Научная статья на тему 'Подготовка специалистов для системы ранней помощи в ФГБОУ во «Пермский государственный гуманитарно-педагогичеcкий университет»'

Подготовка специалистов для системы ранней помощи в ФГБОУ во «Пермский государственный гуманитарно-педагогичеcкий университет» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПОМОЩЬ / СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / EARLY HELP / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошнина Ольга Руховна

В статье раскрывается проблема подготовки специалистов для системы ранней помощи в Пермском крае.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошнина Ольга Руховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problem of training of specialists for early intervention system in the Perm region.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов для системы ранней помощи в ФГБОУ во «Пермский государственный гуманитарно-педагогичеcкий университет»»

УДК 378.046.2

Ворошнина Ольга Руховна

кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: voroshnina3008@yandex.ru

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ В ФГБОУ ВО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕCКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Olga R. Voronina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: voroshnina3008@yandex.ru

TRAINING FOR THE EARLY INTERVENTION SYSTEM IN OF THE "PERM STATE HUMANITARIAN-PEDAGOGICAL UNIVERSITY"

Аннотация. В статье раскрывается проблема подготовки специалистов для системы ранней помощи в Пермском крае.

Ключевые слова: ранняя помощь, система ранней помощи, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. In the article the problem of training of specialists for early intervention system in the Perm region.

Key words: early help, early help, children with disabilities.

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социализации, социальной адаптации в общество является актуальной. Вопросами организации и реализации ранней помощи интересуются представители образования, здравоохранения, соцзащиты.

Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление

© Ворошнина О.Р., 2017

вторичных отклонений в развитии, а также обеспечить максимальную реализацию потенциала развития каждого ребенка.

Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям «Всеобщей декларации прав человека» и «Конвенции о правах ребенка» в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в социально опасном положении.

Начиная с середины 90-х гг. XX в. Министерством образования РФ одной из задач, требующих непременного решения, выдвигается задача создания системы ранней помощи детям с ОВЗ. В нашей стране становление системы ранней комплексной помощи сегодня является одним из приоритетов, определяющих дальнейшее развитие системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи предполагает активное (субъект-субъектное) взаимодействие в абилитационном процессе всех его участников (специалистов, членов семьи, самого ребенка).

В настоящее время необходимость создания системы ранней помощи детерминирована, с одной стороны, активным развитием идеи инклюзивного образования в теории и практике, расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании, с другой стороны, проблемой, связанной с неготовностью многих детей с ОВЗ к обучению в инклюзивных группах. Актуальность создания и развития системы ранней помощи обусловлена и наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, детей-инвалидов и отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей, потребностями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей, а также значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения [3].

Реализация стандартов раннего вмешательства невозможна без адекватной системы подготовки и профессионального роста сотрудников, которые должны основываться на регулярно обновляемых профессиональных стандартах, включающих уровни подготовки, перечни формируемых компетенций, объем, содержание и формы обучения.

В настоящее время в мире используются разные варианты обучения сотрудников для системы ранней помощи: программы подготовки специалистов с соответствующей специализацией, курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки на базе университетов,

магистерские программы, различного рода тренинги. Для стран Европейского союза были разработаны рекомендации по составлению программ подготовки сотрудников служб ранней помощи (раннего вмешательства) на основе системы кредитных единиц (European Credit Transfer System ECTS) в объеме 120 кредитных единиц [2]. Эти рекомендации были разработаны в рамках выполнения пилотного проекта Leonardo da Vinci, поддержанного Европейским союзом и Федеральным министерством образования, науки и культуры Австрии [2]. Представлены и описаны компетенции для 8 ключевых областей. Такими областями стали: «научные исследования», «выявление детей целевой группы», «работа с семьей», «работа в команде», «методология индивидуальной помощи», «персональные компетенции», «интернатура и практика», «магистерская диссертация».

Первую группу составили компетенции, непосредственно связанные с реализацией процесса оказания услуги с момента начала до его полного завершения. Это такие компетенции, как «идентификация», «вовлечение родителей», «работа в команде», «индивидуальная работа с клиентом». Вторая группа представлена так называемыми «функциональными компетенциями». Это компетенции, связанные с организацией деятельности, а также компетенции, которые характеризуют «академические способности», т.е. проведение исследований, анализа, подготовка выступлений, публикаций и т.п. Третья группа компетенций - «саморефлексия», «практика» (персональные компетенции) [2].

На сегодняшний день в Российской Федерации одним из последних документов, посвященных проблемам ранней помощи детям с ОВЗ, является «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р. [4]. В Концепции нашли свое отражение и вопросы, связанные с развитием кадрового потенциала для системы ранней помощи. Так, среди приоритетных направлений деятельности по решению задач, обозначенных в Концепции, указаны: обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи с учетом современных технологий в рамках междисциплинарной команды специалистов; обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи. Решение задач по обеспечению подготовки специалистов системы ранней помощи включает в себя содействие развитию профессионального сообщества в сфере ранней помощи, обеспечение повышения квалификации, профессиональной переподготовки и методической поддержки деятельности специалистов, работающих с детьми и семьями, поддержку научных исследований в сфере ранней помощи, разработку стандартных требований к перечню компетенций специалистов в сфере ранней помощи и т.д. [1].

Проблема создания и развития системы ранней помощи детям с ОВЗ, а также связанная с ней проблема подготовки кадров для системы ранней помощи решается в настоящее время всеми территориями Российской

98

Федерации. В Перми и Пермском крае действуют различные организационные формы, в которых оказывается ранняя комплексная помощь детям с отклонениями развития и их семьям: группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, лекотеки, консультационные пункты, центры ранней помощи и т.д. Подготовкой специалистов для системы ранней помощи занимаются разные организации, ведущее место среди которых занимает ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее - ПГГПУ). На базе факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ в рамках направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» реализуется магистерская программа «Образование и комплексная абилитация детей раннего и младенческого возраста» (руководитель программы - Ольга Руховна Ворошнина, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии).

Определение цели, задач, содержания образовательной программы связано с проблемой определения компетенций, которыми должен обладать специалист системы ранней помощи.

Одним из условий эффективности комплексного сопровождения детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ является работа междисциплинарной команды специалистов. Трудовые функции врачей и специалистов в области психолого-педагогического сопровождения, несомненно отличаются, соответственно специалисты должны обладать разными компетенциями. Основной трудовой функцией специалистов ранней помощи (в частности, педагога-дефектолога, психолога) является сопровождение развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей группы риска и их семей.

Определение компетенций специалистов в области психолого-педагогического сопровождения обусловлено целями и задачами, содержанием деятельности системы ранней помощи. Специалист системы ранней помощи должен быть готов к реализации:

- диагностического направления, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи;

- коррекционно-развивающего направления, в соответствии с которым специалист обеспечивает помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия, разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми;

- консультативного направления, которое предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс; информационно-просветительского направления, которое обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.

Поэтому можно уверенно говорить о том, что система подготовки и переподготовки кадров для системы ранней помощи должна обеспечить готовность обучающихся к реализации следующих видов профессиональной деятельности: коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной и профилактической, культурно-просветительской.

Определение компетенций специалистов системы ранней помощи связано и с теми услугами, которые оказываются в системе ранней помощи. В «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» представлен перечень услуг ранней помощи. Выделено и описано 4 группы услуг [4].

Первая группа - «Услуги на этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и включения в программу ранней помощи». Это выявление детей целевой группы, информирование о ребенке организаций или служб, отвечающих за предоставление ранней помощи ребенку и его семье.

Вторая группа - «Услуги на этапе вхождения ребенка и семьи в целевую группу получателей ранней помощи», которые включают установление нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, информирование родителей (законных представителей) о программе ранней помощи и других региональных ресурсах в этой сфере, обследование (оценка) развития ребенка и среды (семьи) для последующего составления индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, разработку индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.

Третья группа - «Услуги на этапе реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи». Реализация этой группы услуг предполагает координацию и сопровождение реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, консультирование и обучение членов семьи, реализацию социально-психологических услуг, формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка, формирование и развитие речи, навыков общения ребенка, развитие двигательной активности, использование вспомогательных технологий и оборудования, поддержку развития ребенка. В эту же группу входят социально-педагогические услуги, направленные на формирование у детей позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, патронажные услуги, услуги по сопровождению ребенка на этапе окончания программы ранней помощи и поступления ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность и т.д.

Четвертая группа - «Сопутствующие услуги», которые включают транспортные услуги и услугу социальной поддержки семьи «социальная передышка», предполагающую обеспечение временного краткосрочного пребывания ребенка вне дома с сопровождением или уход за ребенком в домашних условиях в целях поддержания позитивных отношений между родителями и ребенком, профилактику нежелательного обращения с ребенком.

Согласно рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений

100

и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 г. № ВК-15/07, специалист системы ранней помощи, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста и их семей, должен знать закономерности развития ребенка в раннем возрасте, особенности развития детей раннего возраста с нарушениями в двигательной сфере, нарушениями зрения, слуха, нарушениями когнитивного, речевого и социально-эмоционального развития, а также с множественными нарушениями, системы дополнительной и альтернативной коммуникации и уметь их использовать в работе с детьми раннего возраста; уметь проводить функциональную оценку различных элементов развития, в том числе моторики, зрения, слуха, самообслуживания; определять проблемы и возможности ребенка, проводить групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и речи, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций; разрабатывать индивидуальную программу ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи; владеть навыками ведения групповой работы (групповая работа в диаде родитель - ребенок, группа родителей), владеть различными методами оценки развития детей раннего возраста, формализованными методами наблюдения и умением проведения собственной экспертной оценки, мог выступать в качестве консультанта для других специалистов, работающих с детьми и семьями в программах ранней помощи и т.д. [3].

В результате освоения программы «Образование и комплексная абилитация детей раннего и младенческого возраста» (направление подготовки «Специальное (дефектологического) образование», уровень подготовки -магистратура) магистранты получают знания и навыки по основным направлениям профессиональной деятельности педагога для работы с детьми младенческого и раннего возраста. В ходе профессиональной подготовки студенты ПГГПУ осваивают компетенции в области общей и специальной педагогики и психологии, технологий раннего развития и коррекционно-развивающей помощи детям группы риска и с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется практической и научно-исследовательской деятельности магистрантов в рамках актуальных направлений развития современной системы образования: инновационная деятельность, комплексное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного, образовательно-коррекционного и абилитационного процессов, мониторинг качества образования, психодиагностика, технологии профилактической и консультативной деятельности педагога.

Программа магистратуры ориентирована на реализацию основных (коррекционно-педагогической и научно-исследовательской) и дополнительных (диагностико-консультативной и профилактической) видов деятельности. Коррекционно-педагогическая деятельность предполагает решение следующих профессиональных задач: изучение образовательного потенциала детей младенческого и раннего возраста в различных социально-

институциональных условиях с целью прогнозирования и проектирования индивидуальных маршрутов развития и образования; изучение, проектирование и реализацию процессов образования, абилитации и социальной адаптации детей младенческого и раннего возраста группы риска и с ограниченными возможностями здоровья с использованием инновационных технологий; решение актуальных коррекционно-педагогических задач при обеспечении взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, привлечении социальных партнеров; проектирование коррекционно-образовательной среды и методического обеспечения процессов образования и абилитации детей младенческого и раннего возраста; создание инновационных психолого-педагогических технологий образования и абилитации детей младенческого и раннего возраста с целью оптимизации образовательно-коррекционного процесса; проектирование и реализацию моделей комплексного сопровождения процессов обучения, воспитания, абилитации и социализации детей младенческого и раннего возраста.

Научно-исследовательская деятельность предполагает изучение и систематизацию отечественных и зарубежных исследований в области общего и специального образования, разработку стратегии, структуры и порядка осуществления научного исследования, мониторинг эффективности, анализ, систематизацию и презентацию его результатов, профессиональное и личностное самообразование, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры выпускника.

Диагностико-консультативная и профилактическая деятельность предусматривает осуществление комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития и организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей группы риска младенческого и раннего возраста, проектирование, апробацию и внедрение психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии, консультирование родителей (законных представителей) детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ, детей-инвалидов, детей группы риска по вопросам организации и реализации программ абилитации, а также оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности.

Профессиональная деятельность выпускников, освоивших программу магистратуры, включает образование и абилитацию детей раннего и младенческого возраста группы риска, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, реализуемые в условиях различных государственных и частных образовательных организаций, социальных структур и структур здравоохранения (детские сады, образовательные и развивающие центры, центры сопровождения, дома ребенка, реабилитационные центры, поликлиники и др.).

Магистерская программа имеет актуальную направленность, поскольку в настоящее время отмечается недостаточность кадрового обеспечения системы образования и абилитации детей младенческого и раннего возраста, следовательно, проблема подготовки квалифицированных специалистов,

102

готовых и способных к комплексному сопровождению детей группы риска и с ограниченными возможностями здоровья, а также их семей, является актуальной. Актуальность данной магистерской программы, обеспечивающей подготовку специалистов в области образования и ранней комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста в системе общего и инклюзивного образования, обусловлена созданием системы психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи, в составе которых предусматривается функционирование служб ранней помощи, являющихся обязательным и неотъемлемым звеном системы поддержки и сопровождения лиц группы риска, с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и их семей.

Анализ образовательных программ профессиональной подготовки выявил отсутствие аналогичных программ в системе высшего образования.

Программа создана в процессе сотрудничества трех научных кафедр факультета педагогики и психологии детства: дошкольной педагогики и психологии, специальной педагогики и психологии, логопедии. Процесс ее реализации основывается на актуализации научного потенциала профессорско-преподавательского состава кафедр, обширной сети образовательных, социальных и медицинских организаций, являющихся базовыми при проведении практической подготовки магистрантов.

Таким образом, подготовка кадров для системы ранней помощи - одна из актуальных проблем в настоящее время, которая достаточно активно решается в Пермском крае.

Список литературы

1. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и группы риска [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24279 свободный (дата обращения: 26.11.2017).

2. ^зьмин А.М. Ранняя помощь в системе дошкольного образования Москвы: от экстенсивного развития к внедрению стандартов качества [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2013. - № 1. - URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/58916.shtml свободный (дата обращения: 19.11.2017).

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71248844/ свободный (дата обращения: 19.11.2017).

4. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/ свободный (дата обращения: 19.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.