Из жизни вуза
131
И.А. ТЕНЮНИНА, специалист научного отдела
Этапы становления траектории
профессионального развития студента педагогического вуза
В данной статье представлены результаты научно-практического исследования по проблеме профессионального становления и развития студентов в период профессиональной подготовки. В статье описаны этапы становления траектории профессионального развития личности будущего учителя. Анализ практики работы педагогических вузов свидетельствует о том, что в основном учебный процесс ориентирован на повышение компетентности будущего профессионала, при этом недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального становления и развития студента в течение всего периода его обучения. Автор в ходе научно-исследовательской работы продемонстрировал попытку создать педагогическую среду, способствующую активизации личностного, творческого и профессионального потенциала студента. Освещение проблемы профессионального становления и развития студентов даст импульс для дальнейших исследований в области профессиональной подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: профессиональное развитие, траектория профессионального развития, становление траектории профессионального развития студента педагогического вуза
Частая смена профессии, специальности, места работы является, на наш взгляд, индикатором нестабильного состояния современного российского общества. В этих условиях появляется необходимость заблаговременного выстраивания будущему педагогическому работнику траектории его профессионального развития на этапе обучения в высшей школе. Мы исходим из того, что успешное становление профессионала, обеспечивающее эффективность его будущей деятельности, непосредственно связано с процессом развития личности. С этой позиции «становление» понимается какна-копление, или «приращение», характеристик и качеств, как определенный результат длительного по времени процесса развития личности. При этом достижение того или иного этапа становления определяет переход к дальнейшему этапу [1]. В контексте нашего исследования под траекторией профессионального развития студента мы имеем в виду процесс саморазвития личности, построения проекта своего профессиональ-
ного «Я » в условиях профессионально-педагогической среды.
Содержание траектории профессионального развития личности студента, по нашему мнению, обусловлена профессионально значимыми качествами, креативностью личности, ее готовностью к саморазвитию.
132
Высшее образование в России • № 11, 2013
Профессионально значимые качества рассматриваются нами как индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения. К профессионально значимым качествам относятся эрудиция, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, наблюдательность, предвидение и рефлексия в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Особый акцент мы делаем на профессиональной мобильности как интегративном качестве субъекта деятельности, позволяющем ему гибко ориентироваться в динамичных профессиональных условиях [2].
Креативность личности выражается в поиске педагогом оригинальных приемов и средств, новаторских форм и методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в уже знакомых ситуациях, а также в умении мыслить перспективно, видеть знакомый объект с совершенно иной стороны, в новом контексте. С точки зрения компетентностного подхода креативность включает следующие компетенции: понимать и реализовывать творческую природу профессиональной деятельности; использовать современные педагогические технологии; владеть традиционными и современными средствами оценивания результатов собственной профессиональной деятельности; владеть приемами самореализации и развития индивидуальности, обладать способностью принимать нестандартные решения.
Готовность к саморазвитию обнаруживается в направленности личности на самореализацию в профессионально-педагогической деятельности, познании и общении, на достижение успеха в разных видах профессиональной деятельности; в потребности к самообразованию и саморазвитию, что связано с постоянным поиском педагогом знаний, новой информации для продуктивного решения профессиональных задач, с умением регули-
ровать, организовывать свою педагогическую деятельность в контексте изменений в профессии и обществе. С точки зрения акмеологического подхода готовность личности к саморазвитию выражается через реализацию творческого потенциала в профессионально-педагогической деятельности, стремление к достижению высот в профессиональной деятельности (наличие мотивации достижения).
Объектом нашего исследования является процесс профессионального становления и развития студентов, поэтому основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента формирования траектории профессионального развития личности будущего учителя. Последняя включает, на наш взгляд, следующие этапы: диагностический, экстенсивный, интенсивный, инновационный, рефлексивный.
Целью диагностического этапа формирования траектории профессионального развития является выявление уровня профессионального развития будущего педагога в первоначальный период обучения через диагностику обозначенных факторов. Профессиональное развитие студентов может находиться на пассивном, активно-поисковом или активно-деятельностном уровне.
Цель экстенсивного этапа - подготовка студентов к изменению себя, своей деятельности как рефлексивной реакции на «возмущения» образовательной среды (специально созданные события, проблемы, ситуации, задачи), в результате которых студент обращается к анализу своих ресурсов, позволяющих ему двигаться «навстречу вызовам». На этом этапе идет накопление теоретического материала (структурирование программ, концепций, опыт разработки проектов, анализ проектов и т.п.), приобретение профессиональных навыков. Здесь нами реализован способ погружения студентов в моделируемую профессиональную среду с использованием средств самопрограммирования, тренин-
Из жизни вуза
133
га, решения педагогических ситуаций, деловых игр.
В основу механизма самопрограммирования заложены процессы саморегуляции и самоорганизации. Итогом самопрограммирования может стать построение плана карьерного роста.
Тренинг по своей сущности является квазипрофессиональной деятельностью, имеющей черты как учебного процесса, так и профессиональной деятельности. Участники тренинга «проживают» предметное и социальное содержание будущего профессионального труда, различных вариантов педагогической деятельности, моделируют характерную для нее систему отношений, «принимают» профессиональные ценности. Тем самым раздвигается пространство деятельности студентов в условном, воображаемом плане, что позволяет им перенестись в свое профессиональное будущее, примерить собственные возможности к условиям профессиональной ситуации, активизируется процесс самопознания, саморазвития. Тренинг помогает ощутить атмосферу профессиональной деятельности, осознать сложность и вариативность принимаемых решений, помогает студенту отождествить себя с будущей профессией. По замыслу тренинг несет в себе элемент неожиданности, динамики, что вынуждает его участников мобилизоваться, направляет их на творческое решение профессиональных задач. Игровой характер способствует максимальной включенности в учебный процесс всех его участников, создает условия для формирования мотивации личностного роста, развития субъектности.
Процесс решения проблемных педагогических ситуаций осуществляется на основе включенности студента в ситуацию, его заинтересованности, стремления к оценке происходящего в условиях свободы выбора.
Использование потенциала игровых технологий способствует целостному пониманию студентами педагогической реально-
сти и себя в ней. В нашем исследовании мы акцентируем внимание на деловой игре, которая одновременно является для студента событием, в котором он проживает значимые для себя моменты [3]. В деловой игре студент находится в активной позиции по отношению к предметной и социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности. Здесь он овладевает опытом деятельности, сходным с тем, который он получил бы в действительности, самостоятельно решает трудные проблемы, а не просто является наблюдателем, переносит знания и опыт деятельности из учебной ситуации в реальную.
Задачей интенсивного этапа является формирование у студента компетенции планирования и проектирования траектории будущей педагогической деятельности, изучение педагогических объектов с позиции продвижения к собственным вершинам мастерства. Данный этап предполагает прогнозирование и построение программы своей траектории профессионального развития, т.е. направлен на осознание себя в профессии.
Психолого-педагогическое проектирование способствует включению студента в мотивированно-деятельностное «проживание», на основе которого строится презентация проекта «Моя профессиональная траектория».
На инновационном этапе ставится цель обеспечить студенту возможность профессионально-творческой самореализации путем погружения в реальную педагогическую среду в период педагогической практики в общеобразовательной школе; используемые средства - проектирование индивидуальных педагогических объектов (проектов социально-педагогического плана, педагогических технологий и т.д.), защита проектов. Реализация проекта - это не поиск чего-то абстрактно «нового», но всегда решение реальной или смоделированной проблемы. Работа над проектом ставит студента в условия, когда необхо-
134
Высшее образование в России • № 11, 2013
димо не просто выполнить алгоритм действий, а изменить деятельность в зависимости от меняющихся условий профессиональной и социальной среды.
Пятый этап - рефлексивный. Его цель -констатировать уровень профессионального развития студента на заключительном этапе обучения в вузе через повторную диагностику установленных критериев профессионального развития. Реальное включение студента в процесс профессионального становления дает возможность будущему педагогу активно продвигаться в овладении профессией. Данный этап направлен на формирование способности к организации образовательного пространства, на развитие креативности и саморефлексии.
Можно заключить, что ведущим фактором выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития является стремление педагога к саморазвитию и самоконструированию. Саморазвитие позволяет регулировать, организовывать собственную педагогическую деятельность с учетом изменений в профессии и обществе, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытым и готовым к новым поворотам своего жизненного пути.
Литература
1. Ведерникова Л.В. Теория и практика фор-
мирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. 196 с.
2. Кормильцева М.И. Психологические де-
терминанты профессиональной мобильности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 9-11.
3. Левитес Д.Г. Практика обучения: Совре-
менные образовательные технологии. Мурманск, 1997. 288 с.
Совершенствование системы
АГ поливаев, подготовки учителя физической
ст. преподаватель
культуры в педагогическом вузе
В статье анализируются проблемы подготовки студентов физкультурного факультета педагогического вуза, опыт построения учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов и их соответствия требованиям педагогической профессии. В статье предлагаются пути совершенствования качества подготовки будущих учителей физической культуры на основе отбора и обучения студентов с учетом их личностных характеристик.
Ключевые слова: компетентность, качество педагогического образования, индивидуально-психологические особенности, практикоориентированность