Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе'

Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / PHYSICAL CULTURE TEACHERS / TEACHERS TRAINING SYSTEM / COMPETENCE / QUALITY OF TEACHERS TRAINING / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES / PRACTICE-ORIENTED CHARACTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поливаев Алексей Геннадьевич

В статье анализируются проблемы подготовки студентов физкультурного факультета педагогического вуза, опыт построения учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов и их соответствия требованиям педагогической профессии. В статье предлагаются пути совершенствования качества подготовки будущих учителей физической культуры на основе отбора и обучения студентов с учетом их личностных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поливаев Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF PHYSICAL CULTURE TEACHERS TRAINING SYSTEM

The article analyzes the problem of raising the quality of training students at faculties of physical education of pedagogical colleges. The paper presents the experience of organizing training process at the faculty of physical education of P.P. Ershov Ishim State Teacher’s Training Institute considering individual psychological peculiarities of students and their suitability for the requirements of teacher’s profession. The article suggests the ways of improving the education quality of teachers training based on selection and organization of learning process considering students’ personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе»

134

Высшее образование в России • № 11, 2013

димо не просто выполнить алгоритм действий, а изменить деятельность в зависимости от меняющихся условий профессиональной и социальной среды.

Пятый этап - рефлексивный. Его цель -констатировать уровень профессионального развития студента на заключительном этапе обучения в вузе через повторную диагностику установленных критериев профессионального развития. Реальное включение студента в процесс профессионального становления дает возможность будущему педагогу активно продвигаться в овладении профессией. Данный этап направлен на формирование способности к организации образовательного пространства, на развитие креативности и саморефлексии.

Можно заключить, что ведущим фактором выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития является стремление педагога к саморазвитию и самоконстру-ированию. Саморазвитие позволяет регулировать, организовывать собственную педагогическую деятельность с учетом изменений в профессии и обществе, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытым и готовым к новым поворотам своего жизненного пути.

Литература

1. Ведерникова Л.В. Теория и практика фор-

мирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. 196 с.

2. Кормильцева М.И. Психологические де-

терминанты профессиональной мобильности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 9-11.

3. Левитес Д.Г. Практика обучения: Совре-

менные образовательные технологии. Мурманск, 1997. 288 с.

Совершенствование системы

АГ ПОШВАЕВ, подготовки учителя физической

ст. преподаватель

И культуры в педагогическом вузе

В статье анализируются проблемы подготовки студентов физкультурного факультета педагогического вуза, опыт построения учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов и их соответствия требованиям педагогической профессии. В статье предлагаются пути совершенствования качества подготовки будущих учителей физической культуры на основе отбора и обучения студентов с учетом их личностных характеристик.

Ключевые слова: компетентность, качество педагогического образования, индивидуально-психологические особенности, практикоориентированность

Из жизни вуза

135

Анализ литературы, посвященной выявлению тенденций развития педагогического образования в современных условиях, позволяет выделить ряд перспективных направлений совершенствования системы подготовки будущих учителей. В частности, работники вузов отмечают необходимость улучшения отбора абитуриентов, изучения и формирования ихпрофессиональной мотивации. Работодатели, в числе которых общеобразовательные учреждения, комитеты и департаменты по образованию, в свою очередь, вынуждены констатировать недостаточную подготовленность выпускников к выполнению своих непосредственных функций в реальном педагогическом процессе.

В последнее время действительно обостряется проблемная ситуация, при которой выпускники педагогических вузов, имея «багаж» солидных теоретических знаний, не способны реализовать его в повседневной деятельности школы. Академичность педагогического образования, повышенная тео-ретизированность в подготовке учителей не соответствуют реальным потребностям общеобразовательной практики. Следовательно, одним из основных принципов перестройки работы педагогическихвузов должно стать повышение практикоориентирован-ности учебного плана.

В Ишимском государственном педагогическом институте им. П.П. Ершова разработана программа развития системы педагогического образования, которая учитывает основные потребности общеобразовательной практики. Программа включает несколько направлений, способствующих повышению качества подготовки педагогических кадров.

На наш взгляд, для повышения качества подготовки физкультурных кадров необходимо совершенствование следующих направлений деятельности вуза. Во-первых, это качественный отбор или предварительная подготовка абитуриентов, поступающих в педагогические вузы. Различными

исследованиями [1; 2] показано, что успешные студенты физкультурных специальностей обладают набором личностных характеристик, которые позволяют быстрее достичь педагогического мастерства. А именно, квалифицированный педагог в сфере физической культуры (ФК), тренер должен иметь уравновешенную и подвижную нервную систему, быть эмоционально стабилен, обладать такими качествами, как социальная смелость и активность, практичность, добросовестность, быть ориентированным на социальное одобрение окружающих. Подтверждением этому является разработанная и апробированная нами модель подготовки студентов факультета физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей личности [3]. Модель показала свою эффективность, что выразилось в более высоком учебном рейтинге студентов экспериментальной группы, а также в более высоком уровне сформированности у студентов профессионально-педагогических умений (гностических, коммуникативных, организаторских, конструктивных).

Результаты эксперимента, проводивше-

136

Высшее образование в России • № 11, 2013

гося в течение всего 5-летнего срока обучения, свидетельствуют об эффективности профессиональной подготовки студентов, основанной на учете ихличностных особенностей, таких как свойства нервной системы, особенности коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер. Данная модель подготовки разработана для студентов факультета физической культуры, однако мы считаем, что такой подход может быть реализован при подготовке студентов любых профилей педагогического направления. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы при отборе абитуриентов в педагогический вуз. Особо актуальным данный подход представляется в современных условиях сокращения контрольных цифр приема на педагогические профили, уменьшения студентов в учебных группах, а следовательно, увеличения возможностей индивидуализации образовательного процесса в вузе.

Испытанным механизмом совершенствования системы подготовки физкультурных кадров является предварительная довузовская подготовка будущих учителей. В этом аспекте перспективным видится открытие педагогических профильных классов в школах или лицеях.

Во-вторых, важным направлением совершенствования качества подготовки учителей ФК является повышение практико-ориентированности образовательного процесса, привязка процесса обучения в вузе к реальным условиям педагогической деятельности в школах [4; 5]. С этой целью в программе развития педагогического образования предусмотрено изменение форматов и сроков учебных и педагогических практик, способствующих формированию особых умений и профессиональных компетенций в специально моделируемых ситуациях педагогического процесса. В частности, увеличены форматы практик, введена распределенная практика, часть учебной нагрузки (семинары и лабораторные занятия) вынесена в образовательные учрежде-

ния, создаются базовые кафедры в общеобразовательных школах. Реализуемая программа должна привести к повышению качества профессиональной подготовки студентов, что будет выражаться в высоком уровне сформированности профессиональных и общекультурных компетенций, а также в эффективном трудоустройстве выпускников и положительных отзывах работодателей.

В-третьих, повышению качества подготовки учителя физической культуры будет способствовать изучение и формирование профессиональной мотивации и педагогической направленности личности студентов на этапе вузовского и довузовского образования [6-8]. Для эффективного функционирования системы подготовки педагогичес-кихкадров нами разрабатывается система мониторинга сформированности мотивации, профессиональной педагогической направленности личности студентов, в которую входят опросные методики, анкетирование и тестирование. С той же целью в учебные планы включены спецкурсы, формирующие у студентов новые компетенции, позволяющие им работать с детьми, имеющими специальные потребности в образовании, с разными типами семей, с детьми разных национальностей. Программой предусмотрено взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, в частности, в ней заложены мероприятия по выявлению педагогически одаренных детей и их профориентации для поступления в педагогический вуз; рассматривается вопрос об открытии педагогического класса в общеобразовательном лицее, где будет проводиться работа по формированию профессиональной мотивации на этапе довузовского обучения.

Существенное влияние на качество подготовки будущих учителей ФК оказывает участие студентов в деятельности экспериментальных площадок, например, по реализации модели спортивно-ориентированного физического воспитания в школе, а также по организации здоровьесбережения

Из жизни вуза

137

школьников в условиях физкультурнооздоровительной среды общеобразовательной школы. Кроме того, в вузе проводятся мероприятия по улучшению профориентационной работы со студентами: пересмотрено содержание программ практик с увеличением доли воспитательной работы и взаимодействия с детьми, в том числе имеющими особые потребности в образовании; планируется проведение встреч с лучшими учителями и учительскими династиями, намечены круглые столы «Я в профессии», конкурс «Школа будущего » и т.п.

Таким образом, можно констатировать, что на данном этапе развития педагогического образования вполне возможно совершенствование системы подготовки учителей ФК в педагогических вузах. Вузы вправе самостоятельно определять стратегию своего развития и совершенствования деятельности. Важными инструментами решения данной задачи могут стать разработка и реализация программ развития педагогического образования в каждом конкретном вузе с учетом его особенностей и возможностей. При этом особое внимание должно быть уделено качественному отбору и предварительной подготовке абитуриентов педагогических вузов, повышению практико-ориентированности образовательного процесса в вузе, совершенствованию профориентационной работы с выпускниками вуза.

Литература

1. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль дея-

тельности в педагогическом мастерстве учителя: Учеб. пособие. Пермь, 1979. 73 с.

2. Медведева Е.Н. Педагогическое мастерство

специалиста по физической культуре и современные подходы к технологии его формирования. Великие Луки, 2007. 279 с.

3. Поливаев А.Г. Особенности формирова-

ния профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 94-96.

4. Лазарев Г.И. Ориентированное на практи-

ку обучение - ответ на требования внешней среды // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 3-13.

5. Оглоблин К.А. Инновационная система

повышения качества подготовки педагогов по физической культуре // Ученые записки. 2008. № 6(40). С. 75-78.

6. Артамонова Е.И. Компетентностный под-

ход в формировании личности педагога-профессионала // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 4-9.

7. Бабушкин Г.Д., Карпова Л.А. Формирова-

ние профессиональных умений у будущих учителей физической культуры для работы с учащимися специальных медицинских групп // Омский научный вестник. 2011. № 6. С. 170-175.

8. Жуйкова Т.П. Профессиональная педаго-

гическая направленность в формировании личности будущего учителя // Наука и бизнес. 2013. № 1(19). С. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.