Научная статья на тему 'Лаборатория психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями: настоящее и перспективы научной школы'

Лаборатория психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями: настоящее и перспективы научной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ / НАПРАВЛЕНИЯ / СРЕДСТВА / ПРИЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ / ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ФОРМЫ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / METHODS OF CORRECTIONAL-DEVELOPING WORK / TRENDS / TOOLS / TRICKS OF HELP TO CHILDREN / FORMS OF UPBRINGING AND EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л.М.

В статье рассматриваются основные направление работы лаборатории, показаны результаты психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, определены проблемы, требующие дальнейшей разработки и решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LABORATORY OF PSYCHOLOGICALPEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES: PRESENT AND PERSPECTIVES OF THE SCIENTIFIC SCHOOL

The article considers the main directions of the laboratory's work, shows the results of psychological-pedagogical support for children with disabilities, identifi ed issues that require further development and solutions.

Текст научной работы на тему «Лаборатория психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями: настоящее и перспективы научной школы»

УДК 378. 147. 88: 376 Л.М. СЕМЕНОВА

кандидат биологических наук, профессор, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет Е- mail: semenova03@yandex.ru

UDC 378. 147. 88: 376 L.M. SEMENOVA

Candidate of biological sciences, Professor, Department of technologies of psychological-pedagogical and special education, Orel State University Е- mail: semenova03@yandex.ru

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

THE LABORATORY OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES: PRESENT AND PERSPECTIVES OF THE SCIENTIFIC SCHOOL

В статье рассматриваются основные направление работы лаборатории, показаны результаты психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, определены проблемы, требующие дальнейшей разработки и решений.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, методы коррекционно-развивающей работы, направления, средства, приемы помощи детям, формы, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.

The article considers the main directions of the laboratory's work, shows the results of psychological-pedagogical support for children with disabilities, identified issues that require further development and solutions.

Keywords: psychological-pedagogical support, methods of correctional-developing work, trends, tools, tricks of help to children, forms of upbringing and education of children with disabilities.

Решение задач, стоящих перед системой народного образования, зависит от взаимодействия науки и практики, а именно от высших учебных заведений, готовящих специалистов для специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений, и специалистов этих специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Практика современных ДОУ, общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ в последние годы выдвигает целый ряд острых проблем, связанных с увеличением числа детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, что обусловлено ухудшением соматического и психоневрологического здоровья детей.

В теории и практике четко обозначился комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностике, коррекции и социализации детей. Делается акцент на раннее дошкольное коррекционно-развивающее воспитание и обучение, способствующее формированию готовности к обучению в условиях специальных образовательных учреждений.

Поэтому оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных задач работы лаборатории. Исследования преподавателей и педагогов научных площадок направлены на разработку средств и приемов оказания практической психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, поиском эффективных форм, методов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.

К участию в исследовательской работе лаборатории

широко привлекаются студенты. С одной стороны, они овладевают основными методами и навыками научной работы, с другой - участвуют в поисковой творческой работе по использованию разных педагогических условий, технологий и форм психолого-педагогического сопровождения и коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с разными нарушениями в развитии. Это положительно отражается на качестве выпускных квалификационных работах, выполняемых студентами.

Основные направления работы лаборатории:

- пути совершенствования содержания и средств коррекционно-образовательной работы в специальных образовательных учреждениях;

- пути и методы коррекционно-развивающей работы по формированию межличностных отношений в группах детей дошкольного возраста с эмоциональной неустойчивостью;

- новые подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими функциональные нарушения нервной системы, в условиях дошкольного учреждения и семьи;

- народная подвижная игра как средство автоматизации двигательных и речевых навыков детей с общим недоразвитием речи;

- организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- знакомство с окружающим миром средствами игровой деятельности;

© Л.М. Семенова © L.M. Semenova

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (60), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 60. 2014

- социально-психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии и их семей в условиях учебно-методического центра «Семейный лад».

Учитывая, что личность развивается как единое целое, имеющее особые законы, а не как сумма или пучок отдельных функций, из которых каждая развивается в силу особой тенденции (Выготский Л.С.), развитие ребенка с проблемами в развитии рассматривалось комплексно, как неотъемлемая часть общего развития с опорой на другие функции. Обращение к личности ребенка, его индивидуальному развитию требовало детальной разработки путей, содержания и способов психолого-педагогического сопровождения. В этой связи психолого-педагогическое сопровождение представляет собой направленный комплекс диагностики, методик, действий, мероприятий, реализующих главную цель: помочь ребенку с проблемами в развитии активизировать зоны его актуального и ближайшего развития и адаптироваться к новым условиям жизни с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Собран теоретический рабочий материал, раскрывающий особенности психолого-педагогических условий развития личности ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида. Путем обследования детей, имеющих нарушения речи, интеллекта, слуха, зрения, подобран и обоснован комплекс диагностических методик для выявления индивидуального уровня их развития. Исследователями подобран и научно обоснован комплекс методик для выявления уровня развития детей с ограниченными возможностями в зависимости от возраста, дефекта и его выраженности.

В ходе исследования разработан и научно обоснован комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на развитие вербальной коммуникации слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, доказано, что условием эффективного развития вербальной коммуникации у детей с нарушенным слухом является усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря её коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего интересам и уровню речевого развития слабослышащих детей, изучены особенности слухоречевого развития глухих детей на разных этапах после включения процессора кохлеарного импланта, рассмотрено использование декоративного искусства как действенного метода коррекции эмоциональной напряженности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, разработаны коррекци-онные мероприятия для социальной адаптации детей с эмоциональной неустойчивостью. Полученные данные свидетельствуют о наличии негативных эмоциональных состояний, которые способствуют возникновению эмоциональной напряженности и тем самым препятствуют когнитивному развитию детей с задержкой психического развития. Создание и реализация модели по коррекции эмоциональной напряженности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет способствовать как общему раз-

витию детей, так и преодолению трудностей обучения, обусловленных наличием дефекта.

Изучены особенности развития процесса ознакомления с окружающим миром у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, разработано перспективное планирование ознакомления с окружающим миром детей, определены пути и система работы по формированию знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста. Анализ диагностических исследований показал, что у детей на 23% увеличился уровень владения знаниями об окружающем мире. Для детей были разработаны индивидуальные микропрограммы, которые предполагали преодоление частных нарушений. Учет индивидуально-типологических особенностей выражался в дифференцированном подходе к детям в зависимости их личностных качеств: импульсивности, пассивности. Личностно-ориентированный подход на занятиях по развитию речи позволял логопеду корреги-ровать речевое развитие детей. Он учитывал не только степень усвоения детьми программного материала, но и индивидуальные проявления, обусловленные их личностными особенностями. Кроме того, в работу ДОУ были включены родители. Методика поэтапного включения их в деятельность способствовала повышению уровня психолого-педагогических знаний к активному сотрудничеству. У большинства родителей сформирован навык организации игр с детьми в домашних условиях.

В рамках исследуемой проблемы «Формирование положительной мотивации к чтению у учащихся четвертых классов V11» выявлены условия формирования положительной мотивации учащихся четвертых классов с задержкой психического развития. Разработанная модель коррекционно-развивающей работы реализована на уроках и внеклассных формах работы с детьми, а также в процессе взаимодействия родителей и специалистов. Результаты исследования определили формы и методы работы с родителями для возрождения культуры семейного чтения, а также методов поддержки и развития мотивационной готовности к чтению у учащихся средних и старших классов школ V11 вида. По результатам исследования опубликовано методическое пособие «Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста» (доцент Чаркина Н.В.).

Результатом научно-исследовательской деятельности по проблеме использование народной подвижной игры как средства автоматизации двигательных и речевых навыков детей с общим недоразвитием речи явилось научно-теоретическое обоснование уровня физического развития и физической подготовленности детей с нарушением речи. Анализ полученных результатов позволил отметить рост числа детей со средним физическим развитием на 25%. По всем показателям физической подготовленности дети имели высокие результаты, свидетельствующие о положительном влиянии на развитие детей с нарушением речи народных подвижных игр.

Значительное место при проведении теоретико-

экспериментальных исследований занимало изучение организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Выявленные особенности работы групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата позволили осуществить возможность выбора адекватных и эффективных форм педагогического воздействия, улучшения качества физкультурно-оздоровительной работы. Материалы исследования позволили дополнить программу новым разделом «Эффективная логопедическая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Проведенные исследования позволили обосновать психолого-педагогические условия, способствующие профессиональной подготовке будущих педагогов к осуществлению инклюзивного обучения средствами модульной технологии обучения; разработан специальный психолого-педагогический инструментарий для обеспечения своевременного и качественного выявления профессиональной готовности к инклюзии у будущих педагогов. Дано содержание концептуальной модели, определены организационно-педагогические условия профессиональной готовности педагогов, а также использование рейтинг-контроля знаний и умений, получаемых педагогами в ходе подготовки. Разработана модульная программа элективного курса «Подготовка педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста» (доцент Самарцева Е.Г.).

В результате деятельности учебно-методического центра «Семейный лад» разработаны направления психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их семей. Исследование вось-миступенчатой модели перинатального и постнаталь-

ного воспитания семьи обеспечило подбор адекватной формы обучения, исходя из интересов и возможностей семьи и ребенка, раннюю профессиональную ориентацию и соответствующую подготовку к трудовой жизни и адаптации детей в социум ( старший преподаватель Мишина Е. А.).

Данные материалов исследования нашли отражение в материалах международных и научных конференций (2003, 2007 гг.), студенческих научно-практических конференциях, проводимых ежегодно на факультете Педагогики и психологии в рамках фестиваля научного творчества. Здесь студенты выступают с докладами, выполненными на достаточно высоком научном и учебно-методическом уровне, которые отражали актуальные проблемы изучения, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии. В ходе выступления студенты использовали мультимедийные презентации, графики, таблицы, фотографии, видеоматериалы. По результатам оценки лучших докладов студенты были награждены дипломами I, II, III степени.

На современном этапе совершенствования психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии актуальным остается целый ряд проблем, требующих дальнейшей разработки и решения. Так, актуальными продолжают оставаться вопросы ранней профилактики, выявления и коррекции различных нарушений, диагностики и коррекции имеющихся отклонений у ребенка на самых ранних стадиях, создания системы непрерывного комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями, а также возможности инклюзивного обучения и профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.