УДК 378.046:796
А. Г. ПОЛИВАЕВ А. В. ЧЕРЕМИСОВ
Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматривается проблема качества подготовки современных педагогов, в том числе по физической культуре. Авторами определены основные факторы малоэффективной подготовки студентов педагогического вуза и раскрываются перспективы совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей в рамках Концепции поддержки развития педагогического образования в России.
Ключевые слова: качество профессиональной подготовки, физкультурные кадры, мотивация, педагогическое образование.
В последнее десятилетие в сфере высшего образования в России происходят существенные изменения, касающиеся содержания и качества подготовки педагогических кадров для общеобразовательной школы. Мониторинг эффективности вузов, проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации в 2012 г., выявил существенные недостатки в деятельности именно педагогических вузов, среди которых более 71% отнесены к неэффективным. Среди филиалов педагогических вузов таковых еще больше — 78% [1].
Можно неоднозначно относиться к критериям эффективности деятельности вузов, однако проблема качества подготовки педагогических кадров налицо. Во-первых, из-за низкого престижа педагогической профессии не лучшие выпускники школ идут в педагогические вузы, вследствие этого — низкий балл ЕГЭ поступающих в вуз. Более того, по той же причине не лучшие выпускники педагогических вузов идут работать по профессии. Получается так называемый «двойной негативный отбор» в профессию.
Во-вторых, педагогическое образование ввиду своего консерватизма тяжело переходит на современные образовательные технологии. В-третьих, теоретизированный характер подготовки будущих педагогов увеличивает отрыв их от реального педагогического процесса, а вследствие этого неспособность эффективно решать функциональные задачи в своей профессии. В-четвертых, недостаточная мотивация студентов в вузе к получению профессии учителя. Среди основных мотивов получения качественного образования в педагогическом вузе студенты не указывают «желание стать высококлассным учителем в школе».
Так, данные опроса более 300 студентов педагогического вуза выявили особенности их мотивации к обучению в педагогическом вузе (рис. 1—3).
Особо настораживает тот факт, что студенты, поступившие в педагогический вуз, выбрали его из-
за «понимания важности получения диплома о высшем образовании» без привязки к специальности подготовки (более 46%). Кроме того, стоит отметить, что среди респондентов никто не выбрал высокий имидж и престиж педагогического вуза (0%).
Далее опрос показал, что низкое качество преподавания студенты педагогического вуза связывают со слабой профессиональной готовностью самого профессорско-преподавательского состава к качественному преподаванию и формированию мотивации у студентов, слабое владение новыми образовательными технологиями, низкий уровень подготовленности преподавателей к формированию интереса в процессе обучения (около 22%).
Студенты вуза отмечают, что одними из основных условий, ограничивающих возможность качественного освоения профессии учителя, являются отсутствие перспективы в работе школьного учителя (18,2%), понимание ошибочности поступления в педагогический вуз (17,7%). И если второе условие имеет субъективную природу (учет мнения и желания родителей; отсутствие возможности, в том числе и финансовой, поступать в другой вуз; удаленность от крупных непедагогических вузов), то первое условие — это объективно низкий престиж профессии учителя.
Несмотря на проводимую Правительством и Министерством образования и науки работу по повышению престижа с точки зрения социальных благ — повышение зарплат, возможность приобретения жилья, то в сознании родителей и детей таковых изменений не наблюдается. Необходима коренная перестройка системы подготовки педагогических кадров в вузах. Студенты вуза из предложенных мер по повышению качества профессионально-педагогической подготовки выбирают пересмотр содержания и организации процесса преподавания в вузе, использование возможностей современных компьютерных технологий, проектных технологий, включение в исследовательскую деятельность, применение активных методов обучения (35%).
í
50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
Основные факторы поступления в педагогический вуз
■ большое желание стать учителем в школе
понимание важности получения диплома о высшем образовании
■ еще 4-5 лет беззаботного времяпрепровождения, отсрочка oí армии и т.п.
■ имидж вуза и высокое качество преподавания в вузе
■ возможность дальнейшего личностного развития и самосовершенствования в различных сферах деятельности, кроме учебной
желание родителей, знакомых, друзей
i другое
Рис. 1. Основные факторы поступления в педагогический вуз
тщ-
Основное условие в вузе, ограничивающее возможность и желание осваивав образовательные программы
■ слабая профессиональная готовность самого профессорско-преподавательского состава к качественному преподаванию и формированию moi ивации у студентов
отсутствие перспективы в работе учителя в школе
■ понимание ошибочности поступления в педагогический вуз
■ слабая материально-техническая база вуза
слабое учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе
ничто не ограничивает, и всем доволен
друюе
Рис. 2. Основное условие в вузе, ограничивающее возможность и желание осваивать образовательные программы
Особо обостряется проблема подготовки физкультурных кадров в условиях развития научно-технического прогресса, информационно-коммуникационных технологий. Большинство детей отвлечены от физкультурно-спортивной деятельности более популярными компьютерными играми, социальными сетями и т.п. Учителям физической культуры, тренерам, родителям приходится прикладывать серьезные усилия, чтобы формировать физическую культуру (ФК) подрастающего поколения. Поэтому вдвойне возрастает роль качества подготовки нового учителя физической культуры, способного сделать учебный процесс более интересным и привлекательным для детей, сформировать устойчивую потребность у детей в регулярных занятиях ФК, привлечь к занятиям спортом.
Однако современные подходы в подготовке физкультурных кадров не позволяют эффективно решать профессиональные задачи в современной школе. Слабо развита в подготовке выпускников физкультурных факультетов психолого-педагогическая компонента деятельности [2 — 6], студенты
не способны учитывать психологические особенности занимающихся при выборе средств, методов, систем упражнений, приемов воздействия и средств воспитания. Не владеют метапредметной подготовкой, видя лишь свои функции в формировании двигательных навыков и развитии физических качеств обучающихся. Выпускники физкультурного факультета слабо владеют современными образовательными педагогическими технологиями, которые можно было бы реализовать в процессе физической культуры в школе, наряду с технологиями и подходами обучения новой технике движений или методиками развития двигательных качеств.
Проблема усугубляется тем, что, несмотря на реализацию компетентностного подхода в педагогическом образовании в рамках физкультурных профилей, как результат подготовки мы имеем набор часто несвязанных компетенций (умений), не характеризующих комплексную подготовку в первую очередь педагога на базе какого-либо предмета, в данном случае на базе предмета «физическая культура». Данный факт, на наш взгляд, связан с отсутствием
40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%
9,9% 9,9% 9,3%
3,3%
Меры по повышению у студентов мотивации и желания получать высшее педагогическое образование
I пересмотр содержания и организации процесса преподавания в вузе: использование возможностей современных компьютерных технологий, проектных технологий, включение в исследовательскую деятельность, применения активных методов обучения предварительная подготовка и отбор абитуриентов для педагогического вуза, в гом числе проведение творческого вступительного экзамена для определения педагогической одаренности поступающего I совершенствование материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе
I усиление и введение более жестких форм контроля за учебной деятельностью студентов
отбор по конкурсу наиболее одаренных педагогов для работы в вузе, которые самостоятельно могут решить проблему мотивации студентов
этому вузу и педагогическому образованию в целом уже ничто не поможет
другое
#
Рис. 3. Меры по повышению мотивации и интереса у студентов в получении высшего педагогического образования
качественного перехода в содержании подготовки со «знаниево-ориентированной» парадигмой в высшем педагогическом образовании на компетент-ностно-ориентированную в рамках системно-дея-тельностного подхода.
Отмеченные проблемы в системе подготовки педагогических кадров позволяет наметить несколько направлений повышения качества образования.
Одним из таких путей является изменение содержания подготовки. Широкое использование элементов квазидеятельности, моделирования учебного процесса и педагогических ситуации позволит эффективно формировать компетенции и умений в образовательном процессе. Для этого достаточно подробно обоснованы средства и приемы обучения: тренинги, практикумы, разбор конкретных ситуаций (кейсов), игровые технологии, работа в команде и т.п. [7 — 8]. Только при таком наполнении процесса профессиональной подготовки студентов можно говорить о переходе на компетентностную модель подготовки и эффективно формировать профессиональные и общекультурные компетенции.
Реализация данного направления требует как изменения нормативного обеспечения образовательного процесса (изменения учебных планов, программ дисциплин, разработки нового содержания диагностических оценочных средств), так и качественной переподготовки профессорско-преподавательского состава (ППС) для осуществления деятельности в новых условиях (через систему КПК, стажировок, научно-методических семинаров). Особое внимание в переподготовке ППС, на наш взгляд, необходимо уделять формированию умений руководить проектной деятельностью, управлять процессом индивидуального развития обучающихся, поддерживать и развивать профессиональную мотивацию у студентов.
Еще одним направлением совершенствования подготовки нового учителя в вузе является повы-
шение практикоориентированности образовательного процесса и изменения форматов и содержания практик в вузе. Современные исследования в сфере подготовки педагогических кадров [2 — 8], а также мнения учителей-практиков свидетельствуют о том, что подготовка в вузе идет в отрыве от реалий общеобразовательных школ. Бытует мнение, что «вузы сами по себе, а школы сами по себе». Выпускники вузов, да и сами преподаватели, не знают новых требований и реалий школ и заведомо отстают в технологическом и методическом плане от учителей школ. Поэтому при трудоустройстве в школу им требуется время на переподготовку, адаптацию к реальному учебному процессу. В связи с этим необходимо приблизить образовательный процесс в вузе к реальному педагогическому процессу школы, что возможно лишь при непрерывном участии студентов в образовательном процессе школы, а значит, необходим выход студентов в школы. Данный аспект может быть решен путем организации непрерывной практики, распределенной практики в школе, за счет внедрения новых форматов практик, в том числе длительной полугодичной стажировки на выпускном курсе.
Основным направлением совершенствования процесса профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе следует считать работу по отбору перспективных и педагогически одаренных абитуриентов, а также по формированию адекватной профессиональной мотивации, которую необходимо проводить в течение всего процесса обучения в вузе. Для этого необходим пересмотр порядка поступления в педагогические вузы, а именно, введение профильного творческого испытания для определения педагогической одаренности абитуриента, предварительная довузовская подготовка для поступления в педагогический вуз, создание педагогических классов и т.п.
Деятельность по формированию мотивации к педагогической деятельности должна начинаться с момента
поступления в вузе [9]. Прежде всего, необходима разработка программы мониторинга сформирован-ности профессиональной мотивации, которая позволит отслеживать структуру и состояние мотивации. Развитие профессионально-педагогической мотивации может осуществляться на занятиях по педагогики и психологии, в период практик, во вне-учебной деятельности. Успешному решению данной проблемы может способствовать создание в вузе профессионально-педагогической среды, в которой студенту создаются оптимальные условия для эффективного формирования мотивации.
В рамках Концепции поддержки развития педагогического образования в России, в условиях социального партнерства в регионах [10] вузами могут самостоятельно разрабатываться программы развития педагогического образования, в которых должны найти отражение рассмотренные выше проблемы и перспективные пути их решения. В Ишимском государственном педагогическом институте им. П. П. Ершова подобная программа принята в 2013 году и реализуется по шести направлениям [11-12]:
— совершенствование подходов преподавания;
— повышение практикоориентированности образовательного процесса [12];
— формирование профессиональной компетентности ППС;
— мониторинг развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов;
— профориентация;
— совершенствование предметной подготовки студентов по профилям.
Программа рассчитана до 2016 года и предполагает решение основных проблем подготовки педагогических кадров для общеобразовательных школ региона.
Таким образом, на современном этапе развития высшего педагогического образования необходим пересмотр содержания и организации подготовки педагогических кадров. Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3 + ) предоставляет вузам свободу в выборе дисциплин, их циклов и модулей, в выборе форматов и видов практик и их распределения для совершенствования данного процесса. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо использовать резервы разработанного ФГОС ВО 3+ для организации качественно нового процесса подготовки педагогических кадров для российских школ.
Библиографический список
1. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., 2012 М1р://минобрнауки.рф/ пресс-центр/2774/файл/1265/12.10.31-Мониторинг_Результа-ты.pdf
2. Поливаев, А. Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-пси-
хологических особенностей личности [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович, А. А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. — № 2. — С. 94 — 96.
3. Поливаев, А. Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Высшее образование в России. — 2013. — № 11. — С. 134—137.
4. Фомичева, Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н. В. Фомичева [и др.] // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 6. — С. 61 — 64.
5. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов ФФК на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. — 2010. — № 6 (92). — С. 179—182.
6. Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности [Текст] / А. Г. Поливаев // Науч.-метод. журнал «Педагогическое образование и наука». — 2012. — № 5. — С. 94 — 96.
7. Кулишенко, И. В. Модернизация системы подготовки физкультурных кадров в современных условиях [Текст] / И. В. Кулишенко, Е. В. Шустова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. — № 2. — С. 7 — 10.
8. Чернышева, Л. Г. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта [Текст] / Л. Г. Чернышева // Фундаментальные исследования. — 2006. — № 7. — С. 95 — 97.
9. Степанченко, Н. И. Структура и состояние профессионально-педагогической мотивации студента университета физической культуры [Текст] / Н. И. Степанченко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2013. — № 3. — С. 62 — 68.
10. Шилов, С. П. Профессиональное становление педагога в условиях социального партнерства [Текст] / С. П. Шилов // Среднее профессиональное образование. — 2012. — № 12. — С. 14—16.
11. Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013. — С. 6 — 14.
12. Ведерникова, Л. В. Взаимодействие общеобразовательной школы и педагогического вуза в социокультурном контексте / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк // Высшее образование в России. — 2013. — № 11. — С. 110—114.
ПОЛИВАЕВ Алексей Геннадьевич, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры.
ЧЕРЕМИСОВ Андрей Васильевич, ассистент кафедры теории и методики физической культуры. Адрес для переписки: palex-77@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.04.2014 г. © А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов