Научная статья на тему 'Модель становления траектории профессионального развития студентов педагогического вуза'

Модель становления траектории профессионального развития студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенюнина Инна Александровна

В данной статье представлены результаты научно-практического исследования по проблеме становления и профессионально-педагогического развития студентов. В статье предложена модель становления траектории профессионального развития личности будущего учителя. Анализ практики работы педагогических вузов свидетельствует о том, что в основном учебный процесс ориентирован на повышение компетентности будущего профессионала, при этом недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального становления и развития студента в течение всего периода его обучения. Актуальность идей, содержащихся в исследовании заключается в том, что автор в ходе научно-исследовательской работы продемонстрировал попытку создать педагогическую среду, способствующую активизации личностного, творческого и профессионального потенциала студента. Освещение проблемы профессионального становления и развития студентов предоставит импульс для дальнейших исследований в области профессиональной подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тенюнина Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель становления траектории профессионального развития студентов педагогического вуза»

УДК 378.14

Тенюнина Инна Александровна

Аспирант кафедры педагогики Ишимского государственного педагогического института им.

П.П. Ершова, tenuynina_inna@mail.ru, Ишим

модель становления траектории профессионального развития студентов педагогического вуза

Аннотация. В данной статье представлены результаты научно-практического исследования по проблеме становления и профессионально-педагогического развития студентов. В статье предложена модель становления траектории профессионального развития личности будущего учителя. Анализ практики работы педагогических вузов свидетельствует о том, что в основном учебный процесс ориентирован на повышение компетентности будущего профессионала, при этом недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального становления и развития студента в течение всего периода его обучения. Актуальность идей, содержащихся в исследовании заключается в том, что автор в ходе научно-исследовательской работы продемонстрировал попытку создать педагогическую среду, способствующую активизации личностного, творческого и профессионального потенциала студента. Освещение проблемы профессионального становления и развития студентов предоставит импульс для дальнейших исследований в области профессиональной подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональное развитие, траектория профессионального развития, модель становления траектории профессионального развития студентов педагогического вуза.

Tenyunina Inna Aleksandrovna

Postgraduate student of the department ofpedagogics of the Ishim state pedagogical institute named after P.P. Ershov, tenuynina_inna@mail.ru, Ishim

model of formation of the trajectory of professional development of pedagogical higher education institution students

Abstract. Results of scientific and practical research on a problem of formation and professional and pedagogical development of students are presented in this article. In article the model of formation of a trajectory of professional development of the identity of future teacher is offered. The analysis of practice of work of pedagogical higher education institutions testifies that generally educational process is focused on increase of competence of the future professional, the individual originality of professional formation and development of the student during the whole period of its training thus is insufficiently considered. Relevance of the ideas containing in research is that the author during research work showed attempt to create the pedagogical environment promoting activization of personal, creative and professional potential of the student. Illumination of a problem of professional formation and development of students will provide an impulse for further researches in the field of vocational training of future teachers.

Keywords: professional development, trajectory of professional development, model of formation of a trajectory of professional development of students of pedagogical higher education institution.

В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования требует актуализации личностного, творческого и профессионального потенциала педагога. Чтобы жить и успешно функционировать в мобильном и динамичном обществе, чтобы иметь возможность самореализовываться, человек должен

обладать системой социальных и нравственных ценностей, высокой психологической гибкостью, способностью осуществлять выбор и творческие преобразования ситуации, другими словами - быть достаточно мобильным в различных социальных и профессиональных обстоятельствах. Специалист должен быть конкурентоспособным.

Успех трудовой карьеры человека зависит не только от высокого уровня его общей подготовки, но и профессиональной [Приводится по: 1]. Именно поэтому, сегодня так актуальна проблема профессионального развития личности и необходимости психолого-педагогического сопровождения траектории данного процесса. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» как основополагающем государственном документе, устанавливающем приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, одной из ведущих целей образования на период до 2025 года является «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту». Возможностью достижения данной цели в условиях модернизации современной системы высшего образования является становление индивидуальной траектории профессионального развития студентов.

При закладке фундамента будущего профессионального роста нужно иметь в виду, что разные люди достигают ступени взрослости, отличаясь друг от друга по уровню своего здоровья, сформированных личностных свойств и, прежде всего, мотива-ционно-потребностной сферы и характера. И поскольку жизнеспособность у них различна, а по содержанию, интенсивности и динамичности проявлений их мотивацион-но - потребностные сферы неодинаковы, как неодинаково развитие общих и специальных способностей, выражающихся в степени успешности приобретения знаний, навыков и умений и оперирования ими, студенты всегда в большей или меньшей степени отличаются друг от друга и как субъекты деятельности. Таким образом, и возможности для дальнейшего развития как индивидов, личностей и субъектов познания, общения и труда тоже будут не совпадать. В связи с этим, траектория личностного и профессионального развития у всех студентов будет разной и рассматривается нами как процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение проекта своего профессионального «Я», исходя из проявления профессионально значимых качеств личности, мобильности в меняющихся условиях профессионально-педаго-

гической среды.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил разработать и теоретически обосновать структурно-функциональную модель процесса становления траектории профессионального развития студентов в педагогическом вузе. Моделирование представляет собой один из распространенных научных методов изучения действительности и представляет собой построение обобщенного и абстрактного объекта. Этот объект и есть модель исследования [Приводится по: 2]. Моделирование процесса становления траектории профессионального развития студентов, рассматривается как специфический способ познания, при котором объектом исследования является процесс профессионального развития студентов. Модель при этом рассматривается как некий эталон, аналог деятельности преподавателя и студентов, направленный на решение общих задач становления индивидуальной траектории профессионального развития у будущих учителей.

Разработанная нами модель становления траектории профессионального развития будущего учителя представляет собой систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой; содержательный; процессуальный (педагогические условия, средства, способы); оценочно-результативный (результат, критерии и уровни его оценки) и системообразующие связи между ними (рисунок 1).

Управляющим элементом модели является социальный заказ: потребность общества в высококвалифицированных специалистах, способных самостоятельно продвигаться по индивидуальной траектории профессионального развития.

Выделение целевого компонента обусловлено необходимостью осознания цели деятельности педагога и определяет выбор способов, действий. Данный компонент выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. Цель оказывает ориентирующее влияние на весь ход образовательного процесса, связывая воедино содержание, методы, организационные формы и в результате в значительной степени детерминируя успех педагогических действий.

Целевой компонент

Цель: становление траектории профессионального развития будущего специалиста, потребность в профессиональной самореализации

о

р я

о й

и -Я

а я

Я р

О4 ы

п с

о,

■в* о

2 О!

° л

й а

Я д

ю

ь щи

н я

г в

ч и

о я

р у

и н

т й

к й

я я=

я чз

о

ш р

я я

о

я р

п р

о ■в*

3 Е я

Я:

п

р Я

О г н

с О

сто о К и

аа е

л у о ь р к

я о а

2 н я

^ я о я

я

о м П

ее 2 е и и!

3 о р е

у а е н

л

ь у (1

у 3

О

п

чз о ■в* й

р с

Р ы ей.

д н Я

ь Я

у 3

Я

г

й р ь ж

ь я ~ о я я о в

я ы

р я

г

Г—, Ч н

о

ь 2 Я

Й о

о к

аа л У с

ь р К я о а

огня

^ я я

Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

р

ч

я

о

о

4 ч я л й к » <

О я о о о и И о т о а р я

О! я Е

Е с ^ о я ш с т р

а я Я

я сг о

о Я: и

и ^

ы о о я я

я я ■в

я я о

¡0 т в

т р ГС

43 е т Я я т е т о о о а

о о р ь

43 я я №

Я я о я ш я п Е

п я р

43 сг о к

о Я: ■в* О

■в* о г

О О о я о о я о а О =

о я р ы Я а ь гс = н

сг я я

я о ч о я о ш р о ч о р

р с з

з ш я т я о я я в я т я

я ь4 ¡0

¡0 Я:

Р

О

■в*

ы

о

и

о

я

ш

я

Е

»

я я

Я:

О

ы о ч

я л й о И

я

Я:

43

р

с я о я

■в*

Ы

я

о о

с о я о л я

Т о о р а о м а о и й В

о

т т

я ол

и я в"

< — - е ы л

м

о Е а=

т я

о о

д о Ы и з

СГ а с к

т

и л й о р з р •• Я ш

Й р я Й о т

п 5 о д и н 5 н и с

ь4

л н

С о у ^

д ГС о я з с

■в ж о т тт р и

о р р

- й

е л в-= Е й я Е т ов

Я: ко 2 р я ю и 0 ь4 п ь

к Я р о

О о

о а О а т Й я т я о е к й 3 й м й Р Я ч о

н т я -в*

н я сг Зс ак Р я ь с н о р о

ов и р р Я а

м

й

о 3 Ы

Ы ш я

о и

ч т

я я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л я й

й я

к й

и с я

» р

ы

о я

о й

О! т

сг р

т ,

я

Я:

Я с

Е я

о

й

о

О!

я

сг

я

>

1. Мотивационные 2. Содержательные 3. Организационные 4. Регулирующие

Условия становления траектории профессионального развития:

Рисунок 1 - Модель становления траектории профессионального развития студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки

Содержательный компонент раскрывает содержание и направления становления траектории профессионального развития будущего учителя: формирование положительного отношения и устойчивого интереса к профессиональной деятельности, осознание профессии, формирование образа профессиональной деятельности (эмоционально-мотивационный компонент); формирование системы теоретико-методологических знаний, методологических убеждений, общенаучных профессионально значимых методов познания, научного стиля мышления (теоретико-методологический компонент); приобретение профессиональных навыков и творческих умений (операционально-технологический компонент); формирование рефлексивно-личностного способа профессиональной деятельности (рефлексивно-оценочный компонент).

Процессуальный компонент показывает, что исходными позициями становления траектории профессионального развития в процессе обучения в вузе является поэтапная деятельность преподавателя и деятельность студентов, направленная на решение общих задач становления траектории профессионального развития будущих педагогов.

Оценочно-результативный компонент определяет эффективность функционирования предлагаемой модели, связанной с разработкой соответствующих уровней становления траектории профессионального развития (пассивный, активно-поисковый, активно-деятельностный), её критериев и показателей.

Содержание и структура траектории профессионального развития личности студента, по нашему мнению, включает следующие компоненты: профессионально значимые качества, активность личности, мобильность личности, креативность личности, готовность к саморазвитию.

1. Профессионально значимые качества, такие как эрудиция, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, наблюдательность, предвидение и рефлексия формируются в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.

2. Активность личности. Данный компонент характеризуется такими показателями, как готовность к профессионально-педагогической деятельности, внешнему прояв-

лению намерений, освоению новых форм и видов педагогической деятельности, а также готовность преобразовывать внешнюю профессионально-педагогическую среду и т. д.

3. Успешность адаптации характеризуется такими показателями, как готовность специалиста к переменам, адекватному принятию и преобразованию сложных ситуаций, избеганию жестких стереотипов в выборе педагогического воздействия, успешному овладению педагогической деятельностью, а также разрешению широкого спектра профессиональных и жизненных проблем в изменяющихся условиях среды. Характеризуя адаптивность, прямо или косвенно указывают на наличие мобильности, как признака адаптивности. Так В. А. Мищенко рассматривает профессиональную мобильность, как качество человека, отражающее его способности и готовность к смене профессии, обусловленное личными способностями, внешними условиями жизни и его социализацией, включая направленную профессиональную и психологическую подготовку, полученную в различных образовательных структурах [Приводится по: 3].

4. Креативность личности выражается в следующих показателях: поиск педагогом оригинальных приемов и средств, новаторских форм и методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в уже знакомых ситуациях; умение видеть перспективу, видеть знакомый объект совершенно с новой стороны, в новом контексте; быстро и свободно переключать мысли.

5. Способность к саморазвитию преломляется в следующих показателях: направленность мотивации на самореализацию в профессионально-педагогической деятельности, познании и общении, на достижение успеха в разных видах профессиональной деятельности; потребность и готовность к самообразованию, саморазвитию, связанные с постоянным поиском педагогом знаний, новой информации для продуктивного решения профессиональных задач, с умением регулировать, организовывать свою педагогическую деятельность с учетом изменений в профессии и обществе.

Результатом становления траектории профессионального развития личности студента является становление её компонентов на пассивном, активно-поисковом или активно-

деятельностном уровне.

В связи с тем, что объектом нашего исследования является процесс профессионального развития студентов, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента.

Так как становление траектории профессионального развития - это планомерный, целенаправленный процесс, то правомерно присутствие в этом процессе взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов. В нашей модели представлены следующие этапы: диагностический, экстенсивный, интенсивный, инновационный, рефлексивный.

Первый этап - диагностический. Целью диагностического этапа становления траектории профессионального развития являлось выявление уровня профессионального развития будущих педагогов в первоначальный период обучения через диагностику обозначенных критериев.

Второй этап - экстенсивный. Целью экстенсивного этапа являлась подготовка студентов к изменению себя, своей деятельности, как рефлексивной реакции на «возмущения» образовательной среды (специально созданные посредством организации событий, проблем, ситуаций, задач), в результате которых студент обращается к анализу своих собственных ресурсов, позволяющих ему двигаться навстречу событиям, требованиям. Происходит накопление теоретического материала (структурирование программ, концепций, опыт разработки проектов, анализ проектов и т. п.), приобретение профессиональных навыков. На данном этапе нами был реализован способ погружение студентов в моделируемую профессиональную среду, используя при этом следующие средства: педагогическое проектирование; тренинг; решение педагогических ситуаций; деловые игры.

Третий этап - интенсивный. Целью интенсивного этапа являлось формирование компетенции планирования и проектирования студентами траектории будущей педагогической деятельности, изучение педагогических объектов с позиции продвижения к собственным вершинам совершенства. Данный этап предполагает прогнозирование и построение программы своей траектории профессионального развития. При этом он призван трансформировать личностную по-

зицию студента в профессионально-педагогическую, с целью проектирования себя в будущей педагогической деятельности, и направлен на развитие способности к организации образовательного пространства и осознанию себя в профессии. На данном этапе был реализован способ изучения педагогических объектов с позиции продвижения к собственным вершинам совершенства (карьерного роста) используя при этом следующие средства: педагогическое проектирование, создание и презентация проекта «Моя профессиональная траектория».

Четвёртый этап - инновационный. Данный этап преследует цель обеспечить студентам возможность профессиональной творческой самореализации при использовании способа погружения в реальную педагогическую среду в период педагогической практики в общеобразовательных школах; средство - проектирование индивидуальных педагогических объектов (проектов социально-педагогического плана, педагогических технологий и т.д.), защита проектов.

Пятый этап - рефлексивный. Его цель -констатировать уровень профессионального развития студентов на заключительном этапе обучения в вузе через повторную диагностику установленных критериев профессионального развития; реальное включение студентов в процесс собственного профессионального становления, что дает возможность будущим педагогам активно продвигаться в овладении профессией. Смена состояний «устойчивость-движение» позволяет проявлять изменение траектории профессионального развития. Названный этап направлен на развитие способности к организации образовательного пространства, развитие креативности, осознание себя в профессиональной деятельности.

Важным структурным элементом рассматриваемой модели являются педагогические условия становления траектории профессионального развития студентов. Мы выделяем следующие условия становления траектории профессионального развития студентов.

1. Мотивационные условия. Основанием для выделения группы мотивационных условий является тот факт, что ситуация неопределенности активизирует активность студента к поиску пути выхода из нее. Кроме того, в нашем исследовании мотивационные

условия составляют акмеологическую основу становления траектории профессионального развития, которая побуждает и направляет этот процесс из режима управления в режим самоуправления, саморазвития. Данная группа условий направлена на выявление проблем, противоречий, определяет цели, задачи и способы становления собственного профессионального пути, мотивирует студента к саморазвитию, самообразованию, самоконструированию. Мотивационные условия включают в себя поддерживание положительной мотивации будущего учителя к самопрограммированию своей профессиональной деятельности; создание образовательной среды, стимулирующей профессиональную активность студентов.

2. Содержательные условия. Данные условия связаны с определением содержания процесса становления траектории профессионального развития у будущих педагогов. Данная группа условий способствует успешной адаптации и саморазвитию студента в изменяющихся условиях образовательной среды, формированию у него готовности и способности мобильно приспосабливаться к изменяющейся среде, осуществлять творческий подход к решению профессиональных проблем. Для реализации этой группы условий необходимо погружение в профессиональную деятельность. Это возможно либо в обстановке реальной профессиональной среды, либо в обстоятельствах, близко моделирующих профессиональную реальность. Поэтому погружение в профессиональную деятельность необходимо осуществлять в двух направлениях: погружение в моделируемую среду (в условиях психолого-педагогического практикума) и погружение в реальную профессионально-педагогическую среду (в условиях педагогической практики). С целью помочь будущему педагогу подготовиться к педагогической деятельности с ее многоаспектными ситуациями выбора, научить успешно справляться с решением профессиональных задач, проявлять активность при столкновении с затруднениями, самостоятельно восполнять недостающие знания, то есть стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию нами был введён психолого-педагогический практикума, который представляет собой непосредственную подготовку к практике студентов в об-

разовательных учреждениях. Средствами, способствующим реализации данной группы условий, являются игровые технологии, профессионально-педагогические тренинги, педагогическое проектирование.

3. Организационные условия. Данные условия способствует установлению и удержанию педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов, основанных на сотрудничестве и взаимном интересе к профессиональной деятельности. Организация процесса становления траектории профессионального развития будущих педагогов, обеспечивает переход от внешнего управления процессом становления траектории профессионального развития у будущих педагогов к самоуправлению. В основе этого перехода заложены процессы самоконструирования и саморазвития. Благодаря им, происходит адаптация студента к изменяющимся условиям образовательной среды, мобилизация их потенциальных возможностей. сознательное управление собственной деятельностью на основе лич-ностно-профессиональных установок и траектории своего продвижения к вершинам профессии.

4. Регулирующие условия. Способствует анализу, учету и коррекции процесса и результатов становления траектории профессионального развития студентов. К регулирующим условиям мы относим следующие: побуждение студентов к сознательному управлению собственной деятельностью на основе личностно-профессиональных установок и траектории своего продвижения к вершинам профессии; обеспечение самомониторинга становления траектории профессионального развития студентами.

Эти условия являются системообразующими в данном контексте, то есть непременными характеристиками, не исключающими и ряда других.

Реализация разработанной модели осуществлялась с 2010 по 2013 учебный год на базе ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова». Анализ экспериментальной работы показал положительные результаты - при равных исходных показателях групп, участвующих в эксперименте. Сопоставляя результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, можно

отметить следующие изменения в уровнях становления траектории профессионального развития у будущих педагогов. Так, в экспериментальной группе на 26,5 % (22 чел.) уменьшилось количество студентов, обладающих пассивным уровнем становления траектории профессионального развития, в то время как в контрольной группе только на 2,2 % (2 чел.); на момент окончания эксперимента активно-поисковый уровень становления траектории профессионального развития отмечен у 32,3 % (26 чел.) студентов экспериментальной группы и 11 % (10 чел.) контрольной. В экспериментальной группе на 23,3 % (19 чел.) увеличилось количество студентов, достигших активно-деятельност-ного уровня становления траектории профессионального развития, в то время как в контрольной группе - лишь на 1,1 % (1 чел.).

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что организованные в ходе формирующего эксперимента педагогические условия благоприятно влияют на становление траектории профессионального развития у будущих педагогов.

Библиографический список

1. Ведерникова Л. В., Кипина О. А. Профессионально-педагогическая мобильность: теория и практика формирования: моногр. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. - 144 с.

2. Ведерникова Л. В. Методические рекомендации по организации педагогического исследования. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. - 48 с.

3. Мищенко В. А. Формирование профессиональной мобильности в системе высшего профессионального образования - Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2010. - 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.