УДК 376.1-053"465.00/.07" ББК Ч450.91
ГРНТИ 14.29.01
Код ВАК 13.00.03
Григоренко Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии, Московский городской педагогический университет; 117261, г. Москва, ул. Панферова, 8, стр. 2; e-mail: [email protected].
ВАРИАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ранний возраст; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; ранняя помощь; психолого-педагогическое сопровождение; инклюзивное обучение; междисциплинарный подход; инклюзии.
АННОТАЦИЯ. В статье приведен подробный анализ изменений в системе специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, произошедших за два последних десятилетия. Этот период был определен как период преобразований существующих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития. В статье рассматривается такое перспективное направление специальной педагогики, как организация и осуществление ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их семьям. Обсуждаются наиболее эффективные формы организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения детей первых лет жизни с отклонениями в развитии. Рассматривается основной контингент детей раннего и младшего дошкольного возраста, требующий особых образовательных условий в дошкольных отделениях образовательных организаций. Раскрывается суть междисциплинарного подхода на различных этапах психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и их семей. Рассматривается работа психолого-педагогического консилиума с детьми первых лет жизни на базе образовательной организации. Важным аспектом реформирования системы специального образования стало внедрение инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия детей раннего возраста является перспективным и наименее разработанным направлением. В статье представлена модель инклюзивного обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в коллективе нормально развивающихся сверстников. В заключении определены современные перспективы оказания образовательных услуг детям первых лет жизни на базе бюджетных и коммерческих образовательных организаций.
Grigorenko Natalia Yurievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Logopedics, Moscow City Pedagogical University
VARIABLE ORGANIZATION OF EARLY PSYCHOLOGICAL
AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH DISABILITIES
ON THE BASIS OF AN INTERDISCIPLINARY APPROACH
KEYWORDS: early age; disabilities; health limitations; children with health limitations; early integrated assistance; psychological and pedagogical support; inclusive education; interdisciplinary approach; inclusion.
ABSTRACT. The article presents a detailed analysis of the changes in the special education system for people with disabilities that have occurred over the last two decades. This period was defined as the period of transformation of the existing organizational forms and search for the new ones, adequate to the needs of society at the present stage of its development. The article discusses such a promising direction of special pedagogy as organization and implementation of early comprehensive assistance to children with disabilities and their families. It analyzes the most effective forms of organization and implementation of psycho-pedagogical support of little children with developmental disabilities. Is considers the main contingent of children of early and preschool age, requiring special educational conditions in pre-school departments of educational institutions. It focuses on a multidisciplinary approach at various stages of psycho-pedagogical support of children with developmental disabilities and their families. It considers the work of psycho-pedagogical consultation with little children in the educational establishment.
An important aspect of reforming the system of special education was the introduction of inclusive education for children with disabilities. Inclusion of children of early age is promising and the least developed direction. The article presents the model of inclusive education of young children with disabilities in the team of typically developing peers.
In conclusion the article identifies the perspectives of the educational services for little children on the basis of public and private educational organizations.
Об
образовательная политика Российской Федерации за последние два десятилетия претерпела значительные изменения, которые привели к серьезным преобразованиям в системе специального обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
© Григоренко Н. Ю., 2017
В рамках осуществленного Н. Н. Мало-феевым [9; 10] научного анализа развития государственной системы специального образования в России были выделены этапы становления и функционирования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением от-
ношения государства и общества к детям с особыми нуждами. В соответствии с данной структуризацией поэтапного становления системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) современный - четвертый - период в развитии психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями был определен как период преобразований существующих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития. Этот этап, начавшийся в 90-е гг. XX в., годы перестройки, ознаменовавшийся кардинальными переменами в политике государства, социальными катаклизмами, финансовыми дефолтами, с одной стороны, и демократизацией общества, переосмыслением прав человека, прав ребенка, прав инвалида, с другой стороны, дал толчок к значительным изменениям в системе специального образования.
В начале этого периода перспективным направлением в практике специальной педагогики стала организация и осуществление ранней комплексной помощи детям с ОВЗ. Первые годы жизни ребенка признаны специалистами медицинского, педагогического и психологического профиля как наиболее важный период в становлении основных линий развития (познавательного, речевого, двигательного, социального аспектов). Организму ребенка в этом возрасте присущи, с одной стороны, уязвимость перед даже минимальным воздействием вредоносных факторов, с другой стороны -пластичность нервной системы и высокие компенсаторные способности. В связи с этим раннее выявление дисбаланса развития и своевременная организация комплексного медико-психолого-педагогического воздействия позволяет значительно снизить риск проявления грубых нарушений развития в последующем дошкольном и школьном возрасте. Значительный вклад в создание отечественной системы раннего психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями развития и их семей внесли Н. Н. Малофеев, Е. Р. Баенская, И. А. Выродова, Л. Н. Гали-гузова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Е. Громова, Е. А. Екжанова, Е. М. Мастюкова, С. Ю. Мещерякова, Г. А. Мишина, Т. В. Николаева, О. Г. Приходько, Ю. А. Разенкова, Е. О. Смирнова, В. М. Сотникова, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко и др. [12; 14].
С целью внедрения постоянно расширяющейся научно-методической базы оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям в практику дошкольных образовательных учреждений был издан приказ департамен-
та образования г. Москвы (от 5 декабря 2006 г.) и прилагающееся к нему примерное положение, в соответствии с которыми в систему дошкольного образования г. Москвы были введены вариативные формы работы с детьми первых лет жизни на базе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Данные формы работы реа-лизовывались в специализированных подразделениях образовательных учреждений общего, комбинированного и компенсирующего видов: центрах игровой поддержки (ЦИПР), консультативных пунктах (КП), лекотеках, группах кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, «Особый ребенок», интегрированных и инклюзивных группах, а также службах ранней помощи (СРП). Для реализации данных форм работы с детьми первых лет жизни были разработаны методические рекомендации и определена законодательная правовая база и нормативная документация (А. М. Казьмин, Е. Е. Коротаева, М. М. Ца-пенко, В. Н. Ярыгин и др.) [11; 15]. Показательной представляется модель системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве г. Москвы [13].
Контингент детей первых лет жизни, посещавших вышеперечисленные структурные подразделения в образовательных организациях, был неоднороден по своему составу: дети с развитием, соответствующим возрастной норме; дети группы риска по возможным проявлениям последствий воздействия негативных факторов в перинатальный период развития; дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии, как следствие перинатального поражения центральной нервной системы; дети с выраженными проблемами в развитии (с детским церебральным параличом, с синдромом Дауна и другими генетическими нарушениями, с расстройствами аутистического спектра, с выраженными сенсорными дефектами: с нарушением зрения, слуха). Все дети имели особые образовательные потребности, определяемые возрастными и специфическими закономерностями развития, и требовали создания особых образовательных условий [1; 2].
Структурные подразделения ДОУ успешно функционировали в течение десяти лет - примерно до 2014 г. Практический опыт этих лет доказал наибольшую эффективность деятельности служб ранней помощи, групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка [5]. Преимущество этих структурных подразделений состояло в том, что помощь на основе бюджетного финансирования оказывалась
разновариативному по уровню развития контингенту детей раннего возраста, предполагались как индивидуальные, так и групповые занятия, обязательным была консультативная работа с родителями и поощрялось их присутствие на занятиях с детьми, так как предполагались многочисленные по наполняемости группы. Работа специалистов и педагогов в данных структурных подразделениях была нацелена как на преодоление, так и на предупреждение задержек различных линий развития у детей раннего возраста (социального, познавательного, коммуникативного и двигательного развития).
Ведущим направлением деятельности структурных подразделений (СРП, ЦИПРов, ГКП, лекотек и т.п.), реализовывавших вариативные формы работы с детьми первых лет жизни, являлось оказание психолого-педагогической помощи детей с отклонениями в развитии и поддержки их родителей специалистами сопровождения различного профиля и педагогами (педагогами-психологами, учителями-логопедами, учи-телями-дефектологами, социальными педагогами, тифлопедагогами, сурдопедагогами и воспитателями) на основе комплексного междисциплинарного подхода. На этой основе строится работа психолого-педагогического консилиума, что способствует расширению возможностей взаимодействия членов консилиума, определению состояния различных линий развития ребенка и согласованному построению целостного профиля его развития, выработке единой стратегии психолого-педагогического сопровождения и его взаимосвязанных составляющих. Применение комплексного междисциплинарного подхода в работе специалистов сопровождения с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ на базе структурных подразделений осуществляется [4; 7]:
• на этапе психолого-педагогической диагностики ребенка с отклонениями в развитии и его семьи, когда важно мнение каждого специалиста в оценке особенностей развития ребенка; коллективные обсуждения позволяют уточнить анамнестические и диагностические данные, составить системное представление о структуре отклонения в развитии ребенка, о его социальном окружении, о детско-родительских отношениях, об уровне компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
• на этапе разработки общей индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи на начальных этапах психолого-педагогического сопровождения, когда специалисты совместно выдвигают и обсуждают основные направ-
ления коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ и консультирования его родителей, выделяют приоритетные задачи в стимуляции или коррекции различных линий развития;
• на этапе промежуточной и итоговой оценки эффективности психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ и его семьей, когда специалисты сопровождения оценивают положительную динамику различных линий развития, достижения и слабые аспекты в формировании различных навыков ребенка;
• на заключительном этапе при определении последующего индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, когда специалисты совместно разрабатывают методические рекомендации в каждом конкретном случае для других специалистов и педагогов, в ведомство которых перейдет ребенок, и практические рекомендации для его родителей.
Следует отметить, что реализация вариативных форм работы с детьми первых лет жизни в СРП, ЦИПРах, ГКП (для детей с отклонениями в развитии и «Особый ребенок») в течение рассмотренного выше десятилетнего периода дала свои ощутимые плоды: достаточно большое количество детей с отклонениями в развитии, получивших своевременную психолого-педагогическую помощь в данных структурных подразделениях, были успешно социализированы и адаптированы в группах общеразви-вающего типа дошкольных отделений образовательных организаций.
Начиная с 2010 г. концепция образования детей с ОВЗ была коренным образом пересмотрена, что было связано с осуществлением активного реформирования системы образования в России. В условиях новых тенденций образовательной политики система специального образования, обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение различных категорий детей с нарушениями развития и их семей на дошкольной и школьной ступенях обучения, формировавшаяся в течение нескольких десятилетий и имеющая проверенную опытом теоретико-методологическую базу, за последние годы претерпела значительные изменения. Наиболее ярко проявились данные кардинальные преобразования в московском мегаполисе.
Во-первых, активно развивавшаяся ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе дошкольных учреждений была сведена к минимуму. К 2015 г. в г. Москве остались единичные структурные подразделения данной направленности, испытывающие проблемы с бюджетным финансированием. Это значительно ограничило возможности организа-
ции для детей с ОВЗ и их семей столь необходимого им раннего комплексного сопровождения специалистами различного профиля. Во-вторых, многие дошкольные учреждения комбинированного вида были реорганизованы в общеразвивающие организации. В-третьих, произошедшее слияние дошкольных и школьных учреждений в большие общеобразовательные комплексы привело к растворению в них части специальных кор-рекционных организаций. Закрытие значительной части логопедических групп, групп для детей с задержкой психического развития ограничило возможности детей с ОВЗ в получении необходимой психолого-педагогической поддержки в дошкольном возрасте.
Таким образом, специальное образование стало постепенно отходить на второй план, изменились подходы к организации раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве. Перспективным направлением работы в большинстве реорганизованных образовательных комплексов стало инклюзивное образование детей с ОВЗ (как альтернатива системе специального образования). Анализ методической и практической литературы, касающейся проблем внедрения инклюзивного обучения в деятельность общеобразовательных организаций, показывает, что наиболее подробно на сегодняшний день разработаны общие вопросы концепции инклюзивного образования и основные аспекты психолого-педагогического сопровождения процесса школьного обучения детей с ОВЗ совместно с их обычными сверстниками (Н. Н. Малофеев, С. В. Алехина, Т. П. Дмитриева, Н. М. Назарова, О. Г. Приходько, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Н. Д. Шматко, И. М. Яковлева и др.) [6].
Инклюзия детей с ОВЗ и детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста в образовательные организации является перспективной темой для исследования и дискуссии в настоящее время. Включение детей с ОВЗ данных возрастных категорий в среду нормально развивающихся сверстников при правильно организованном психолого-педагогическом сопровождении значительно облегчает их адаптацию и социализацию на школьную ступень обучения, снижает уровень тревожности членов их семей, способствует формированию толерантного отношения к ним нормально развивающихся ровесников и их родителей.
При реализации инклюзивного образования детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в образовательной организации следует проводить специально организованную подготовительную работу со следующими категориями участников образовательного
процесса: детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, нормально развивающимися детьми и их родителями, специалистами и педагогами, работающими в данной образовательной организации. Таким образом, инклюзия, внедряемая в практику на дошкольной ступени обучения, не только реализует свои прямые задачи (подготовить дошкольников с ОВЗ к школьному обучению в среде обычных сверстников по адаптированной программе), но и позволит заранее психологически настроить нормально развивающихся детей и их родителей на принятие ситуации нахождения ребенка с проблемами развития в обычном классе, избежать агрессивного отторжения ребенка с особыми образовательными потребностями, предупредить возникновение конфликтов между детьми и родителями.
С 2011 г. под руководством и при непосредственном участии преподавателей, аспирантов и магистрантов Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ «Московский городской педагогический университет» реализовыва-лась инклюзивная практика в ряде образовательных организаций (ОО), в том числе дошкольных структурных подразделениях ОО. На базе групп кратковременного пребывания (ГКП), направленных на адаптацию детей к пребыванию в образовательной организации, центров игровой поддержки ребенка (ЦИПР) в дошкольных структурных подразделениях образовательных организаций, а также развивающих групп в государственных и негосударственных (внебюджетных) центрах развития г. Москвы и Московской области проводилось инклюзивное обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, которая включает четыре основных блока:
• диагностический блок (выявление специфики состояния различных линий развития у детей с ОВЗ и изучение психолого-педагогических компонентов атмосферы семьи, являющейся основным жизненным пространством ребенка);
• методический блок (разработка индивидуально ориентированной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ и консультативной работы с его семьей);
• коррекционно-развивающий блок (организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ);
• консультативный блок (организа-
ция и осуществление консультативной работы с родителями ребенка с ОВЗ с целью повышения их психолого-педагогической компетенции).
Эти же блоки актуальны и в работе с коллективом нормально развивающихся детей и их родителей. Диагностический блок направлен на выявление зон ближайшего и актуального развития у детей нормы и определение уровня принятия ситуации инклюзии родителями нормально развивающихся детей, их толерантности к детям с ОВЗ и их семьям, их психолого-педагогической компетентности в вопросах онтогенетического и дизонтогенетического развития. Методический блок предполагает разработку основной образовательной программы структурного подразделения и программы консультативной работы с родителями детей нормы. В рамках развивающего блока осуществляется организация и проведение развивающих занятий с детьми с нормальным развитием, совместных групповых занятий и осуществление свободной деятельности. Консультативный блок подразумевает организацию и осуществление консультативной работы с родителями детей нормы с целью повышения уровня их психолого-педагогической компетентности, снижения уровня тревожности и формирования толерантного отношения к инклюзи-рованным детям с ОВЗ и их родителям.
Подробная психолого-педагогическая диагностика каждого ребенка с ОВЗ позволяет выявить индивидуальную специфику нарушений различных линий развития. Диагностическая работа с семьей ребенка с ОВЗ дает возможность оценить детско-родительские отношения, принятие или непринятие родителями ситуации рождения особого ребенка, уровень готовности родителей к участию в образовательном процессе, их психолого-педагогическую компетентность в вопросах нормативного и нарушенного развития.
В инклюзивных группах для каждого из детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально ориентированная программа развития с учетом их возраста, тяжести отклонений в развитии и образовательных потребностей. В этой программе особое место отводится работе специалистов с родителями детей с ОВЗ для активного их включения в коррек-ционно-развивающий процесс. Индивидуально ориентированная программа работы с ребенком с ОВЗ и его семьей включает в себя следующие составляющие:
• специальные образовательные условия для ребенка, которые должны быть созданы на базе структурных подразделений ДОО;
• направления и содержание коррек-
ционно-развивающей работы с ребенком;
• возможности включения ребенка с ОВЗ в групповые занятия нормально развивающихся сверстников;
• специфику психолого-педагогического консультирования членов семьи ребенка;
• методические рекомендации для родителей по созданию развивающей среды в домашних условиях и по поведению родителей в процессе участия их в групповых занятиях совместно с другими детьми и родителями.
В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с нормальным развитием и с ОВЗ используются разные варианты индивидуальных и групповых занятий по стимуляции различных линий развития. В течение всего периода обучения в инклюзивной группе проводятся индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ в соответствии с разделами кор-рекционно-развивающей программы.
Индивидуальные занятия с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме, направлены на формирование познавательных, речевых и двигательных навыков с учетом зоны их ближайшего развития. Эти навыки в дальнейшем закрепляются на групповых и подгрупповых занятиях.
Следует отметить, что проведение групповой работы с детьми раннего, младшего дошкольного возраста с ОВЗ зачастую вызывает у педагогов некоторые сложности в силу ряда причин: возрастных особенностей детей и проблем их развития. Для включения такого ребенка в групповое занятие вначале необходимо его подготовить на индивидуальных занятиях, научить общаться с педагогом, подчиняться правилам взаимодействия в процессе общения и т.п. В связи с этим использование вариативных форм групповой работы и четкая организация занятий позволяют закрепить и совершенствовать навыки, сформированные у ребенка с ОВЗ на индивидуальных занятиях. В рамках групповых форм работы осуществляется разновекторное взаимодействие ребенка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ с окружающими (педагогами, родителями, сверстниками), а познавательные навыки и самостоятельная речь развиваются только в правильно организованном общении.
Нами были разработаны три варианта проведения групповых коррекционно-раз-вивающих занятий (их осуществляют в паре два специалиста разного профиля). На занятиях в большинстве дошкольных структурных подразделений образовательных организаций присутствуют родители. I вариант - занятия по развитию различных видов деятельности и социализации детей. II вариант - занятия по развитию познавательной и речевой деятельности детей. III вариант - занятия по развитию
двигательной и речевой деятельности детей. Включение детей с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся сверстников на групповых занятиях и в свободной игровой деятельности осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой структурного подразделения (ГКП, ЦИПРа или развивающей группы) на базе дошкольного отделения образовательной организации или развивающего центра.
Важным аспектом изменяющейся системы образования становится интерактивная поддержка всех членов родительского и педагогического коллективов инклюзивной образовательной организации посредством формирования единого информационного образовательного пространства, в том числе в работе специалистов психолого-педагогического сопровождения с родителями. Информационное наполнение специально организованных сайтов для родителей, консультации в Бкуре, ответы специалистов и педагогов на вопросы родителей на странице сайта образовательной организации, общение по электронной почте - это вариативные формы работы специалистов сопровождения и педагогов с родителями в условиях реформирования системы образования [3; 8].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что даже при рано начатой серьезной подготовке детей с ОВЗ, не все из них могут быть полностью инклюзированы в коллектив нормально развивающихся сверстников, что является важной проблемой современной системы образования. Это связано со спецификой нарушения развития и тяжестью его проявления у детей с ОВЗ. При этом дети дошкольного и школьного возраста с тяжелыми нарушениями развития, включенные в систему ранней комплексной помощи, имеют лучшие показатели по социализации и адаптации, чем
их сверстники с такими же проблемами, не получившие своевременной психолого-педагогической поддержки.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что реформирование бюджетной системы дошкольного образования способствовало активному развитию системы платных услуг в данной области. За последние годы появилось большое количество коммерческих центров развития как в г. Москве и Московской области, так и в других субъектах РФ. Данные коммерческие структуры становятся все более конкурентоспособными по отношению к бюджетным государственным образовательным организациям в связи с тем, что часть высокопрофессиональных специалистов и педагогов при сокращении бюджетных ставок перешли в коммерческий сектор дошкольного образования. Как показывает практика, эти организации, стремясь укрепить свои позиции на рынке образовательных услуг, активно внедряют на своих базах все возможные вариативные формы работы с детьми первых лет жизни и дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием. С одной стороны, сложившаяся таким образом ситуация в области дошкольного образования значительно расширяет возможности родителей детей первых лет жизни с ОВЗ при выборе наиболее подходящего варианта психолого-педагогической помощи их ребенку с учетом запроса, образовательных потребностей и финансовых возможностей. С другой стороны, эта же социальная ситуация заставляет специалистов и педагогов системы дошкольного образования постоянно повышать свою профессиональную подготовку, заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособными и востребованными в постоянно изменяющихся условиях реформирования системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности [Электронный ресурс] / / Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии. - 2011. - Вып. 7. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-11/knizhnoe-prilozhenie/ deti-s-otkloneniyami-v-razvitii-i-ix-osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti (дата обращения: 30.09.2017).
2. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии. -2002. - Вып. 5. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/ (дата обращения: 30.09.2017).
3. Григоренко Н. Ю. Логопедическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 26-38.
4. Григоренко Н. Ю. Оказание логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии в условиях инклюзии на основе реализации междисциплинарного подхода / / Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии : мат-лы IX Междунар. теорет.-методолог. семинара (Москва, 16 марта 2017 года). - М. : МГПУ, 2017. - С. 193-200.
5. Григоренко Н. Ю. Основные направления и содержание логопедической помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии на базе дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты : Междунар. сб. науч. тр. / под ред. С. М. Валявко. - М. : Спутник+, 2011. - С. 62-70.
6. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство : метод. мат-лы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций. - М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 227 с.
7. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство : метод. мат-лы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьютеров и социальных педагогов образовательных организаций. - М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102 с.
8. Кукушкина О. И. Компьютерная поддержка взаимодействия специального психолога и педагога // Дефектология. - 2002. - № 2. - С. 72.
9. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учеб. пособие для студ. пед. вузов : в 2 ч. - М. : Просвещение, 2010. - Ч. 2. - 320 с.
10. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6. - С. 6-12.
11. Новые формы дошкольного образования. Серия : Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / сост. П. В. Быстрое, A. M. Казьмин, Е. Е. Коротаева, М. М. Цапенко, В. Н. Ярыгин / отв. ред. Л. Е. Курнешова. - М. : Школьная книга. - Вып. 1. - 2007. - 256 с.
12. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации : монография. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 208 с.
13. Приходько О. Г., Гусейнова А. М., Ушакова Е. В., Григоренко Н. Ю. Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы / / Специальное образование. - 2011. - № 4. - С. 93-103.
14. Разенкова Ю. А. Система ранней комплексной помощи: поиск основных векторов развития. - М. : Карапуз, 2011. - 144 с.
15. Служба ранней помощи. Справочно-методические материалы по организации служб ранней помощи / сост. Е. В. Самсонова, В. Н. Ярыгин ; отв. ред. М. М. Цапенко. - М. : МГППУ, 2011. - 220 с.
REFERENCES
1. Goncharova E. L., Kukushkina O. I. Deti s otkloneniyami v razvitii i ikh osobye obrazovatel'nye potrebnosti [Elektronnyy resurs] / / Spetsial'naya psikhologiya i korrektsionnaya pedagogika. K voprosu o terminologii. - 2011. -Vyp. 7. - Rezhim dostupa: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-11/knizhnoe-prilozhenie/deti-s-otkloneniyami-v-razvitii-i-ix-osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti (data obrashcheniya: 30.09.2017).
2. Goncharova E. L., Kukushkina O. I. Rebenok s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [Elektronnyy resurs] / / Spetsial'naya psikhologiya i korrektsionnaya pedagogika. K voprosu o terminologii. - 2002. - Vyp. 5. -Rezhim dostupa: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/ (data obrashcheniya: 30.09.2017).
3. Grigorenko N. Yu. Logopedicheskoe soprovozhdenie detey rannego i doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnoy praktiki // Spetsial'noe obrazovanie. -2016. - № 2. - S. 26-38.
4. Grigorenko N. Yu. Okazanie logopedicheskoy pomoshchi detyam rannego i doshkol'nogo vozrasta s otkloneniyami v razvitii v usloviyakh inklyuzii na osnove realizatsii mezhdistsiplinarnogo podkhoda // Mezhdistsiplinarnyy podkhod v issledovaniyakh po spetsial'noy pedagogike i spetsial'noy psikhologii : mat-ly IX Mezhdunar. teoret.-metodolog. seminara (Moskva, 16 marta 2017 goda). - M. : MGPU, 2017. - S. 193-200.
5. Grigorenko N. Yu. Osnovnye napravleniya i soderzhanie logopedicheskoy pomoshchi detyam pervykh let zhizni s otkloneniyami v razvitii na baze doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy // Sovremennye problemy rechevogo dizontogeneza: psikhologo-pedagogicheskie aspekty : Mezhdunar. sb. nauch. tr. / pod red. S. M. Valyavko. - M. : Sputnik+, 2011. - S. 62-70.
6. Deyatel'nost' pedagoga, uchitelya-predmetnika, klassnogo rukovoditelya pri vklyuchenii obuchayush-chikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i detey-invalidov v obrazovatel'noe prostranstvo : metod. mat-ly dlya pedagogov, uchiteley-predmetnikov, klassnykh rukovoditeley obrazovatel'nykh organizatsiy. - M. : GBOU VPO MGPU, 2014. - 227 s.
7. Deyatel'nost' spetsialistov soprovozhdeniya pri vklyuchenii obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i detey-invalidov v obrazovatel'noe prostranstvo : metod. mat-ly dlya spetsialistov soprovozhdeniya: uchiteley-logopedov, uchiteley-defektologov, pedagogov-psikhologov, t'yuterov i sotsial'nykh pedagogov obrazovatel'nykh organizatsiy. - M. : GBOU VPO MGPU, 2014. - 102 s.
8. Kukushkina O. I. Komp'yuternaya podderzhka vzaimodeystviya spetsial'nogo psikhologa i pedagoga // Defektologiya. - 2002. - № 2. - S. 72.
9. Malofeev N. N. Spetsial'noe obrazovanie v menyayushchemsya mire. Rossiya : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov : v 2 ch. - M. : Prosveshchenie, 2010. - Ch. 2. - 320 s.
10. Malofeev N. N. Strategiya i taktika perekhodnogo perioda v razvitii otechestvennoy sistemy spetsial'nogo obrazovaniya i gosudarstvennoy sistemy pomoshchi detyam s osobymi problemami // Defektologiya. - 1997. -№ 6. - S. 6-12.
11. Novye formy doshkol'nogo obrazovaniya. Seriya : Instruktivno-metodicheskoe obespechenie soderzhani-ya obrazovaniya v Moskve / sost. P. V. Bystroe, A. M. Kaz'min, E. E. Korotaeva, M. M. Tsapenko, V. N. Yarygin / otv. red. L. E. Kurneshova. - M. : Shkol'naya kniga. - Vyp. 1. - 2007. - 256 s.
12. Prikhod'ko O. G. Rannyaya pomoshch' detyam s tserebral'nym paralichom v sisteme kompleksnoy reabil-itatsii : monografiya. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. - 208 s.
13. Prikhod'ko O. G., Guseynova A. M., Ushakova E. V., Grigorenko N. Yu. Model' sovershenstvovaniya psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi detyam s otkloneniyami v razvitii v edinom obrazovatel'nom pros-transtve goroda Moskvy / / Spetsial'noe obrazovanie. - 2011. - № 4. - S. 93-103.
14. Razenkova Yu. A. Sistema ranney kompleksnoy pomoshchi: poisk osnovnykh vektorov razvitiya. - M. : Karapuz, 2011. - 144 s.
15. Sluzhba ranney pomoshchi. Spravochno-metodicheskie materialy po organizatsii sluzhb ranney pomoshchi / sost. E. V. Samsonova, V. N. Yarygin ; otv. red. M. M. Tsapenko. - M. : MGPPU, 2011. - 220 s.