научно-методический электронный журнал
Елагина В. С., Немудрая Е. Ю. Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). -ART 12157. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12157.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 12157
УДК 37.01:316.61
Елагина Вера Сергеевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск V 275@mail.ru
Немудрая Елена Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО ««Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
Аннотация. Компетентностный подход следует рассматривать как одно из условий профессиональной социализации личности студента. Образовательный процесс в вузе, ориентированный на формирование профессиональнопедагогических компетенций, таких как когнитивные, коммуникативные, методические, исследовательские и другие, способствует самоопределению, самоактуализации и саморазвитию индивидуальности студентов. Результатом профессиональной социализации является изменение личности через изменение ее установок, представлений и отношения к педагогической деятельности. Ключевые слова: профессиональная социализация, компетентностный подход, компетенции.
Формированию профессиональной культуры личности студента педагогического вуза, усвоению специальных знаний, умений, способов деятельности, опыта профессиональной деятельности личности и педагогической компетентности способствует профессиональная социализация.
Основные аспекты личностной (первичной) социализации достаточно разработаны в социальной педагогике: изучены и описаны механизмы, условия и факторы первичной социализации, разработаны модели социализации. Несмотря на то, что проблеме социализации посвящены многочисленные исследования ученых, следует отметить, что изучению вопросов профессиональной (вторичной) социализации студентов как частной модели социализации не уделяется должного внимания.
Принятые ФГОС ВПО регламентируют процесс протекания профессиональной социализации и условия, необходимые для его организации в конкретном учебном заведении. Включение российских вузов в Болонский процесс предполагает переход к модели оценки специалистов на основе компетентностного подхода, что позволит более четко структурировать и привести к единому образцу требования, предъявляемые к педагогу.
Анализ психолого-педагогической литературы убеждает нас в том, что компетентность будущего учителя является важной составляющей готовности к будущей практической деятельности, его профессиональной социализированности. В исследованиях В. И. Байденко, В. В. Серикова, В. А. Болотова, И. А. Зимней и др. [1-3] раскрывается роль компетентностного подхода в профессиональном становление личности, формировании опыта профессиональной деятельности будущих специалистов, но в них не рассматриваются сущность, условия и особенности профессиональной социализации студентов в условиях образовательного пространства вуза. Однако компетентностный подход является одним из условий профессиональной социализации студентов в вузе. Его реализация в образовательном процессе вуза обеспечивает формирование профессионально-педагогических компетенций будущего учителя.
Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12157.htm
научно-методический электронный журнал
Елагина В. С., Немудрая Е. Ю. Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). -ART 12157. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12157.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 12157
УДК 37.01:316.61
Компетентностный подход представляет собой совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в обучаемости, самоопределении, самоактуализации, саморазвитии индивидуальности студентов, отбора содержания образования, и организации образовательного процесса, ориентированных на приобретении педагогических компетенций, а также оценки их образовательных результатов.
Исходя из понимания компетентности как результата образования, образовательный процесс в вузе должен быть преобразован так, чтобы уже в университете возникали пробные, реально существующие профессиональные ситуации, в которых будущие учителя могли бы реализовать профессиональные педагогические компетенции. Только в этом случае педагогическая подготовка студентов в вузе не будет им казаться чрезмерно абстрактной, излишне теоретизированной, а, напротив, позволит вооружить выпускников специфическими средствами работы в школе и классе. Теоретически обоснованные средства профессиональной педагогической деятельности учителя в широком спектре - от знания содержания учебного предмета и средства оценки его усвоения до организации групповой работы учащихся и планирования исследовательской деятельности детей - требуют систематической работы по их освоению в учебном процессе. Анализ исследований, посвященных проблеме социализации, позволяет данное понятие определить как процесс освоения среды, предполагающий выработку новых, более успешных паттернов поведения, преодоления негативного влияния среды и осуществляемый посредством активного взаимодействия человека с социальным окружением. Это длительный и непрерывный процесс, направленный на формирование личности на протяжении всей жизни.
Особенностью компетентностного подхода является организация образовательного процесса в значительной степени ориентированного на процесс учения, активного и самостоятельного овладения студентами теоретических и прикладных знаний. Усиление самостоятельности студентов влечет за собой большую ответственность с их стороны за результаты собственной познавательной деятельности. Одним из показателей социализации является профессиональная социализация, под которой, с одной стороны, понимается процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессиональных знаний и навыков, овладение профессиональными ценностями, профессиональным языком общения, а, с другой стороны, процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие и совершенствование.
Для профессиональной социализации студента характерны активная социальная позиция личности, интернализация, система сформированных социальных знаний и социального опыта; включение студента в систему профессиональных отношений.
Формирование профессиональных качеств студента в вузе предполагает постепенную смену познавательной деятельности профессиональной, с соответствующей сменой потребностей, целей, средств, действий и результатов. Необходимой личностной составляющей профессиональной социализации является изменение личности через изменение установок, представлений и отношений к профессиональной деятельности.
В качестве конечного результата профессиональной социализации следует рассматривать составляющие профессионально-педагогической компетентности, под которой мы понимаем интегральную характеристику специалиста, включающую профессиональные (относящиеся к педагогической деятельности) и личностные (социальные) компетенции.
«VI О <Х»
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12157.htm
научно-методический электронный журнал
Елагина В. С., Немудрая Е. Ю. Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). -ART 12157. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12157.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 12157
УДК 37.01:316.61
К основным профессиональным компетенциям относятся следующие.
1. Когнитивная компетенция, которая находит отражение в способности студента к систематизации, структурированию, переносу освоенных способов деятельности в новую ситуацию, оценке учебно-познавательной информации и др. Ее значение и важность обусловлены тем, что она:
- формирует систему научных знаний и познавательных умений и навыков;
- способствует развитию научного мировоззрения и нравственных качеств;
- развивает познавательные способности студентов, их активность и творческую самостоятельность;
- выявляет потенциальные возможности студентов и способствует их реализации;
- приобщает студентов к поисковой, исследовательской познавательной деятельности.
Формирование у студентов когнитивной компетенции способствует его личностному развитию, готовности к постоянному повышению познавательного уровня, потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала, приобретении новых знаний и умений.
2. Методическая компетенция, проявляющаяся в способности и готовности учителя к самостоятельному выбору и применению методов, форм и технологий обучения. Признаками состоявшейся методической компетентности является деятельность по научно обоснованному проектированию, конструированию и моделированию учебного процесса, направленного на обучение школьников, способность учителя к методическому мышлению, рефлексии.
Основными компонентами методической компетенции являются знания в области дидактики, методики обучения предмету, умения конструировать учебный процесс, конкретные дидактические ситуации с учетом психологических механизмов усвоения знаний, а также индивидуальных особенностей учащихся.
3. Коммуникативная компетенция как показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровня владения коммуникативными технологиями; индивидуально-психологических качеств учителя; стремления к совершенствованию коммуникативной деятельности; способности к творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.
Она предполагает определённый уровень развития социальной сенситивности, социальной наблюдательности, памяти и мышления (понимания), воображения, проявляющихся наиболее полно в рефлексивности, эмоциональной отзывчивости (эмпатии) и т. д.; представляет собой определённый уровень знаний и умений, обеспечивающих коммуникации.
Коммуникативная компетенция выражается также гуманистической направленностью, способностью чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, взаимодействовать, быть лично заинтересованным во благе других, т. е. в проявлении эмпатии. Она раскрывается в отношении к людям, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать своё поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т. е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации.
4. Исследовательская компетенция является важной характеристикой студента, владеющего методологическими знаниями и умениями, технологией исследовательской деятельности и проявляющего готовность к их использованию в профессио-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12157.htm
научно-методический электронный журнал
Елагина В. С., Немудрая Е. Ю. Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). -ART 12157. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12157.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 12157
УДК 37.01:316.61
нальной деятельности, включающей научно-исследовательскую и инновационную деятельность в школе.
Студентов, занимающихся исследовательской деятельностью, характеризует познавательная активность, желание не просто приобрести профессионально важные знания и умения, но и исследовать образовательный процесс в школе, изучить возрастные, психологические особенности учащихся, характер их взаимоотношений друг с другом, с учителями, использовать в организации учебно-познавательного процесса в школе инновационные методы и формы обучения; стремление проверять на собственном опыте педагогические новации, современные педагогические технологии, находить новую информацию из собственного опыта; особая чувствительность к проблемам; способность к дивергентному поиску решения выявленных проблем; способность к рефлексии.
Важно подчеркнуть, что формируемый у студентов набор компетенций должен быть ориентирован на смысловую составляющую ведущих видов педагогической деятельности.
В образовательном процессе, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это в свою очередь способствует тому, что образование становится для студента личностно значимым. Его не возможно «дать», оно должно приобретаться студентом в процессе его активной познавательной самостоятельной деятельности - учебной, квазипрофессиональной и профессиональной.
Социальные компетенции отражают способность и готовность будущего педагога к сотрудничеству, ведению дискуссии, к согласованным действиям в коллективе, направленным на достижение поставленных целей, самоопредению в профессиональном пространстве, выбору целесообразного профессионального поведения и отношений.
Качество процесса профессиональной социализации зависит от сформированной профессиональной направленности личности обучающегося, которая обеспечивается деятельностью преподавателей как агентов профессиональной социализации и моделью будущей педагогической деятельности.
Ориентация образовательного процесса на саморазвитие и самореализацию личности студента предполагает межсубъектное взаимодействие преподавателя и студента, взаимную открытость, взаимный интерес, заинтересованность в личностном утверждении партнера. Функция преподавателя в личностно-развивающем процессе вуза сводится к проектированию и актуализации личностно-развивающей ситуации, показу студентам образцов профессионально-педагогической деятельности, поиску мотивационно-смысловой опоры в организации подготовки будущих специалистов, а также проектированию места педагогической деятельности в системе жизненных ценностей студента.
Формирование профессионально-педагогической направленности является одной из основных задач подготовки будущего учителя к работе в школе в условиях постоянно возрастающих требований. Понимаемая, как интерес, склонность к педагогической деятельности, она является необходимым условием формирования положительного отношения к своей профессии, движущей силой развития педагогических способностей и мышления, именно, она определяет стойкое отношение человека к окружающей действительности, позволяет сделать свой профессиональный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни.
rv /j ги
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12157.htm
научно-методический электронный журнал
Елагина В. С., Немудрая Е. Ю. Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). -ART 12157. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12157.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 12157
УДК 37.01:316.61
Использование метода проектов, практико-ориентированных текстов, практикумов развития социальной компетентности в процессе обучения студентов способствует развитию их активной позиции, интернализацию специального социального знания, а также формирует профессиональный опыт личности, тем самым обеспечивая готовность к будущей профессионально-педагогической деятельности.
Особую роль социализация играет на этапе профессиональной подготовки, в период обучения в вузе, где студенты могут сопоставить свои способности с требованиями к современному учителю. В период обучения в педагогическом университете будущие учителя приобретают знания и практические навыки профессиональной этики, социально-профессиональных отношений со всеми участниками образовательного процесса, овладевают профессиональной культурой.
Профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, профессионально важные качества и способы саморегуляции, активизирующие функциональные состояния, составляют профессиональный потенциал развития личности, реализация которого детерминирована профессиональной деятельностью. При освоении педагогической деятельности у студентов возникают новые сочетания свойств и качеств.
В процессе профессиональной социализации будущему учителю приходится взаимодействовать с различными агентами социализации - преподавателями вуза, а во время прохождения педагогической практики - с учащимися, коллегами-учителями, родителями школьников, представителями общественности, которые оказывают длительное воздействие на личность, обеспечивая изменение ее структур.
В последние годы в современной России появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования специалистов, их адаптацию в меняющемся обществе. Наиболее значимыми из них являются: высокие требования общества к личности учителя, двухуровневое обучение в вузе, появление образовательных учреждений нового типа (гимназии, лицеи, колледжи), информатизация всех сфер социальной жизни и общеобразовательной школы, становление субъект-субъектных отношений в системе учитель-ученик.
Усложнение профессиональной социализации требует от молодого специалиста проявления готовности вступать в профессионально-педагогические отношения.
Кроме того, процесс профессиональной социализации будущего учителя подразумевает овладение профессионально-педагогической культуры и специальными компетенциями, приобретенными в результате индивидуального опыта и проявляющиеся в готовности специалиста вступать в профессионально-педагогические отношения с участниками образовательного процесса.
Продуктивность профессионально-педагогической деятельности, ее успешность во многом определяются сформированностью личностных качеств, к которым можно отнести оптимизм, мотивацию достижения, стремление к повышению качества своей педагогической деятельности, толерантность, коммуникативность, справедливость, мобильность, активность, творческий подход к решению вопросов, стремление к приобретению новых знаний и способность взять на себя ответственность за построение своего карьерного пути.
Результатами профессиональной социализации в вузе можно считать:
- достаточно высокий уровень сформированности профессиональных знаний и умений, предусмотренных государственным стандартом;
- работу выпускника в школе по своей специальности;
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12157.htm
научно-методический электронный журнал
Елагина В. С., Немудрая Е. Ю. Компетентностный подход к профессиональной социализации личности студентов // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). -ART 12157. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12157.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 12157
УДК 37.01:316.61
- осознание интересов и потребностей в педагогической деятельности, возможности самореализации в выбранной профессиональной области;
- сформировавшуюся в вузе профессиональную идентичность, то есть осознание своей принадлежности к профессиональной группе, принятие ее норм и ценностей;
- развитое самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного и профессионального роста и развития молодого учителя.
Таким образом, обучение в вузе способствует достижению требуемой для профессионально-педагогической деятельности компетентности, освоению норм профессиональной субкультуры, повышению адаптационных возможностей студентов, формированию их представлений о желаемом образе профессиональной деятельности.
На современном этапе развития системы образования процесс формирования и развития педагогических компетенций и профессионально значимых качеств студента является неотъемлемой составляющей его профессионально-педагогического и карьерного развития, являющегося показателем успешной профессиональной социализации молодого специалиста и необходимого для эффективного осуществления педагогической деятельности.
Ссылки на источники
1. Байденко В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компе-тентностном формате. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 21 с.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 8-15.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 41 с.
Elagina Vera,
Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk V 275@mail.ru Nemudraja Elena,
Candidate of Pedagogy, Docent of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk
Competence-based approach to professional socialization of students
Abstract. Competence-based approach should be considered as one of the conditions of professional socialization of the individual student. The educational process in high school that focuses |SSN 23Q4 12QX on the formation of professional and pedagogical skills, such as cognitive, communication, methods-periodic, research and others, promotes self-determination selfactualization and self-development of personality of students. The result of professional socialization is a personality change after change its settings, views and attitudes to teaching.
Keywords: professional socialization, the competence approach, competence. 9 772зо4 120128
977230412012811
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12157.htm