Научная статья на тему 'История становления и развития специального и инклюзивного образования в Дагестане'

История становления и развития специального и инклюзивного образования в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕФЕКТОЛОГИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович, Омарова Патимат Омаровна

Цель исследования изучить с позиций исторического подхода становление и развитие дефектологической школы в Республике Дагестан. Методы. Ретроспективный анализ литературных источников, анализ исторической документации, интервью. Результаты. Изучение истории становления и развития дефектологии в Дагестане тесно связано с формированием научной школы «Гуманизация общего и специального образования» члена-корреспондента Российской академии образования Джафара Михайловича Маллаева и деятельностью Народного учителя СССР Умы Магомедовны Муртузалиевой. На протяжении пятидесяти лет в республике были созданы коррекционные образовательные учреждения для детей с тяжелой мнестической патологией, нарушениями слуха, дефектами речи и опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, расстройствами аутистического спектра, созданы условия для подготовки дефектологических кадров, проводятся исследования в области научно-методической поддержки специального и инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович, Омарова Патимат Омаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления и развития специального и инклюзивного образования в Дагестане»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья /Original Article УДК 376.3

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-5-10

История становления и развития специального и инклюзивного образования в Дагестане

© 2018 Мамаев Д. М., Омарова П. О.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить с позиций исторического подхода становление и развитие дефектологической школы в Республике Дагестан. Методы. Ретроспективный анализ литературных источников, анализ исторической документации, интервью. Результаты. Изучение истории становления и развития дефектологии в Дагестане тесно связано с формированием научной школы «Гуманизация общего и специального образования» члена-корреспондента Российской академии образования Джафара Михайловича Маллаева и деятельностью Народного учителя СССР Умы Магомедовны Муртузалиевой. На протяжении пятидесяти лет в республике были созданы коррекционные образовательные учреждения для детей с тяжелой мнестической патологией, нарушениями слуха, дефектами речи и опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, расстройствами аутистического спектра, созданы условия для подготовки дефектологических кадров, проводятся исследования в области научно-методической поддержки специального и инклюзивного образования.

Ключевые слова: специальное образование, дефектология, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Формат цитирования: Маллаев Д. М., Омарова П. О. История становления и развития специального и инклюзивного образования в Дагестане // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 5-10. DOI: 10.31161/1995-06592018-12-3-5-10_

History of Formation and Development of Special and Inclusive Education in Dagestan

© 2018 Dzhafar M. Mallaev, Patimat O. Omarova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of this article is to study from the standpoint of a historical approach the formation and development of a defectological school in the Republic of Dagestan. Methods. A retrospective analysis of literary sources, analysis of historical documentation, interviews. Results. The study of the history of the formation and development of defectology in Dagestan is connected with the formation of the scientific school "Humanization of General and Special Education" by corresponding member of the Russian Academy of Education Dzhafar Mallaev and the activities of the national teacher of the USSR Uma Murtuzalieva. For fifty years correctional educational institutions have been created in the republic for children with mental disorders, hearing impairments, speech and musculoskeletal defects, visual impairments, autistic spectrum disorders, conditions for training defectological staff are created, research in the field of scientific and methodological support for special and inclusive education is conducted.

Keywords: special education, defectology, inclusive education, children with disabilities.

For citation: Mallaev D. M., Omarova P. O. History of Formation and Development of Special and Inclusive Education in Dagestan. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical sciences. 2018. T. 12. No. 3. Pp. 5-10. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-5-10 (In Russian)

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 3. 2018

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 12. N0. 3. 2018

Введение

В становлении и развитии специального и инклюзивного образования в СевероКавказском федеральном округе особую роль играет научная дефектологическая школа «Гуманизация общего и специального образования» члена-корреспондента РАО Джафара Михайловича Маллаева, действующая на базе Дагестанского государственного педагогического университета.

Изучение истории ее становления позволит оценить ресурсный потенциал и определить перспективы развития специального и инклюзивного развития в СКФО.

Цель нашего исследования - изучение с позиций исторического подхода становления и развития специального и инклюзивного образования в СевероКавказском федеральном округе на примере Республики Дагестан.

Были использованы такие методы, как ретроспективный анализ литературных источников [1-12], анализ исторической документации, нестандартизированное интервью.

Результаты исследования и обсуждение

История дефектологии, специального и инклюзивного образования в Дагестане тесно связана с именем Народного учителя СССР, кандидата

педагогических наук по специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика, заместителя министра просвещения республики Умукусум Магомедовны Муртузалиевой - основателя и организатора системы специального образования в Республике Дагестан в 70-е годы XX века.

Она создала первый в стране уникальный Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации, признанный в СССР и за рубежом, на базе которого проходили Всесоюзные конференции и изучался опыт работы учебно-производственного

предприятия в вопросах обучения, воспитания и трудовой подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта.

Будучи талантливым руководителем с большим добрым сердцем и стратегическим типом мышления

Умукусум Магомедовна на примере созданного ею Центра (носящего ныне её имя) старалась показать пути решения задач, стоящих перед современной дефектологической наукой и практикой -от ранней диагностики и коррекции через систему психолого-медико-

педагогической помощи и создание оптимальных адекватных условий для обучения, воспитания и развития. Все свои помыслы она направляла на то, чтобы добиться интеграции выпускников специальных школ с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество.

Для созданной под ее руководством в Дагестане сети специальных

(коррекционых) школ нужны были квалифицированные специалисты, которых в республике не было.

За всю историю своего существования Дагестанский государственный

педагогический университет (ДГПУ) всегда выступал в качестве кадрового центра по подготовке дагестанских педагогов. Поэтому по инициативе У. М. Муртузалиевой именно на базе ДГПУ в 1989 году была создана первая в истории Северного Кавказа дефектологическая кафедра (кафедра логопедии и олигофренопедагогики), которую она возглавила.

В числе первых членов кафедры были известные в России уникальный логопед-практик Идрис Абдулаевич Гаджиев и талантливый психолог Загидат Зайнулабидовна Гасанова, которые и сейчас продолжают работать на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ. В последующем они защитили кандидатские диссертации и стали одними из первых членов научной школы «Гуманизация общего и специального образования».

В эти же годы становления и развития дагестанской дефектологии в очной трехгодичной аспирантуре в Научно-исследовательском институте (НИИ) дефектологи АПН СССР проходил обучение будущий глава научной школы Джафар Михайлович Маллаев. В первый год работы кафедры (1989 г.) он стал первым докторантом очной трехгодичной докторантуры при НИИ дефектологии

АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

Ученые единственного в мире Научно-исследовательского института

дефектологии (создателем которого был выдающийся российский психолог Лев Семёнович Выготский), были в то время признанными во всем мире: директор института Т. А. Власова, М. И. Земцова, М. С. Певзнер, Ю. А. Кулагин, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. Г. Морозова, А. Р. Лурия, А. П. Гозова, Л. И. Солнцева, М. В. Ипполитова, Г. Ф. Коровин, А. Г. Зикеев и многие другие.

Их научные достижения стали методологической основой для теории и практики воспитания и обучения детей с ОВЗ и оказали значительное влияние на становление научных взглядов Д. М. Маллаева.

В 1993 году, когда он вернулся в Дагестан после защиты докторской диссертации по тифлопедагогике и вновь возглавил факультет дошкольного воспитания ДГПУ после трехлетнего перерыва, Умукусум Магомедовна обратилась к нему как ученому-дефектологу с мировой известностью с просьбой возглавить кафедру. С этого времени союз дефектологов У. Муртузалиевой и Д. Маллаева, объединивших практику и науку успешно реализовался в научных проектах.

Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации стал экспериментальной базой, объединяющей все коррекционные и реабилитационные учреждения

республики для детей с ОВЗ.

В истории дагестанской научной дефектологической школы многое было впервые.

С приходом Д. М. Маллаева в 1993 году в вузе была открыта первая на Северном Кавказе аспирантура по коррекционной психологии и по коррекционной педагогике. Ее основной задачей было подготовить для кафедры научно-педагогические кадры

дефектологов высшей квалификации. Именно этот год считается годом основания научной школы "Гуманизация специального и общего образования" профессора Д. М. Маллаева

В 1996 году открыта первая в истории дефектологии России магистерская программа по специальному дефектологическому образованию «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ». Она же стала первой кавказской магистерской программой (для всех направлений подготовки).

Д. М. Маллаев стал первым дефектологом России, возглавившим педагогический вуз, став в 2007 году ректором ДГПУ, в котором в 2007-2012 гг. обучалось более 32000 студентов.

Во время встречи с представителями Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в сентябре 2007 года ректором ДГПУ профессором Д. Маллаевым была высказана идея открытия первого в Дагестане инклюзивного класса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая была реализована в 2008 совместно с Министерством образования и науки РД и Управлением образования г. Махачкалы на базе махачкалинской школы № 4. Сегодня МБОУ «Гимназия № 4» является одной из лучших инклюзивных школ России.

Дагестанская дефектологическая научная школа была отмечена Министерством образования и науки Российской Федерации, когда 30 декабря 2010 года ДГПУ стал базовой образовательной организацией высшего образования, обеспечивающей условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России № 2211 от 30.12.2010).

Стоит отметить, что с 1990 года высшее образование получили более 600 лиц с ОВЗ, а в настоящее время обучается 188 студентов с различными формами инвалидности.

На сегодняшний день более 80 кандидатов и докторов наук по психологическим и педагогическим наукам возглавили кафедры, факультеты, реабилитационные центры, специальные (коррекционные) школы Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Нижневартовска, Сургута, Республики Дагестан, Ставропольского края, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Республики

Ингушетия, на Дальнем Востоке и в других регионах России, а также в странах ближнего (Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Украине, Молдове) и дальнего зарубежья (США, Канаде, Испании, Германии, Польше). Многие являются победителями конкурсов научных грантов и проектов РГНФ, Министерства образования и науки РФ, Фонда президентских проектов России, Главы Республики Дагестан.

Среди них - заместитель председателя Народного собрания РД, кандидат педагогических наук по тифлопедагогике Е. А. Ельникова; заместитель директора Института специального образования и реабилитации МГГПУ и первый кандидат педагогических наук по детям с ДЦП А. А. Гусейнова; заместитель директора Института социально-гуманитарных

технологий Красноярского

государственного педагогического

университета, кандидат педагогических наук по олигофренопедагогике И. Б. Агаева; директор Республиканского

реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ Т. В. Березкина; заместитель начальника Центра психологической диагностики МВД по РД, кандидат педагогических наук А. Н. Магомедова; заместитель директора Республиканского центра социально-трудовой реабилитации и профориентации имени У. М. Муртузалиевой Р. Ю. Ибрагимова; директор МОУ № 50 г. Махачкалы М. А. Изиев; заведующая МДОУ № 2 г. Махачкалы, кандидат педагогических наук П. В. Валиева; заведующая МДОУ № 62 г. Махачкалы, кандидат

педагогических наук по логопедии С. С.-Г. Гасанова; директор Центра коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ «Семицветик» Р. М. Магомедова и многие другие.

21 ноября 2017 года министр образования и науки России О. Ю. Васильева встретилась с профессорско-преподавательским составом ДГПУ. В ходе встречи большой блок вопросов был посвящен специальному

дефектологическому образованию.

Отвечая на вопросы коллектива ДГПУ, Ольга Юрьевна отметила, что научная школа члена-корреспондента РАО Джафара Маллаева пользуется

уважением Минобрнауки РФ и известна не только в России, но и за рубежом.

Вступление в силу Федеральных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения выделило специальное

(дефектологическое) образование в отдельное направление в рамках укрупнённой группы подготовки 44.00.00 -Образование и педагогические науки. Последовательное принятие

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и изменений в нормативно-правовой базе организации высшего образования и потребовали пересмотра модели подготовки будущих дефектологов в рамках деятельности ДГПУ.

В 2014 году решением Ученого совета ДГПУ был создан первый в истории Северного Кавказа факультет специального (дефектологического) образования, который с момента создания возглавила кандидат психологических наук (по специальности 19.00.10 - коррекционная психология), профессор Омарова Патимат Омаровна.

В рамках развития инновационной деятельности при факультете действует НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования (НИИ дефектологии), который осуществляет научную деятельность с целью решения актуальных проблем в области специального

(дефектологического) образования, инклюзивного образования, клинической психологии; содействия повышению качества подготовки специалистов-дефектологов; проведения

консультативной и организационно-методической работы; пропаганды научных достижений дефектологической науки и практики; создания инновационной стратегии и

инфраструктуры научно-

исследовательской деятельности на основе единства учебной и научной работы ДГПУ.

НИИ дефектологии проводит теоретические, экспериментальные, фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования на современном научном уровне,

разрабатывает новые научные направления, принимает активное участие в различных научных программах и форумах.

В составе НИИ дефектологии работает первый в истории высшего образования на Северном Кавказе Центр инклюзивного образования, а также лаборатории клинической психологии и психофизиологии и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.

Сегодня факультет специального (дефектологического) образования -единственный в Республике Дагестан и первый в СКФО, который готовит кадры для специального и инклюзивного образования Северного Кавказа и России (учителей - логопедов, специальных психологов, педагогов-дефектологов), а также клинических психологов со специализацией «Психологическое обеспечение

населения в экстремальных ситуациях» для систем образования, социальной защиты населения, здравоохранения, МЧС и МВД.

На факультете реализуются четыре магистерские программы: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ», «Логопедия», «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Клиническая психология в специальном образовании». Ведется обучение в аспирантуре по специальностям 13.00.03 - коррекционная педагогика и 19.00.10 -коррекционная психология.

В 2015 году был взят курс на создание и развитие новой структуры дополнительного образования по всем направлениям деятельности

факультета. Только в 2016-2017 гг. повышением квалификации было охвачено 120 человек, переподготовкой кадров - более 100 работников коррекционных образовательных

учреждений и реабилитационных центров Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

О качестве подготовки студентов -будущих дефектологов на факультете свидетельствуют их победы и достижения. В 2017 году студентка Луиза Зязикова (инвалид по зрению) стала чемпионкой России III Национального

чемпионата профессионального

мастерства инвалидов в компетенции «Психология». Студентки Мария Целовальник и Лейла Гаджимагомедова - победители конкурса Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» на исследования в области слепоглухоты в 2017-2018 гг. Студенты Магомедтагир Госенов и Ася Сагателян - победители Всероссийского конкурса

добровольческих проектов «Твори добро» в 2018 году. Студенты Любовь Хенкина и Александр Шевченко -победители конкурса грантов Фонда президентских грантов (проект «Инклюзивный марафон» в 2018 году).

Достижением дагестанской

дефектологической научной школы является победа проекта «СевероКавказский центр инклюзивного образования "Созвездие" в конкурсе грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, поддержанного Фондом президентских грантов. Проект направлен на развитие условий для инклюзивного образования в Северо-Кавказском федеральном округе и реализуется практически во всех его регионах.

Благодаря деятельности факультета специального (дефектологического) образования и кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанский государственный

педагогический университет является аккредитованным Региональным

центром подготовки экспертов для конкурсов профессионального

мастерства инвалидов «Абилимпикс» и официальным Волонтерским центром «Абилимпикс» по Республике Дагестан.

Заключение

Созданию дагестанской

дефектологической научной школы способствовали московская и санкт-петербургская дефектологические

школы: НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) и Российского государственного педагогического

университета им. А. И. Герцена.

В канун 30-летия создания дагестанской дефектологической

научной школы «Гуманизация общего и специального образования» члена

корреспондента РАО Д. М. Маллаева, мы выражаем искреннюю благодарность всему дефектологическому сообществу России, поддержавшему наш юбилей и

1. Бажукова О. А. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4 (25). С. 6-11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бажукова О. А. Психологическая практика помощи детям с интеллектуальными нарушениями в системах специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 5-9.

3. Вагабова С. В., Маллаев Д. М. Социально-педагогические предпосылки эффективности профориентации учащихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Вестник Академии права и управления. 2014. № 37. С. 201-207.

4. Маллаев Д. М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре // Дефектология. 1993. № 5. С. 38-42.

5. Маллаев Д. М., Магомедов Г. А. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. С. 31-36.

6. Маллаев Д. М., Омарова П. О. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург: Речь, 2013. 128 с.

1. Bazhukova O. A. Problems and prospects of development of inclusive education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2013. No. 4 (25). Pp. 6-11.

2. Bazhukova O. A. Psychological practice of helping children with intellectual disabilities in the systems of special and inclusive education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 5-9.

3. Vagabova S. V., Mallaev D. M. Socio-pedagogical prerequisites for the effectiveness of

научную конференцию «Современные проблемы дефектологии и инклюзивного образования: перспективы и

достижения».

7. Маллаев Д. М., Омарова П. О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1 (1). С. 28-37.

8. Магомедова С. Ш., Омарова П. О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе // Фундаментальные исследования. 2014. № 1011. С. 2258-2262

9. Омарова П. О. Новый проект Дагестанского государственного педагогического университета и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 3. С. 114-116.

10. Омарова П. О. Перспективы развития общего и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в ВОВ. 2015. С. 172-174.

11. Омарова П. О. Социализация детей с нарушениями интеллекта // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29-34.

12. Омарова П. О., Османова Г. А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4 (13). С. 60-68.

vocational guidance of students in the context of the implementation of the Federal state educational standards of the new generation. Vestnik Akademii prava i upravleniya [Bulletin of Academy of Low and Management].

4. Mallaev D. M. Psychological and pedagogical prerequisites to fill the deficit of moral and physical development of blind and visually impaired children in the game. Defektologiya [Defectology]. 1993. No. 5. Pp. 38-42.

5. Mallaev D. M., Magomedov G. A. Adaptive physical culture in the system of special and inclusive education. Izvestiya Dagestanskogo gos udars tvenn ogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal.

Литература

References

Psychological and Pedagogical Sciences]. 2015. No. 3. Pp. 31-36.

6. Mallaev D. M., Omarova P. O. Gendernaya tiflopsihologiya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Gender typhlopedagogy children of preschool and younger school age]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2013. 128 p.

7. Mallaev D. M., Omarova P. O. Methods of pedagogical support of the process of socialization of primary school children with mental retardation. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2007. No. 1 (1). Pp. 28-37.

8. Magomedova S. Sh., Omarova P. O. Model of drug addiction prevention in secondary school. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental researches]. 2014. No. 10-11. Pp. 2258-2262.

9. Omarova P. O. The new project of the Dagestan state pedagogical University and the UN Children's Fund (UNICEF). Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2008. No. 3. Pp. 114-116.

10. Omarova P. O. Prospects of development of General and professional education of persons with disabilities. Materialy YUbilejnoj nauchnoj sessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i stu-dentov DGPU, posvyashchennoj 70-letiyu Pobedy v VOV [Proceedings of the Anniversary scientific session of the faculty, postgraduates and students of DSPU, dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the second world war]. 2015. Pp. 172-174.

11. Omarova P. O. Socialization of children with intellectual disabilities. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science]. 2009. No. 10. Pp. 29-34.

12. Omarova P. O., Osmanova G. A. Classification of persistent school maladjustment in primary school age. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2010. No. 4 (13). Pp. 60-68.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Маллаев Джафар Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии (КПСП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); член-корреспондент, Российская

академия образования (РАО), Махачкала, Россия, e-mail:

[email protected]

Омарова Патимат Омаровна, кандидат психологических наук, профессор, кафедра КПСП, декан, факультет специального

(дефектологического) образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Dzhafar M. Mallaev, Doctor of Pedagogy, professor, the head of the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology (CPSP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); corresponding member, Russian Academy of Education (RAE); Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Patimat O. Omarova, Ph. D. (Psychology), professor, the chair of CPSP, the dean, faculty of Special (Defectologic) Education, DSPU; Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Принята в печать 12.08.2018 г.

Received 12.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.