Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях центра ПМСС'

Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях центра ПМСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЦЕНТРЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL SUPPORT / CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / CENTERS OF PSYCHOLOGICAL / MEDICAL AND SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалкина Анна Николаевна

В статье представлена актуальная проблема педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, показаны различные подходы к пониманию педагогического сопровождения. Автор раскрывает особенности педагогического сопровождения семей с детьми с СДВГ в условиях центра ПМСС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалкина Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях центра ПМСС»

стью средств деятельности, норм и правил поведения, единством воли.

В формировании такого коллектива в школьном классе, в его сплочении ведущая роль принадлежит классному руководителю, а основным средством является организация общепривлекательной, социально значимой совместной деятельности учащихся. Основным содержанием деятельности классного руководителя являются не столько учебные, сколько жизненные проблемы. Классный руководитель вводит школьников в современную социокультурную среду. В его профессиональные задачи входит обустройство школьной и общественной жизнедеятельности детского коллектива, организация различной предметной деятельности, содействие постоянному духовному осмыслению детьми общечеловеческой, социальной и личной жизни. При этом духовная активность детей по осмыслению жизненных проблем

- его главная забота. Эта активность может протекать в процессе планирования совместной работы, при обсуждении и оценивании происходящих событий, разрешении конфликтов как в контексте всей школьной жизни, так и в форме специально организованных воспитательных мероприятий (дискуссий, бесед, собраний и т.п.).

Наиболее интенсивно развивается коллектив, если деятельность носит проблемно-творческий характер, предполагающий решение увлекательных задач. Важным для формирования коллектива являются коллективные традиции, установлению которых также должен способствовать классный руководитель. Эти традиции могут устанавливаться в соответствии с содержанием того дела, которое и сплотило коллектив.

Формирование патриотического сознания будет успешным, если патриотическое воспитание учащихся будет строиться на конкретной исторической

основе, ориентироваться на взаимодействие со всеми значимыми факторами внешней среды. Эффективное формирование патриотического сознания личности возможно только на основе глубокой интеграции воспитательной системы образовательного учреждения с условиями и факторами социальной среды. Несомненно, базовым звеном государственной системы патриотического воспитания граждан должна стать школьная система патриотического воспитания, цель которой - формирование патриотического сознания у учащихся. Процесс формирования патриотического сознания у учащихся будет более эффективным, если определить содержание и структуру процесса формирования патриотического сознания школьников с позиций нравственного, патриотического и гражданского воспитания с учетом конкретной исторической основы и патриотических традиций многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур.

Литература

1. Валеев, И.И. Народность и патриотизм / И.И. Валеев. - Уфа, 2000.

2. Еремин, И.А. Патриотическое воспитание молодого поколения России / И.А. Еремин // Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Барнаул, 2005. - С. 12 - 14.

3. Котруца, Л.Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Котруца. -Майкоп, 2009.

4. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 гг.»: постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422, Москва // Воспитание школьников. - 2006. - Вып. 2.

УДК 376.433

А.Н. Шалкина

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент В.Н. Поникарова

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,

В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПМСС

В статье представлена актуальная проблема педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, показаны различные подходы к пониманию педагогического сопровождения. Автор раскрывает особенности педагогического сопровождения семей с детьми с СДВГ в условиях центра ПМСС.

The article considers the problem of pedagogical support of families having children with limited possibilities of health and presents the different approaches to understanding the pedagogical support. The author presents the features of pedagogical support of families with children with limited possibilities of health in the centers of PMSS.

Педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, дети с ограниченными возможностями здоровья, центры психолого-медико-социального сопровождения.

Educational support, children with limited possibilities of health, centers of psychological, medical and social support.

Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которое многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI в. Само понятие «педагогическая поддержка» и появившееся вслед за ним «педагогическое сопровождение» были введены в педагогический оборот в связи с проблемами воспитания детей школьного возраста [1].

В разных странах для обозначения педагогической поддержки используются различные понятия. Более известен и широко употребляется в образовательных системах различных стран термин «school-counselling and guidance». В отечественной педагогической литературе чаще используется - «guidance» («помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям», а также «процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей») [13], [14].

Для обозначения педагогической поддержки в США употребляют термин «classroom environment», что непосредственно связано с созданием благоприятной атмосферы в классе. В Англии педагогическая поддержка представлена понятиями «pastoral care» (пасторская забота), «tutoring» (опекунство) и «personal and social education» (личностное и социальное образование). Многообразие терминов не снимает всей сущности моделей педагогической поддержки, которая заключается в оказании превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением [13], [14].

Положения, касающиеся вопросов педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, нашли отражение в работах зарубежных авторов, среди которых З. Алекзандер, С. Бертранд, И. Вилль, Ж-Ф. Раво, Ж. Савари, К. Хамоне и др. [1], [2], [5].

В нашей стране в научно-педагогической литературе по проблемам объединения усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (О.С. Бажанова, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева, О.М. Потаповская) используется следующий синонимический ряд наименований педагогической поддержки как процесса: «работа с семьей», «совместная работа», «сотрудничество», «совместная деятельность», «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» «социально-педагогическая поддержка семьи» [2], [5].

Идеи педагогики поддержки разрабатывались в нашей стране со второй половины 80-х гг. XX в. и оформились в целостную концепцию «педагогической поддержки», созданную к середине 1990-х гг.

О. С. Газманом и группой его коллег - Н.Н. Михай-

ловой, С.М. Юсфиным, Т.В. Анохиной. Область педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на разработку коррекционных мер, рассматривалась в исследованиях A.B. Батовой, Н.Л. Белопольской, Т.Г. Богдановой, О.И. Витвар, О.И. Волжиной, М.С. Певзнер, Н.С. Моровой, М.М. Семаго, В.В. Ткачевой, Н.Б. Шабалиной [2], [5], [9].

Наиболее полно процесс взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга, способствующий более успешной реализации их воспитательных возможностей, отражают категории «взаимодействие» и «педагогическое сопровождение». В качестве одного из видов педагогического сопровождения субъектов образования исследователи выделяют педагогическое сопровождение семьи. Под понятием «педагогическое сопровождение семьи» понимается «система деятельности государства и общества по оказанию опережающей, профилактической и оперативной помощи семье (осуществляемой через профессиональных педагогов, психологов и других специалистов) в вопросах воспитания детей, решения общих и индивидуальных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка» (О. М. Потаповская).

В основе всей работы по педагогическому сопровождению семьи лежит системный подход. В логике системного подхода процесс сопровождения семьи может быть осуществлен на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей, в частности, на уровне общеобразовательного учреждения. Это позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы: содержательное, социально-педагоги-

ческое, программно-структурное, направление кадрового обеспечения системы, организационнополитическое, экономическое, управленческое направление [2].

На сегодняшний день в специальной литературе освещены различные модели педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В России это -педагогическая модель, диагностическая модель, социальная модель, медицинская модель, психологическая модель [1], [2], [9].

Существующие в нашей стране центры психоло-го-медико-социального сопровождения (центры ПМСС) занимают важное место в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты центров ПМСС (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, врачи-психиатры) решают проблемы детей на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных сфер: здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Специалисты подобных центров оказывают квалифицированную помощь населению, дошкольным и школьным учреждениям в решении вопросов своевременного учета, комплексной психолого-медико-педагоги-ческой диагностики, обучения, социально-трудовой адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях центра ПМСС педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, придается особое значение. Как правило, помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в центре ПМСС осуществляется по следующим направлениям: диагностико-консульта-тивное, коррекционно-развивающее, психологопедагогическое просвещение, организационно-

методическое. В настоящее время серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (далее СДВГ) - психическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, которое проявляется такими симптомами, как: гиперактивность, забывчивость, плохо управляемая импульсивность и отвлекаемость [6]. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США, гиперактивных детей

- 4 - 20 %, в Великобритании - 1 - 3 %, в Италии - 3

- 10 %, в Китае 1 -13 %, в России - 4 - 18 %. По статистике, синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Синдрому дефицита внимания с гиперактивностью сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присуща слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость [4].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

- одна из наиболее частых причин обращения за психолого-педагогической помощью в дошкольном возрасте. Проявление данного синдрома определяется тремя основными симптомокомплексами. Это невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. В раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации. Изучением детей с указанным синдромом занимались такие исследователи, как: Б.А. Архипова, Т.В. Ахутина, Е.Ю. Балашова, Г.В. Болотковский, И.П. Брязгунова, П. Деннисон, О.И. Политика. Вопросам построения и проведения коррекционных, развивающих и терапевтических мероприятий уделяли внимание Т.В. Ахутина, Я.Л. Обухов, Н.М. Пылаева,

Н.Я. Семаго, А.В. Семенович, А. Л. Сиротюк, Л. С. Чутко. [3], [4], [6].

Избежать множества проблем у детей с СДВГ в детском саду, а в последующем и в начальной школе, поможет своевременная медико-психолого-педагоги-ческая коррекция, охватывающая мультиморбид-ность проблем у данной категории детей, способст-

вующая их дальнейшей социальной адаптации в обществе. На сегодняшний день проблема оказания педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с СДВГ, особенно актуальна. Однако проблема педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с СДВГ, освещена недостаточно полно. Практически отсутствуют программы, рассматривающие мультиморбидность проблем развития ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и сопровождающих развитие ребенка, на основе мультимодального подхода

[3], [6], [8].

В условиях Череповецкого центра ПМСС (БОУ ВО «Череповецкий центр психолого-медико-

социального сопровождения» г. Череповца Вологодской области) педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с СДВГ, осуществляется многими специалистами - дефектологами, психологами, логопедами, врачом-психиатром. В рамках педагогического сопровождения семей для родителей проводятся индивидуальные, групповые консультации, лекции, беседы, дискуссии, родительские собрания, интерактивная работа с использованием компьютера, показ открытых занятий. Организуются обучающие семинары с показом методов и приемов работы (психогимнастики, кинесиологических упражнений, комплекса пальчиковых упражнений с ученической ручкой, карандашом и катушкой из-под ниток, комплекса дыхательных упражнений, игровой терапии, библиотерапии), презентации, игры-консультации, деловые игры, консультации-презентации, семейный клуб «Учимся понимать друг друга», анализ видеозарисовок, родительский уголок, индивидуальное консультирование (в том числе и дистанционное, через функционирующую в учреждении «почту доверия»), активно ведутся тетради домашних заданий, дневники наблюдений. Специалисты применяют в своей работе современные методы, приемы и технологии [2], [9], [10], [11], [12].

Таким образом, особенности педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с СДВГ, в условиях центров ПМСС заключаются в максимально возможном использовании традиционных и нетрадиционных технологий, в том числе современных здоровьесберегающих и дистантных технологий. Проводимая коррекционноразвивающая работа строится по индивидуальному образовательному маршруту, отличается гибкостью и мобильностью, не исключает возможности изменения указанных направлений работы с учетом социальных запросов родителей. Особое внимание уделяется раннему началу диагностической и коррекционной работы, сотрудничеству педагогов и медицинских работников на всех этапах оказания помощи детям и их семьям.

Литература

1. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность / Т.В. Анохина // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М., 1996. - С. 5

- 7.

2. Бажанова, О.С. Системный подход к организации педагогической поддержки семьи нетипичного ребенка: дис. ... канд. пед. наук / О.С. Бажанова. - Саратов, 2003.

3. Болотковский, Г.В. Гиперактивный ребенок: развитие, воспитание, обучение / Г.В. Болотковский, Л.С. Чутко.

- СПб., 2009.

4. Кучма, В.Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика / В.Р. Кучма, А.Г. Платонова. - М., 1997.

5. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н.Н. Малофеев. - М., 1996.

6. Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О.И. Политика. - СПб., 2008.

7. Потаповская, О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей / О.М. Потаповская. - М., 2002.

8. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., 2011.

9. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. -М., 2007.

10. Шалкина, А.Н. Образовательная кинесиология и возможности использования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А.Н. Шалкина // Актуальные проблемы обучения и

воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной практической конференции Москва, 21 - 23 июня 2011 г. / под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачева. - М., 2011 - С. 313 - 315.

11. Шалкина, А.Н. Образовательная кинесиология в работе учителя-дефектолога / А.Н. Шалкина // Актуальные проблемы сохранения социального здоровья подрастающего поколения: Материалы I Всероссийской научнопрактической конференции (г. Череповец, 19 - 20 мая 2011 г.) / под ред. Н.В. Ивановой. - Череповец, 2011. - С. 40 - 42.

12. Шалкина, А. Н. Сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, в условиях центра ПМСС / А.Н. Шалкина // Психология и жизнь. Традиции культурно-исторической психологии и современная психология детства / под ред. Л.А. Пергаменщик. - Минск, 2010. - С. 306 - 307.

13. Bagnato, S.J. Integrated day care as special education: Profiles of programs and children / S.J. Bagnato, S. Kontos, J. Neisworth // Topics in Early Childhood Special Education. -1987. - № 7 (1). - P. 28 - 47.

14. Worley, M. Current practices with young children who have disabilities: Issues of placement, assessment and instruction / M. Worley, M.G. Werts, A. Holcombe // Focus on Exceptional Children. - 1994. - № 26 (6). - P. 1 - 12, 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.