УДК 378.1
Ведерникова Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, [email protected], Ишим
Поворознюк Ольга Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, [email protected], Ишим
профессиональное становление студентов в условиях
МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИя
Аннотация: В данной статье процесс профессионального становления студентов в вузе рассматривается в контексте социализации. Авторы описывают возможный вариант решения проблемы профессиональной социализации студентов вуза в условиях модернизации педагогического образования, где определяющую роль выполняет программа развития педагогического образования вуза. Данная программа имеет основной целью - повышение качества педагогического образования в вузе и включает следующие подпрограммы: «Подходы преподавания», «Практикоориентированность образовательного процесса», «Профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава» и др., реализация которых будет способствовать успешному профессиональному становлению студентов педвуза.
Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональная социализация, программа развития системы педагогического образования, социализирующая роль вуза.
Vedernikova Lyudmila Vasilyevna
Doctor ofpedagogical sciences, professor, vice rector for scientific and innovative activity of the Ishim state pedagogical institute named after P.P. Ershov, [email protected], Ishim
Povoroznyuk Olga Alexeyevna
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of social pedagogics and pedagogics of the childhood of the Ishim state pedagogical institute named after P.P. Ershov, [email protected], Ishim
PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS of modernization OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract. In this article process of professional formation of students in higher education institution is considered in a socialization context. Authors describe possible option of a solution of the problem of professional socialization of students of higher education institution in the conditions of modernization of pedagogical education where the defining role is carried out by the program of development of pedagogical education of higher education institution. This program has a main objective - improvement of quality of pedagogical education in higher education institution and includes the following subprograms: "Teaching approaches", " Practical orientation of educational process»", "Professional competence of the faculty", etc. which realization will promote successful professional formation of students of higher pedagogical educational institution.
Keywords: professional formation, professional socialization, the program of development of system of the pedagogical education, socializing role of higher education institution.
Успешная профессиональная социализация выпускника вуза сегодня приобретает для общества первостепенную экономическую значимость, поскольку социализированная личность строит свою профессиональную и образовательную траекторию
деятельность более целенаправленно, не затрачивая собственную энергию и государственные средства на пробы и ошибки [2]. Однако в рамках системы высшего педагогического образования профессиональное становление личности будущего учителя до
настоящего времени сводилось в основном к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков. Значимые для будущей профессии характеристики личности, её ценности и мировоззренческий потенциал, согласно стандартизированным суждениям, принадлежали к более далеким перспективам профессионального становления уже на постдипломном этапе подготовки [2].
Профессиональное становление личности на этапе обучения в вузе характеризуется рядом специфических новообразований: становлением и развитием профессионального самосознания, проявлением у субъекта бучения чувства причастности к определенной профессии, стремлением к повышению профессиональной компетентности, формирование особой системы профессиональных ценностей и др. Изучению механизмов развития указанных новообразований в контексте социализации личности пока уделяется фрагментарное внимание.
Г. М. Андреева полагает, что неправомерно рассматривать процесс социализации только со стороны социализирущегося индивида. Социализация, по мнениюиссле-дователя, это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны - активное воспроизводство социальных связей индивидом за счет его активной деятельности. Таким образом, человек не просто усваивает социальный опыт, но, что не менее существенно, преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации [1].
С учетом вышесказанного, профессиональная социализация понимается не только как процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества, но и как процесс активной реализации накапливаемого социального опыта, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие [2].
Учитывая то, что процесс профессиональной социализации проходит в рамках образовательного процесса вуза, необходимо отметить, что современная система педагогического образования имеет ряд внутренних факторов, негативно отражающихся на
эффективности профессиональной социализации студентов. Ключевыми проблемами являются:
1. дисбаланс между уровнем подготовки выпускников и реальными требованиями работодателей;
2. недостаточность предварительной профессиональной ориентации абитуриентов;
3. недостаточное наполнение ФГОС новыми компетенциями для реализации программ инклюзивного образования, работы с одаренными детьми, учащимися, имеющими проблемы в поведении, социально уязвимыми учащимися;
4. недостаточная оснащенность учебного процесса технологиями, формами, средствами, методами формирования новых компетенций, предъявляемых к современному учителю.
Рассмотрим один из вариантов решения вышеперечисленных проблем на примере Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. На основе многоаспектного анализа выявленных негативных факторов и при поддержке губернатора Тюменской области В. В. Якушева, определившего основные ориентиры подготовки нового учителя, в вузе была разработана «Программа развития системы педагогического образования ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова». Авторский коллектив (д.ист.н., ректор С. П. Шилова, д.пед.н., профессор, проректор по НиИД Л. В. Ведерникова, проректор по УРиЛ А. Г. Поливаев, к.пед.н., зав. сектором взаимодействия с вузами и научными организациями Департамента образования и науки Тюменской области О. В. Огороднова, к. биол. н., доцент А. Ю. Левых) сформулировал основные цель и задачи деятельности, разработал подпрограммы, план мероприятий и план по достижению показателей эффективности Программы.
Цель данной Программы - повышение качества педагогического образования в вузе. Основными задачами, решение которых позволит достичь намеченной цели, являются:
1. пересмотр подходов преподавания в целях повышения активности и интерактивности образовательного процесса, усиления его мотивационной основы и развивающего потенциала;
2. усиление практикоориентированности образовательного процесса;
3. развитие профессиональной компетентности профессорско-преподавательско-го состава;
4. обновление системы мониторинга развития профессиональных и общекультурных компетенций студентов;
5. обновление системы профориентаци-онной работы;
6. повышение качества предметной и методической подготовки студентов (по профилям).
Сформулированные задачи позволили определить основные блоки мероприятий и ожидаемые поэтапные результаты.
Подпрограмма «Подходы преподавания» предполагает включение в учебные планы дисциплин по выбору, ориентированных на подготовку студентов к работе с особыми группами детей, внеучебной работе и дополнительному образованию; насыщение рабочих учебных программ инновационными технологиями, активными и интерактивными методами и формами работы. Ожидаемым итогом реализации данной подпрограммы будет полное соответствие организации образовательного процесса в вузе требованиям ФГОС, современной общеобразовательной практики и регионального развития.
Основными результатами Подпрограммы «Практикоориентированность образовательного процесса» являются: скорректированные учебные планы и графики учебного процесса в части организации практик, лабораторных и практических занятий; увеличение доли аудиторной и внеаудиторнойрабо-ты студентов на базе общеобразовательных учреждений; применение технологий, форм, методов, средств организации учебно-воспитательного процесса в вузе, выстроенных на основе деятельностного подхода; создание базовых школ, кафедр, лабораторий в общеобразовательных учреждениях, расширение баз практик.
Подпрограмма «Профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава» реализуется через организацию курсов повышения квалификации для преподавателей вуза по овладению новыми технологиями педагогической деятельности и совершенствованию иноязычной ком-
петентности. Кроме того, предполагается включение педагогов института в работу учебно-методических объединений учителей и школьных лабораторий, организацию педагогической и методической школ, научно-практических семинаров, мастер-классов, курсов повышения квалификации в тесном взаимодействии с общеобразовательными учреждениями г. Ишима и Приишимья.
Реализация подпрограммы «Мониторинг развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов» предусматривает создание и апробацию системы психолого-педагогической диагностики абитуриентов и студентов, поступивших в вуз, нацеленной на выявление уровня сформи-рованности мотивации, профессионально-педагогической направленности и базовых компетенций. Важной составляющей данного блока является создание фонда диагностических оценочных средств, представленных компетентностно-ориентированными заданиями. Разработанные и реализованные диагностические системы позволят осуществлять объективный анализ результативности образовательного процесса и своевременно его корректировать.
Подпрограмма «Профориентация» осуществляется по двум направлениям: профориентация школьников и профориентация студентов. Активизируется работа педагогического коллектива по организации на базе общеобразовательных учреждений педагогических классов и школы юного педагога, физико-математической и филологической школ, школы юного биолога, проблемных групп и кружков, центра развития «Академия детства». Данные структурные подразделения позволяют эффективно организовать работу преподавателей с одаренными детьми, осуществлять научно-методическое сопровождение проектной деятельности школьников, результаты которой представляются в рамках научно-практических конференций, проводимых на базе вуза.
Профориентация студентов включает такие виды деятельности, как подготовку и презентацию портфолио профессиональных, личностных и социальныхдостиже-ний, участие в конкурсах педагогического мастерства, встречу с лучшими учителями и педагогическими династиями, с лучшими выпускниками вуза и работодателями.
Подпрограмма «Предметная подготовка студентов по профилям» ориентирована на разработку и реализацию программно-методического обеспечения по сдвоенным профилям подготовки, включение в учебные планы по всем профилям подготовки в рамках курсов по выбору дисциплин, формирующих иноязычную компетентность студентов, разработку и реализацию программ дополнительной специализации, овладение студентами проектными, информационно-коммуникационными, модульными и кейс-технологиями.
План мероприятий Программы («Дорожная карта») предусматривает детализацию разработанных подпрограмм на уровне конкретных дел, имеющих фиксированные сроки реализации, четко сформулированные результаты работы.
План по достижению показателей эффективности Программы повышения качества педагогического образования в вузе обеспечивает результативность разработанной модели.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что комплексная реализация Программы позволит повысить социализирующую роль вуза в профессиональном становлении студента за счет:
- создания ситуации сознательного выбора профессии. Сознательное определение будущей профессиональной деятельности может стать основой для успешной социализации студентов в период обучения в вузе;
- совершенствования механизма взаимодействия высшей школы с организациями -потенциальными работодателями выпускников;
- совместного решения на уровне регионального управления системой образования вопросов формирования образовательных программ, программ прохождения производственной практики и последующего трудоустройства студентов.
Библиографический список
1. Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
2. Ведерникова Л. В. Профессиональная социализация педагога в условиях социального партнерства: монография . - Ишим: Изд-во ИГПИ, 2009. - 100 с.
3. Ведерникова Л. В. Проблема подготовки профессионально мобильного педагога // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. -С. 34-40.
4. Ведерникова Л. В. К вопросу о становлении научно-исследовательской позиции магистрантов // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. -2012. - №5. - С 51-57.
5. Ведерникова Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности как основы инновационного развития вуза // Педагогическое образование и наука. - Москва. - М.: МАНПО. -№2. - 2012. - С. 77-80.
6. Ведерникова Л. В. Основные принципы и условия становления исследовательской компетентности студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. -2012. - № 12. - С. 43-45.
7. Поворознюк О. А. Социально-психологическая адаптация студентов в педагогическом вузе // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. -2012. - №5. - С 91-94.
8. Поворознюк О. А. Этапы организации самостоятельной работы бакалавров //Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 12. - С. 20-21.