Научная статья на тему 'Этапы становления траектории профессионального развития студента педагогического вуза'

Этапы становления траектории профессионального развития студента педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1094
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / STUDENT OF PEDAGOGICAL COLLEGE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TRAJECTORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / STAGES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAJECTORY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенюнина Инна Александровна

В данной статье представлены результаты научно-практического исследования по проблеме профессионального становления и развития студентов в период профессиональной подготовки. В статье описаны этапы становления траектории профессионального развития личности будущего учителя. Анализ практики работы педагогических вузов свидетельствует о том, что в основном учебный процесс ориентирован на повышение компетентности будущего профессионала, при этом недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального становления и развития студента в течение всего периода его обучения. Автор в ходе научно-исследовательской работы продемонстрировал попытку создать педагогическую среду, способствующую активизации личностного, творческого и профессионального потенциала студента. Освещение проблемы профессионального становления и развития студентов даст импульс для дальнейших исследований в области профессиональной подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тенюнина Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF FORMATION THE TRAJECTORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTE

This article presents the results of scientific and practical research on the problem of professional formation and development of students during the period of training at pedagogical institute. The article suggests describes stages of formation the trajectory of professional development of future teachers. The analysis of practice of pedagogical colleges shows that the educational process is aimed at improving the professional competence of the future specialist, while the individual identity of professional formation and development of a student during the whole period of his training is not sufficiently taken into account. The author in the course of the research work has made an attempt to create an educational environment conducive to intensification of personal, creative and professional potential of the student. Elucidation of the problems connected with the professional formation and development of students will give impetus to further research in the area of professional preparation of future teachers.

Текст научной работы на тему «Этапы становления траектории профессионального развития студента педагогического вуза»

Из жизни вуза

131

И.А. ТЕНЮНИНА, специалист научного отдела

Этапы становления траектории

профессионального развития студента педагогического вуза

В данной статье представлены результаты научно-практического исследования по проблеме профессионального становления и развития студентов в период профессиональной подготовки. В статье описаны этапы становления траектории профессионального развития личности будущего учителя. Анализ практики работы педагогических вузов свидетельствует о том, что в основном учебный процесс ориентирован на повышение компетентности будущего профессионала, при этом недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального становления и развития студента в течение всего периода его обучения. Автор в ходе научно-исследовательской работы продемонстрировал попытку создать педагогическую среду, способствующую активизации личностного, творческого и профессионального потенциала студента. Освещение проблемы профессионального становления и развития студентов даст импульс для дальнейших исследований в области профессиональной подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональное развитие, траектория профессионального развития, становление траектории профессионального развития студента педагогического вуза

Частая смена профессии, специальности, места работы является, на наш взгляд, индикатором нестабильного состояния современного российского общества. В этих условиях появляется необходимость заблаговременного выстраивания будущему педагогическому работнику траектории его профессионального развития на этапе обучения в высшей школе. Мы исходим из того, что успешное становление профессионала, обеспечивающее эффективность его будущей деятельности, непосредственно связано с процессом развития личности. С этой позиции «становление» понимается какна-копление, или «приращение», характеристик и качеств, как определенный результат длительного по времени процесса развития личности. При этом достижение того или иного этапа становления определяет переход к дальнейшему этапу [1]. В контексте нашего исследования под траекторией профессионального развития студента мы имеем в виду процесс саморазвития личности, построения проекта своего профессиональ-

ного «Я » в условиях профессионально-педагогической среды.

Содержание траектории профессионального развития личности студента, по нашему мнению, обусловлена профессионально значимыми качествами, креативностью личности, ее готовностью к саморазвитию.

132

Высшее образование в России • № 11, 2013

Профессионально значимые качества рассматриваются нами как индивидуальные особенности субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения. К профессионально значимым качествам относятся эрудиция, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, наблюдательность, предвидение и рефлексия в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Особый акцент мы делаем на профессиональной мобильности как интегративном качестве субъекта деятельности, позволяющем ему гибко ориентироваться в динамичных профессиональных условиях [2].

Креативность личности выражается в поиске педагогом оригинальных приемов и средств, новаторских форм и методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в уже знакомых ситуациях, а также в умении мыслить перспективно, видеть знакомый объект с совершенно иной стороны, в новом контексте. С точки зрения компетентностного подхода креативность включает следующие компетенции: понимать и реализовывать творческую природу профессиональной деятельности; использовать современные педагогические технологии; владеть традиционными и современными средствами оценивания результатов собственной профессиональной деятельности; владеть приемами самореализации и развития индивидуальности, обладать способностью принимать нестандартные решения.

Готовность к саморазвитию обнаруживается в направленности личности на самореализацию в профессионально-педагогической деятельности, познании и общении, на достижение успеха в разных видах профессиональной деятельности; в потребности к самообразованию и саморазвитию, что связано с постоянным поиском педагогом знаний, новой информации для продуктивного решения профессиональных задач, с умением регули-

ровать, организовывать свою педагогическую деятельность в контексте изменений в профессии и обществе. С точки зрения акмеологического подхода готовность личности к саморазвитию выражается через реализацию творческого потенциала в профессионально-педагогической деятельности, стремление к достижению высот в профессиональной деятельности (наличие мотивации достижения).

Объектом нашего исследования является процесс профессионального становления и развития студентов, поэтому основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента формирования траектории профессионального развития личности будущего учителя. Последняя включает, на наш взгляд, следующие этапы: диагностический, экстенсивный, интенсивный, инновационный, рефлексивный.

Целью диагностического этапа формирования траектории профессионального развития является выявление уровня профессионального развития будущего педагога в первоначальный период обучения через диагностику обозначенных факторов. Профессиональное развитие студентов может находиться на пассивном, активно-поисковом или активно-деятельностном уровне.

Цель экстенсивного этапа - подготовка студентов к изменению себя, своей деятельности как рефлексивной реакции на «возмущения» образовательной среды (специально созданные события, проблемы, ситуации, задачи), в результате которых студент обращается к анализу своих ресурсов, позволяющих ему двигаться «навстречу вызовам». На этом этапе идет накопление теоретического материала (структурирование программ, концепций, опыт разработки проектов, анализ проектов и т.п.), приобретение профессиональных навыков. Здесь нами реализован способ погружения студентов в моделируемую профессиональную среду с использованием средств самопрограммирования, тренин-

Из жизни вуза

133

га, решения педагогических ситуаций, деловых игр.

В основу механизма самопрограммирования заложены процессы саморегуляции и самоорганизации. Итогом самопрограммирования может стать построение плана карьерного роста.

Тренинг по своей сущности является квазипрофессиональной деятельностью, имеющей черты как учебного процесса, так и профессиональной деятельности. Участники тренинга «проживают» предметное и социальное содержание будущего профессионального труда, различных вариантов педагогической деятельности, моделируют характерную для нее систему отношений, «принимают» профессиональные ценности. Тем самым раздвигается пространство деятельности студентов в условном, воображаемом плане, что позволяет им перенестись в свое профессиональное будущее, примерить собственные возможности к условиям профессиональной ситуации, активизируется процесс самопознания, саморазвития. Тренинг помогает ощутить атмосферу профессиональной деятельности, осознать сложность и вариативность принимаемых решений, помогает студенту отождествить себя с будущей профессией. По замыслу тренинг несет в себе элемент неожиданности, динамики, что вынуждает его участников мобилизоваться, направляет их на творческое решение профессиональных задач. Игровой характер способствует максимальной включенности в учебный процесс всех его участников, создает условия для формирования мотивации личностного роста, развития субъектности.

Процесс решения проблемных педагогических ситуаций осуществляется на основе включенности студента в ситуацию, его заинтересованности, стремления к оценке происходящего в условиях свободы выбора.

Использование потенциала игровых технологий способствует целостному пониманию студентами педагогической реально-

сти и себя в ней. В нашем исследовании мы акцентируем внимание на деловой игре, которая одновременно является для студента событием, в котором он проживает значимые для себя моменты [3]. В деловой игре студент находится в активной позиции по отношению к предметной и социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности. Здесь он овладевает опытом деятельности, сходным с тем, который он получил бы в действительности, самостоятельно решает трудные проблемы, а не просто является наблюдателем, переносит знания и опыт деятельности из учебной ситуации в реальную.

Задачей интенсивного этапа является формирование у студента компетенции планирования и проектирования траектории будущей педагогической деятельности, изучение педагогических объектов с позиции продвижения к собственным вершинам мастерства. Данный этап предполагает прогнозирование и построение программы своей траектории профессионального развития, т.е. направлен на осознание себя в профессии.

Психолого-педагогическое проектирование способствует включению студента в мотивированно-деятельностное «проживание», на основе которого строится презентация проекта «Моя профессиональная траектория».

На инновационном этапе ставится цель обеспечить студенту возможность профессионально-творческой самореализации путем погружения в реальную педагогическую среду в период педагогической практики в общеобразовательной школе; используемые средства - проектирование индивидуальных педагогических объектов (проектов социально-педагогического плана, педагогических технологий и т.д.), защита проектов. Реализация проекта - это не поиск чего-то абстрактно «нового», но всегда решение реальной или смоделированной проблемы. Работа над проектом ставит студента в условия, когда необхо-

134

Высшее образование в России • № 11, 2013

димо не просто выполнить алгоритм действий, а изменить деятельность в зависимости от меняющихся условий профессиональной и социальной среды.

Пятый этап - рефлексивный. Его цель -констатировать уровень профессионального развития студента на заключительном этапе обучения в вузе через повторную диагностику установленных критериев профессионального развития. Реальное включение студента в процесс профессионального становления дает возможность будущему педагогу активно продвигаться в овладении профессией. Данный этап направлен на формирование способности к организации образовательного пространства, на развитие креативности и саморефлексии.

Можно заключить, что ведущим фактором выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития является стремление педагога к саморазвитию и самоконструированию. Саморазвитие позволяет регулировать, организовывать собственную педагогическую деятельность с учетом изменений в профессии и обществе, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытым и готовым к новым поворотам своего жизненного пути.

Литература

1. Ведерникова Л.В. Теория и практика фор-

мирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. 196 с.

2. Кормильцева М.И. Психологические де-

терминанты профессиональной мобильности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 9-11.

3. Левитес Д.Г. Практика обучения: Совре-

менные образовательные технологии. Мурманск, 1997. 288 с.

Совершенствование системы

АГ поливаев, подготовки учителя физической

ст. преподаватель

культуры в педагогическом вузе

В статье анализируются проблемы подготовки студентов физкультурного факультета педагогического вуза, опыт построения учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов и их соответствия требованиям педагогической профессии. В статье предлагаются пути совершенствования качества подготовки будущих учителей физической культуры на основе отбора и обучения студентов с учетом их личностных характеристик.

Ключевые слова: компетентность, качество педагогического образования, индивидуально-психологические особенности, практикоориентированность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.