Яриков В. Г., Ускова К. С. Направления реализации дистанционных образовательных технологий в процессе сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186067.htm.
ART 186067 DOI 10.24422/MCITO.2018.V8.15628 УДК 376.1:004.9
Яриков Владислав Георгиевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, методики пре подавания физики и математики, ИКТ ФГБОУ ВО «Волгоградский госу дарственный социально-педагогический университет», г. Волгоград yarikov [email protected]
Ускова Ксения Сергеевна,
студентка ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический
университет», г. Волгоград
Направления реализации дистанционных образовательных технологий в процессе сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. В статье описаны направления внедрения дистанционных технологий в работе с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и его семьей на основе данных зарубежных и отечественных источников. Авторами определена значимость каждого направления в процессе комплексного сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Ключевые слова: дети раннего возраста, помощь семье, дети с ограниченными возможностями здоровья, раннее сопровождение, ограниченные возможности здоровья, ранняя помощь, дистанционное консультирование. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Информатизация радикально изменяет вид и структуру образования и расширяет его возможности. К задаче субъектов образовательного процесса на всех уровнях (семьи, школы, региональных и федеральных органов образования) относится определение потенциала информационных ресурсов и его реализация в соответствии с потребностями целевой группы. Дистанционные образовательные технологии реализуются посредством информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии задействованных в процессе субъектов. Существует ряд трудностей, связанных с реализацией дистанционных образовательных технологий:
1) недостаточное научно-методическое обоснование возможностей дистанционных технологий для развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;
2) создание условий их внедрения (организационных, материально-технических и др.);
3) владение инструментарием для внедрения и использования дистанционных образовательных технологий участниками образовательного процесса.
Решение данных трудностей будет способствовать развитию системы сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, расширяя спектр и качество получаемой помощи, а также повысит возможности реализации потенциала детей, их включения в образовательный поток. По мнению Джанет Маттерн, реализация модели дистанционного сопровождения способствует получению доступа к услугам, включает учебные стратегии, которые поощряют участие детей, и пропагандирует государственную политику, которая поддерживает профессиональное развитие и сотрудничество между семьями, педагогами раннего детства и поставщиками услуг раннего вмешательства [1].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Яриков В. Г., Ускова К. С. Направления реализации дистанционных образовательных технологий в процессе сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186067.htm.
Целью нашего исследования является определение актуальных дистанционных образовательных технологий для категории детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Объектом исследования выступают дистанционные образовательные технологии в процессе сопровождения ребенка, а предметом - направления дистанционных образовательных технологий в работе с ребенком раннего возраста с ОВЗ и его семьей.
Методом сбора информации в данном исследовании является анализ отечественного и зарубежного опыта, научной литературы по проблеме реализации дистанционного компонента в процессе сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ.
Нами был проведен анализ иностранной и отечественной литературы по внедрению дистанционных технологий в отношении ребенка раннего возраста с ОВЗ и его семьи. Ранний возраст - стадия развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от одного года до трех лет. Анализ показал, что источники информации по вопросу дистанционных образовательных технологий, относящиеся к категории детей раннего возраста с ОВЗ, представлены преимущественно в публикациях методического характера [2].
Существует ряд исследований, посвященных влиянию компьютерных игр на развитие ребенка (Д. Б. Богоявленская, О. И. Кукушкина, А. В. Горячев). По мнению данных авторов, компьютерные игры способствуют формированию представлений о мире посредством приобретения детьми знаний и опыта. Работу с детьми раннего возраста и их родителями можно проводить при использовании интерактивных досок, графических редакторов, презентаций, видео. Можно выделить следующие возможности использования дистанционных образовательных технологий:
1) осуществление в режиме реального времени обратной связи между участниками образовательного процесса;
2) взаимодействие с ресурсами сетей;
3) автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и контроля за выполнением поставленных задач (Ю. Д. Бабаева, Г. П. Петку).
Актуальным направлением работы с детьми раннего возраста является игротера-пия. Ю. М. Горвиц и Г. П. Петку рекомендуют применять в практике помощи детям раннего возраста компьютерные игры для развития воображения, памяти, внимания, речи. Н. Н. Поддьяков доказал позитивное влияние информационно-коммуникационных технологий на интеллектуальное развитие детей. В сюжетно-ролевых играх дети развивают воображение и память, продолжая просмотренный сюжет (мультсериала, сказки). Компьютерные игры способствуют расширению представления о мире, обогащению предметно-игровой среды, постановки задач ребенком, активизируют общение родителей и детей. Педагоги реализуют технологии игр с целью организации самостоятельно-поисковой деятельности участников процесса. В период раннего возраста дети проходят этапы становления игровой деятельности с предпосылками освоения сюжетно-ролевой игры. 1-й этап относится к первому году жизни ребенка и характеризуется ознакомительной игрой при помощи различных средств (игрушек, предметов). На 2-м этапе (от года до двух лет) у ребенка появляется отобразительная игра, связанная с определением основных свойств предметов. На 3-м этапе (третий год жизни) происходит становление сю-жетно-отобразительной игры (ребенок отображает впечатления). При обучении с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) широко используются локальные компьютерные программы для индивидуальной работы: логопедический тренажер, «Видимая речь», «Учимся говорить правильно», «Маленький гений». Все задания выполнены в форме увлекательных игр для повышения мотивации детей. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов [3].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Яриков В. Г., Ускова К. С. Направления реализации дистанционных образовательных технологий в процессе сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186067.htm.
На основе проведенного анализа выделены направления реализации дистанционных образовательных технологий:
1. Виртуальные экскурсии.
2. Лекотека.
3. Виртуальные ясли-сад.
4. Консультационно-информационные центры для родителей.
Образовательные учреждения на своих сайтах размещают презентации, лекции,
ссылки на сайты с полезными материалами, организуют чаты для общения с участниками сопровождения. В регионах представлены виртуальные экскурсии в виде фотогалереи для детей и родителей (законных представителей). В частности, в Чувашской Республике организовано такое направление реализации дистанционных образовательных технологий, как сопровождение в «Лекотеке», а также действует консультативный пункт для родителей детей с тяжелым нарушением речи и интеллекта, где организовано общение со специалистами на форуме, по электронной почте, по скайпу. Также получило распространение создание педагогами страниц для размещения материалов для родителей и упражнений для детей. Формой реализации дистанционных образовательных технологий является также проведение онлайн-семинаров, мастер-классов [4-7].
Одним из направлений реализации дистанционных образовательных технологий может выступать реализация проекта «Виртуальные ясли-сад», который направлен на организацию дистанционного обучения родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Организация дистанционного обучения родителей поможет решить проблему информирования родителей по вопросам воспитания детей. «Виртуальные ясли-сад» - сетевой многофункциональный комплекс, направленный на методическую, информационную, консультационную помощь, в котором педагогический процесс и обучение родителей осуществляются через Интернет [8]. Дистанционная поддержка включает:
1) объекты медиатеки (сказки, фильмы, песни);
2) перечень оборудования и материалов;
3) органайзер (создание распорядка дня);
4) средства педагогической диагностики и мониторинга развития;
5) технические возможности для общения педагога с родителями и куратором.
В рамках направления «Виртуальные ясли-сад» для родителей может быть создан консультативный курс для их обучения эффективным формам поведения и помощи ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность педагогических кадров и родителей позволит обеспечить ребенку выбор индивидуального пути. Дистанционные образовательные технологии расширяют сферу возможностей помощи, пространство для развития. Члены семьи получают рекомендации по воспитанию, питанию детей раннего возраста, у них есть возможность задать интересующие вопросы на специальном форуме [9].
Распространено такое направление дистанционных образовательных технологий, как организация консультационно-информационных центров для родителей. Организаторы предлагают лекции, рекомендуют сайты, консультируют по почте, предоставляют рекомендации. В Тамбовской области на базе центра «Возрождение» был реализован проект «Компетентный родитель Тамбовщины», в рамках которого создана сеть консультационных центров для членов семьи ребенка. Консультативно-информационные центры создаются для решения вопросов оказания методической, консультативной и диагностической поддержки семьям, воспитывающим ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В рамках деятельности консультативно-информаци-
Яриков В. Г., Ускова К. С. Направления реализации дистанционных образовательных технологий в процессе сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186067.htm.
онных центров можно получить квалифицированную помощь логопеда, дефектолога, педагога-психолога, специалиста по социальной работе, инструктора по АФК. Примером данного направления дистанционных образовательных технологий выступает центр «Югорская семья - компетентные родители», целевой группой которого являются родители детей от двух месяцев [10]. Работа Центра направлена на повышение информированности членов семьи по вопросам организации помощи их ребенку, оказание консультативной помощи и комплексного сопровождения, направленного на социализацию ребенка. Наглядно данные по изучению направлений реализации дистанционных образовательных технологий представлены в таблице.
Направления реализации ДОТ
Направление реализации ДОТ Деятельность субъектов реализации по направлению
Виртуальные экскурсии Виртуальная экскурсия является направлением деятельности, характеризующимся виртуальным отображением реальных объектов, позволяющим получить сведения о местах, недоступных для посещения. Возможные формы проведения экскурсий: - мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint (например, «Народные игрушки», «Что нужно строителю»); - видеоэкскурсии («Космодром», «Подводный мир», «Шоколадная фабрика»); - интерактивное общение с помощью программы «Скайп». Тематика экскурсий подбирается с учетом интересов и возрастных особенностей ребенка
Лекотека Лекотека - это служба дистанционного сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Направление предполагает индивидуальные занятия для детей от двух месяцев до семи лет с логопедом, дефектологом, психологом. Формы работы в рамках реализации лекотеки: - консультация (организация сотрудничества специалистов и родителей); - диагностический игровой сеанс (совместная игра родителей (воспитателей) с ребенком, по итогам которой формулируется план индивидуального сопровождения); - терапевтический игровой сеанс; - групповой родительский тренинг (по общению, игре, арт-методам, изготовлению игрушек)
Виртуальные ясли-сад Виртуальные ясли-сад - сетевой полифункциональный комплекс, направленный на комплексную (методическую, информационную, консультационную) помощь, в котором педагогический процесс и обучение родителей осуществляются через Интернет. Проект предполагает следующие разделы, составляющие модель деятельности: 1. Развитие. 2. Объявления. 3. Игровой центр. 4. Полезные советы. 5. Видеоканал. 6. Совместная деятельность со взрослыми. 7. Диагностика. 8. Форум. 9. Консультативный пункт. 10. Конкурсы. 11. Досуг. В рамках направления «Виртуальные ясли-сад» для родителей может быть создан консультативный курс для их обучения эффективным формам поведения и помощи ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Консультационно-информационные центры для родителей Консультативно-информационные центры создаются для решения вопросов оказания методической, консультативной и диагностической поддержки семьям, воспитывающим ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В рамках деятельности консультативно-информационных центров можно получить квалифицированную помощь логопеда, дефектолога, педагога-психолога, специалиста по социальной работе, инструктора по АФК
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Яриков В. Г., Ускова К. С. Направления реализации дистанционных образовательных технологий в процессе сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186067.htm.
Дистанционные технологии могут быть реализованы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение как система деятельности междисциплинарной команды специалистов и родителей по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья может быть реализовано не только в рамках контактного взаимодействия, но и с помощью дистанционных образовательных технологий, что увеличит охват целевой аудитории и расширит возможности для реализации помощи [11].
Система сопровождения представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой, предполагает использование мультимедийных программ и ориентирована на активный диалог с родителями (законными представителями), повышение уровня их знаний и участие в различных формах организации помощи. Поэтому одним из значимых направлений в реализации дистанционных образовательных технологий в работе с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья является деятельность консультационно-информационных центров для членов семьи ребенка, благодаря которым происходит включение родителей в коррекци-онно-развивающий процесс. Для родителей специалисты мультипрофессиональной команды (например, педагог-психолог, дефектолог, специалист по АФК) организуют консультативные курсы, семинары, оказывают методическую поддержку, а также психологическую помощь для снижения психоэмоционального напряжения.
В рамках направления «Виртуальные ясли-сад» для родителей организованы следующие разделы: видеоканал (беседы на актуальные темы, игры-занятия, родительские собрания), психолого-педагогическая диагностика (диагностический инструментарий, упражнения и тесты для оценки уровня развития ребенка), форум (организация общения родителей со специалистами команды сопровождения, а также между собой), полезные советы (в данном разделе представлены материалы для организации самостоятельных занятий с детьми с возможностью получения комментариев от специалистов).
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта, научной литературы по проблеме реализации дистанционного компонента в процессе сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ, информационных ресурсов помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья выделены направления реализации дистанционных образовательных технологий: виртуальные экскурсии, лекотека, виртуальные ясли-сад, консультационно-информационные центры для родителей. На сайтах учреждений, относящихся к системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую публикуют ссылки на материалы, которыми нельзя воспользоваться в онлайн-режиме; такие сайты нельзя охарактеризовать как обучающую систему.
Необходимо организовывать коррекционно-развивающую работу посредством использования дистанционных образовательных технологий, при этом формами общения педагогов и с детьми, и родителями (законными представителями) выступают социальные сети, электронная почта, презентации, скайп, видеозаписи и материалы для домашних занятий. Помощь педагогов при активном участии родителей будет способствовать развитию творческой и познавательной активности детей посредством увеличения образовательного пространства (виртуальные экскурсии, лекотека, виртуальные ясли-сад).
Ссылки на источники
1. Mattern J. A. A Mixed-Methods Study of Early Intervention Implementation in the Commonwealth of Pennsylvania: Supports, Services, and Policies for Young Children with Developmental Delays and Disabilities // Early Childhood Education Journal. - 2015. - Vol. 43. - Issue 1. - Р. 57-67.
Яриков В. Г., Ускова К. С. Направления реализации дистанционных образовательных технологий в процессе сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186067.htm.
2. Гончарова Е. Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 45-49. - URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/riski-i-preduprezhdenie-vozmozhnyh-narushenij/k-voprosu-o-subekte-psihologo.
3. Балина Л. Н. Виртуальный ясли-сад // Современное дошкольное образование. Теория и практика.
- 2012. - № 2. - С. 66-72. - URL: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/virualnyi-yasli-sad.html.
4. Федина Н. В., Бурмыкина И. В. [и др.] Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 10. - С. 4-13. -URL: http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2017/10/fedina_DV-10-17.pdf.
5. Казакова А. Ю., Соловьева Л. К. Возможности дистанционного обучения в коррекционном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. - 2015.
- № XI. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-distantsionnogo-obucheniya-v-korrektsion-nom-soprovozhdenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.
6. Балина Л. Н. Указ. соч.
7. Гончарова Е. Л. Указ. соч.
8. Федина Н. В., Бурмыкина И. В. [и др.] Указ. соч.
9. Там же.
10. Гончарова Е. Л. Указ. соч.
11. Казакова А. Ю., Соловьева Л. К. Указ. соч.
Vladislav Yarikov,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Physics and Methodology of Teaching Physics and Mathematics Chair, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd yarikov [email protected] Ksenia Uskova,
Student, Social and Correctional Pedagogy Faculty, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd [email protected]
Directions for the implementation of distance educational technologies in the process of supporting early age children with disabilities
Abstract. The article describes the directions of distance technologies use in work with early age children with disabilities and their families based on foreign and domestic sources data. The authors determine the significance of each direction in the process of comprehensive support of early age children with disabilities and their families.
Key words: early age children, family assistance, children with disabilities, early support, disabilities, early
care, distance consultation.
References
1. Mattern, J. A. (2015). "A Mixed-Methods Study of Early Intervention Implementation in the Commonwealth of Pennsylvania: Supports, Services, and Policies for Young Children with Developmental Delays and Disabilities", Early Childhood Education Journal, vol 43, issue 1, pp. 57-67 (in English).
2. Goncharova, E. L. (2010). "K voprosu o sub"ekte psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya v formiruyu-shchejsya praktike kompleksnoj pomoshchi detyam rannego vozrasta", Defektologiya, № 1, pp. 45-49. Available at: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/riski-i-preduprezhdenie-vozmozhnyh-narushenij/k-voprosu-o-subekte-psihologo (in Russian).
3. Balina, L. N. (2012). "Virtual'nyj yasli-sad", Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika, № 2, pp. 66-72. Available at: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/virualnyi-yasli-sad.html (in Russian).
4. Fedina, N. V. & Burmykina, I. V. et al. (2017). "Praktika realizacii distancionnyh obrazovatel'nyh tekh-nologij v doshkol'nom obrazovanii RF", Doshkol'noe vospitanie, № 10, pp. 4-13. Available at: http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2017/10/fedina_DV-10-17.pdf (in Russian).
5. Kazakova, A. Yu. & Solov'eva, L. K. (2015). "Vozmozhnosti distancionnogo obucheniya v korrekcionnom so-provozhdenii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya", Special'noe obrazovanie, № XI. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-distantsionnogo-obucheniya-v-korrektsion-nom-soprovozhdenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (in Russian).
6. Balina, L. N. (2012). Op. cit.
7. Goncharova, E. L. (2010). Op. cit.
8. Fedina, N. V. & Burmykina, I. V. et al. (2017). Op. cit.
9. Ibid.
10. Goncharova, E. L. (2010). Op. cit.
11. Kazakova, A. Yu. & Solov'eva, L. K. (2015). Op. cit.
ISSN 2Э04-120Х
ко Huerrr
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Яриков В. Г., Ускова К. С. Направления реализации дистанционных образовательных технологий в процессе сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186067.htm.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 15.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 01.06.18
Принята к публикации Accepted for publication 01.06.18 Опубликована Published 31.08.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Яриков В. Г., Ускова К. С., 2018
9772304120180