Научная статья на тему 'Повышение эффективности трудоустройства выпускников как результат реализации программы развития педагогического вуза'

Повышение эффективности трудоустройства выпускников как результат реализации программы развития педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Сергей Павлович

В данной статье автор раскрывает стратегические направления развития педагогического образования, содействующие трудоустройству выпускников такие как: пересмотр подходов преподавания в целях повышения активности и интерактивности образовательного процесса; усиление практикоориентированности образовательного процесса; развитие профессиональной компетентности профессорско-преподавательскою со става; обновление системы мониторинга развития профессиональных компетенций студен тов; обновление системы профориентационной работы; повышение мотивации абитуриентов для поступления на педагогические специальности, формирование мотивации выпускников вуза для педагогической работы в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности трудоустройства выпускников как результат реализации программы развития педагогического вуза»

УДК 378.1

Шилов Сергей Павлович

Доктор исторических наук, профессор, ректор Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, Sshilov@mail.ru, Ишим

повышение эффективности трудоустройства

выпускников как результат реализации программы развития педагогического вуза

Аннотация. В данной статье автор раскрывает стратегические направления развития педагогического образования, содействующие трудоустройству выпускников такие как: пересмотр подходов преподавания в целях повышения активности и интерактивности образовательного процесса; усиление практикоориентированности образовательного процесса; развитие профессиональной компетентности профессорско-преподавательскою состава; обновление системы мониторинга развития профессиональных компетенций студентов; обновление системы профориентационной работы; повышение мотивации абитуриентов для поступления на педагогические специальности, формирование мотивации выпускников вуза для педагогической работы в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: трудоустройство выпускников, программа развития педагогического вуза, практикоориентированность образовательного процесса.

Shilov Sergey Pavlovich

Doctor of historical sciences, professor, rector of the Ishim state pedagogical institute named after P.P.

Ershov, Sshilov@mail.ru, Ishim

increase of efficiency of employment of graduates a s result of implementation of the program of development of pedagogical higher education institution

Annotation: In the article the author reveals strategic directions of the development of teachers training education which contribute to the employment of graduates such as reconsidering the approaches to teaching to raise the activity and interactivity of educational process; intensifying practical orientation of educational process; the development of professional competence of instructors; updating the system of monitoring the development of professional competencies of students; updating the system of career counseling; raising the motivation of applicants to enter the teachers training departments; forming the motivation of graduates to work as teachers in comprehensive educational institutions.

Keywords: graduates' employment, the program of development of a teachers training higher educational institution, practical orientation of educational process.

Программа мониторинговых исследований качества образования в российских вузов строится на системе индикаторов, одним из которых является уровень востребованности выпускников, их успешное трудоустройство.

Рассматривая детально вопрос трудоустройства студентов и выпускников вуза, можно сформулировать основные причины их невостребованности: слабая организация связи высшего образования с рынком труда, низкий уровень практикоориентированно-сти образовательного процесса вуза. Соот-

ветственно, бывшие студенты, выходя из вуза, не могут трудоустроиться по специальности, поскольку им не хватает практики.

Анализ результатов мониторинга ИГПИ им. П. П. Ершова позволил конкретизировать основную проблему невостребованности выпускников и сформулировать стратегические направления развития педагогического образования, содействующие трудоустройству молодых специалистов:

1. пересмотр подходов преподавания в целях повышения активности и интерактив-

ности образовательного процесса, усиления его мотивационной основы и развивающего потенциала;

2. усиление практикоориентированности образовательного процесса;

3. пазвитие профессиональной компетентно сти профессорско-преподавательскою состава;

4. обновление системы мониторинга развития профессиональных компетенций студентов, включая входную психолого-педагогическую диагностику и организацию квалификационных испытаний в компетент-ностном формате;

5. обновление системы профориентаци-онной работы;

6. повышение качества предметной подготовки студентов; совершенствование методической подготовки студентов (по профилям);

7. повышение мотивации абитуриентов для поступления на педагогические специальности, формирование мотивации выпускников вуза для педагогической работы в общеобразовательных учреждениях;

8. обогащение научно-методического сопровождения новых профилей подготовки материалами нового содержания, в том числе в сфере межкультурных коммуникаций и физической культуры.

Выделенные направления обусловили создание «Программы развития системы педагогического образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова». Рассмотрим детально каждое из них.

В современных условиях намечаются тенденции, проявляющиеся в переходе: от узкой специализации и ограниченной ответственности - к широкой профессиональной ответственности; от планируемой карьеры -к гибкому выбору пути профессионального развития. Реализация первого направления позволит подготовить студентов не только к преподаванию «своего» предмета на базовом уровне, но и к реализации программ инклюзивного образования, работе с одарёнными детьми, к организации индивидуальной, парной, групповой работе на уроках и во внеурочной деятельности, к работе в системе дополнительного образования.

Сегодня от профессионального образования ждут адекватной кадровой и иннова-

ционной отдачи, поэтому усиление прак-тикоориентированности образовательного процесса это необходимое требование, которому должна соответствовать подготовка будущего педагога. Реализация данного направления предлагает:

- изменение сроков, форм, методов, содержания и результатов педагогической практики студентов;

- изменение технологий, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в вузе согласно профилям подготовки;

- увеличение доли аудиторных, внеаудиторных занятий и самостоятельной работы студентов на базе общеобразовательных учреждений (СОШ, ДОУУ ДОД);

- создание базовых школ, базовых кафедр и лабораторий в общеобразовательных учреждениях и расширение баз практик.

Говоря о трудоустройстве молодых специалистов, необходимо обратить внимание на разницу в требованиях к выпускникам со стороны профессорско-преподавательского состава и работодателей. Необходимо таким образом организовать работу с преподавателями, чтобы результаты их профессиональной деятельности были согласованы с запросами рынка труда.

Деятельность вуза в этом направлении включает в себя:

- организацию курсов повышения квалификации для ППС по овладению технологиями работы с разными категориями школьников;

- включение ППС вуза в работу учебно-методических объединений учителей и базовых школьных лабораторий;

- приглашение ведущих методистов по дисциплинам профильной подготовки для проведения научно-педагогических семинаров, аудиторных и внеаудиторных занятий, мастер-классов, курсов повышения квалификации;

- разработку и реализацию программ совершенствования иноязычной компетентности ППС в рамках лингвистического центра на базе ИГПИ;

- овладение ППС современными педагогическими практико-ориентированными технологиями, формами, методами и средствами организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС и современной общеобразовательной практики.

Известно, что компетентностный подход является ключевым в подготовке студентов педагогического вуза, следовательно, Большое внимание необходимо уделять мониторингу развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов, изучению уровня сформированности у них новых профессиональных компетенций (умение работать с одарёнными детьми; работать по программам инклюзивною образования; преподавать русского языка учащимся, для которых он не является родным; работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии, с девиантными, зависимыми, социально-запущенными детьми с серьёзными отклонениями в поведении и др.) Результаты системного изучения процесса подготовки студентов позволяет своевременно соотнести и скорректировать целевой компонент и педагогический инструментарий в соответствии с требованиями работодателей.

По данным Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ более 80% учащихся высшей школы нуждаются в содействии трудоустройству по окончании вуза. Следовательно, ключевым блоком системы подготовки современного учителя является обновление системы организация профориентационной работы в вузе, котора-явключает следующие виды деятельности.

1. Создание на базе общеобразовательных учреждении педагогических классов, школы юного педагога, физико-математической школы, филологической школы, школы юного биолога, проблемных групп, кружков, Центра развития «Академия детства».

2. Научно-методическое сопровождение преподавателями вуза работы с одаренными детьми.

3. Научно-методическое сопровождение ППС вуза организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

4. Организация на базе вуза региональной научно-практической конференции учащихся школ «На пути к открытиям».

5. Подготовка преподавателями вуза олим-пиадных заданий и проведение предметных олимпиад для учащихся школ (иностранный язык, русский язык, литература и др.).

6. Подготовка студентами вуза портфолио профессиональных, личностных и социальных достижений: 100% обеспеченность выпускников портфолио.

7. Организация конкурсов педагогического мастерства разного уровня и подготовка студентов.

8. Встречи с лучшими учителями, педагогами, проведение мастер-классов победителями конкурсов педагогического мастерства, организация встреч с педагогическими династиями.

9. Проведение и участие студентов во встрече с лучшими выпускниками вуза («Формула успеха»).

10. Организация круглых столов и встреч с работодателями с обязательным участием всех выпускников вуза.

Перспективность трудоустройства выпускников напрямую зависит от предметной подготовки обучающихся по профилям, включающей:

- ведение сдвоенных профилей подготовки студентов;

- перераспределение часов, сроков, изменение форм, методов и содержания учебных и педагогических практик по реализуемым профилям подготовки студентов;

- введение в учебные планы всех профилей подготовки в блок дисциплин по выбору предметов, направленных на формирование профессиональных компетенций по работе с детьми разных категорий;

- включение в учебные планы по всем профилям подготовки в рамках курсов по выбору дисциплин, формирующих иноязычную компетентность студентов;

- овладение студентами знаниями ФГОС общеобразовательных школ и ФГТ в рамках методик преподавания предметных дисциплин;

- введение в рабочие учебные программы дисциплин модульных, проектных, дистанционных, информационно-коммуникационных технологий по всем реализуемым профилям подготовки;

- разработку и реализацию учебных рабочих программ дисциплин «Русский язык как иностранный», «Иноязычные основы специальной профессиональной лексики»;

- разработку и реализацию программы дополнительной специализации для студентов «Физкультурно-оздоровительная работа вобщеобразовательных учреждениях»;

- овладение профессиональными и общекультурными компетенциями;

- овладение проектными, информацион-

но-коммуникационными, модульными и кейс-технологиями, умениями создания учебно-методического и образовательного продукта.

Реализация «Программы развития системы педагогического образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» позволяет устранить существующее несоответствие между требованиями вуза и рынка труда к уровню подготовки выпускников, согласовать взгляды на трудоустройство молодых специалистов.

Библиографический список

1. Ведерникова Л. В. Профессиональная социализация педагога в условиях социального партнерства: монография. - Ишим: Изд-во ИГПИ, 2009. - 100 с.

2. Ведерникова Л. В. Проблема подготовки профессионально мобильного педагога // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 34-40.

3. Ведерникова Л. В. К вопросу о становлении научно-исследовательской позиции магистран-

тов // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. -2012. - №5. - С. 51-57.

4. Ведерникова Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности как основы инновационного развития вуза // Педагогическое образование и наука. - Москва. - М.: МАНПО. -№2. - 2012. - С. 77-80.

5. Ведерникова Л. В. Основные принципы и условия становления исследовательской компетентности студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. -2012. - № 12. - С. 43-45.

6. Поворознюк О. А. Социально-психологическая адаптация студентов в педагогическом вузе // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. -2012. - №5. - С. 91-94.

7. Поворознюк, О.А. Этапы организации самостоятельной работы бакалавров // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 12. -С. 20-21.

8. Шилов С. П. Педагогический вуз как субъект социокультурного развития региона // Педагогическое образование и наука. - М.: МАНПО. - №2. -2012. - C. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.