Научная статья на тему 'Вариативные модели логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве'

Вариативные модели логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3121
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIAL EDUCATION / ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ДЕТИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / INFANTS AND PRESCHOOL CHILDREN / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / SPEECH THERAPY / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОДЕЛИ ОКАЗАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / MODELS OF SPEECH THERAPY SUPPORT / PRE-SCHOOL EDUCATION ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астахова Любовь Борисовна

В статье рассматриваются основные изменения в организации логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста в условиях реформирования системы дошкольного образования, произошедшие за последние пять лет на примере образовательного пространства г. Москвы. Внедрение инклюзивного обучения как альтернативы специальному образованию, реорганизация специальных дошкольных учреждений, сокращение логопедических групп и логопунктов, закрытие логопедических кабинетов в детских поликлиниках все это потребовало пересмотра традиционных подходов к оказанию логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста и поиска новых возможностей организации и проведения логопедической работы детям от двух до пяти лет с речевым дизонтогенезом. В статье кратко изложен опыт работы учителей-логопедов с детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольных отделений образовательных организаций г. Москвы, основывающийся на методических разработках сотрудников Института специального образования ГАОУ ВО МГПУ. Рассмотрены основные направления работы логопедов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Показаны аспекты интерактивной поддержки взаимодействия специалистов сопровождения, педагогов и родителей в едином образовательном пространстве, отражена специфика интерактивного патронажа логопедами детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии и их родителей. Представлены различные модели логопедического сопровождения детей от 2-х до 5-ти лет с ограниченными возможностями здоровья и консультативной работы с их родителями, прошедшие апробацию на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астахова Любовь Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIAble MODELs OF SPEECH THERAPY SUPPORT FOR infants and PRESCHOOL children IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

The article discusses the main changes in the organization of logopedic help to infants and preschool children in the conditions of reforming the system of preschool education that have taken place over the past five years by the example of the educational space of Moscow. The implementation of inclusive education as an alternative to special education, the reorganization of special pre-school institutions, the reduction of speech therapy groups and speech therapy stations, the closure of speech therapy rooms in children's polyclinics all this required the revision of traditional approaches to providing speech therapy to infants and preschool children and the search for new opportunities to organize and conduct speech therapy to children from two to five years with speech dysontogenesis. The article summarizes the experience of work of teachers-logopedists with infants and preschool children with disabilities in pre-school departments of educational institutions of Moscow, based on the works in methods by the staff of the Institute of Special Education of MSPU. The article dwells on the basic lines of work of speech therapists with the parents of children with special educational needs. It shows some aspects of interactive support of the interaction between support specialists and parents in the unified educational space, reflects the specificity of patronage by the interactive speech therapy specialists of infants and preschool children with deviations in development and their parents. Various models of SLT support for children from 2 to 5 years with disabilities and Advisory work with parents have been developed and verified on the basis of preschool educational institutions of Moscow.

Текст научной работы на тему «Вариативные модели логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 376.37:373.25

ББК Ч457.091 +Ч414.716 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03

Астахова Любовь Борисовна,

аспирант кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, Поликлиника № 218 Северо-Восточного Административного округа г. Москвы.; 117261, г. Москва, ул. Панферова, 8, стр. 2; e-mail: [email protected].

ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: специальное образование; инклюзия; дети раннего и дошкольного возраста; ограниченные возможности здоровья; логопедическая работа; дошкольные образовательные организации; модели оказания логопедической помощи.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются основные изменения в организации логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста в условиях реформирования системы дошкольного образования, произошедшие за последние пять лет на примере образовательного пространства г. Москвы. Внедрение инклюзивного обучения как альтернативы специальному образованию, реорганизация специальных дошкольных учреждений, сокращение логопедических групп и логопунк-тов, закрытие логопедических кабинетов в детских поликлиниках - все это потребовало пересмотра традиционных подходов к оказанию логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста и поиска новых возможностей организации и проведения логопедической работы детям от двух до пяти лет с речевым дизонтогенезом. В статье кратко изложен опыт работы учителей-логопедов с детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольных отделений образовательных организаций г. Москвы, основывающийся на методических разработках сотрудников Института специального образования ГАОУ ВО МГПУ. Рассмотрены основные направления работы логопедов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Показаны аспекты интерактивной поддержки взаимодействия специалистов сопровождения, педагогов и родителей в едином образовательном пространстве, отражена специфика интерактивного патронажа логопедами детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии и их родителей. Представлены различные модели логопедического сопровождения детей от 2-х до 5-ти лет с ограниченными возможностями здоровья и консультативной работы с их родителями, прошедшие апробацию на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы.

Astakhova Lyubov' Borisovna,

Postg-raduate Student of Department of Speech Therapy, Moscow City Pedagogical University; Polyclinic № 218 North-Eastern Administrative District of Moscow, Moscow, Russia.

VARIABLE MODELS OF SPEECH THERAPY SUPPORT FOR INFANTS AND PRESCHOOL CHILDREN IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

KEYWORDS: special education; inclusion; infants and preschool children; disabilities; speech therapy; pre-school education organizations; models of speech therapy support.

ABSTRACT. The article discusses the main changes in the organization of logopedic help to infants and preschool children in the conditions of reforming the system of preschool education that have taken place over the past five years by the example of the educational space of Moscow. The implementation of inclusive education as an alternative to special education, the reorganization of special pre-school institutions, the reduction of speech therapy groups and speech therapy stations, the closure of speech therapy rooms in children's polyclinics - all this required the revision of traditional approaches to providing speech therapy to infants and preschool children and the search for new opportunities to organize and conduct speech therapy to children from two to five years with speech dysontogenesis. The article summarizes the experience of work of teachers-logopedists with infants and preschool children with disabilities in pre-school departments of educational institutions of Moscow, based on the works in methods by the staff of the Institute of Special Education of MSPU. The article dwells on the basic lines of work of speech therapists with the parents of children with special educational needs. It shows some aspects of interactive support of the interaction between support specialists and parents in the unified educational space, reflects the specificity of patronage by the interactive speech therapy specialists of infants and preschool children with deviations in development and their parents. Various models of SLT support for children from 2 to 5 years with disabilities and Advisory work with parents have been developed and verified on the basis of preschool educational institutions of Moscow.

Система специального образования в России, обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение различных категорий детей с нарушениями развития и их семей на дошкольной и школьной ступенях обучения, формировавшаяся в течение нескольких десятилетий и имеющая проверенную опытом теоретико-методологическую базу, за последние годы претерпела значительные изменения. Рассмотрим их на примере г. Москвы.

Во-первых, активно развивавшаяся с конца 90-х годов прошлого века ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе дошкольных учреждений в таких структурных подразделениях, как группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи, лекотеки, консультативные пункты [8; 12], была сведена к минимуму. К 2015 году в г. Москва остались единичные структурные подразделения данной направленности, испытывающие проблемы с бюджетным финансированием. Во-первых, это значительно ограничило возможности организации для детей детьми с ОВЗ и их семей столь необходимого им раннего комплексного сопровождения специалистами различного профиля. Во-вторых, многие дошкольные учреждения комбинированного вида были реорганизованы в общеразвивающие организации. В-третьих, произошедшее слияние дошкольных и школьных учреждений в большие общеобразовательные комплексы привело к растворению в них части специальных коррекционных организаций. Закрытие значительной части логопедических групп, групп для детей с задержкой психического развития уменьшило количество детей с ОВЗ, которые могли получить необходимую психолого-педагогическую поддержку в дошкольном возрасте. В настоящее время происходит сокращение логопедических кабинетов в детских поликлиниках.

Таким образом, специальное образование стало постепенно отходить на второй план, изменились подходы к оказанию ранней психолого-медико-педагогической поддержки в едином образовательном пространстве, в том числе логопедической помощи на базе дошкольных организаций [10]. Перспективным направлением работы в большинстве реорганизованных образовательных комплексах стало инклюзивное образование детей с ОВЗ (как альтернатива системе специального образования) [13].

Включение детей раннего и дошкольного возраста с различными вариантами дизонтогенеза в коллектив нормально развивающихся сверстников и подготовка их к

получению на школьной ступени обучения цензового образования потребовали создания особых образовательных условий на базе дошкольного отделения общеобразовательной организации. Одной из особых образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ является потребность в логопедической помощи с учетом особенностей познавательного, коммуникативного (в том числе, речевого) и двигательного развития [8; 9; 12]. В дошкольном возрасте помимо тяжелого нарушения речи, при котором речевое расстройство будет первичным, при любом другом варианте дизонтогенеза (нарушениях интеллекта, опорно-двигательного аппарата, сенсорных дефектах / расстройствах зрительной и слуховой функций /, расстройствах аутистического спектра, тяжелых множественных дефектах развития) наблюдается системное недоразвитие речи как вторичное отклонение в структуре дефекта [1]. Без речевой коммуникации включение детей с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся сверстников практически невозможно.

Данные изменения не могли не отразится на организации логопедической помощи в системе дошкольного образования: произошло сокращение количества специализированных дошкольных учреждений для детей с речевыми нарушениями, логопедических групп, закрытие ряда дошкольных логопунктов. Все это привело к ограничению коррекционных образовательных услуг детям раннего и дошкольного возраста с речевым дизонтогенезом и более позднему началу логопедической работы на логопунктах дошкольных отделений образовательных организаций (с 5-6-ти лет), что значительно снизило эффективность преодоления речевых расстройств, особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи - дизартрией, алали-ей, ринолалией, заиканием. Вследствие этого в школе катастрофически растет количество детей с недостатками устной речи, основная масса которых составляет «группу риска» по школьной дезадаптации.

Все вышесказанное определяет необходимость пересмотра привычных вариантов организации логопедической работы с детьми раннего и дошкольного возраста и поиска альтернативных возможностей оказания логопедической помощи детям от 2-х до 5-ти лет с речевым дизонтогенезом, не имеющим возможности получения необходимого логопедического воздействия в рамках бюджетного финансирования, с целью более раннего преодоления или снижения проявлений речевой патологии до перехода на школьную ступень обучения.

© Астахова Л. Б., 2016

Работая в течение последних пяти лет в дошкольных образовательных организациях с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ (в том числе с задержкой речевого развития и тяжелыми нарушениями речи), наблюдая практические результаты педагогических реформ и опираясь на методические разработки сотрудников ИСОиКР ГАОУ ВО МГПУ [1; 2; 3; 9; 10; 11; 12; 14; 15], мы постарались перестроить свою деятельность в качестве учителей-логопедов с учетом сложившейся педагогической ситуации.

Так как мы работали с детьми раннего и дошкольного возраста с различными нарушениями развития (в том числе с задержкой познавательного и речевого развития, с синдромом Дауна, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата), то и логопедическая коррекция речевых расстройств у таких детей требовала знаний особенностей речевого развития каждой из перечисленных категорий лиц с ОВЗ. Развитие и коррекция речевой функции у ребенка с ОВЗ осуществлялась на индивидуальных и подгрупповых занятиях, которые вели в паре логопед и дефектолог, логопед и психолог, логопед и социальный педагог [4]. Построенная таким образом работа способствовала стимуляции развития и коррекции речевых навыков в различных видах деятельности детей, формированию коммуникативных невербальных и вербальных навыков, а также социализации детей с ОВЗ в процессе развития их познавательной и двигательной сфер [1; 2; 3].

Важным аспектом, на наш взгляд, являлось привлечение к работе на базе структурных подразделений студентов старших курсов (будущих бакалавров и магистров) Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ в должности воспитателей и социальных педагогов, при этом они также выполняли функции, соответствующие профилю их будущей профессии (логопеда, де-фектолога, сурдопедагога). Приобретение студентами таких практических навыков в процессе формирования профессиональной готовности как будущих специалистов сопровождения (в том числе будущих логопедов) способствовало их быстрому профессиональному становлению [5; 6].

Практический опыт работы в службах ранней помощи, ЦИПРе, группах кратковременного пребывания способствовал формированию понимания необходимости активного включения родителей детей с ОВЗ (в частности, с различными вариантами речевого дизонтогенеза) в коррекционно-развива-ющий процесс [2; 3; 14; 15]. Работая с детьми

с ОВЗ, мы ориентировали их родителей (или лиц, их замещающих - бабушек, нянь, гувернанток) на взаимодействие в триаде «педагог - ребенок с ОВЗ - родитель».

Для эффективного функционирования такой триады проводилась многоэтапная работа с родителями детей с ОВЗ, включавшая следующие составляющие:

• диагностику детско-родительских отношений в паре «родитель-ребенок с ОВЗ», оценку уровня принятия родителями сложной ситуации развития ребенка с ОВЗ, их психолого-педагогической компетенции в вопросах развития детей в условиях онтогенеза и дизонтогенеза;

• привлечение родителей к участию в индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их присутствие на занятиях на начальном этапе работы снижало тревожность детей при нахождении в новом помещении, среди новых людей;

• перестройку внутренней установки и системы ценностей родителей и родственников ребенка с ОВЗ с целью ориентации на нужды ребенка, на адекватное принятие его сложной ситуации проблемного развития;

• формирование у родителей (или лиц, их замещающих) мотивации к активному включению их в коррекционно-развива-ющий процесс, стремления помочь своему ребенку в сложившейся ситуации;

• подбор специалистами для родителей адекватных приемов общения со своим ребенком, обучение эффективному взаимодействию со своим ребенком;

• формирование у родителей психолого-педагогической компетентности в вопросах нормативного развития и особенностей речевого, познавательного и двигательного развития при различных формах дизонтогенеза;

• обучение родителей методам и приемам психолого-педагогической, в том числе логопедической коррекции;

• создание совместно с родителями для ребенка с ОВЗ специальной стимулирующей коррекционно-развивающей среды в домашних условиях;

• выработка алгоритма закрепления родителями в домашних условиях сформированных специалистами у ребенка с ОВЗ умений и навыков (обязательное выполнение домашних заданий);

Данные направления работы с родителями реализовывались на индивидуальных и фронтальных занятиях (на которых присутствовали родители или лица, их замещающие) в структурных подразделениях дошкольной организации. Была организована «школа для родителей», в рамках которой проводилось индивидуальное и групповое консультирование, семинары для роди-

телей, неформальное общение родителей между собой при организации в структурных подразделениях праздничных чаепитий.

Интерактивная поддержка взаимодействия специалистов сопровождения, педагогов и родителей, включение родителей детей с ОВЗ в единое образовательное пространство с учетом современных изменений системы дошкольного образования является актуальным направлением в рамках осуществления психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии [5]. В связи с этим еще одной формой нашей работы с родителями стало создание консультативного сайта, в рамках которого решались важные вопросы, возникавшие в ходе педагогического процесса. Во-первых, сайт расширил возможности психолого-педагогического консультирования родителей, с детьми которых проводилась работа на базе дошкольных образовательных организаций; во-вторых, сайт информировал о возможностях структурных подразделений, в которых дети раннего, младшего и среднего дошкольного возраста могли получить необходимую логопедическую помощь; в-третьих, сайт был ориентирован на просветительскую работу по вопросам речевого развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях онтогенеза и дизонтогенеза; в-четвертых, в целях профилактики речевых нарушений нами была создана компьютерная диагностическая программа, направленная на раннее выявление особенностей речевого развития детей (апробированная на детях и родителях наших базовых ДОО - ГБОУ детский сад № 1388 г. Москвы и ГБОУ детский сад № 669 г. Москвы). Часть данной диагностической программы была размещена на сайте. Таким образом, посредством сайта осуществлялся интерактивный патронаж детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и членов их семей.

С учетом современных изменений в системе дошкольного образования организация и осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей требует пересмотра. Следует отметить, что достаточно эффективным на сегодняшний день является моделирование образовательного пространства для детей раннего и дошкольного возраста и их родителей [14; 15]. Мы использовали моделирование различных вариантов оказания логопедической помощи на базе государственных и негосударственных образовательных организаций. В последние годы в нашей психолого-педагогической работе с детьми раннего и дошкольного возраста сформировалось несколько вариативных моделей оказания логопедиче-

ской помощи детям 2-5-ти лет с первичным и вторичным речевым дизонтогенезом с учетом ограничения бюджетного финансирования на базе образовательных организаций и возможности оказания платных услуг, к чему в настоящий момент стимулируются образовательные организации, а также что активно продвигают активно функционирующие на территории г. Москвы коммерческие образовательные и развивающие центры. Формируя данные модели логопедического сопровождения, мы акцентировали внимание на активном включении родителей в коррекционно-логопедический процесс и формирование у них психолого-педагогической компетентности в вопросах ечевого развития детей с ОВЗ [2; 3].

Модель 1: систематические индивидуальные занятия логопеда дошкольного отделения образовательной организации (в рамках оказания платных услуг образовательным учреждением) с детьми 2-5-ти лет с первичным или вторичным речевым дизон-тогенезом по запросу родителей; в рамках сопровождения родителей проводятся их индивидуальное консультирование по вопросам нормативного и нарушенного речевого развития, обсуждения речевых проблем их ребенка, обучения родителей специальным приемам общения со своим ребенком и закрепления сформированных специалистом речевых навыков в условиях семьи.

Модель 2: разработка логопедом программы дополнительного образования (например, программы подготовки к школьному обучению, программы формирования различных видов деятельности посредством сказкотерапии и т.п.), в процессе реализации которой оказывается логопедическая помощь детям 2-5-ти лет с первичным и вторичным речевым дизонтогенезом в рамках оказания платных услуг образовательным учреждением по запросу родителей; параллельно осуществляется индивидуальное и групповое консультирование родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности.

Модель 3: систематическое консультирование логопедом диады «ребенок с ОВЗ -родитель» со смещением акцента с индивидуальных логопедических занятий с ребенком на занятия по формированию эффективного взаимодействия и двусторонней активной коммуникации в паре «ребенок с ОВЗ - родитель», в процессе самостоятельной работы родителя с ребенком в домашних условиях проводится интерактивный патронаж специалистом членов семьи через сайт.

Модель 4: систематический интерактивный патронаж логопедом семьи ребенка 2-5-ти лет с ОВЗ посредством сайта и разовые (по договоренности при возникающей

необходимости) консультации логопедом диады «ребенок с ОВЗ - родитель» для обучения родителей новым приемам взаимодействия со своим ребенком, формирования у ребенка новых коммуникативных умений и навыков и т.п.

Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть необходимость разработки и апробации различных вариантов логопедической работы в новых образовательных условиях дошкольных отделений образова-

тельных организаций. Когда образовательные учреждения начинают оказывать платные образовательные услуги, организация консультативной и коррекционно-развива-ющей логопедической помощи детям от 2-х до 5-ти лет с использованием информационных компьютерных технологий становится альтернативным вариантом традиционного алгоритма логопедической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Коррекционно-развивающая образовательная программа для детей 3-6 лет. Серия : Наука - практике. М., 2014.

2. Григоренко Н. Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи) / / Специальное образование. 2011. № 1. С. 34-41.

3. Григоренко Н. Ю. Основные направления и содержание логопедической помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии на базе дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты : междунар. сборник научных трудов / Под ред. С. М. Валявко. М., 2011. С. 62-70.

4. Григоренко Н. Ю., Астахова Л. Б. Возможности использования групповых форм в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии на базе ДОУ // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сборник научных статей по материалам междунар. науч.-практич. Конференции / Сост. О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова. М. : 2013. С. 42-47.

5. Кукушкина О. И. Компьютерная поддержка взаимодействия специального психолога и педагога // Дефектология. 2002. № 2. С. 72.

6. Мануйлова В. В. Моделирование образовательной среды в процессе формирования профессиональной готовности будущих специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Особые дети в обществе : сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов / Под ред. О. Г. Приходько, И. Л. Соловьевой. Ставрополь, 2015. С. 155-160.

7. Мануйлова В. В. Подготовка педагогических кадров для работы в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практич. конференции. Чебоксары, 2015. С. 335-338.

8. Приходько О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы меж-дунар. науч.-практич. конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых: аспирантов и магистрантов / Научные редакторы И. А. Филатова, А. В. Кубасов. Екатеринбур, 2013. С. 12-18.

9. Приходько О. Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией // Дефектология. 2009. № 1. С. 61-69.

10. Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Ушакова Е. В., Григоренко Н. Ю. Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы // Специальное образование. 2011. № 4. С. 93-103.

11. Приходько О. Г., Югова О. В. Как научить малыша говорить. Серия : Наука—практике / Отв. ред. О. А. Безрукова. М., 2010.

12. Разенкова Ю. А. Система ранней помощи детям с отклонениями в развитии - приоритетное направление специального образования // Специальное образование: состояние, перспективы развития : Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3.

13. Шашкина Г. Р. «Плюсы» и «минусы» инклюзивного образования в образовательной школе // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование : сборник научных статей по материалам межрегион. науч.-практич. конференции с международным участием / Сост. О. Г. Приходько, Е. В. Ушакова, А. А. Гусейнова, О. В. Титова, Н. Ш. Тюрина. М., 2014. С. 80-86.

14. Югова О. В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи : автореф. дис. ... на соискание ученой степени канд. пед. наук. Московский городской педагогический университет. М., 2012.

15. Югова О. В. Модель раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи / / Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сборник научных статей по материалам междунар. науч.-практич. конференции. Сост. О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова. М., 2013. С. 184-190.

LITERATURA

1. Bezrukova O. A., Kalenkova O. N. Programma formirovaniya sredstv rechevogo obshcheniya u detey doshkol'nogo vozrasta s nedorazvitiem rechi / Korrektsionno-razvivayushchaya obrazovatel'naya programma dlya detey 3-6 let. Seriya : Nauka - praktike. M., 2014.

2. Grigorenko N. Yu. Logopedicheskaya rabota v sisteme ranney kompleksnoy pomoshchi detyam s otkloneniyami v razvitii (na baze sluzhby ranney pomoshchi) // Spetsial'noe obrazovanie. 2011. № 1. S. 34-41.

3. Grigorenko N. Yu. Osnovnye napravleniya i soderzhanie logopedicheskoy pomoshchi detyam pervykh let zhizni s otkloneniyami v razvitii na baze doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy // Sovremennye problemy rechevogo dizontogeneza: psikhologo-pedagogicheskie aspekty : mezhdunar. sbornik nauchnykh trudov / Pod red. S. M. Valyavko. M., 2011. S. 62-70.

4. Grigorenko N. Yu., Astakhova L. B. Vozmozhnosti ispol'zovaniya gruppovykh form v korrektsionno-razvivayushchey rabote s det'mi rannego vozrasta s otkloneniyami v razvitii na baze DOU // Rannyaya kompleksnaya pomoshch' detyam s otkloneniyami v razvitii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : sbornik nauchnykh statey po materialam mezhdunar. nauch.-praktich. Konferentsii / Sost. O. G. Prikhod'ko, A. A. Guseynova, E. V. Ushakova. M. : 2013. S. 42-47.

5. Kukushkina O. I. Komp'yuternaya podderzhka vzaimodeystviya spetsial'nogo psikhologa i pedagoga // Defektologiya. 2002. № 2. S. 72.

6. Manuylova V. V. Modelirovanie obrazovatel'noy sredy v protsesse formirovaniya professional'noy gotovnosti budushchikh spetsialistov k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Osobye deti v obshchestve : sbornik nauchnykh dokladov i tezisov vystupleniy uchastnikov I Vserossiyskogo s"ezda defektologov / Pod red. O. G. Prikhod'ko, I. L. Solov'evoy. Stavropol', 2015. S. 155-160.

7. Manuylova V. V. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov dlya raboty v edinom obrazovatel'nom prostranstve: spetsial'noe i inklyuzivnoe obrazovanie // Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya : sbornik materialov IV Mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii. Che-boksary, 2015. S. 335-338.

8. Prikhod'ko O. G. Aktual'nye problemy logopedii v rossiyskom spetsial'nom obrazovanii // Logopedicheskie tekhnologii v usloviyakh inklyuzivnogo obucheniya detey s narusheniem rechi : materialy mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii nauchnykh rabotnikov, prepo-davateley vuzov, rukovoditeley i logopedov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy, reabilitatsi-onnykh tsentrov; molodykh uchenykh: aspirantov i magistrantov / Nauchnye redaktory I. A. Filatova, A. V. Kubasov. Ekaterinbur, 2013. S. 12-18.

9. Prikhod'ko O. G. Narusheniya rannego rechevogo razvitiya detey s dvigatel'noy tserebral'noy patologiey // Defektologiya. 2009. № 1. S. 61-69.

10. Prikhod'ko O. G., Guseynova A. A., Ushakova E. V., Grigorenko N. Yu. Model' sovershenstvovaniya psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi detyam s otkloneniyami v razvitii v edinom obrazovatel'nom prostranstve goroda Moskvy / / Spetsial'noe obrazovanie. 2011. № 4. S. 93-103.

11. Prikhod'ko O. G., Yugova O. V. Kak nauchit' malysha govorit'. Seriya : Nauka—praktike / Otv. red. O. A. Bezrukova. M., 2010.

12. Razenkova Yu. A. Sistema ranney pomoshchi detyam s otkloneniyami v razvitii - prioritetnoe napravlenie spetsial'nogo obrazovaniya // Spetsial'noe obrazovanie: sostoyanie, perspektivy razvitiya : Tematicheskoe prilozhenie k zhurnalu «Vestnik obrazovaniya». 2003. № 3.

13. Shashkina G. R. «Plyusy» i «minusy» inklyuzivnogo obrazovaniya v obrazovatel'noy shkole // Rebenok s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v edinom obrazovatel'nom prostranstve: spetsial'noe i inklyuzivnoe obrazovanie : sbornik nauchnykh statey po materialam mezhregion. nauch.-praktich. konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem / Sost. O. G. Prikhod'ko, E. V. Ushakova, A. A. Guseynova, O. V. Titova, N. Sh. Tyurina. M., 2014. S. 80-86.

14. Yugova O. V. Variativnye strategii rannego psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya rebenka s otkloneniyami v razvitii i ego sem'i : avtoref. dis. ... na soiskanie uchenoy ste-peni kand. ped. nauk. Moskovskiy gorodskoy pedagogicheskiy universitet. M., 2012.

15. Yugova O. V. Model' rannego psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya rebenka s otkloneniyami v razvitii i ego sem'i // Rannyaya kompleksnaya pomoshch' detyam s otkloneniyami v razvitii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : sbornik nauchnykh statey po materialam mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii. Sost. O. G. Prikhod'ko, A. A. Guseynova, E. V. Ushakova. M., 2013. S. 184-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.