ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 181002 2018, № 1 (январь) УДК 371.132
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по работе с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм»
Платохина Наталья Алексеевна 1
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия [email protected]
Абашина Наталья Николаевна 2
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена статистическими данными о том, что с каждым годом количество детей с диагнозом «ранний детский аутизм» постоянно растет. Аутизм представляет собой серьезную социально-психолого-педагогическую проблему (большинство педагогов не владеют специальными технологиями воспитания и обучения детей с диагнозом «аутизм», в вузах не готовят специалистов к работе с детьми данной категории, практико-ориентированные курсы повышения квалификации, обеспеченные опытными, квалифицированными специалистами, единичны и т. п.); разрешение данных противоречий мы видим в системной подготовке педагогов дошкольной образовательной организации к коррекционно-образовательной и воспитательной работе с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм» в условиях инклюзивного образования. Цель статьи - теоретико-методологический анализ научных исследований по проблеме организации работы с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм». В статье раскрывается содержание программы повышения профессиональной компетентности педагогов «Особенности воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"». Программа направлена на расширение представлений педагогов дошкольной образовательной организации о психолого-педагогических особенностях детей с диагнозом «ранний детский аутизм», развитие у педагогов умений планировать, корректировать образовательные задачи с учетом результата мониторинга, индивидуальных особенностей детей с аутизмом, овладение педагогами содержанием, технологиями организации воспитательно-образовательной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с диагнозом «ранний детский аутизм», основами проектирования коррекционно-развивающей пространственной среды, направленной на коррекцию нарушений в развитии социальной и коммуникативной сфер ре-бенка-аутиста в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: дети с диагнозом «ранний детский аутизм», симптомы аутизма, классификация аутизма, программа повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Поступила в редакцию Received 08.01.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.01.2018
Принята к публикации Accepted for publication 26.01.2018 Опубликована Published 28.01.2018
1 Платохина Наталья Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Россия
2 Абашина Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии и инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия
Введение
Статистические данные свидетельствуют о том, что каждый год количество детей с диагнозом «ранний детский аутизм» постоянно растет. За период 1997-2017 гг. в 10 раз увеличилось количество людей с данным диагнозом. По прогнозам, в 2020 г. этим расстройством будет страдать каждый 30-й житель нашей планеты, а в 2025 г. каждый второй. Наибольшее количество людей с данной патологией было зарегистрировано в Южной Корее (каждый 38-й житель) и Америке (каждый 50-й), при этом диагноз «ранний детский аутизм» мальчикам ставится в пять раз чаще, чем девочкам.
Интересен и тот факт, что истинные причины возникновения данного заболевания окончательно не установлены, считается, что биологической основой аутизма являются структурные нарушения в развитии головного мозга (изменения лобных отделов, гип-покампа, срединной височной доли и мозжечка и т. п.), а также функциональные нарушения головного мозга, влияющие на развитие памяти, внимания, вербального мышления, коммуникаций и т. п. Также многочисленными исследованиями подтвержден наследственный характер аутизма (среди близких родственников детей, страдающих аутизмом, выявлено 3-7% больных данным заболеванием, вероятность развития аутизма у однояйцевых близнецов составляет около 60-90% и т. п.), при этом гены, ответственные за развитие этого заболевания, ученым-генетикам еще предстоит окончательно определить. Медицинский анамнез историй болезни детей с аутизмом показал, что во время беременности у будущих матерей были зафиксированы осложнения при вынашивании плода и родах, при этом осложнения могут лишь повысить вероятность возникновения данного заболевания при наличии других предрасполагающих факторов.
Каковы же симптомы аутизма? Обязательными признаками являются: нарушения в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, проблемы при построении продуктивного контакта с окружающими (так, детям с аутизмом трудно распознавать вербальные сигналы, эмоции собеседника, они не смотрят в глаза человеку, который с ними общается, не проявляют интереса к новым людям, не участвуют в сюжетно-роле-вых играх, позже начинают говорить, чем их сверстники, для них характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать мимику в процессе контактов и т. п.), у детей наблюдается стереотипность поведения и интересов (раскачивание туловища, качание головой, больным аутизмом важно, чтобы все происходило в определенном порядке и последовательности, внимание детей, как правило, сфокусировано на деталях, дети выбирают неигровые предметы, их игры лишены сюжета и т. п.), у больных аутизмом может наблюдаться агрессия по отношению к окружающим и аутоагрессия (ребенок может нанести самому себе травмы разной тяжести), интеллектуальный уровень детей с аутизмом может быть различным (от высокого до умственной отсталости), могут быть зафиксированы отклонения в пищевом поведении и нарушения в режиме сна и т. п. Детям диагноз «аутизм» ставится на основании систематических наблюдений за их поведением и выявления у них характерной триады нарушений (недостаток в социальных взаимодействиях, коммуникациях, стереотипное поведение). К сожалению, в России отсутствует институт ранней диагностики и раннего вмешательства применительно к детям с диагнозом «ранний детский аутизм».
О. С. Никольской (1997) предпринята попытка классифицировать аутизм; так, к первой группе она отнесла детей, имеющих самые глубокие нарушения (отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими, полевое поведение, неспособность к самообслуживанию, отрешенность и т. п.); для детей второй группы с диагнозом «аутизм»
характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности, агрессия и аутоагрессия, отвержение реальности, штампованная речь и т. п.; для третьей группы - стереотипные интересы, замещение, способность к диалогу, стремление к успеху, неготовность идти на компромисс; кроме того, ребенок может обладать энциклопедическими знаниями, иметь фрагментарные представления об окружающем мире; для детей четвертой группы характерно произвольное поведение, быстрое утомление, ранимость, рассеянность, пугливость, при этом дети данной группы при правильной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами дошкольников. На основе данной классификации О. С. Никольская обосновала цели и содержание лечения детей с аутизмом [1, 2].
Согласно профессиональному стандарту «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), педагоги дошкольных образовательных организаций должны владеть следующими компетенциями: реализовывать программы инклюзивного образования, уметь планировать, корректировать образовательные задачи (совместно со специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогом-дефектологом и др.) с учетом результата мониторинга, индивидуальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, реализовывать рекомендации специалистов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду в условиях инклюзивного образования и т. п. [3] Очевидно, что аутизм представляет собой серьезную социально-психолого-педагогическую проблему (большинство педагогов не владеют специальными технологиями воспитания и обучения детей с диагнозом «аутизм», в вузах не готовят специалистов к работе с детьми данной категории, практико-ориентированные курсы повышения квалификации, обеспеченные опытными, квалифицированными специалистами, единичны и т. п.); разрешение данных противоречий мы видим в системной подготовке педагогов дошкольной образовательной организации к коррекционно-образо-вательной и воспитательной работе с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм» в условиях инклюзивного образования.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Теоретические аспекты организации работы с детьми с диагнозом «аутизм» в разное время активно изучались как зарубежными, так и российскими учеными.
Впервые понятие «аутизм» было введено Э. Блейлером (1911); автор утверждал, что аутизм - отрыв от реальности, в основе которого - аффективные комплексы, нарушения мышления, характерные при шизофрении, других патологических состояниях [4].
В трудах М. Руттера (1972) были сформулированы критерии выраженных форм раннего детского аутизма: нарушения в развитии социальной сферы, задержка речевого развития вне связи с развитием интеллекта; стереотипы в поведении, пристрастие к объектам и главное - проявление указанных нарушений до 30 месяцев [5, 6].
Б. Беттельхейм (2004) в русле психоаналитической теории М. Малера (1972) доказывает, что аутизм может быть результатом раннего психогенного воздействия, обусловленного безразличным отношением со стороны матери [7, 8]. Впоследствии эта теория подверглась критике со стороны многих ученых.
Э. Орнитц (1989) предположил, что у ребенка с аутизмом присутствуют нарушения в сенсорной модуляции (пониженная или повышенная реактивность на сенсорные стимулы и т. п.) [9].
Так, Р. П. Хобсон (1998) указывал на тот факт, что аутизм связан с аффективными расстройствами с нарушением межличностных отношений в развитии ребенка (ребенок с аутизмом испытывает трудности в распознании эмоций другого человека, в восприятии и переработке информации и т. п.) [10, 11].
Поддерживая идею Р. П. Хобсона, у. Фрит (1992) утверждает, что при аутизме у ребенка серьезно нарушается процесс переработки информации [12].
Продолжая начатые в 70-90-х гг. ХХ в. междисциплинарные исследования, Л. Мотрон, Ж. А. Барак и другие (2012) в своих научных работах сконцентрировали внимание на нарушении у детей с аутизмом моторных и сенсорных функций, а также внимания [13].
Исследование российского ученого Л. С. Печниковой (1997) было направлено на изучение отношения матерей к детям с диагнозом «ранний детский аутизм», в работе описаны специфические особенности синдрома «растерянности» матерей, впервые узнавших о болезни своего ребенка, особенности организации семейной психологической коррекции детей с диагнозом «аутизм» [14].
Е. Р. Баенская (2000) в своем диссертационном исследовании проанализировала общие закономерности раннего аффективного развития, основные направления ранней психологической коррекции отклонений при детском аутизме [15].
М. Ю. Веденина (2000) адаптировала методы поведенческой терапии, направленные на формирование элементарных социально-бытовых навыков детей с диагнозом «аутизм» [16].
Цель научного исследования М. Г. Красноперовой (2003) состояла в определении структуры и путей состояний процессуального детского аутизма при разных типах манифестных эндогенных психотических состояний (дети в возрасте до трех лет), определении критериев прогноза данного заболевания и актуальных подходов к лечению и реабилитации [17].
Д. Е. Жуков (2006) в своем исследовании представил сравнительный анализ биопсихосоциальных факторов, влияющих на течение раннего детского аутизма, терапевтическую концепцию работы с семьей, воспитывающей аутичного ребенка [18].
Н. В. Симашкова (2006) изучала клинико-психопатологические и нейрофизиологические аспекты лечения атипичного аутизма [19].
Д. Г. Климась (2008) анализировала особенности эмоциональной регуляции у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 6-10 лет [20].
Н. Б. Лаврентьева (2008) предприняла попытку изучить процесс овладения детьми с диагнозом «аутизм» школьно значимыми навыками, разработала алгоритм построения коррекционно-развивающей работы с детьми в процессе подготовки к обучению в школе [21].
Научные труды Н. В. Капитоленко (2009) посвящены выявлению специфических особенностей развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с аутизмом и задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками [22].
Е. А. Кричевец (2009) изучала факторы, связанные со способностью младших школьников с диагнозом «аутизм» и задержкой психического развития понимать метафоры. В работе оценивается влияние совокупности трех факторов (интеллекта, речи и зрительно-перцептивной сферы) на способность ребенка понимать метафоры [23].
Исследование Т. В. Скуповой (2014) посвящено важной проблеме инклюзивного образования детей с аутистическими расстройствами; в частности, автор описывает условия, способствующие успешной адаптации детей-аутистов в группе сверстников, специфику взаимодействия специалистов в учебной и внеучебной работе [24].
И. Ю. Лебеденко, О. Н. Родинова (2014) изучали возможности обучения и воспитания детей с диагнозом «ранний детский аутизм» в условиях инклюзивного образования [25].
Исследованию проблемы повышения профессиональной компетентности современного педагога посвящены труды Г. А. Баранова, И. Б. Бичевой, М. Е. Инькова, О. А. Козыревой, О. И. Мезенцевой и др.
Так, И. Б. Бичевой (2003) была осуществлена разработка и апробация модели развития профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений, включающей в себя следующие структурные компоненты: содержательный, структурный, функциональный, технологический, личностный [26].
В диссертационном исследовании О. А. Козыревой (2004) теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность условий развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении, в процессе повышения квалификации (применение компьютерных программ самодиагностики профессиональной компетентности, построение процесса повышения квалификации с учетом исходного уровня компетентности, использование активных методов обучения, модернизация содержания обучения) [27].
М. Е. Иньков (2009) выявил основные теоретические подходы к диагностике педагогической компетентности, разработал эффективную концептуальную модель диагностики профессиональной компетентности учителя в условиях прохождения процедуры аттестации [28].
О. И. Мезенцевой (2014) были разработаны и апробированы организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов - организация процесса повышения квалификации с учетом индивидуальных особенностей использования рефлексивных технологий в процессе обучения [29].
В научных публикациях Н. Н. Абашиной, С. М. Дзидзоевой, Н. А. Платохиной, Н. Н. Манохиной (2016) сделан акцент на технологической составляющей процесса повышения профессиональной компетентности педагогов [30-32].
Исследование Г. А. Барановой (2016) направлено на изучение теоретико-методологического аспекта профессиональной подготовки педагогов к работе с особыми детьми, в частности с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра [33].
Диагностическое обследование 43 педагогов дошкольных образовательных организаций г. Ростова-на-Дону показало (в исследовании использовались методы анкетирования, опроса, решения проблемных ситуаций и т. п.): 82% педагогов испытывали затруднения в формулировании понятий «аутизм», «ранний детский аутизм», «инклюзивное образование»; 74% испытуемых не смогли назвать отличительные признаки ребенка с диагнозом «аутизм»; 69% затруднялись назвать технологии, способствующие коррекции нарушений в развитии социальной и коммуникативной сфер ребенка с аутизмом в условиях инклюзивного образования; 46% педагогов - в выборе эффективных форм работы с родителями, воспитывающими ребенка с диагнозом «ранний детский аутизм», 91% высказал желание повысить свою компетентность по рассматриваемой проблеме.
Методологическая база исследования
Методологическую базу исследования составили следующие научные подходы:
- личностно ориентированный подход к развитию личности ребенка с диагнозом «ранний детский аутизм», направленный на поддержку у детей процессов самостроительства, самопознания и самореализации (М. Ю. Веденина, Е. А. Кричевец, Н. Б. Лаврентьева и др.) [34-36];
- гуманистический подход к развитию, обучению и воспитанию детей с диагнозом «аутизм», требующий пристального изучения социально-психолого-педагогических особенностей детей данной категории (Е. Р. Баенская, Д. Е. Жуков, Л. С. Печ-никова и др.) [37-39];
- интегрированный подход к обучению детей с диагнозом «аутизм», предполагающий создание в дошкольном образовательном учреждении системы психолого-педагогической помощи ребенку с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования (Д. Г. Климась, М. Г. Красноперова, Н. В. Симашкова, И. Ю. Лебеденко, О. Н. Родинова и др.) [40-42];
- деятельностный подход к развитию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме организации воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм» (Г. А. Баранова, И. Б. Бичева, М. Е. Иньков, О. А. Козырева, О. И. Мезенцева и др.) [43-47].
Кроме того, методологическую основу исследования составили: теория непрерывного профессионального образования педагогов образовательных учреждений; теория психического развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями; компенсаторная теория аномального развития ребенка и др.
Результаты исследования
Недостаточная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме оказания квалифицированной помощи детям-аутистам в условиях инклюзивного образования обусловила разработку программы повышения профессиональной компетентности педагогов «Особенности воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"».
Цель программы - повышение профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме организации воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм» в условиях инклюзивного образования.
Задачи программы:
1. Расширение представлений педагогов дошкольной образовательной организации о психолого-педагогических особенностях детей с диагнозом «ранний детский аутизм».
2. Развитие у педагогов умений планировать, корректировать образовательные задачи (совместно со специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогом-дефектологом и др.) с учетом результата мониторинга, индивидуальных особенностей развития детей с аутизмом.
3. Овладение педагогами содержанием, технологиями организации воспитательно-образовательной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с диагнозом «ранний детский аутизм» в условиях инклюзивного образования.
4. Проектирование коррекционно-развивающей пространственной среды, направленной на коррекцию нарушений в развитии социальной и коммуникативной сфер ребенка-аутиста в условиях инклюзивного образования.
Тематический план программы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации представлен тремя разделами: «Психолого-педагогические особенности детей с диагнозом "аутизм": теоретический аспект»; «Технологии организации воспитательно-образовательной работы с детьми с аутизмом»; «Проектирование коррекционно-развивающей пространственной
среды, способствующей социально-коммуникативному развитию детей с диагнозом "аутизм" в условиях инклюзивного образования».
Рассмотрим содержание программы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации.
Раздел 1 «Психолого-педагогические особенности детей с диагнозом "аутизм": теоретический аспект»
Понятия «аутизм», «ранний детский аутизм». Критерии, принятые Всемирной организацией здравоохранения при распознании аутистического расстройства личности (нарушения в социальной сфере, в способности к общению, повторяющиеся стереотипные модели поведения и т. п.). Предполагаемые причины аутизма. Наиболее характерные проявления аутизма у детей в раннем возрасте. Диагностика раннего детского аутизма. Феномен тождества у детей с диагнозом «аутизм». Неравномерность развития при аутизме. Страхи и аутистические фантазии у детей с аутизмом. Особенности речевого развития детей с диагнозом «аутизм» (мутизм, эхолалии, присутствие слов-штампов, фраз, фонографичность, отсутствие обращений в речи, автономность речи, позднее появление в речи личных местоимений, нарушения семантики, грамматического строя речи, звукопроизношения, просодических компонентов речи и т. п.).
Раздел 2 «Технологии организации воспитательно-образовательной работы с детьми с аутизмом»
Технологии, способствующие развитию эмоциональной сферы детей с аутизмом (обучение дошкольников умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей, умению распознавать эмоции, адекватно на них реагировать, обучение умению анализировать свои эмоции и т. п.). Технологии, направленные на развитие социальной сферы детей с аутизмом (формирование положительной самооценки, самоконтроля, самостоятельности, развитие нравственных качеств, овладение гуманными способами отношения к людям, обучение элементарной поведенческой этике и т. п.). Технологии речевого развития детей с диагнозом «аутизм» (развитие навыков правильного звукопроизношения, фонематического слуха, навыков звукового анализа слов, диалогической и монологической речи, лексико-грамматиче-ских категорий и т. п.). Технологии, способствующие развитию психических процессов детей с аутизмом (развитие активного внимания, памяти, познавательных и творческих способностей детей-аутистов и т. п.).
Раздел 3 «Проектирование коррекционно-развивающей пространственной среды, способствующей социально-коммуникативному развитию детей с диагнозом "аутизм" в условиях инклюзивного образования»
Цель, задачи, принципы построения коррекционно-развивающей пространственной среды. Структурные составляющие модели коррекционно-развивающей пространственной среды, способствующей социально-коммуникативному развитию детей с диагнозом «аутизм» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в условиях инклюзивного образования.
В ходе обучения педагогов дошкольной образовательной организации использовались интерактивные формы и методы обучения, например: семинар-дискуссия на тему «Психолого-педагогические особенности развития детей с диагнозом "аутизм"», лекция-информация «Отличительные признаки ребенка с диагнозом "ранний детский аутизм"», семинар-коллоквиум «Авторские программы развития детей с аутизмом», семинар-пресс-конференция «Технология психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с диагнозом "аутизм"», семинар-
диспут «Методы, приемы и средства развития и обучения детей-аутистов», круглый стол «Проектирование коррекционно-развивающей пространственной среды, направленной на социально-коммуникативное развитие детей с диагнозом "аутизм" в условиях инклюзивного образования».
В программе представлены оценочные средства для текущего контроля усвоения программы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации:
Задание 1. Подготовка рефератов по разделам программы «Психолого-педагогические особенности детей с диагнозом "аутизм": теоретический аспект»; «Технологии организации воспитательно-образовательной работы с детьми с аутизмом» на темы:
1. Развитие психических процессов детей с диагнозом «аутизм» в разных видах деятельности.
2. Ранний детский аутизм: зарубежный и отечественный опыт психолого-педагогического сопровождения.
3. Развитие у детей-аутистов любознательности в процессе познания окружающего мира.
4. Особенности формирования эмоциональной сферы детей-аутистов.
5. Специфика формирования у детей с диагнозом «аутизм» первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
6. Особенности речевого развития детей с диагнозом «аутизм».
7. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности детей-аутистов.
8. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом «аутизм» в условиях инклюзивного образования.
9. Психолого-педагогические условия нравственного воспитания детей с диагнозом «аутизм».
10. Особенности проектирования коррекционно-развивающей пространственной среды, направленной на коррекцию нарушений в развитии социальной и коммуникативной сфер ребенка с аутизмом в условиях инклюзивного образования.
Задание 2. Эссе «Ребенок с диагнозом "аутизм": проблемы и пути решения».
Задание 3. Разработка проектов на темы «Взаимодействие специалистов в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм" в условиях инклюзивного образования», «Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм" в условиях инклюзивного образования».
Паспорт проекта: 1. Общие сведения (тема, тип проекта, научный руководитель, авторы, место и адрес реализации проекта, руководитель дошкольной образовательной организации, сформированность ресурсной базы: материально-техническая база; наличие специалистов необходимого профессионального уровня). 2. Характеристика проекта (актуальность, цель, задачи, содержание, технологии, ожидаемые результаты, этапы работы над проектом: подготовительный, основной, заключительный).
Задание 4. Составить картотеку технологий организации воспитательно-образовательной работы с детьми с аутизмом: диагностические методики, игровые, проектные, коммуникативные, информационные технологии, структура составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с диагнозом «аутизм».
Задание 5. Разработать конспект организации воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом «аутизм» в условиях инклюзивного образования. Структура конспекта: тема, возрастная группа, цель, задачи, материалы (демонстрационные и раздаточные), предварительная работа, методы и приемы, ход проведения, подведение итогов, рефлексия.
Заключение
Результаты внедрения программы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации «Особенности воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"» проявляются в том, что педагоги овладели:
- знаниями о психолого-педагогических особенностях детей с диагнозом «ранний детский аутизм», симптомах, отличительных признаках детей с данным диагнозом;
- знаниями о парциальных и авторских программах, технологиях, направленных на организацию воспитательно-образовательной работы с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм»;
- умениями применять коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм»;
- умениями планировать и корректировать образовательные задачи совместно со специалистами с учетом результата мониторинга, индивидуальных особенностей развития детей с аутизмом в условиях инклюзивного образования;
- навыками проектировать коррекционно-развиваюшую пространственную среду, направленную на коррекцию нарушений в развитии социальной и коммуникативной сфер ребенка с аутизмом в условиях инклюзивного образования;
- навыками оценивания личностных достижений ребенка с диагнозом «ранний детский аутизм» и разработки индивидуальной траектории его развития.
Ссылки на источники
1. Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Никольская О. С. Аутичный ребенок. - М.: Теревинф, 2017. - 288 с.
2. Никольская О. С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - 361 с.
3. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544-н. - URL: rg.ru>2013/12/18/pedagog-dok.html.
4. Bleuler E. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien // Handbuch der Psychiatrie. — Leipzig, 1911. — 420 s.
5. Rutter M. Childhood schizophrenia reconsidered // Autism Child Schizophr. - 1972. - Vol. 2. - Р. 315-337.
6. Rutter M. Diagnosis and Difmitions // Autism: A reappraisel of Concepts and Treatment / M. Rutter, E. Schopler (eds). - N. Y.; L.: Plenum Press, 1978. - P. 1-26.
7. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. - М.: «Академический Проект» : Фонд «Мир», 2013. - 480 с.
8. Mahler M. A study of the separation-individuation process and its possible application to borderline phenomena in the psychoanalytic situation // The Psychoanalytic Study of the Child. - 1971. - № 26. - Р. 403-424.
9. Ornitz E. Biological homogeneity or heterogeneity // Rutter M., Schopler E. (eds.) Autism: A reappraisal of Concepts and Treatment. - N. Y.: Plenum Press, 1978. - P. 243-250.
10. Hobson R. P. Beyond the cognition: the theory of autism // Autism: nature, diagnosis and treatment. - N. Y.: Guildford press, 1989. - P. 22-48.
11. Hobson R. P. Autism and the Development of Mind. - Erlbaum, Hove, Sussex., 2005. - 245 p.
12. Frith U. Cognitive development and cognitive deficit // The psychologist. - 1992. - № 5. - P. 13-19.
13. Mottron L., Dawson M., Soulieres I., Hubert B., Burack J. A. Enhanced perceptual functioning in autism: an updated model and eight principle of autistic perception // Journal of Autism and Developmental Disorders, special issue: perception in autism. - 2006. - № 36(1). - Р. 27-43.
14. Печникова Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 25 с.
15. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 24 с.
16. Веденина М. Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 26 с.
17. Красноперова М. Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2003. - 20 с.
18. Жуков Д. Е. Сравнительный анализ биопсихосоциальных факторов в течении детского аутизма: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 26 с.
19. Симашкова Н. В. Атипичный аутизм в детском возрасте: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2006. - 44 с.
20. Климась Д. Г. Эмоциональная регуляция у детей с расстройствами аутистического спектра в 6-10 лет: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 25 с.
21. Лаврентьева Н. Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2008. - 25 с.
22. Капитоленко Н. В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушением развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 25 с.
23. Кричевец Е. А. Способность понимать метафоры детей младшего возраста с типичным и отклоняющимся развитием: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 22 с.
24. Скупова Т. В. Возможности реализации особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами в условиях инклюзивного обучения // Самарский научный вестник. - 2014. - № 4(17). - С. 105-107.
25. Лебеденко И. Ю., Родионова О. Н. Обучение и воспитание детей с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного образования // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. - 2014. - № 43. - С. 55-59.
26. Бичева И. Б. Развитие профессиональной компетентности пед. кадров дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2003. - 29 с. .
27. Козырева О. А. Условия развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2004. - 18 с.
28. Иньков М. Е. Диагностика профессиональной компетентности учителя в условиях повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2009. - 24 с.
29. Мезенцева О. И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2014. - 26 с.
30. Платохина Н. А., Дзидзоева С. М. К вопросу повышения квалификации педагогов дошкольного образования // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: материалы 10-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Казань, 2016. - С. 426-431.
31. Платохина Н. А., Абашина Н. Н., Манохина Н. Н. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей-логопедов в процессе выполнения проектных заданий // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2016. - № 7. - С. 112-117.
32. Платохина Н. А., Дудникова С. А. Теория и практика формирования профессиональной этики педагогов дошкольной образовательной организации: монография. - Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2016. - 149 с.
33. Баранова Г. А. Повышение профессионального уровня педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-3. - С. 64-66.
34. Веденина М. Ю. Указ. соч.
35. Лаврентьева Н. Б. Указ. соч.
36. Кричевец Е. А. Указ. соч.
37. Печникова Л. С. Указ. соч.
38. Баенская Е. Р. Указ. соч.
39. Жуков Д. Е. Указ. соч.
40. Красноперова М. Г. Указ. соч.
41. Симашкова Н. В. Указ. соч.
42. Климась Д. Г. Указ. соч.
43. Бичева И. Б. Указ. соч.
44. Козырева О. А. Указ. соч.
45. Иньков М. Е. Указ. соч.
46. Мезенцева О. И. Указ. соч.
47. Баранова Г. А. Указ. соч.
Natalia A. Platokhina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Preschool Education Chair, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
[email protected] Natalia N. Abashina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Defectology and Inclusive Education Chair, Don State Technical
University, Rostov-on-Don, Russia
Pre-school teachers' professional competence development for organization of work with children diagnosed "early childhood autism"
Abstract. The relevance of the study is due to statistical data that the number of children diagnosed with "early childhood autism" is constantly growing every year. Autism is a serious socio-psychological and pedagogical problem (most teachers do not have at their disposal special technologies for the education and training of children diagnosed with autism, universities do not prepare specialists for work with children of this category, practice-oriented courses of professional development conducted by experienced, qualified specialists are rare, etc.); we see the resolution of these contradictions in the systemic training of pre-school teachers for the organization of correctional-educational work with children having "early childhood autism". The purpose of the article: theoretical and methodological analysis of the problem scientific research and organizing work with "early childhood autism" diagnosed children. The article reveals the content of the program for teachers' professional competence development "Peculiarities of educational work with "early childhood autism" diagnosed children". The program is aimed at expanding the knowledge of pre-school educational organizations teachers about the psychological and pedagogical characteristics of children diagnosed with "early childhood autism," developing teachers' ability to plan and adjust educational tasks, taking into account the results of monitoring, individual features of children with autism, mastering the content and methodology of educational work organization and psychological and pedagogical supporting of children with "early childhood autism" diagnosis, the basics of designing correctional-developing environment aimed at correcting irregularities in the development of social and communicative spheres of an autistic child.
Key words: children with "early childhood autism" diagnosis, autism symptoms, autism classification, program of the professional competence development of teachers in preschool educational organizations.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
ISSN 2304-120Х
5... .
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по работе с детьми с диагнозом «ранний детский аутизм» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - С. 11-21. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181002.htm.
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Платохина Н. А., Абашина Н. Н., 2018
977230412018001