УДК 378.14
А. Б. Гогин, Д. М. Правдов, Н. В. Гогина
Модель подготовки будущих учителей физкультуры к работе в сельской школе
В статье представлены результаты диссертационного исследования, посвященного изучению проблемы подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе.
Ключевые слова: сельская школа, педагогические условия, модель подготовки, специальный курс по подготовке учителя физической культуры для работы в сельской школе.
А. B. Gogin, D. М. Pravdov, N. V. Gogina
A Model of Future Physical Training Teachers' Training to Work at Rural School
In the article results of the research devoted to study the problem of students' training at the Faculty of Physical Culture to work at rural schools are presented.
Key words: rural school, pedagogical conditions, a training model, a special course of physical training teachers' training to work at a rural school
Сельская школа в ряду различных типов и видов общеобразовательных учреждений, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу функционирует в неповторимых и разнообразных социально-экономических, природно-климатических, социально-культурных условиях. При этом специфика образовательного процесса сельской школы отражается на организации физкультурно-оздоровительной работы.
Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры и его подготовки в вузе обусловлены характерностью образовательного процесса в сельской школе: спецификой работы в малочисленном коллективе школьников, условиями ограниченности или отсутствия мест для занятий физической культурой, недостатком спортивного инвентаря, слабой учебно-методической базой школы. Для успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в сельской школе выпускник факультета физической культуры должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, необходимость которых обусловлена особыми условиями функционирования сельской школы и различными социально-экономическими факторами, оказывающими определенное влияние на организацию образовательного процесса.
Структура образовательного маршрута студентов педагогического вуза, готовящихся к работе в сельской школе, представлена несколькими эта-
пами. Первый - довузовский, на котором происходит мотивационное самоопределение будущих педагогов к педагогическому образованию и профессиональной деятельности, абитуриентам обозначаются перспективы работы в том или ином образовательном учреждении, в том числе и сельской школе. Второй - вузовский, на котором осуществляется введение студентов в специальность и адаптация к самой системе образования в вузе (I—II курсы), происходит освоение специальности и испытание своих сил в ходе первых педагогических практик (II—III курсы). У студентов формируются представления об основах организации физкультурно-оздоровительной деятельности в сельской школе, их знакомят с особенностями психофизического развития личости сельских школьников, спецификой образовательного процесса в сельских школах. На IV и V курсах осуществляется подготовка к конкретным условиям профессиональной деятельности в будущем, в том числе и в сельской школе. Третий этап — трудоустройство. Вуз предоставляет выпускникам данные о потребностях сельских школ в специалистах, проводит работу по их распределению. Такая работа осуществляется совместно с управлением образования области, отделами образования районов, сельскими школами.
Общая структура подготовки будущих учителей физической культуры может быть представлена в виде схемы (рис. 1).
© Гогин А. Б., Правдов Д. М., Гогина Н. В., 2012
<-►
Рис. 1. Структура подготовки учителя физической культуры для работы в сельской школе
Модель подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: целевой, содержательный, организационный и аналитико-результативный.
Целевой компонент. Основные цели подготовки будущих педагогов к осуществлению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской школе:
- формирование у студента - будущего учителя физической культуры - мотивации к педагогической деятельности в сельской общеобразовательной школе, что предполагает формирование профессиональных мотивов педагогической деятельности в сельской школе, развитие у будущих педагогов интереса к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной рабо-
ты в условиях образовательного процесса сельской школы, формирование психологической готовности к работе в сельском социуме;
- формирование у будущих специалистов физической культуры системы знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешность организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской школе. Для этого необходимо сформировать у них современные представления о специфике организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе; ознакомить будущих учителей со средствами, методами и формами организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях малочисленности класса, разновозрастного коллектива учащихся; дать знания, раскрывающие возможности окружающей природной и социальной
сельской среды в деле укрепления и сохранения здоровья школьников.
Содержательный компонент. Содержание подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе должно:
- включать в себя разделы, раскрывающие проблему сельской школы и специфику образовательного процесса в ней. В разделе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин уделить внимание характеристике сельского социума как вида общности, изучению его социальных групп, рассмотрению современной сельской школы как социокультурного феномена, особенностей ее функционирования, истории возникновения сельских школ как вида образовательных учреждений. В разделе общепедагогических дисциплин и дисциплин предметной подготовки целесообразно рассмотреть особенности личности сельского педагога, учащегося, сельского жителя, характер взаимоотношений в цепочке «учитель - ученик - сельский житель», ознакомить студентов со спецификой профессиональной деятельности учителя физической культуры сельской школы, условиями образовательного процесса сельской школы. В рамках психолого-педагогического практикума следует осуществлять конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделировать образовательные и педагогические ситуации применительно к условиям сельской школы;
- обеспечить рассмотрение особенностей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской школе, особенностей их планирования в условиях сельской малочисленной и малокомплектной школы; включить в обучение студентов решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в условиях малочисленности и разновозрастного коллектива класса, построение образовательного процесса с учетом особенностей психологии личности сельского школьника, его состояния здоровья и его физической подготовленности. При рассмотрении технологии обучения базовым физкультур-но-спортивным видам необходимо уделять внимание особенностям методики преподавания в условиях сельской школы с присущими ей слабой материальной базой, ограниченностью места занятий и т. д.;
- осуществить в рамках дисциплины «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» углубленное освоение методики обучения двигательным действиям в соответствии со
школьной программой предмета «Физическая культура», разделом «Базовые виды физкультур-но-спортивной деятельности». На I курсе - лыжный спорт и гимнастика, на II - баскетбол и легкая атлетика, на III - ручной мяч и плавание, на IV - волейбол, на V - футбол, что дает возможность студентам многопланово подготовиться к предстоящей деятельности. Необходимость этого продиктована также отсутствием на селе специализированных спортивных школ, удовлетворяющих потребности учащихся в спортивном самосовершенствовании.
Организационный компонент. В ходе подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе целесообразно:
- использование возможностей всех форм обучения в вузе: на лекциях раскрываются общие вопросы, закономерности, принципы функционирования образовательного учреждения на селе, основные тенденции развития сельской школы, организация в ней образовательного процесса. На семинарских занятиях происходит углубленное изучение изложенных лекционных тем, изучается педагогический опыт на основе научных публикаций, более глубоко осваивается методика преподавания предмета «Физическая культура» в условиях сельской школы. Лабора-торно-практические занятия позволяют овладеть навыками планирования физкультурно-оздоровительной, спортивной работы применительно к условиям сельской школы, с учетом малочисленности ее учащихся и малокомплектности. Самостоятельные занятия предусматривают большую работу студента по изучению специальной, дополнительной литературы, сбор информации по сельской школе, помощь учителям сельских школ в организации и проведении физкультурно-массовых мероприятий;
- использование на различных этапах обучения спецкурсов, в которых рассматриваются вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской школе;
- привлечение к подготовке студентов педагогов сельских школ.
Процесс подготовки будущих учителей физической культуры предполагает целенаправленное развитие у студентов творческого отношения к педагогической деятельности:
- овладение приемами и методами реализации процесса обучения в условиях различных образовательных учреждений, навыками перестроения своей деятельности в меняющихся педагогических ситуациях;
- использование современных технологий в физкультурном образовании и творческая адаптация их к условиям сельской школы;
- направленность деятельности на разработку и реализацию творческих проектов организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе в период педагогической практики;
- проведение научно-исследовательской работы по проблемам физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе.
Аналитико-результативный компонент модели подготовки включает в себя:
- экспертный анализ учебно-познавательной деятельности студентов, результатов их педагогической практики в сельских школах;
- оценку и анализ уровня развития основных педагогических способностей, умений и навыков студентов;
- самоанализ собственной деятельности после учебных занятий в вузе;
- ведение дневника самоконтроля, выстроенного по схеме «получилось» - «не получилось» -«причины» - «варианты решения»;
- создание студентами аудио- и видеоотчетов о проделанной работе;
- обсуждение педагогических ситуаций, возникших в ходе подготовки их к работе в сельской школе и прохождения педагогической практики, на итоговом расширенном собрании студентов опытных групп, преподавателей вуза, учителей сельских школ и на педагогическом совете школы.
Процесс подготовки будущих учителей физической культуры сельской школы осуществляется с учетом общих организационно-педагогических принципов и условий подготовки специалистов: непрерывности и преемственности в процессе подготовки; осуществления взаимосвязи теоретического и практического обучения; взаимодействия учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности студентов, в процессе которой формируется система общепедагогических знаний, умений и навыков; совершенствования структуры, содержания, организации, методов и средств обучения и формирования интереса студентов к педагогической деятельности; развития у студентов творческого подхода к педагогической деятельности; индивидуальных особенностей студентов, систематического анализа качества их общепедагогической подготовки на различных этапах обучения и корректировки содержания и методов обучения на основе полу-
ченных данных, стимулирования самоконтроля и самоанализа студентов.
Эффективность подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе достигается путем создания специальных педагогических условий (ПУ):
- ПУ, реализуемых на довузовском этапе подготовки специалистов по физической культуре и спорту (формирование мотивации у абитуриентов к работе в сельской школе; профориентаци-онная работа с абитуриентами);
- ПУ, реализуемых в структуре базового профессионального образования (направленность содержания основной образовательной программы подготовки педагога по физической культуре в цикле общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки на специфику организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе; включение в содержание подготовки студентов курса по выбору, раскрывающего особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе; взаимодействие студентов факультета физической культуры в процессе их профессиональной подготовки с учителями физической культуры сельских школ, имеющих высокий уровень педагогического мастерства);
- ПУ, направленных на профессиональную самореализацию будущего педагога (направленность подготовки студентов на создание и реализацию творческих проектов физкультурно-оздоровительной работы в сельских школах; осуществление студентами рефлексии собственной деятельности в сельской школе и в процессе обучения в вузе).
Реализация идей модели способствовала эффективной подготовке студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе. Проведенный педагогический эксперимент позволил обеспечить непрерывность и преемственность в подготовке студентов к работе в сельской школе, повысить уровень развития основных педагогических способностей, двигательных умений и навыков у студентов, занимавшихся по специальной методике подготовки. Динамика их развития в экспериментальной группе более выражена и достоверно значима, нежели в контрольной группе.
Актуальность и результаты исследования подтверждают необходимость продолжения работы по изучению следующих проблем: определение факторов, влияющих на процесс подготовки студентов факультета физической культуры к
работе в сельской школе, выявление педагогических средств подготовки учителя к реализации функций обучения, воспитания и оздоровления в рамках разновозрастного коллектива, профессиональное становление выпускников педагогического вуза.
Библиографический список:
1. Гогин, А. Б. К вопросу о подготовке студентов педагогического вуза к работе в сельской школе [Текст] / А. Б. Гогин // Наука о физической культуре и спорте - шаг в XXI век. Инновационные технологии и перспективы развития спортивной науки: Тезисы докладов научно-образовательного форума молодых ученых. - М. : Флинта : Наука, 2005. - С. 40-43.
2. Гогин, А. Б. Модель подготовки студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе [Текст] / А. Б. Гогин // Состояние и перспективы развития физической культуры в образовательных учреждениях: Материалы международной научно-практической конференции. - Шуя, 2006. - С. 38-40.
3. Гогин, А. Б. Подготовка студентов факультета физической культуры к работе в сельской школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. Б. Гогин. - Ярославль, 2005. - 182 с.
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе [Текст] : методические ре-коменд. для студентов факультетов физической культуры педагогических вузов / сост. А. Б. Гогин, Н. В. Гогина. - Шуя : ГОУ ВПО ШГПУ, типография «Весть», 2008. - 94 с.