Научная статья на тему 'Структурно-содержательная модель процесса социализации студентов педагогического вуза'

Структурно-содержательная модель процесса социализации студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ФУНКЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL EDUCATION / MODEL / PEDAGOGICAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / THE FUNCTIONS OF SOCIALIZATION / FACTORS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Светлана Викторовна, Бусыгина Алла Львовна, Карнаухов Гарри Захарович, Павловский Василий Алексеевич

Статья посвящена актуальному и значимому вопросу социализации студентов педагогического вуза. Очевидно, что социализация в вузе принципиально отличается от соответствующего процесса в других образовательных заведениях, так как при поступлении в высшее учебное заведение студенты попадают в новую для них образовательную среду, в новые условия. Большинству приходится испытывать трудности, а процесс адаптации проходит не всегда быстрыми темпами. Эти сложности могут отрицательно влиять на успешность овладения материалом, взаимодействие с преподавателями и товарищами по учебе, что в целом вызывает немало проблем. Кроме того, по истечении какого-то срока, выпускники сами станут наставниками, и должны будут решать целый спектр профессиональных задач, интегрируясь в педагогическое сообщество. Таким образом, без целенаправленной работы по социализации студентов, без сформированных нравственных ориентиров, при отсутствии умений: планировать свой жизненный и профессиональный путь, невозможно достижение гармоничного развития личности учащегося и равновесия между личностью и обществом в ее дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левина Светлана Викторовна, Бусыгина Алла Львовна, Карнаухов Гарри Захарович, Павловский Василий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURALLY-SUBSTANTIAL MODEL OF STUDENTS’ SOCIALIZATION PROCESS

The article is devoted to the topical and significant issue of students’ socialization. It is obvious that socialisation at higher education institution is fundamentally different from the corresponding process in other educational institutions as applying for higher education institution students are admitted to the new educational environment, to the new conditions. Many find it difficult, and the process of adaptation is not always rapid. These difficulties can negatively affect the success of mastering the material, interaction with lecturers and fellow students, which generally causes a lot of problems. In addition, after a certain period the graduates will become tutors and will have to solve a range of professional tasks, integrating into the educational community. Thus, without purposeful work on socialization of students, without formed moral compasses, in the absence of the abilities to plan your life and career path it is impossible to achieve the harmonious development of the student identity and balance between the identity and society in its further professional activity.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная модель процесса социализации студентов педагогического вуза»

УДК378+37.09 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение. Организация обучения)

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2017 С.В. Левина, А.Л. Бусыгина, Г.З. Карнаухов, В А. Павловский

Левина Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики,

математики и методики обучения. E-mail: sv lev 63@mail.ru Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии. E-mail: busygina@pgsga. ru Карнаухов Гарри Захарович, доктор педагогических наук, профессор кафедры

спортивных дисциплин. E-mail: karnaukhov@pgsga. ru Павловский Василий Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры педагогики и психологии. E-mail: vasiliy.pavlovskiy@icloud.com

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 20.04.2017

Статья посвящена актуальному и значимому вопросу социализации студентов педагогического вуза. Очевидно, что социализация в вузе принципиально отличается от соответствующего процесса в других образовательных заведениях, так как при поступлении в высшее учебное заведение студенты попадают в новую для них образовательную среду, в новые условия. Большинству приходится испытывать трудности, а процесс адаптации проходит не всегда быстрыми темпами. Эти сложности могут отрицательно влиять на успешность овладения материалом, взаимодействие с преподавателями и товарищами по учебе, что в целом вызывает немало проблем. Кроме того, по истечении какого-то срока, выпускники сами станут наставниками, и должны будут решать целый спектр профессиональных задач, интегрируясь в педагогическое сообщество. Таким образом, без целенаправленной работы по социализации студентов, без сформированных нравственных ориентиров, при отсутствии умений: планировать свой жизненный и профессиональный путь, невозможно достижение гармоничного развития личности учащегося и равновесия между личностью и обществом в ее дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социализация, профессиональное образование, модель, педагогическое образование, высшая школа, функции социализации, факторы социализации.

Изменения, происходящие в современном обществе, касаются практически всех его сфер и накладывают серьезный отпечаток на образовательную систему. Это отражается в новых стандартах, в содержании процесса обучения и, конечно, в требованиях, которым должен соответствовать выпускник как среднего профессионального, так и высшего образования [1, с. 7]. Будущий специалист должен иметь не только достаточный уровень научных знаний, но и обладать высоким уровнем духовной культуры, быть социально активен и полезен обществу в целом, обладать способностями, определяющими успешность социального взаимодействия, т. е. быть носителем целого спектра социальных качеств [3, с. 21]. Традиционно под социальными качествами личности понимают такие, которые помогают в достижении общественно значимых целей, формируют у человека чувство коллективизма. В наше время, когда активно навязывается идеология индивидуальной свободы, первостепенного значения личности и личной независимости, миро-

воззренческая установка на приоритет общественного блага над личным видится нам особенно важным. Именно на этом фундаменте и можно выстроить систему патриотического воспитания, сформировать у учащихся чувства толерантности, открытости, доверительного и уважительного отношения к близким, друзьям, к старшему поколению. В связи с этим, актуальным и крайне важным нам представляется решение проблемы социализации учащихся средних и высших профессиональных учебных заведений, формирование у них социального интеллекта и отдельных, значимых социальных качеств личности. Целью исследования, таким образом, является разработка и экспериментальная апробация в условиях высшей педагогической школы структурно-содержательной модели социализации студентов.

Социальные качества личности многочисленны, да и единой классификации этих качеств не существует. Например, условно их можно разделить на психосоциальные и интеллектуальные. К интеллектуальным относят такие, которые влия-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

ют на процесс познания: самосознание, способность к анализу и синтезу, восприимчивость к новому. В эту группу включены и речевые способности: правильность, ясность, выразительность, и логичность изложения своих мыслей. К психологическим социальным качествам относят: эмоциональные (честь и достоинство); поведенческие (целеустремленность и воля); коммуникативные (толерантность и открытость); творческие способности личности [13, с. 45]. Одно из важных социальных качеств личности - самосознание. Оно включает в себя много аспектов: принятие себя и окружающих людей такими, какие они есть; умение полагаться на свой разум, опыт и чувства; способность оценивать жизненные ситуации беспристрастно, брать на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях. В этой же группе здоровое восприятие критики, умение преодолевать препятствия и достигать поставленной цели. Важно понимать, что социальные качества нельзя передать по наследству. Они формируются и меняются на протяжении всей жизни, а сама механизм их формирования очень сложен [14, с.52]. Психологи и педагоги называют его понятием «социализация». Этапы социализации примерно совпадают с этапами возрастного развития, при этом они тесно связаны с овладением как специальных знаний, так и адаптацией к профессиональной культуре.

Результаты проведенных исследований в отношении требований к личностным качествам будущего педагога позволили нам получить следующие группы качеств: физические (оптимизм, энергичность, спортивность, отсутствие вредных привычек); мотивационные (интерес и стремление к познанию, стойкие профессиональные интересы); деловые (ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, способность доводить дело до конца); интеллектуальные (творчество, эрудиция, изобретательность, сообразительность); духовно-нравственные (честность, отзывчивость, справедливость, искренность, совестливость, скромность, порядочность, доброта); социальные (гуманность, активная жизненная позиция). Подготовка, становление и развитие такой личности, прежде всего, осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования. Учебная деятельность направлена как на получение общих, так и профессиональных знаний. Одной из главных функций профессионального учебного заведения является формирование такой личности учащегося, которая не только осуществлять профессио-

нальную деятельность, но и сумеет выстроить продуктивные, добрые, бесконфликтные отношения с коллегами, с коллективом [2, с. 12]. Таким образом, в период обучения в вузах возможно решение двух проблем: 1) освоение социальных ролей, достижение определенного социального статуса, формирование активной гражданской позиции; 2) саморазвитие и самоопределение человека. Важно отметить также, что любая личность обладает врожденным стремлением к независимости, формирования собственной точки зрения, уникальности, что приводит к развитию и самого общества. В то же время общество формирует норму поведения в семье, школе, вузе. Такой процесс и принято называть социализацией личности. Вопросами социализации занимались П.Я. Гальперин [4], А.С. Макаренко [6], А.В. Мудрик [8; 9], и другие ученые. Большое распространение получили исследования процесса социализации в сфере культурологических компетенций, рассматривающих духовные качества личности. В педагогике также обращается внимание на вопрос факторов социализации.

Так А.В. Мудрик [9, с.31] выделил следующие группы факторов: макрофакторы - это условия, влияющие на социализацию очень больших групп людей; мезофакторы - условия, влияющие на коллектив людей по национальному признаку; микрофакторы - условия семьи, группы сверстников. На каждом этапе личность может реализовать те или иные свои способности. Очень важным, на наш взгляд, является проблема правильного определения задач для успешной социализации студентов. Анализ педагогической литературы позволил нам выделить следующие группы задач: естественные (необходимость достижения на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и биологического здоровья); культурные (познавательные, морально-нравственные); психологические (становление личности, ее самоопределение). Следующим важным, на наш взгляд, вопросом, является вопрос функций, которые должен выполнять процесс социализации. Их выявление должно помочь в становлении этого процесса, выявлении путей, форм и содержания. Нами были выделены следующие функции социализации: личностно-преобразовательные -определяются личностные особенности, неповторимые черты и качества, проявляющие себя в рамках социальных отношений; нормативно-регулятивная - формирует и регулирует жизнь человека в обществе посредством влияния на него специальных социальных институтов; компен-

саторная - позволяет восполнить недостаток важных интеллектуальных свойств и качеств личности; ценностная - помогает становлению системы ценностей, которые определяют образ жизни человека и информационная, которая способствует получению дополнительной информации в процессе взаимоотношений с другими людьми, влияет на образ жизни человека.

В профессиональной подготовке студентов Самарского государственного социально-педагогического университета большое внимание уделяется поиску новых путей и средств социализации молодежи. Очень важно, чтобы будущие педагоги не только имели фундаментальные знания, но и могли применить их в своем творчестве, в будущей педагогической деятельности. Ведь успехи образования в наше время определяются не только тем, чему студент научился, каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания, использовать их на практике, устанавливать добрые и доверительные отношения с коллегами, участвовать в совместной, социально значимой работе, «подставляя плечо» и выполняя «незаменимую роль». Таким образом, можно подытожить, что социализация студентов педагогического вуза необходима не только для образования. Являясь ярко интегративной по своему характеру, она принесет неоценимую пользу для многих социальных институтов.

Одним из возможных вариантов решения данной проблемы является введение спецкурса «Основы организации и развития социализации будущих педагогов». Цель курса - организация и развитие социализации студентов педагогического вуза. Курс включает в себя три блока (концептуальный, эмоционально-нравственный и дея-тельностный), позволяющих распределить материал, актуализировать отдельные вопросы и темы, выделить разнообразные самостоятельные групповые виды и формы работы. Описанные три блока определили три поэтапных направления в работе со студентами.

Первый этап - изучение концептуальных положений спецкурса «Основы организации и развития социализации будущих педагогов». Изучаются такие темы, как «Основы мастерства педагога», «Актуальность и методологический аппарат курса «Основы организации и развития социализации будущих педагогов», «Проблемы современного образования» и др. В качестве методов оценивания полученных знаний на этом этапе выступают тестирование и проведение олимпиад

среди учащихся.

Второй этап (эмоционально-нравственный) и третий этап (деятельностный) полностью посвящены внеучебным видам работ, проводимым в группах. Именно на групповые виды работ в процессе социализации студентов делается акцент, именно они позволяют добиться желаемой цели, получить от проводимой работы ожидаемые результаты. В качестве примера приведем некоторые из них: съемка любительского видео, посвященного актуальной и социально-значимой проблеме, демонстрация полученного материала в аудитории с дальнейшим обсуждением; организация и проведение социально-важных проектов (помощь Центру реабилитации подростков «Ровесник», поддержка материнства и профилактика сиротства в рамках работы социально-реабилитационного центра), организация благотворительных акций и тематических вечеров. Отчетным на этом этапе является материал, выполненный по результатам каждого вида работ (фотоальбом, видеоотчет, проект-презентация, иллюстрированный информационный буклет и т.д.).

В заключение необходимо отметить, что качества личности позволяют человеку играть важную роль в обществе, занимать конкретное социальное положение. В наше время, когда учитель является не только носителем знания, но и своего рода проводником социальных ценностей, направленности взглядов детей, будущих граждан нашего общества, система профессионального образования должна быть направлена не только на повышение научной, знаниевой квалификации педагога. Она должна стать обязательным условием повышения его личностной и профессиональной культуры, формирования его личностных качеств. В связи с этим, выполненное исследование по разработке и внедрению в учебный процесс педагогического вуза спецкурса «Основы организации и развития социализации будущих педагогов» является актуальным и значимым. Оно позволило определить и классифицировать важнейшие социальные качества личности, определить главные функции процесса социализации, выявить его сущностные характеристики; определить приоритетные направления, по которым должна осуществляться работа по ее формированию; позволяет определить и создать организационно-педагогические условия ее эффективного формирования.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017

1. Абдулина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России, 2010. № 3. C.7

2. Андреева, Д.А. О понятии адаптации: исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Астрахань, Изд-во «Человек и общество», 2014. С 79-81.

3. Безюлёва, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. М., Изд-во НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин-т, 2008. С.24-26.

4. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., Изд-во «Просвещение», 1978. 277 с.

5. Ильина, Т.А. Педагогика. М., Изд-во «Просвещение», 2010. 157 с.

6. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. М., Изд-во «Педагогика», 1978.

7. Мельник, С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу // Студенческий научный журнал, 2010. Т.1. № 6. С.83-89.

8. Социализация человека: учебник для вузов. М., Изд-во «Academia», 2005. 267 с.

9. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. 3-е изд., испр. и доп. М., Изд-во «Академия», 2013. 200 с.

10. Парсонс, Т. О социальных системах: гл. 6. Обучение социально-ролевым ожиданиям и механизмы социализации мотивации. М., Изд-во «Логос», 2002. 131 с.

11. Постовалова, Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. М., Изд-во «Азимут-Центр», 2011. С. 47-50.

12. Розин, В.М. Культурология. М., Изд-во «Гардарики», 2003. 462 с

13. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособ. 4-е изд. Ростов на/Д., Изд-во «Феникс», 2010. С. 152154.

14. Трофимова, Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: методич. пособ. для педагогов-психологов. М., Изд-во «Маршрут», 2011.С. 8-9.

STRUCTURALLY-SUBSTANTIAL MODEL OF STUDENTS' SOCIALIZATION PROCESS

© 2017 S.V. Levina, A.L. Busygina, G.Z. Karnaukhov, V.A. Pavlovsky

Svetlana V. Levina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Physics, Mathematics and

Teaching Methods. E-mail: sv lev 63@mail.ru Alla L. Busygina, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Chair of Pedagogics and Psychology. E-mail: busygina@pgsga. ru Garri Z. Karnaukhov, doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Athletic Disciplines. E-mail: karnaukhov@pgsga. ru Vasilii A. Pavlovsky, doctor of technical sciences, professor of the Chair of Pedagogics and Psychology. E-mail: vasiliy.pavlovskiy@icloud.com

Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia

The article is devoted to the topical and significant issue of students' socialization. It is obvious that socialisation at higher education institution is fundamentally different from the corresponding process in other educational institutions as applying for higher education institution students are admitted to the new educational environment, to the new conditions. Many find it difficult, and the process of adaptation is not always rapid. These difficulties can negatively affect the success of mastering the material, interaction with lecturers and fellow students, which generally causes a lot of problems. In addition, after a certain period the graduates will become tutors and will have to solve a range of professional tasks, integrating into the educational community. Thus, without purposeful work on socialization of students, without formed moral compasses, in the absence of the abilities to plan your life and career path it is impossible to achieve the harmonious development of the student identity and balance between the identity and society in its further professional activity.

Key words: socialization, professional education, model, pedagogical education, higher education institution, the functions of socialization, factors of socialization.

1. Abdulina, O.A. Lichnost' studenta v protsesse professional'noi podgotovki (The identity of the student in the course of vocational training). Vysshee obrazovanie vRossii, 2010. № 3. C.7

2. Andreeva, D.A. O ponyatii adaptatsii: issledovanie adaptatsii studentov k usloviyam obucheniya v vuze (About a concept of adaptation: a research of students' adaptation to training conditions in higher education institution). Astrakhan', Izd-vo «Chelovek i obshchestvo», 2014. S 79-81.

3. Bezyuleva, G.V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noi adaptatsii uchashchikhsya i studen-tov: monografiya (Psychology and pedagogical maintenance of professional adaptation of pupils and students: monograph). M., Izd-vo NOU VPO Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi in-t, 2008. S.24-26.

4. Gal'perin, P.Ya. Aktual'nye problemy vozrastnoi psikhologii (Current problems of age psychology). M., Izd-vo «Prosveshchenie», 1978. 277 s.

5. Il'ina, T.A. Pedagogika (Pedagogics). M., Izd-vo «Prosveshchenie», 2010. 157 s.

6. Makarenko, A.S. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya (Selected pedagogical compositions): v 2-kh tomakh. M., Izd-vo «Pedagogika», 1978.

7. Mel'nik, S.N. Problemy adaptatsii pervokursnikov k uchebnomu protsessu (Problems of adaptation of first-year students to educational process). Studencheskii nauchnyi zhurnal, 2010. T.1. № 6. S.83-89.

8. Sotsializatsiya cheloveka (Socialization of the person): uchebnik dlya vuzov. M., Izd-vo «Academia», 2005. 267 s.

9. Mudrik, A.V. Sotsial'naya pedagogika (Social pedagogics): ucheb. dlya stud. ped. vuzov. 3-e izd., ispr. i dop. M., Izd-vo «Akademiya», 2013. 200 s.

10. Parsons, T. O sotsial'nykh sistemakh: gl. 6. Obuchenie sotsial'no-rolevym ozhidaniyam i mekhanizmy sotsiali-zatsii motivatsii (About social systems: ch. 6. Training in social and role expectations and mechanisms of motivation socialization). M., Izd-vo «Logos», 2002. 131 s.

11. Postovalova, G.I. Psikhologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti adaptatsii studentov (Psychological and social and psychological features of students' adaptation). M., Izd-vo «Azimut-Tsentr», 2011. S. 47-50.

12. Rozin, V.M. Kul'turologiya (Cultural science). M., Izd-vo «Gardariki», 2003. 462 s

13. Stolyarenko, L.D. Pedagogicheskaya psikhologiya (Pedagogical psychology): ucheb. posob. 4-e izd. Rostov na/D., Izd-vo «Feniks», 2010. S. 152-154.

14. Trofimova, N.S. Adaptatsiya studentov k usloviyam obucheniya (Adaptation of students to training conditions): metodich. posob. dlya pedagogov-psikhologov. M., Izd-vo «Marshrut», 2011.S. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.