ученые по-разному трактуют понятие инклюзивной культуры как особую философию, согласно которой «ценности, знания об инклюзивном образовании и
ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса». (Старовойт Н. В., 2016).
Мы относимся с уважением к этому определению, но видим в этом выводе лишь часть инклюзивной культуры, характерной для инклюзивного образовательного пространства, но очень важной для реализации новой парадигмы образования. В нашем понимании и результатах исследования, мы обнаружили, что общая инклюзивная культура заложена в общей культуре человека и является её частью и он, опираясь на свою общую культуру стремиться к получению новых знаний в этой области, но при этом эти знания становятся основой для проявления им инклюзивной культуры. Как показала практика проведенного исследования для формирования гражданского
самосознания в области инклюзивной культуры необходимо выстроить некоторые в нашем понимании методические основания: 1) создание системы просветительской,
информационной и коммуникационной базы для передачи специальных знаний о культуре инклюзии в окружающем гражданском социуме, образовательном пространстве, межведомственном
взаимодействии министерств
образования и науки, труда и социальной защиты, здравохранения, культуры, архитектуры и строительства, транспорта, средств массовой информации и печати; 2) реализация методической системы передачи знаний, практики и возможностей инклюзивного пространства в традиционно сложившийся социум, обучение навыкам
взаимодействия, сотрудничества с помощью специальных средств коммуникации с лицами с ОВЗ при различных нозологиях у детей и взрослых с помощью лекций, бесед, диспутов, дискуссий, социально-психологических тренингов, массовых инклюзивных мероприятий с использованием медиа средств; 3) формирование положительной
мотивации к принятию лиц с ОВЗ и инвалидов в инклюзивный социум на основе освещения возможностей их достижений в различных профессиях, образовании, науке, культуре, спорте, искусстве и т. д.; 4) проведение мониторинга среди населения, работников сферы обслуживания, образования, предпринимателей,
родителей, с помощью социологических опросов, бесед, анкетирования, массового косвенного наблюдения с помощью волонтеров за процессами инклюзии. Например, для
интенсификации инклюзивного процесса с лицами со сложными нозологиями здоровья, такими как слепоглухонемота, совместно с фондом «Со-единение», был реализован проект по подготовке волонтеров, владеющих жестовой и дактильной речью для организации совместного проведения мероприятия по ознакомлению и изучению национальной истории, культуры, обычаев и традиций народов Дагестана (2017 г.). Такие методические подходы в работе со студентами-волонтерами и другими участниками, обеспечивающими
реализацию проекта с лицами с ОВЗ и инвалидами со сложными дефектами, стали открытием даже для студентов факультета специального
дефектологического образования и заложили у них основу для мотивации взаимодействия и формирования инклюзивной культуры. Необходимость проведения таких мероприятий, включающих систему подготовки волонтеров к инклюзивному сотрудничеству предваряла большая и кропотливая ежедневная работа с волонтерами с использованием интерактивных методов обучения навыкам коммуникации, разбор различных ситуаций,
предупреждающих возникновение негативного влияния на участников инклюзии и особенно в новых непредсказуемых и незнакомых для них обстоятельствах социума. Реализация этого проекта с отдыхом на Каспийском море и изучением Кавказских гор, истории и культуры народов Дагестана подсказала необходимость разработки и реализации идеи туризма для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Таким образом, в рамках одной статьи невозможно раскрыть все основы и многогранность формирования
инклюзивной культуры у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, но мы попытались рассмотреть некоторые факторы и методические основания для решения исследуемой проблемы, которые послужат ориентирами для развития инклюзивной культуры в широком её понимании.
Результаты
Проведенное исследование выявило проблему отсутствия инклюзивной культуры у большей части населения, что требует её решения в целом для организации всего инклюзивного пространства. Мы обнаружили, что большая часть населения не владеет знаниями о возможностях лиц с ОВЗ и инвалидов в инклюзии в едином социуме: в образовании, совместном труде и отдыхе, туризме, а некоторые имеют представления, но не владеют навыками коммуникации для взаимодействия, сотрудничества и принятия их на равных в своё сообщество. Наряду с этим, было выявлено негативное отношение сверстников и взрослых к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. Это мы объясняем отсутствием знаний и самое главное отсутствием общей инклюзивной культуры. Проблема усугублена недостаточной просветительской работой, информированностью населения
средствами массмедиа о возможностях и достижениях на жизненном пути людей с ОВЗ и инвалидов. Переход российского общества на демократическое развитие дало свободу личности от идеологии, но при этом был разрушен положительный опыт в воспитании подрастающих
поколений, за этот период были забыты нравственные ценности, принципы гуманизма и равного отношения ко всем представителям социума. Поэтому при выстраивании инклюзии необходимо в первую очередь выстроить методику формирования инклюзивной культуры последовательно на принципах: просветительства, информированности, воспитания и обучения инклюзивным знаниям, развития умений и навыков, принципах нравственности и гуманизма, равноправия и толерантности и т. д. Основа для формирования базовых понятий инклюзии - это, прежде всего, работа специалистов-дефектологов по сопровождению методического
обеспечения: разъяснительная работа, проведение курсов повышения, лектория для населения, подготовка пособий для населения по вопросам инклюзии, проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр для познания своей роли в инклюзивной среде.
Проведённое исследование
показывает, что для формирования инклюзивной культуры необходимо использовать различные методические приёмы работы с населением, описанные нами раннее, но при этом в городах публично проводить праздники: «Международный день белой трости», «Международный день человека с синдромом Дауна», «Всемирный день глухих» и др., где специалисты, используя средства массой информации, расскажут населению о достижениях этих людей, о взаимодействии с ними, какие трудности они испытывают в социуме.
Заключение
Представленное исследование
раскрывает проблему формирования общей и коммуникативной инклюзивной культуры, предлагает методические основания для её решения и принципы реализации задач обеспечения населения специальными знаниями и навыками взаимодействия на различных уровнях организации инклюзивного пространства. Мы постарались внести определенную лепту в понимание дефиниции «общая инклюзивная культура». Данная проблема является
сложной и малоизученной для современного российского социума и требует многоаспектного её исследования. Целью исследования было выявить на практике состояние общей инклюзивной культуры в широком смысле слова для участников инклюзивного социума, рассмотренной в работе для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в открытом социуме, образовательном, социально-бытовом и др. Полученные результаты подтвердили актуальность проблемы в том, что инклюзивная культура рассмотрена исследователями конкретно в определенных инклюзивных областях, например в основном образовательной инклюзии. Но, при этом её общая основа в контексте как части общей культуры недостаточно рассмотрена. Поэтому возникает необходимость комплексного изучения феномена общего и многогранного понимания инклюзивной культуры. Проведённые опросы, беседы, результаты, полученные методами анкетирования и наблюдений, показали, что общество не однозначно принимает инклюзию в контексте понимания общей культуры, а как базис для развития системы инклюзивного образования. И это как мы констатировали, связано с проблемой инклюзии во всех сферах и видах деятельности, а её решение возможно при формировании общей и коммуникативной инклюзивной культуры у всего населения.
Таким образом, исследование данной проблемы является актуальной для организации всего инклюзивного пространства. Мы можем предположить, что формирование инклюзивной культуры как части общей культуры для всех граждан положительно скажется на инклюзивном образовании, создании доступной среды, принятии всеми людьми лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на равных и будет воспитывать нравственные скрепи у подрастающих поколений как основу развития общечеловеческих ценностей,
гражданского сознания и общества.
Литература
1. Алёхина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.
2. Алехина С. В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 70-78.
3. Бажукова О. А. Современные реалии и перспективы развития специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические. 2017. Т. 12. № 4. С. 41-45.
4. Колокольцева М. А. Воспитание нравственных взаимоотношений у младших
1. Alekhina S. V. Principles of inclusion in the context of changes in educational practice. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological science and education]. 2014. No. 1. Pp. 5-16. (In Russian)
2. Alekhina S. V. Psychological and pedagogical research of inclusive education in the practice of training undergraduates. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological science and education]. 2015. Vol. 20. No. 3. Pp. 70-78. (In Russian)
3. Bazhukova O. A. Modern realities and prospects of development of special and inclusive education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskiye [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 12. No. 4. Pp. 41-45. (In Russian)
4. Kolokoltseva M. A. Vospitaniye nravstvennykh vzaimootnosheniy u mladshikh Shkolnikov v inklyuzivnom obrazovanii [The moral education of the relationship of primary school pupils in inclusive education]. Diss. of Ph. D. (Pedagogy). Makhachkala. 2012. 21 p. (In Russian)
5. Mallaev D. M. Formation of positive relationships in blind and visually impaired children with normal-minded peers in an inclusive gaming space. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskiye [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 5-9. (In Russian)
6. Mallaev D. M. Psychological and pedagogical support of children with disorders of mental development of the autism spectrum. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskiye [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 9-14. (In Russian)
школьников в инклюзивном образовании. Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2012. 21 с.
5. Маллаев Д. М. Формирование положительных взаимоотношений у слепых и слабовидящих детей с нормальновидящими сверстниками в инклюзивном игровом пространстве // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические. 2017. Т. 11. № 4. С. 5-9.
6. Маллаев Д. М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями психического развития аутистического спектра // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические. 2017. Т. 11. № 1. С. 9-14.
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Маллаев Джафар Микаилович,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии (КПСП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); член-корреспондент, Российская
академия образования (РАО), Махачкала, Россия, e-mail:
Бажукова Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра КПСП, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Dzhafar M. Mallaev, Doctor of Pedagogy, professor, the head of the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology (CPSP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); corresponding member, Russian Academy of Education (RAE); Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Oksana A. Bazhukova, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of CPSP, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Принята в печать 07.08.2018 г.
Received 07.08.2018.