РАЗДЕЛ VII
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 378.035.6:796
А. В. Хажин
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рассматривая современное состояние физического воспитания студентов, есть смысл в качестве отправной позиции подчеркнуть то, что является для специалистов почти азбучной истиной: подлинно гуманное общество, независимо от того, как называется его социально-экономическое устройство, не может беззаботно относится к культуре, в том числе и к физической. Ведь бесспорно доказано, что от состояния развития физической культуры в обществе существенно зависит сохранение и умножение его самого большого капитала - здоровья нации. Поэтому надо сделать все, чтобы в условиях реформирования системы образования не утратить положительных традиций государственной и общественной заботы о развитии физической культуры и ее нормальном функционировании в системе профессионального образования [3].
Любая человеческая деятельность - целеполагающая, ибо смысл ее и заключен в осуществлении определенных целей. Применительно к ситуации, возникшей в области физкультурно-педагогического образования, где активно дебатируется тема гуманизации, проблема в первом приближении выступает как традиционный вопрос о социальном заказе и тенденции гуманизации. Социальный заказ, будучи осмысленным в категориях физической культуры, выступает как модель действительности, на которую ориентируется подготовка цели, отбор содержания и других компонентов педагогической системы. Очевидно, в самом общем виде социальный заказ, потребовавший гуманизации и гуманитаризации физкультурно-педагогического образования, можно представить как необходимость подготовки человека к общественной жизни, в которой реализуются такие условия, как:
- отказ от доктринальных, «финалистских» целей общественного развития в пользу реализации актуального благосостояния человека;
- утверждение социальных, гуманистических приоритетов в сферах эко -номики, технологии, науки, политики, экологии;
- преодоление заранее установленных стандартов сознания, поведения, мышления и ориентирование на саморазвитие и свободное волеизлияние человека;
- реальная политизация общественной жизни через создание демократических институтов власти, возрастание прав и ответственности людей;
- утверждение экономической, социальной и духовной самостоятельности человека и др. [5].
Реализация вышеобозначенных условий требует особого подхода к организации системы подготовки физкультурно-педагогических кадров. На наш
взгляд, интеграция этнопедагогических традиций в систему высшего физкультурного образования позволит решить ряд проблем, стоящих перед высшей школой.
Исследователи этнической педагогики едины в том, что учет в организационно-воспитательной работе лучших национальных традиций воспитания и обучения подрастающего поколения придает всей педагогической деятельности необходимую стабильность, целостность, обеспечивает ее эффективность.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что проблема использования народной педагогики в подготовке педагогических кадров является достаточно актуальной. При этом этнопе-дагогические исследования ведутся в нескольких направлениях.
1. Освоение студентами собственной этнической культуры. Педагоги -сторонники этнопедагогического образования уделяют значительное внимание изучению истории, культурного наследия одной этнической общности. Важное значение придается изучению родных языков, письменного и устного фольклорного наследия, традиций, обычаев, национальной литературы.
2. Подготовка студентов к профессиональной деятельности в поликуль-турной среде. Основой содержания этого направления этнопедагогическо-го образования являются знания о различных культурных группах российского общества, формирование кросскультурной компетентности студентов.
Остановимся на некоторых методологических подходах к этнопедагоги-ческому образованию, освещаемых в научной психолого-педагогической литературе.
Интеграция Российской Федерации в современное мировое сообщество затруднена, главным образом, той «геоэтнорегиональной фрагментацией», порой граничащей с «дискретностью», которая стала определять политикосоциальный уклад современной России. Проявляющаяся тенденция роста этничности, которая первоначально не нашла теоретического объяснения, получила название «этнического парадокса современности». По мнению Х. Тхагапсоева, именно активизация процессов интеграции и глобализации в современном мире является причиной роста этнического фактора российского общества [6].
Как считают В. Шукшунов и В. Взятышев, в сложившейся ситуации проявляется парадигмальный кризис российского образования, обусловленный необходимостью формирования новых образовательных ориентиров, учитывающих многообразие культурно-образовательных систем современной России, их направленность, факторы и механизмы развития, а также исторические перспективы человечества[8].
Федеративность Российского государства предполагает ориентацию социальных институтов на региональные социально-экономические, культурно-образовательные, этноисторические особенности конкретного региона. Как указывает В. К. Шаповалов, политико-рефлексивные установки региона и центра сходятся на том, что в новых условиях образование должно в своей структуре, содержательном, типологическом и управленческом аспектах отражать фактор региональности [7].
Процессы регионализации и этнопедагогизации образования должны учитывать национально-культурные, культурные, демографические и дру-
гие особенности всего региона. Необходимо, чтобы этнопедагогическая образовательная система была открыта для «проникновения» идей многокуль-турности, толерантности, приоритета добрососедских отношений.
По мнению Р. И. Кусарбаева, в вузовской системе не всегда учитывается тот факт, что за годы учебы студент развивается интеллектуально, духовно, нравственно, физически, поэтому необходимо изменять средства, формы, методы воспитательной работы по мере прогрессивного развития личности с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями, культурой того или иного народа [2].
Как отмечает В. И. Матис, недооценивая собственную роль в социально-культурном развитии этнической группы, села или отдельного человека, учителя не знают и не стремятся узнать основы традиционной занятости, сельскохозяйственного или животноводческого производства, этнопсихологические особенности учащихся разных национальностей, специфику учебно-воспитательной работы с учениками таких школ. В результате выпускники педагогических учебных заведений зачастую совершают различные педагогические ошибки, порой не сознательно, а из-за невежества наносят обиду представителям других национальностей [4].
Эти заключения В. И. Матиса подтверждают наши предположения о необходимости более тщательного и глубокого изучения проблемы этнопеда-гогического образования физкультурно-педагогических кадров и принятия мер по ее совершенствованию. Использование современных знаний о специфике и особенностях этнонациональной и социальной структуры обеспечит успех профессиональной и общественно-политической адаптации молодого специалиста физической культуры.
Однако исследования показывают, что построение эффективной образовательной системы в учебном заведении невозможно без организации среды, в которой находятся обучающиеся. Как верно подмечает В. А. Козырев, «главным направлением построения и развития любого образовательного учреждения сегодня является создание системы условий для общего или профессионального становления личности обучаемого, которая связывается с понятием “образовательная среда” образовательного учреждения» [1].
По мнению В. А. Козырева, изменив поведение человека и его индивидуальность, но оставив без изменения среду, которая вызвала проблему, мы добиваемся временных успехов, что не решает проблемы в корне, поэтому при воспитании следует рассматривать взаимодействие человека и окружающей его среды [1].
Таким образом, мы делаем вывод о необходимости организации этнопе-дагогической среды в системе высшего физкультурного образования. Понятие «этнопедагогическая среда» трактуется нами как совокупность различных условий и возможностей формирования и саморазвития личности, в которых отражены этнические особенности места проживания, выражающиеся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т. д.
Изучение этнопедагогической среды является неотъемлемой частью эт-нопедагогического образовательного процесса и объективным требованием времени. Нам представляется, что организация этнопедагогической среды в физкультурно-педагогическом вузе позволяет решить следующие задачи:
- развить национальное самосознание личности;
- расширить и углубить знания об этнических особенностях своего региона;
- развить уважительное отношение к представителям всех этносов, проживающих в регионе;
- искоренить негативные стереотипные представления о различных этносах, существующие в данном регионе;
- сформировать у педагогов профессионально значимые умения, обогащенные опытом деятельности по изучению этнопедагогической среды.
Реализуется комплексная программа по созданию этнопедагогической среды, в которой оказывается студент с первых дней обучения в вузе, по следующим направлениям:
- учет этноспецифики довузовской подготовки будущего педагога физической культуры;
- согласованность федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов в системе профессиональной подготовки физкультурнопедагогических кадров;
- мотивация студентов на учет в профессиональной деятельности этнокультурных особенностей учащихся;
- оптимальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные программы, методические разработки, рабочие тетради и др.;
- поэтапная интеграция этнопедагогических материалов в образовательные программы базовых дисциплин, завершающаяся самостоятельным кур -сом по этнопедагогике.
По нашему мнению, для реализации вышеобозначенных направлений содержание психолого-педагогических дисциплин в вузе физической культуры должно строиться с учетом этнопедагогического компонента. Учебные курсы этнопедагогической направленности при максимальном охвате социально-культурных традиций должны сосредоточить внимание студентов на осознании исторических и педагогических феноменов, сохранившихся на территории Южного Урала. Необходимо учитывать особенности преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла, а также специально-теоретических и спортивно-теоретических на различных курсах в подготовке будущего учителя физической культуры, при этом системообразующим фактором выступает личность студента и процесс ее становления. Мы считаем, что одним из направлений подготовки физкультурно-педагогических кадров является формирование личности, способной к активной и эффективной профессиональной деятельности в многонациональной и поли-культурной среде, обладающей развитым чувством этнической рефлексии и толерантным отношением к другим национальным культурам. Это определяет образовательные задачи реализации этнопедагогического образования студентов:
- всестороннее овладение основами национальной системы физическо -го воспитания;
- познание и осмысление народной педагогики игры как самостоятельного педагогического явления, определение стратегии и методов его современного использования в воспитании и развитии личности;
- формирование представлений о многообразии национальных культур,
воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;
- приобщение к основам мировой культуры, раскрытие объективных причин процесса глобализации, взаимозависимости народов в современных условиях.
Основываясь на этом, мы определяем этнопедагогическое образование будущих специалистов физической культуры как педагогический процесс формирования свойств личности, выражающихся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Изменение содержания подготовки будущих учителей физической культуры в исследуемом направлении осуществлялось, как уже было обозначено выше, в том числе и введением спецкурса «Этнопедагогика физической культуры».
Нами предполагалось, что введение в учебно-воспитательный процесс спецкурса является одним из важных условий подготовки будущих специалистов физической культуры к профессиональной деятельности. Спецкурс, проводимый целенаправленно, по программе, отражающей современный уровень теории и методики этнопедагогического образования на материале народной педагогики, увеличил эффективность этнокультурной подготовки будущих специалистов физической культуры.
Не рассматривая подробно все формы организации спецкурса «Этнопе-дагогика ФК», хотелось бы остановиться лишь на особенностях этнопедаго -гического тренинга.
Практика показывает, что большинство молодых выпускников вузов физической культуры, пришедших в школу на педагогическую деятельность, испытывают проблемы при работе в полиэтническом коллективе, трудности в работе с представителями других этнических групп и конфессий и др. Одна из причин этого кроется в том, что молодой специалист не овладел умениями и навыками этнопедагогического взаимодействия. Существенную помощь в формировании этнопедагогических умений и навыков может оказать социально-психологический тренинг. Данная антропотехника позволяет моделировать в учебной программе тот аспект деятельности, который наиболее актуален для обучения студентов профессиональным навыкам, например, прием в группу нового ребенка другой национальности; проведение родительского собрания в условиях полинационального состава родителей.
Под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей коррекции. По мнению ряда исследователей, социально-психологический тренинг этнопедагогической направленности призван способствовать формированию активной позиции студентов в общении в поликультурной среде, представлений о себе как субъекте этнокультурной деятельности; совершенствованию социальных навыков межэтнической коммуникации; развитию и совершенствованию культуры использования рефлексии и эмпатии будущим педагогом; развитию способностей к совершенствованию собственной этнической культуры.
Организация социально-психологического тренинга этнической культуры специалиста физической культуры была подчинена основным принципам тренинга: субъектная позиция; персонификация высказываний; акцентирование языка чувств; активность, доверительность в общении; конфиденциальность, добровольное участие; диалогизм взаимодействия; самодиагностика. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы.
Этнопедагогический тренинг - это комплексная форма этнопедагогического образования, основанная на методологии социально-психо -логического тренинга, которая направлена на коррекцию этнопедаго-гического сознания личности студента.
В процессе тренинговых занятий студенты могут осознать ошибочность своих стереотипов и предубеждений, повысить уровень информированности, соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников, находить компромиссные решения, овладеть умением критически мыслить, вести диалог.
Этнопедагогический тренинг направлен на решение следующих задач:
- формирование и развитие этнопедагогических установок личности, в первую очередь, формирование позитивного отношения к народной педагогике (народной физической культуре);
- обучение умениям и навыкам использования материалов народной педагогики в системе физкультурного образования;
- развитие рефлексивных возможностей субъекта при этнопедагогиза-ции образовательного процесса;
- расширение образовательного пространства за счет использования семейных методов физического воспитания;
- коррекция межэтнического поведения личности.
Каждый участник выполняет упражнение самостоятельно, сам изучает себя и других участников тренинга, корректирует свои знания, умения, поведение, качества, характерные для этнической культуры.
Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о народной педагогике. Безусловно, исходный уровень этнопедагогической образованности в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой.
Ведущий должен обладать не только общепедагогическими и этнопеда-гогическими знаниями и умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга.
Тренинговые упражнения применяются тренером в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно используется следующая стратегия. Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение знаний о народной физической культуре, формирование умений и навыков использования материалов народной педагогики в системе физической культуры. Затем - на оценку собственного уровня усвоения этнопе-дагогических стратегий. Это создает психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий интеграции этнопедагогического ком-
понента в систему физкультурного образования, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию и стимулирование межэтнического поведения личности, развитие толерантного отношения к инокультурным элементам.
Анализ изложенного позволяет нам сделать вывод о том, что этнопеда-гогическое образование призвано реализовать: ценностное, бережное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми, поддержку и защиту, культурную идентификацию каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение ребенка к культуре посредством образования; творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию.
Литература
1. Козырев, В. А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Козырев. - СПб.: РГПУ, 2000. - 36 с.
2. Кусарбаев, Р. И. Формирование культуры межнационального взаимодействия. Состояние педагогической практики / Р. И. Кусарбаев // Актуальные проблемы образования. - М.: МПГУ 2000. - С. 17-28.
3. Матвеев, Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. - 1996. - N° 7. - С. 5-9.
4. Матис, В. И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Матис. - Барнаул: БГПУ, 1999. - 32 с.
5. Найн, А. Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многоуровневого высшего физкультурного образования / А. Я. Найн // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №> 10. - С. 12-16.
6. Тхагапсоев, Х. Философия образования: проблемы развития региональных систем / Х. Тхагапсоев. - Нальчик: Эсмер, 1997. - 112 с.
7. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность российского образования / В. К. Шаповалов. - М., 1997.
8. Шукшунов, В. Через развитие образования - к новой России / В. Шукшунов, В. Взяты-шев, П. Романкова. - М.: Изд-во МИГУ, 1993. - 85 с.
9. Поливаев, А. Г., Григорович, И. Н. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 2. - с. 118 - 123.
10. Гончарова, О. А. Представление о человеке и здоровье в системе традиционной культуры алтайцев / О. А. Гончарова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - N° 3. - с. 169 -174.